26ноября 1963 года скончался подводник Александр Маринеско. Несмотря на то что он был одним из самых результативных советских подводников в Великой Отечественной войне, он так и не получил свою долю прижизненной славы. Напротив, Маринеско имел сплошные проблемы с начальством, которые в конце концов привели его к разжалованию и даже попаданию в тюрьму. Звезду Героя Советского Союза он получил только через 27 лет после скоропостижной смерти.
Александр родился в Одессе в 1913 году. Его отец имел румынские корни, так что изначально его фамилия звучала как Маринеску. Однако в процессе жизни на Украине она украинизировалась и превратилась в Маринеско. Сын пошёл по стопам отца, который в своё время сам был матросом.
Окончив шестилетку и школу юнг, матрос Маринеско начал службу на судах Черноморского морского пароходства. Затем окончил местный мореходный техникум и уже в 20 лет был вторым помощником капитана на судах, ходивших по Чёрному морю.
К слову, Маринеско никогда не мечтал о карьере военного моряка, желая работать в торговом флоте. В те времена была широко распространена практика комсомольских путёвок, по которым способных и талантливых молодых людей отправляли на те специальности, в которых имелась потребность. Именно так Маринеско и попал на курсы для командного состава Красного флота. После окончания учёбы он был распределён на Балтийский флот, став штурманом подводной лодки Щ-306. Так и началась его карьера на Балтике.
Александр Маринеско с семьей. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
На лодке он прослужил около двух лет, после чего вновь был направлен на курсы переподготовки. А лодка, на которой он начинал свою службу, подорвалась на мине осенью 1942 года и лишь несколько лет назад была найдена водолазами.
После учёбы он некоторое время прослужил помощником командира на Л-1 и вскоре сам был назначен командиром новёхонькой лодки М-96. Маринеско это назначение, очевидно, понравилось, потому как он крайне старался произвести впечатление и по итогам последнего предвоенного года его судно было признано лучшим на флоте по военной подготовке. Командир судна был награждён золотыми часами и получил звание капитан-лейтенанта.
Отложенная война
Александр Маринеско (первый ряд, в центре) с сослуживцами. 1943 год. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Как ни странно, но за первые полтора года войны Маринеско оказался фактически невостребованным. За исключением краткого четырёхдневного несения прибрежного дозора в районе Моонзундских островов в конце июля 1941 года, подлодка боевых задач не выполняла. В этом походе встреч с противником так и не произошло, и в начале сентября М-96 была перебазирована в Ленинград. Судя по всему, Маринеско откровенно маялся от скуки. Вскоре случились первые серьёзные неприятности: в октябре 1941 года его исключили из числа кандидатов в партию и подвергли суровому распеканию "за пьянство и организацию азартных игр в дивизионе подлодок".
Стоит сказать, что он ещё легко отделался, ведь, учитывая обстановку на фронтах, он мог пострадать гораздо серьёзнее. Очевидно, что перспективного офицера пожалели и не стали наказывать по всей строгости.
Вскоре произошло ещё одно происшествие, которое отложило начало боевого пути Маринеско. В феврале 1942 года во время артиллерийского обстрела Ленинграда М-96 получила серьёзные повреждения. Из-за пробоины оказались затоплены несколько отсеков подлодки и ремонт судна занял почти полгода.
Только в августе 1942 года судно наконец вышло в полноценный боевой поход. К тому времени война длилась уже почти 14 месяцев.
Подвиг, которого не было
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Засидевшийся без дела Маринеско в первом же походе отличился самым лучшим образом, потопив крупный транспорт. Правда, позднее выяснилось, что это не так. Парадоксально, но свою главную прижизненную награду — орден Ленина — Маринеско получил за подвиг, которого не было. Затопление корабля было неподтверждённым, т.е. известным лишь со слов командира судна. В тот раз он корабль не утопил и его первая торпедная атака стала неудачной. Более того, "потопленный" Маринеско корабль после войны благополучно оказался в составе советского флота (был передан в качестве репараций).
24 августа, через два дня после начала первого боевого похода, подлодка Маринеско вышла на вражеский конвой. Два транспорта и танкер шли в сопровождении двух плавучих батарей. Выбрав в перископ самую удобную и крупную цель, Маринеско приказал готовиться к атаке. Торпедирование было произведено из подводного положения. Через минуту с небольшим Маринеско и вся команда отчётливо услышали треск, который был воспринят ими как свидетельство того, что торпеда попала в цель. В перископ Маринеско заметил, что обстрелянный корабль стоит без движения, а корабли охранения двигаются в их сторону. После этого советская подлодка начала отход. Она была обстреляна артиллерией плавбатарей, а также глубинными бомбами. Однако Маринеско удалось увести корабль невредимым.
После возвращения на базу он на радостях забыл предупредить своих, а также поднять флаг, в результате чего был атакован советскими катерами противолодочной обороны. К счастью, этот инцидент обошёлся без жертв.
За потопление крупного вражеского судна Маринеско был награждён орденом Ленина. Тогда никто ещё не знал, что его атака оказалась неудачной. На самом деле атакованный им корабль сумел уклониться от торпеды, после чего конвой благополучно достиг места назначения. Журналы судов сохранились в архивах, их записи в общем не противоречат докладу Маринеско: действительно, он атаковал судно, затем его обстреляли. Совпадало и место атаки, и время, и обстоятельства. За тем исключением, что корабль уклонился от торпеды и не получил повреждений.
Тем не менее во многих советских источниках, а теперь и в российских, утверждается, что Маринеско в тот день потопил транспорт "Елена". Вероятно, причиной путаницы стали языковые нюансы. В составе атакованного Маринеско конвоя и правда находился корабль с таким названием (SAT 4 Helene). И примерно в те же дни действительно погиб финский пароход с похожим названием — Helen. Однако он подорвался на мине у острова Рюген — за сотни миль от места атаки конвоя (Порккала). Видимо, из-за того, что названия судов похожи (а на русский переводятся одинаково) и возникла эта путаница.
То бои, то загулы
Подлодка С-13. Коллаж © L!FE. Фото ©
Вскоре после этого похода М-96 была привлечена к десантной операции. Она должна была скрытно высадить на Нарвском побережье разведывательную группу и затем эвакуировать её после выполнения задания. После высадки группы лодка отошла от берега и всю ночь дожидалась возвращения. В целом миссия была выполнена успешно (однако разведчики свою задачу не выполнили по независящим от них обстоятельствам). Без всяких приключений лодка вернулась на базу. В некоторых источниках ошибочно утверждается, что именно за эту операцию Маринеско получил орден Ленина, но это не так. Она проходила в ноябре, тогда как орденом он был награждён ещё в сентябре.
Тем не менее после двух удачных операций ему удалось реабилитироваться за дисциплинарные проступки. Он был повышен до звания капитана третьего ранга и вновь принят в ряды кандидатов в партию. Однако в личных характеристиках капитана отмечалась его тяга к загулам на берегу.
В начале 1943 года он получает назначение на новую лодку С-13, на которой он и одержал самые значимые победы. К слову, М-96 погибла осенью 1944 года, подорвавшись на мине.
Однако следующие полтора года Маринеско вновь бездействовал. Вообще, Балтийское море было далеко не самым насыщенным театром боевых действий в Отечественной войне, так что в следующий раз корабль под его командованием вышел в боевой поход только в октябре 1944 года.
C-13 на Балтике. Фото ©
И вновь его ждала удача. Ему удалось обнаружить одинокий немецкий траулер и атаковать его. Однако выпущенные торпеды прошли мимо. Пришлось обстреливать судно из артиллерийских орудий. После возвращения Маринеско доложил в рапорте, что лично наблюдал, как обстрелянный корабль остановился, начал крениться и уходить под воду. Однако в действительности повреждённый корабль только потерял ход и немцам удалось отбуксировать его и починить. Кроме того, Маринеско завысил тоннаж судна, выдав траулер за крупный транспорт водоизмещением не менее пяти тысяч тонн.
В отличие от прошлого похода, где Маринеско не имел возможности достоверно оценить повреждения, здесь он явно приукрасил свои достижения. Тем не менее он был награждён орденом Красного Знамени.
Штрафной поход
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Новый 1945 год запомнился Маринеско надолго. Отмечая праздник в Турку, он так загулял, что на два дня оставил подлодку, уединившись с хозяйкой местной гостиницы. Тем временем оставшаяся без присмотра команда тоже встретила праздник с огоньком, подравшись с местными жителями. Самовольное оставление командиром лодки в условиях боевого времени — да ещё и накануне боевого похода — грозило самыми серьёзными последствиями. Возможно, трибунал и не приговорил бы его к смерти, но уж точно разжаловал бы и, возможно, отправил в "штрафники".
К счастью, на Балтфлоте тогда оставалось небольшое количество лодок, каждое судно было на счету, а в случае наказания Маринеско "по уставу" лодка некоторое время оставалась бы неготовой к боевым действиям из-за смены командира. Командующий Балтфлотом Трибуц решил отложить судебное разбирательство до возвращения лодки из запланированного боевого похода.
И теперь Маринеско понимал, что он не может вернуться с пустыми руками, ибо получит по всей строгости советского закона.
С-13 крайне активно искала конвои. Маринеско использовал любую возможность, чтобы не вернуться домой с пустыми руками. Однако несколько атак не удались. Сначала помешал сильнейший шторм. Затем пришлось отказаться от атаки из-за грамотного противодействия кораблей охранения.
Фото ©
Наконец 30 января советская подлодка обнаружила "Вильгельма Густлоффа". До войны это был один из самых роскошных немецких круизных лайнеров, который использовался в рекламных целях. На него специально сделали доступные билеты, дабы самые широкие слои немецкого населения имели возможность приобрести круиз и на своём опыте ощутить заботу Гитлера о нации.
Во время войны корабль был сначала плавучим госпиталем, а затем учебной базой. С началом эвакуации Восточной Пруссии он начал перевозить беженцев. В последний поход корабль вышел переполненным, взяв на борт большое количество гражданских. Также на борту находилось около тысячи курсантов-подводников, плюс почти четыре сотни человек из женского вспомогательного флотского персонала и полторы сотни членов экипажа.
Фото © Wikimedia Commons
Немецкий лайнер сгубило то, что он ждал приближения тральщиков, поэтому включил все огни, сияя, как новогодняя ёлка. Разумеется, он оказался отличной целью для советской подлодки.
Маринеско имел немалое количество времени, чтобы оценить корабль и продумать план атаки, прежде чем капитан, не дождавшись тральщиков, погасил огни. Зайдя со стороны берега, С-13 выпустила три торпеды по немецкому кораблю. Все они достигли цели. Спаслось лишь около тысячи человек. Точное число погибших невозможно установить, поскольку неизвестно количество пассажиров на борту. Большая часть источников говорит о 5000–5500 погибших.
"Вильгельм Густлофф" стал крупнейшим по тоннажу кораблём, потопленным советскими подводниками. Разумеется, это не могло не породить массы легенд. В частности, весьма популярны утверждения о том, что Гитлер будто бы занёс Маринеско в личный список врагов (иногда даже уточняется — под номером 26), объявил трёхдневный траур и расстрелял капитана конвоя.
Момент торпедирования лайнера "Вильгельм Густлофф" (сделано с немецкого корабля охранения). Фото ©
Все эти легенды не имеют никакого отношения к реальности. Во-первых, Гитлер понятия не имел о существовании капитана Маринеско. Во-вторых, он не мог внести его в этот список, поскольку такого списка никогда не существовало. Это миф, созданный послевоенной публицистикой. То, что выдаётся за списки врагов Гитлера, — это Sonderfahndungsliste — разыскные списки людей, которых необходимо было задержать как в самой Германии, так и на оккупированных территориях, составленные РСХА. Причём в них находились не только политические, но и уголовные преступники. Что-то вроде списков современного федерального розыска. О существовании 99% фигурантов этих списков Гитлер даже не подозревал, так что называть их списками личных врагов Гитлера — очень сильное преувеличение.
Траур из-за гибели лайнера в Германии не объявлялся, и капитана конвоя тоже не расстреливали. В Германии вообще не объявляли о гибели корабля. Сам Гитлер отреагировал на неё удивительно спокойно и сдержанно, на совещании гроссадмирал Дениц заявил, что при столь масштабной эвакуации (два с половиной миллиона человек) потери неминуемы. Гитлер с ним согласился. К тому времени все стороны давно уже перешли к неограниченной войне и топили всё, что движется, так что истерики Гитлера в данных обстоятельствах были бы по меньшей мере странными.
Через 10 дней подлодка Маринеско потопила ещё один крупный лайнер под названием "Генерал Штойбен". Он почти в два раза уступал по тоннажу "Густлоффу", на его борту находилось около трёх с половиной тысяч пассажиров, из которых спаслось менее 700 человек.
Последние годы
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
После возвращения ни о каком трибунале уже не было и речи. Напротив, Маринеско представили к награждению звездой Героя. Однако, памятуя о его серьёзных проблемах с дисциплиной, ограничились только вручением ордена Красного Знамени. По иронии судьбы за несуществующую победу в 1942 году он был награждён орденом Ленина, а за два подтверждённых потопления крупнейших лайнеров получил куда менее значимую награду.
После войны Маринеско опять расслабился, дав повод избавиться от него. После неоднократных уведомлений о неподобающем поведении нарком ВМФ Кузнецов своим приказом разжаловал Маринеско в старшие лейтенанты и снял с должности командира подлодки с формулировкой "За систематическое пьянство, халатность и бытовую распущенность".
Примерно месяц он прослужил командиром тральщика, после чего окончательно был списан из флота. Следующие несколько лет он работал помощником капитана на торговом судне. В 1949 году устроился в Ленинградский НИИ переливания крови, где проработал совсем недолго, став фигурантом уголовного дела, закончившегося тремя годами лагерей за растрату.
После освобождения он работал снабженцем на одном из ленинградских заводов. При Хрущёве знаменитого моряка решено было простить. В 1960 году приказ Кузнецова о разжаловании Маринеско был отменён и ему вернули капитанскую пенсию. Через три года 50-летний Маринеско умер от рака пищевода.
Фото © Wikimedia Commons
Только в перестроечное время благодаря широкой общественной дискуссии, инициированной ведущими советскими изданиями, Маринеско превратился в культовую фигуру. Много говорилось о том, что с ним обошлись нехорошо и надо восстановить справедливость. В результате за год до распада СССР указом Михаила Горбачёва ему было присуждено звание Героя Советского Союза. Его именем называли объекты, ему устанавливали памятники.
Благодаря этой дискуссии Маринеско неожиданно оказался самым знаменитым советским моряком. Тем не менее по сей день его личность вызывает споры. Одни считают его величайшим советским подводником, которому не было равных, гением подводной войны. Другие уверены, что он раздолбай, который вёл себя недостойным офицера образом и ему "просто повезло". Несмотря на пришедшее через много лет после смерти признание, Маринеско по-прежнему остаётся одним из самых противоречивых героев в советском пантеоне.
Автор:
ЕА
Евгений Антонюк
Историк
Комментарии (3)