История,Альтернативная история,История России,СССР

Подход «с другой стороны»

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

А. Романченко

по научно популярной книге авторов: А.А.Бычков, А.Ю.Низовский,

П.Ю. Черносвитов

ПОДХОД «С ДРУГОЙ СТОРОНЫ»

«С другой стороны» к этой загадке подходят те современные историки, которые в полной мере учитывают работы археологов по славяно-русской тематике последних десятилетий. Из них неопровержимо вытекает, что самая ранняя история сложения всех главных центров русской государственности связана с пребыванием скандинавов на Руси. И везде эти люди составляли высший социальный слой зарождающегося русского государства, в котором лишь постепенно стирались межплеменные границы и «унифицировалась» общая культура. Конечно, эта «унификация» никогда не доходила до полного исчезновения всех культурных различий между народами, вошедшими в состав Руси, а затем и России. Разницу между культурами разных ее территорий можно заметить даже в XX веке. Но вот что важно: одними из первых свое «этническое лицо» начали терять на Руси именно скандинавы.

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века

Это очень любопытный момент, прослеживаемый археологически. Самые ранние погребальные памятники дружинной знати на Руси образуют целые могильники в узловых местах главных древнерусских торговых путей — балто-днепровского («из варяг в греки») и балто-волжского (по аналогии — «из варяг в хазары»). А это район Старой Ладоги, Смоленска, Киева, Чернигова, Ярославского Поволжья. По-видимому, такой же дружинный могильник был и под Новгородом, но пока он не найден. Есть подозрение, что он был разрушен в процессе застройки новгородской территории. Почти все захоронения в них — трупосожжения, но по чертам обрядности и по вещевым находкам можно судить о принадлежности погребенного к тому или иному этносу и к определенному социальному слою. Так вот, археологические исследования показывают, что собственно скандинавских дружинных захоронений в этих могильниках — меньшинство. Очевидно, что дружина на Руси в IX–X веках состояла не только из скандинавов, но и из представителей коренного населения. А оно на Руси в то время — не только славянское, но и балтское, и финское. Но дело даже не только в этом. Самое интересное, что именно скандинавские этнические признаки быстрее всего растворились в «общедружинных». Остальные же сохранялись дольше, и, как правило, дольше всего сохранялись этнические признаки того коренного населения, на территории которого расположен тот или иной могильник [Седов, 1982, с. 248–256].

http://1-vopros.ru/993-skandinavy-kto-ehto.html

Современная культура пустила в тираж образы прошлого, ради привлечения внимания и собственной выгоды. Не стали исключением и скандинавы – кто это такие и чем они в свое время промышляли, сейчас не знает только ленивый. И все благодаря современному кинематографу и литературе.

Исторические данные

О своих предках мы знаем не так уж много, что уже говорить о предках соседей:

  1. Дохристианские времена почти не сохранили источников информации;
  2. Время уничтожает любые сведения;
  3. Каждая сторона любила «обелять» или приписывать себе несуществующие победы;
  4. Церковь на протяжении длительного времени пыталась уничтожить любые доказательства существования высокоорганизованных сообществ до нашей эры.

Вот и выходит, что даже о своей земле знаем не слишком много. А ведь у некоторых соседних государств история была не менее эпичной – с массовыми сражениями, революциями и сменами религии. Остается лишь гадать, как там все начиналось, на заре формирования цивилизаций.

Скандинавы: внешность народов

Если речь идет о каком-то древнем народе, описание лучше начинать с внешности. Поскольку полудикие любители морского грабежа на улице сегодня встречаются не так уж часто, уделим внимание потомкам скандинавских племен:

  • Вытянутая форма лица;
  • Почти горизонтальные скулы;
  • Светлая кожа;
  • Голубые глаза;
  • Выступающий вперед подбородок;
  • Светлые волосы.

Такой типаж внушает определенное уважение, благодаря постоянно сосредоточенному лицу и правильным пропорциям.

Все это касается «сильного пола», по поводу «прекрасной половины человечества» можно сказать следующее:

  1. «Холодная красота»;
  2. Белая кожа;
  3. В большинстве своем – блондинки;
  4. По всеобщим меркам – весьма привлекательны.

Брутальность в мужчинах и утонченность во внешности женщин делает представителей нордической внешности популярными моделями и звездами кино.

Набеги балтийских славян

Так уж сложилось, что лавры викингов и покорителей морей культура отдает потомкам германских племен. Но ведь не только они населяли северные широты в те времена.

Чего стоят обитающие на Балтийском море венеды и другие славянские племена:

  • Упоминаются во многих легендах и летописях;
  • Совершали набеги на датчан и сами подвергались разорительным атакам;
  • Славянскую керамику до сих пор находят на руинах скандинавских поселений;
  • Украшения наших предков приобрели в северных краях определенную популярность;
  • Существуют документально подтвержденные факты заключения союзов между викингами и венедами.

О какой-то агрессии или беспочвенной жестокости речь не идет:

  1. Таковы были времена;
  2. Морским грабежом промышляло все прибрежное население;
  3. Ответные набеги совершались ничуть не реже;
  4. Для некоторых слоев общества это был единственный вариант выживания.

Суровые места требуют определенных мер. Предки предпочитали попросту найти место «потеплей» и разграбить – захватить ценности, пленных и все необходимые ресурсы, какие только можно увезти. Занимались этим и славяне, и скандинавы, и многие другие. Главное требование – выход к морю и наличие духа авантюризма.

Древние скандинавы

Касательно дохристианской эпохи сохранилось совсем немного сведений:

  1. Отсутствие письменности, как таковой;
  2. Борьба церкви с ересью и язычеством;
  3. Запись легенд спустя сотни или даже тысячи лет, после их сложения;
  4. Неутолимый уход истории.

Мы имеем весьма размытые представления о той эпохе, но первые свидетельства о заселении этого края приходятся на XV век до нашей эры.

Предки германцев, в ходе естественной миграции, освоили Скандинавский полуостров и сформировали три этноса:

  • Норвежский;
  • Шведский;
  • Датский.

Конечно же, национальное становление произошло спустя тысячелетия, но именно тогда появилась основа для всех последующих в этом регионе культур. Соседние территории, кстати, были заселены славянами примерно в то же время. Так что смешение культур имело место быть.

Наибольшую популярность полуостров приобрел благодаря событиям тысячелетней давности:

  1. Викинги направили свои походы в западном направлении;
  2. Было зафиксировано разграбление Англии и части Франции;
  3. Одному из нормандских герцогов удалось покорить «туманный остров».

Этот период в истории называют «эпохой викингов», ведь никогда – ни до, ни после, повторить подобный успех не удавалось.

Скандинавы – норманны?

Норманн – северный человек. Термин французский и активно закрепился за скандинавами после набега на Париж:

  1. Это не было названием какого-то определенного этноса;
  2. Норманном мог быть кто угодно, если он походил на викинга;
  3. Понятие ассоциировалось с морскими грабителями.

Для нашей истории все это интересно немного с другой стороны. Существует норманнская теория возникновения первого славянского государства – Руси. Предположения базируются:

  • На географическом соседстве;
  • На факте перенаселения Скандинавии;
  • На перенятых нормах и устоях;
  • На возможности миграции в более южные регионы.

Скорей всего, все было немного иначе – имело место сложное взаимодействие между всеми этносами, населяющими данный регион. Достоверно известно, что новгородцы имели дело с норманнами – нанимали их в качестве солдат и мореплавателей.

Сама государственность была сформирована лишь после прихода норманнских правителей. Во всяком случае, так утверждают многие истории. Сложно поверить, что на столь обширной территории в течение столетий не сформировалось никаких законов и порядков. Это может оказаться лишь преувеличением «победителей».

Так кто же такие скандинавы?

Под скандинавами понимают, в узком смысле, население трех стран:

  • Дании;
  • Швеции;
  • Норвегии.

Формально, к Скандинавскому полуострову относятся и Финляндия с Исландией, но они были заселены несколько позже и имели культурные отличия. После событий тысячелетней давности, иначе как викингами называть население этих стран и язык не поднимется:

  1. Осуществили множество морских походов;
  2. Осадили Париж;
  3. Захватили власть в Англии;
  4. Считались лучшими мореходами своего времени.

Возможно, морские успехи Британии обусловлены таким «тесным знакомством» со своими соседями. Потребность обороняться от регулярных набегов дисциплинирует и способствует формированию воинских и флотских традиций.

Нам норманны интересны тем, что именно они могли стать основоположниками русской государственности. Как именно обстояли дела – сказать сложно, но их влияние на процесс государственного строительства невозможно сбросить со счетов.

Скандинавы – расплывчатый термин, в этом плане он чем-то схож со «славянами». Так можно назвать, кого угодно на многих тысячах квадратных километров и не сильно ошибиться.

Конечно, позже, веку к XII, не каждый желающий, кто бы он ни был по национальности, мог стать дружинником. Сформировалась достаточно замкнутая военная аристократия, купечество, свободное крестьянство, слой зависимых людей. Но говорим об этом, чтобы подчеркнуть, что ко времени сложения устойчивой социальной иерархии на Руси скандинавы — русь, кто бы они ни были, растворились в славянском населении страны. Парадокс! Они дали имя народу, стране, а сами как народ исчезли!

Ну а все-таки, может быть, вообще не было руси как народа? Вот эту мысль мы здесь и назвали подходом «с другой стороны». Это не наша идея, и она отнюдь не нова в истории, но, судя по современным публикациям, посвященным истории Руси, она опять становится популярной у русских историков [Древняя Русь в свете зарубежных источников, 1998; Петрухин, Раевский, 1999]. Суть же идеи состоит в следующем. В восточноприбалтийских языках, в частности в эстонском, в древности шведов звали Ruotsi, Rootsi — «русы» в славянском произношении.

Древняя Русь

Рисунки-реконструкции Олега Федорова выделяются на фоне исторических работ других художников прежде всего за счет достоверности мельчайших деталей. Реконструкции Фёдорова основаны на актуальных археологических и научных данных, многие работы созданы для крупнейших музеев в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Подборка рисунков на тему древнерусского женского ювелирного головного убора дает нам возможность увидеть, как могли выглядеть наши пра-пра-(50 раз пра)-бабушки почти тысячу лет назад.

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг.

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Лунничные золотые колты в уборе

Благодаря работам Олега Федорова, герои древнерусских летописей и былин обретают достоверные лица, представая перед потомками реальными людьми. И сразу становится понятно, что несмотря на разницу в тысячу лет, по большому счету жизнь наших предков мало чем отличалась от нашей. Мы одинаково любим и ненавидим, дружим и воюем, веселимся и грустим, воспитываем детей и умираем.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Под впечатлением от древнерусских женских образов художника Федорова, становятся близкими и понятными душевные переживания неизвестной влюбленной женщины, жившей в Новгороде в начале XII века. Берестяная грамота с ее письмом возлюбленному была найдена археологами при раскопках:

"Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался... Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость."

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Звездчатые колты в уборе

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв. Воины Древней Руси X - XI вв
Рисунки Олега Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие из них созданы для крупнейших музеев и частных коллекционеров из России, Украины и других стран.
Дружинная культура в Древней Руси формировалась одновременно с древнерусской государственностью и воплотила в себе этнические, социальные и политические процессы IX – начала XI веков.
Как показывают исторические материалы, славяне, основное население древнерусских территорий, в военно-техническом отношении были относительно слабы. В качестве оружия они использовали разве что стрелы, копья и топоры. Изменилась ситуация после того, как на территорию Древней Руси пришли так называемые «русы». По мнению ученых, так в древние времена называли воинов, пришедших из северной Европы. Вместе с русами появились и прогрессивные для того времени предметы воинского вооружения и защиты.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.Среди археологических материалов нередко встречаются детские деревянные мечи и другие "игрушечные" предметы вооружения. Например,в Старой Ладоге найден деревянный меч с шириной рукояти около 5–6 см и общей длиной примерно 60 см, что соответствует размеру ладони мальчика в возрасте 6—10 лет. Таким образом в играх проходил процесс обучения навыкам, которые должны были пригодиться будущим воинам во взрослой жизни.
Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.Важно отметить, что «русское» войско на начальном этапе своего существования вело исключительно пешие бои, что подтверждается византийскими и арабскими письменными источниками того времени. Поначалу русы рассматривали лошадей исключительно как средство передвижения. Правда, и породы лошадей, распространённые в то время в Европе, были довольно низкорослыми, поэтому долгое время нести на себе воина-всадника в полном вооружении просто не могли.
Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52 Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55 Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106К концу X века все чаще случались военные конфликты между отрядами русов и войсками Хазарского каганата, а также Византийской империи, располагавшими сильной и обученной конницей. Поэтому уже в 944 году союзниками князя Игоря в походе на Византию выступили печенеги, отряды которых состояли из легких всадников. Именно у печенегов русы начали покупать специально обученных лошадей для нового рода войск. Правда, первая попытка русских отрядов в сражении верхом на лошадях, предпринятая в 971 году в битве под Доростолом, закончилась плачевно. Однако неудача не остановила наших предков, а так как собственной конницы им все еще не хватало, была введена практика привлечения конных отрядов кочевников, входивших даже в состав древнерусских дружин.
Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века. Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.Древнерусские воины перенимали у степняков не только навыки верхового боя, но и заимствовали оружие и одежду, характерные для «всаднической» культуры. Именно в то время на Руси появились сабли, сфероконические шлемы, кистени, кафтаны, сумки-ташки, сложные луки и другие предметы вооружения всадника и снаряжения лошади. Слова кафтан, шуба, ферязь, сарафан имеют восточное (тюркское, иранское, арабское) происхождение, отражающее, судя по всему, и соответствующее происхождение самих предметов.
Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.С учетом того, что на большей части территории Древней Руси климатические условия были достаточно суровыми, историки предполагают, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. «На него надели шаровары, гетры, сапоги, куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую» - так арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан описывает похороны знатного руса. О ношении русами широких шаровар, собранных у колена, — упоминает, в частности, и арабский историк начала X века Ибн Русте.
Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.В некоторых воинских погребениях древних русов были найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые предположительно являются окончаниями головных уборов в формеколпака с меховой оторочкой. Ученые утверждают, что именно так выглядела изготовленная мастерами древней Руси "русская шапка", форма которой, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам.
Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.Необходимость вести боевые действия в основном против степных легковооруженных всадников обусловила постепенное изменение русского вооружения в сторону большей легкости и гибкости. Поэтому поначалу вполне европейское (варяжское) оружие русских дружин времен походов на Византию постепенно приобрело более восточные черты: скандинавские мечи сменились саблями, воины пересели с ладей на коней, и даже тяжелый рыцарский доспех, со временем получивший широкое распространение в Европе, никогда не имел аналогий в произведениях древнерусских оружейников.
Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.Начало отечественного народовластия. Новгородское вече.Первые упоминания о Новгороде относятся к IX веку – эпохе легендарного Рюрика. Следующие пять веков город был одним из важнейших культурных и политических центров Руси. Контакты Новгорода с Европой варьировались от военного противостояния до торговых союзов. В сфере политических прав и свобод новгородцы были куда «продвинутее» киевлян или москвичей: местное вече (народное собрание) не только могло избирать князя, но и в случае неудовлетворительной работы лишало его должности. Лишь в 15 веке Господин Великий Новгород (именно такой почетный «титул» закрепился за ним) утратил свою независимость, войдя в состав Московского княжества. https://www.liveinternet.ru/users/avantika/post294307724/

Источник: ПОДХОД «С ДРУГОЙ СТОРОНЫ»
Автор:
Теги: 1970 агрессия англия аристократия Археология

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства