У российских императоров было актуально иметь свои яхты. Причем, как вы понимаете, это они назывались яхтами. А на самом деле были очень даже большими кораблями, вполне сопоставимыми по уровню комфорта с «яхтами» современных олигархов.
Так вот у Николая II такой яхтой был «Штандарт» - корабль с очень интересной и необычной судьбой.
Яхту эту построили в 1895 году и с 1896 года она использовалась в качестве корабля императора – возила царскую семью к бабушке Виктории в Великобританию. На ней Ники принимал французского президента, британского короля и германского кайзера. Причем Вильгельм побывал на этой яхте трижды, с удовольствием гостя у «кузена Ники» на его впечатляющем корабле для отдыха.
То, что яхта была императорской, совсем не помешало ей в революцию послужить совсем другим задачам. В 1912 году яхта отправила на капремонт, а там началась Первая мировая война, во время которой Балтийский флот в основном маялся бездельем, что и сказалась на дисциплине команд, ставших одним из основных рассадников революции. Коснулось это и команды «Штандарта», как бы тщательно ее не отбирали.
Именно на борту «Штандарта» с комфортом и удобством разместился Центробалт, руководивший революционными матросами. Кстати, Центробалт прибрал к рукам и другую яхту Николая II – «Полярная звезда». Ну на самом деле – не на миноносце же размещаться тем, кто руководит «разрушением мира насилья», в самом деле. Тем не менее, на долю «Штандарта» выпал и славный момент – корабль принимал участие в «Ледовом походе» Балтфлота.
Разумеется, «Штандарт» переименовали. Сначала яхту назвали «18 марта». Это чтоб вы знали – в честь первого дня Парижской коммуны – помните, что такая была в 1871 году? Потом корабль довольно долго стоял на консервации, пока в 30-е годы из яхты для императорского отдыха не сделали минзаг. Минзаг этот назвали в честь секретаря Коминтерна Андре Марти – французского коммуниста, одного из командиров Интербригад в Испании, где проявил себя не с самой лучшей стороны – откройте «По ком звонит колокол», старина Хэм хорошо рассказал про этого персонажа.
«Штандарт», превратившийся в «Марти», стал флагманом соединения минзагов. И в этом качестве встретил начавшуюся Великую Отечественную войну. И надо сказать, воевал корабль и его команда славно – потому что у минзагов работы было много. В 1942 году одним из первых на Балтфлоте стал гвардейским кораблем.
Капитальная ирония судьбы – императорская яхта «Штандарт» - единственный в истории России корабль дважды ставший гвардейским. Команда имела статус гвардейской до революции, так как это – императорская яхта, а потом корабль и команда стали советской гвардией. Вот ведь как бывает.
В 1948 году минзаг опять переименовали. Товарищ Марти во Франции вздумал критиковать товарища Сталина. Тому это не понравилось и минзаг стал называться «Окой». Впрочем, к тому моменту он уже был заслуженным, весьма пожилым стариком, переоборудованным в учебное судно. А в СССР учебные суда называли в честь какой-нибудь реки. Так что может быть и ни при чем тут обиды товарища Сталина. «Марат» вон тоже переименовали в «Волхов».
В 1961 году «Ока», то есть бывший «Штандарт», стал мишенью для ракетных стрельб … Увы, то, что из знаменитого корабля можно сделать музей, тогда никто не думал. А потом его и вовсе разобрали. На металлом.
Остались только фотографии да миниатюра в одном из яиц Фаберже.
Жалко, конечно.
Но вот такая славная история получилось у яхты последнего русского императора.
Комментарии (0)