При слове "царские" в голове сразу щёлкает некое реле и ничего положительного оно не включает. Крепка советская закалка!
И вот что интересно: адмиралы Ушаков, Нахимов, Макаров тоже были царскими, но нигде такого прилагательного к их званию я не встречал, исключительно "русские" или "российские". И их именами назывались не только корабли императорского флота, но и советские. А вот Колчак был исключительно"царским" адмиралом, хотя о восстановлении монархии, насколько известно, он и речи не вёл.
Можно также предположить, что причиной, почему именами одних российских адмиралов при советской власти корабли называли, а других нет - достаточно простое их происхождение. Отец Ушакова - сержант Преображенского полка, Нахимова - заурядный секунд-майор, всего лишь комбат, Макарова - штабс-капитан.
Принято считать, что они гуманно относились к личному составу. Известно, что, будучи командиром линейного корабля «Силистрия», Нахимов запретил применение телесных наказаний. А меж тем, в России они были отменены только 30 июня 1904 года .
А кто же были адмиралы Николай Оттович фон Эссен и Иван Константинович Григорович?
Кстати, неясно, почему из названия новейшего российского фрегата исчезла частица "фон"? Она же не помешала командиру крейсера "Новик" уже на следующее утро после ночной атаки японцев на русские корабли в Порт-Артуре, с которой и началась война, одним из первых вывести свой корабль в составе эскадры навстречу врагу. Эссен выпустил торпеду по крейсеру "Якума" и дважды пытался атаковать флагманский броненосец адмирала Того. Однако удачно попавший японский снаряд калибром то ли 305, то ли 203 мм на уровне ватерлинии вынудил крейсер выйти из боя. На ремонт ушло 10 суток.
После ремонта крейсер действовал исключительно активно на фоне общих неудач. Это было отмечено командованием. Николая Оттовича наградили Золотой саблей, 12 членов команды стали Георгиевскими кавалерами. Своё награждение Эссен прокомментировал так: «Я выстрелил, попали в меня, но наградили снова меня».
За словом в карман он никогда не лез и с юности отличался большой самостоятельностью. По этому поводу его отец, бывший в то время замминистра юстиции заметил: «Ты слишком мало уважаешь закон!»Поэтому юристом Эссен не стал, а пошёл в военные моряки. Успешно закончил Морское училище, Морскую академию, Артиллерийские офицерские классы.
"Новик" был новым словом в кораблестроении, при его проектировании отдали преимущество не броне, а скорости хода и универсальности. Крейсер мог развивать более 25-ти узлов. Строился в Германии, сам кайзер Вильгельм посетил необычный корабль.
После "Новика" Эссен командовал броненосцем "Севастополь". Участвовал в сражении в Жёлтом море, многократно обстреливал японские позиции. Подрывался на минах и снова вступал в строй."Севастополь" был последним крупным кораблём эскадры, сохранившим боеспособность. В конце концов Эссен решил прорываться в одиночку навстречу эскадре Рожественского. Командующий дал согласие.
Но японцы не намерены были упускать его. Каждую ночь начались атаки отрядов миноносцев. Противоторпедные сети, боны и артогонь броненосца совместно с немногочисленными русскими миноносцами помогали отбивать атаки. В одну из ночей было выпущено 45 торпед, в следующую 80. Единицы достигли цели, но количество перешло в качество, корабль не мог более сражаться. Но и тут Эссен показал себя - "Севастополь" был затоплен так, что в отличие от других японцы не смогли поднять его. Он и по сей день лежит на дне недалеко от Порт-Артура.
В мае 1911 года Эссен уже стал командующим Балтийским флотом. Усиленно готовил флот к надвигающейся войне. Непосредственно руководил созданием планов защиты Финского залива с помощью минных заграждений и артиллерийских позиций. Вкус к принятию самостоятельных решений он не потерял и на этой должности.
Как известно, Россия вступила в войну 1 августа 1914 года.
А ещё 31 июля до 12 часов дня по приказу адмирала были выставлены минные заграждения из более чем 2100 мин. За такие вещи без приказа сверху - головы скручивают, но Эссен пошёл на это. И не ошибся.
К сожалению, замечательный моряк умер от воспаления лёгких 7 мая 1915 года. Морской министр адмирал Григорович, о котором речь ниже, собирался назвать именем Эссена новый корабль. Но не успел. Наступило время эсминцев Троцких да Володарских с Урицкими.
Адмирал Н.О. фон Эссен:
А теперь об адмирале Григоровиче. Хотя дзеновский формат намекает, что пора закругляться. Но мы ведь должны знать своих героев?
Отцом Ивана Константиновича был контр-адмирал, потомственный дворянин. Так что стезя сына была практически предопределена. Кстати, он был в составе экипажа того самого американского крейсера "Забияка", о котором я писал в прошлой заметке, принимал его в Филадельфии и перегонял в Россию. Потом беспрерывная череда всевозможных должностей на кораблях и в штабах на Балтике и Тихом океане.
В 1896 году стал морским атташе в Лондоне, а в 1898 отправился во Францию принимать под своё командование новейший броненосец "Цесаревич". Командуя броненосцем в Порт-Артуре, за мужество был награждён мечами к ордену Св.Владимира. Сильно повреждённый корабль был поставлен в ремонт, а Григорович назначен командиром порта Порт-Артур. Здесь же стал контр-адмиралом.
После войны служил начальником штаба Черноморского флота, начальником обороны Балтийского флота, в начале 1909 года переведен заместителем Морского министра и возглавил Морской технический Комитет, став вице-адмиралом.
И вот тут-то засиял его талант администратора. За несколько лет он совершил невозможное: смог возродить российский флот. Его кредо было: «Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта» .
1 апреля 1911 года адмирал получил от Николая II записку следующего содержания: «Прошу Вас приехать ко мне завтра, 19 марта, в 10 часов утра в сюртуке». После этого визита он был назначен Морским министром, а в сентябре стал полным адмиралом. За короткое время ему удалось совершить титанические сдвиги в судостроительной промышленности, программах кораблестроения, организации деятельности флотов. Можно вспомнить, что 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев в составе флота, вступившего в Великую Отечественную войну, были построены благодаря трудам Григоровича.
Но произошла февральская революция и Григоровича отправили в отставку. Он ничем не замарал себя даже в глазах большевиков. К службе его уже не привлекали, работал в Морской исторической комиссии, преподавал. В 1924 году выехал за границу для лечения опухоли мозга. В Россию не вернулся. Занялся живописью, жил за счёт продажи картин, исключительно бедно. Ну, это как и положено у нас.
Он скончался 3 марта 1930 года в возрасте 77 лет и был похоронен на частном кладбище . А в 2005 году во Францию зашёл отряд кораблей Черноморского флота. После траурной церемонии флагман Черноморского флота – ракетный крейсер «Москва» – принял на борт гроб с останками адмирала и доставил его в Новороссийск, завершающей точкой маршрута был Петербург. С воинскими почестями последнего морского министра империи перезахоронили в фамильном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Адмирал И.К. Григорович:
Я думаю - правильно назвали новые фрегаты этими славными именами
Комментарии (0)