Великий советский летчик Сергей Грицевец во время Второй мировой войны сделал невозможное: из 42 сбитых им самолетов восемь он уничтожил достаточно интересным способом.
Свой боевой счёт Младший лейтенант Грицевец открыл уже в Сентябре 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». Как вспоминает Сергей Грицевец, во время боя его «взвинтила» наглость фашистского Аса. «Ну, думаю, сейчас покажу тебе, где раки зимуют. Выбрал удобное положение и открыл огонь. Вспыхнул Ас и пошёл вниз…»
Впервые на таран вражеского самолета Грицевец пошел уже в битве под Москвой, 29 октября 1941 года. Тогда он сражался в составе 42-го истребительного авиаполка на МиГ-3. Выполняя обстрел вражеской колонны в районе города Зарайска Московской области, Сергей заметил «Мессершмитт-110», который «прикрывал» своих. «Я знал, что самолёты этого типа имеют сильное наступательное вооружение и спаренный пулемёт, защищавший заднюю полусферу. Тем не менее мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Тогда и пошёл на таран… Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме», - вспоминал легендарный советский летчик.
За этот подвиг Сергей Грицевец был награждён орденом Красного Знамени, однако спустя несколько дней он вновь совершил таран противника.
22 Февраля 1942 года Старший лейтенант Грицевец в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 протаранил бомбардировщик противника. И опять успешно произвёл посадку на повреждённом самолёте.
Третий таран произошел 9 июля 1942 года, когда группа советских бомбардировщиков взяла курс на немецкий аэродром Демьянск. Не долетая 20 километров до аэродрома, Сергей заметил 2 немецких истребителя, которые перешли в атаку на его напарника. Чтобы спасти товарища, он резко развернул машину и дал заградительный огонь впереди вражеских самолётов.
В ходе ожесточенного боя немец пробил водно-масляную систему в машине нашего героя. Сергей еле держал её на крыле и всё-таки смог нанести удар своим крылом по крылу противника на встречных курсах.
Удар оказался настолько сильным, что Грицевец пришел в себя уже на подлете к земле. Открыв глаза, он почувствовал, что у самолета нет крыла и до столкновения остались считанные секунды. Напрягая последние силы, ему удалось перейти в горизонтальный полёт, перетянуть шоссейную дорогу и сесть на «живот», не выпуская колёс.
Четвертый и последний таран Грицевец совершил 13 августа 1943 года в районе города Старая Русса. Возвращаясь на свой аэродром скадрилья советских истребителей Ла-5 столкнулась с 11 немецкими «Мессершмиттами». Завязался тяжёлый бой. Сергей сбил одного «Мессера», но затем был тяжело ранен — пуля, попав в голову, выбила глаз. Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Сергей направил свой поврежденный самолёт навстречу врагу.
Потерявшего сознание Сергея вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты сыше 5 километров. Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд. Увидев землю, Сергей успел рвануть вытяжное кольцо и снова потерял сознание.
После этого падения Сергей не только выжил, но и вновь вернулся на фронт. Герой Советского Союза лётчик Грицевец прошёл войну до конца, в воздушных схватках сбил ещё 6 самолётов противника. Всего же, он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, в которых уничтожил 28 вражеских самолётов. Своими легендарными подвигами он доказал, что нравственная стойкость, мужество и стремление отдать все силы для достижения Победы способны преодолеть любые препятствия.
Автор: Максим Руденко
Комментарии (0)