Модные тенденции на изображение отечественной истории в западной сериальной индустрии не ослабевают. Вслед за «Чернобылем» и «Последним царем» публику спешит впечатлить сериал «Екатерина Великая» посвященный, как не трудно догадаться, прославленной российской императрице.
Интерес к отечественной истории и в особенности ее трактовкам, достаточно очевидно связан с текущим изданием новой Холодной войны России с Западом включает в себя и войну за исторические нарративы, где важно показать, кто «хороший», а кто «плохой». И это не праздный вопрос, еще Джордж Оруэлл отмечал, что тот, кто управляет прошлым, управляет будущим, а от, кто управляет настоящим, управляет прошлым.
Соответственно, значительная часть медийной продукции в самых разных форматах, направлена именно на управление прошлым и его восприятием в глазах современных поколений. И тот, кто владеет наиболее мощными медийными инструментами, имеет больше возможностей навязывать свое видение прошлого, борясь с неугодными нарративами. Качество этой борьбы может быть различным, но суть вещей это уже не меняет.
Поэтому достаточно примечательно, что после вышедшего не так давно российского сериала про Екатерину Великую, вышел западный аналог на схожую тематику.
Трейлер российского сериала
Трейлер зарубежного сериала
В случае с сериалом HBO о Екатерине Великой мы имеем перед собой достаточно странный, фрагментарный байопик, построенный на некоторых эпизодах из жизни императрицы с 1764 года и заканчивая ее смертью в 1796 году.
Странности начинаются с самого начала, так как выбранной на роль Екатерины британской актрисе Хеллен Миррен уже самой 74 года, а начинать играть ей проходится императрицу, которой по сюжету во время заговора Мировича по Ивана VI было всего 35 лет, что сразу создает острый когнитивный диссонанс. Хеллен Миррен конечно хорошая актриса, но возраст не скроешь. В этом плане авторы российского сериала про Екатерину более ответственно подошли к вопросам возраста.
Сюжет вращается вокруг отношений Екатерины с князем Потемкиным и поддерживает версию о том, что они таки были тайно женаты. На фоне менявшихся как перчатки многочисленных фаворитов Екатерины, начиная с графа Орлова, отношения с Потемкиным показаны как наиболее теплые, хотя в конечном итоге фильм постулирует мысль о том, что для Екатерины на первом месте всегда были государственные дела, о которых она никогда не забывала в своей тщательной расчетливости.
Соответственно, на фоне этих отношений достаточно негативно показаны фигуры братьев Орловых, графа Панина, ну и конечно сына Екатерины Павла I, которого она хотела лишить престола, а тот в ответ после ее смерти пытался всячески принизить ее дела.
Фильм в первую очередь сосредоточен на демонстрации личных отношений императрицы с ее окружением, которые периодически прерываются фрагментами тех или иных исторических событий, которые двигают сюжет. Так как сериал состоит всего из 4-х серий, то было бы наивно рассчитывать на подробное изложение царствования Екатерины.
История ее правления в сериале сосредоточена на следующих исторических моментах:
1. Заговор Мировича и причастность Екатерины к убийству Петра III и Ивана VI.
2. Заигрывание с республиканскими идеями и переписка с Вольтером, что в конце выливается в борьбу против этих же идей.
3. Влияние соучастников свержения Петра III на российскую политику в 60-80е года XVIII века.
4. Восстание Емельяна Пугачева и политика закрепощения крестьян.
5. Войны с Османской Империей, которые привели к присоединению к России Новороссии и Крыма.
6. Подспудный конфликт с Европой и неприязненное отношение Екатерины к немцам и Германии.
7. Попытки посадить на трон Александра I вместо Павла I.
В этих событиях Екатерина предстает циничной интриганкой, для которой люди, не входящие в ее ближний круг, являются расходным материалом из которых она строит новую империю под разговоры о либеральных идеях и необходимости отмены крепостного права. Она лично участвует в сожжении книг французских просветителей, обманывает мятежного Мировича, устраняет впавших в опалу фаворитов и в отношении Французской Революции выступает главным «душителем свободы».
Достаточно типовой для западной историографии взгляд на Екатерину, которую еще при жизни постоянно обвиняли в том, что она не являлась «благообразным европейским монархом», а прославилась распутством, имперскими амбициями и подавлением инакомыслия, особенно того, которое подрывало ее авторитет.
В Потемкине, согласно фильму, она на время нашла родственную душу, так как амбиции «Светлейшего» были соразмерны ее амбициям, что и привело к большому расширению Российской Империи, которая окончательно стала европейской Великой Державой, как того хотел Петр Великий. Разумеется, фильм постоянно акцентирует внимание на том, что все это потребовало огромных усилий и крови, как русской, так и турецкой, на чем фильм останавливается в паре кровавых сцен, чтобы показать, что Крым и Новороссия вошли в состав России в результате кровавых завоеваний, хотя и предпринимались попытки решить дело миром. Присоединение Крыма к России показано как сугубо имперский шаг и плод личных амбиций двух человек, а не как длительный процесс, который свои истоки имел еще в XVII веке.
Как и любой западный фильм о России, данный сериал грешит различными ошибками. Из того, что сразу бросается в глаза, это полное отсутствие в нем Суворова (которого было бы логичнее показать в сцене с клеткой), что в случае с подавлением восстания Пугачева выглядит просто странно. Все отдано в угоду вымученной попытке изобразить конфликт Пугачева и Потемкина, хотя по большому счету восстание Пугачева показано крайне фрагментарно и человек слабо знакомый с этим вопросом с трудом может сделать о вывод о его причинах и последствиях.
Также немало позабавило продление жизни Прасковьи Брюс, которая к финальному диалогу с Екатериной во дворце уже несколько лет как покоилась в могиле и никак не могла обсуждать с Екатериной ее измену либеральным идеалам.
В окончании фильма нам поведают, что сначала Павел I на глазах у сына уничтожил документы о его праве на престол, а затем расскажут, что это именно Александр I приказал убить своего отца, хотя прямых доказательств этому не было ни тогда, ни сейчас.
В целом, если брать исторический контекст (даже не рассматривая фактологические ошибки), то Россия предстает максимально авторитарной страной, где свобода придавлена грузом империи, а благие либеральные идеи падают жертвой политической целесообразности. Ее правители не брезгуют убийствами родственников, а себя в междоусобных беседах величают преступниками в шутливой форме. Ну и с точки зрения идей современного феминизма Россию еще пожурили за то, что после Екатерину Великой Россией женщины больше не управляли.
С датировкой в фильме имеется большая проблема – авторы специально не выделяют переходы от одного периода к другому и лишь по диалогам и событиям можно понять, что после перехода одной сцены в другую прошло уже несколько лет. Повествование получается рваным, так как авторы даже не потрудились как-то обозначить, что новая сцена происходит «несколькими годами позже».
С технической точки зрения фильм имеет достаточно богатую картинку, особенно в плане костюмов и интерьеров, но как только дело доходит до масштабных событий, то бюджет сразу дает о себе знать – масштабные баталии тут показаны крайне схематично, компьютерная графика в видовых сценах достаточно посредственная, а ввиду того, что большая часть событий происходит во дворце, то фильм порой выглядит очень камерным.
В итоге, перед нами сериал, который в сухом остатке демонстрирует нам порочную императрицу на российском престоле не чуждую ксенофобских настроений и кровавое построение империи (с акцентом на Крым) импульсивными честолюбцами. Либеральные идеи в такой России не приживаются, что должен усвоить зритель, когда книги с идеями французских просветителей швыряют в огонь российского деспотизма.
Борис Рожин (colonelcassad) – известный блогер и публицист -
Комментарии (0)