Главный вопрос сомневающихся в реальности Италийского похода - тот же самый, что и при обсуждении монголо-татарского завоевания Руси: сколько понадобилось фуража?
Из обсуждения предыдущего текста:
zloigoblin2 : Вообще то весь переход через Альпы длился не более трех недель, причем из-за непредвиденной четырехдневной задержки армия чуть не умерла с голоду, о чем прямо и сказано в источниках. один раз удалось захватить крепость горцев, где был найден трехдневный запас продовольствия. значит изначально запаса продовольствия армия тащила с собой максимум на 10-12 дней, что на мой взгляд никак не может являться чрезмерным грузом. еще вопросы есть?
александр федотов: значит каждая лошадь везла на себе питание на 3 недели? 5-10 кг. зерна ежедневно (минимум), до 10 кг. сено умножаем на 15 дней (минимум) = 225 кг корма одной лошади, умножайте на общее количество кобыл и мулов, такой минимальный запас кормов, иначе лошадь не пойдёт..
_______________________________
Порывшись в картах, нашел следующую картину:
Или, подробнее:
И, судя по ней, выбор был сделан не самый плохой. Почти до самого горного перевала тянется долина (на нижней карте - двойная розовая линия) после крутого подъема (2.409 м) - более или менее плавный спуск к следующей долине, ведущей на равнину (на нижней карте - черная стрелка, направленная на северо-восток от перевала)
Назвать эту местность не пригодной для жизни никак нельзя. В наши дни меньше чем в 10 км от перевала расположен поселок Seez:
И пусть его не было 2000 лет назад, но растительность-то была. Соответственно, какую-то часть корма для лошадей можно было добрать на месте. Не всю же дорогу они проделали на высоте 2000 м !
Если бы Ганнибал двигался по современной трассе, его путь пролегал бы по линии, обозначенной красным пунктиром. Она проложена по дну долины, которая в те времена существовала, хотя трассы и не было.
По сути, проблемы с кормом неизбежно возникли бы только на самом трудном участке пути (обведенном зеленой линией, зеленая точка - перевал).
Протяженность этого отрезка - около двадцати км. Трудных, опасных, но - 20, а не 200. Еще километров 100-120 пролегали по долинам, заросшим лесом, где имелась какая-никакая трава и озерца для водопоя.
С учетом всего выше сказанного, предполагаемое количество фуража должно быть заметно меньше, чем было озвучено в предыдущем обсуждении.
_____________________
Да, кстати! Совсем забыл...
"Уважаемые товарищи потомки" в процессе исследования грунта Коль-де-Траверсетт восхищались выносливостью предков и сетовали на нынешнюю привычку к комфорту)
Комментарии (0)