Дмитрий Юрьев
Политический обозреватель
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана, в 600 километрах от острова Ньюфаундленд, затонул крупнейший для того времени океанский лайнер "Титаник". Погибли от 1495 до 1635 человек. До 20 декабря 1987 года, когда при крушении филиппинского танкера "Донья Пас" погибли 4000 человек, гибель "Титаника" оставалась крупнейшей по числу жертв морской катастрофой в истории человечества.
Гибель "Титаника" сразу же была осознана как символическое событие. Потому что само его создание, само его первое морское странствие были превращены в символическое событие. На фоне многочисленных фантастических и утопических пророчеств "Титаник" начал свой путь как утопия нового мира Просперити, мира, в котором правит успех, в котором главной жизненной целью является комфорт, в котором вместо классовой борьбы будет царить классовая гармония. Между первым, вторым и третьим классами.
Эта гармония была наглядной и исчислимой. И была достаточно гармоничной – без грязных трюмов и бриллиантовых залов. 739 мест в первом классе, цена билетов (в переводе на современный курс) – от 1500 до 50 000 долларов. 674 места во втором классе – от 560 до 2200. 1026 в третьем – от 114 до 456.
Отделанные красным деревом палубы первого класса – с бассейном, залом для игры в сквош, комплексом турецких бань и массажными салонами, с рестораном первого класса, с другими ресторанами, да и со многими другими признаками комфорта (включая легендарный оркестр) – всё это было добротным, устойчивым и выглядело воплощением надёжности. Там – в первом классе – встречались селебрити разного уровня: от обеспеченных буржуа до миллионеров мирового масштаба.
Второй класс был поскромнее, но тоже комфортабельным. Правда, привилегии у "второклассников" заканчивались там, где начинались у "первоклассников". Третий класс довольствовался крашеными стенами вместо красного дерева, а в столовой кормили добротными комплексными обедами вместо роскошнейшего "а ла карт" для высшеклассников.
"Титаник" гордо двинулся через океан. Двинулся, олицетворяя собой начало нового века, века американской мечты, века, в котором благородные миллионеры и другие достойные джентльмены будут вкушать заслуженные блага, где умеренно обеспеченный средний (второй) класс будет смотреть на высший класс снизу вверх с пониманием и уважением, как на образец, к которому можно и нужно стремиться. Где скромные, но тоже достойные люди из числа "обычной публики" будут знать своё место, взирая на высших, как на недостижимый образец, как на воплощённых героев романов из светской жизни (да, Голливуда тогда ещё не было).
"Титаник" утонул. Всё кончилось. Прямо из дорогих банкетных залов, под обрывающуюся музыку оркестров, из скромных кают на нижних палубах – люди посыпались в океан. Некоторые спаслись.
Что же получилось с "классовой системой", когда всё пошло под воду? Наверное, можно сказать, что она как-то отразилась на цифрах. Мужчин из первого класса выжило 33 процента. Из второго – 8 процентов. Из третьего – 16.
С женщинами и с детьми – немного по-другому. Из первого класса выжили 97 процентов. Из второго – 86. Из третьего – 46. С детьми не будем считать процентов. Из первого класса спаслись пятеро из шести. Из второго – все 24. Из третьего – 27 из 52. Всего спаслись 32 процента тех, кто плыл на "Титанике".
Что думали и что делали эти люди, когда жизнь их – надёжная, понятная и комфортная – уходила из-под ног навсегда? Мы этого не знаем, а фильм "Титаник" обо всём нам не рассказывает.
Классовая гармония кончилась. Осталось главное – что там было в их душах. Оно и проявилось. Зафиксировано множество фактов. Приведу всего три примера – о хозяевах жизни, нуворишах, людях власти.
Обладатель 20 миллионов долларов (сейчас это соответствует миллиардам) лорд Джон Джекоб Астор IV помог своей жене, беременной леди Астор, войти на борт спасательной шлюпки и, закурив сигару, остался наблюдать за тем, как спускают на воду шлюпки. Запрыгнуть в них он не пытался.
Легендарный Бенджамин Гуггенхайм путешествовал в роскоши вместе со своей любовницей Леонтине Обар. Сначала он отправил её вместе с горничной спасаться (обе спаслись и дожили до 1964 года). Потом вместе со своим камердинером отправился в каюту. Там они переоделись в смокинги. А потом вернулись за столик в банкетном холле, где и попивали виски. Когда прибежали звать спасаться, Гуггенхайм ответил: "Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть, как джентльмены". Они погибли.
Майор Арчибальд Батт, военный помощник двух президентов США – Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Таффта – присоединился к офицерам, которые занимались эвакуацией женщин и детей. Тела его не нашли.
Наверняка есть множество примеров мужества и достоинства – во всех классах. Наверное, есть и примеры жестокости, трусости и подлости. Во всех классах. Но люди грешники – все. Но – все – имеют шанс спастись и войти в Царство Небесное. Даже за секунду перед смертью. Даже на разбойничьем кресте.
Наш общий 140-миллионный корабль сейчас столкнулся с айсбергом. Мы не тонем, но воду из трюмов приходится откачивать. Казавшаяся незыблемой система классов на этом нашем корабле – намного менее справедливая и намного более неравноправная, чем на "Титанике", – трещит по швам. И чем больше среди нас найдётся неизвестных героев-третьеклассников, вместе с моряками спасавших женщин и детей, и чем больше среди наших грешных, а то и преступных богачей, нуворишей и корыстолюбцев найдётся лордов Асторов, Гуггенхеймов и Баттов, – тем больше надежды на спасение. На земное и небесное.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии (0)