Одним из ярких представителей русского купечества, которым может гордиться наш народ — это Афанасий Никитин из Твери, автор «Хождения за три моря». Он — один из первых европейцев, побывавших в Индии. Васко да Гама, проложивший морской путь в Индию вокруг Африки, побывал там лишь через тридцать лет после нашего купца.
Хотя жанр «отчетов о путешествиях» был распространен и до Афанасия Никитина, раньше это были описания паломничества в Палестину и другие «святые земли».
Заметки Никитина интересны тем, что ничего общего с паломничеством не имеют — путешествие имело исключительно коммерческие цели. Более того, это — один из первых отчетов в жанре «антипаломничества», а сам Афанасий Никитин называл свое хождение «грешным». Почему же так?
Дело в том, что в Древней Руси все земли подразделялись на «праведные» и «грешные». Например, праведной считалась «Святая Русь». А чужие, басурманские земли, где исповедуют чужую, «грешную» веру и говорят на чужих языках - «нечистыми».
Таким образом, путешествие Никитина было для него самого переходом в «перевернутое пространство», где ему самому приходилось использовать чужие, «поганые» языки и исполнять чужие обычаи.
И для оправдания такого своего «грешного» поведения, Никитин и пишет свое «Хождение за три моря», чтобы описав чужие нравы и обычаи, получить прощение и «очиститься» от греха.
Памятник Афанасию Никитину в Твери
Сегодня мы совершенно по другому воспринимаем путешествия. Это — возможность познакомиться с чужой культурой, «прикоснуться к ней». Но много столетий назад это воспринималось совсем по-другому. Вот и для Афанасия Никитина это стало «грешным» хождением.
Комментарии (0)