РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.
Медный и бронзовый века.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
Образцы медных изделий были найдены в некоторых из северокавказских захоронений, которые могут быть отнесены к третьему тысячелетию до н.э.; т. е. к периоду, в который как Украина, так и Центральная Россия все еще были в эпохе неолита. В Северокавказский регион медные объекты впервые
Эльбрус - священная Алатырь-гора с севера.
были ввезены из Транскавказского. Следует отметить, что Северный Кавказ должен был обладать коммерческими связями с Транскавказским регионом с незапамятных времен, в то время как транскавказская территория сама по себе была в границах сферы культурных влияний, исходящих из Малой Азии, Сирии и Месопотамии.
Власть Месопотамии - Деспотия
В начале второго тысячелетия до н.э. Месопотамия находилась под контролем вавилонских царей (Хаммурапи, 1955-1913 до н.э.), а во втором тысячелетии хетты, чей язык был близок к индоевропейской семье, стали ведущей силой в Передней Азии. Они создали сильную империю в Малой Азии и Сирии; культурно они жили в бронзовом веке. К концу
второго тысячелетия в Транскавказском регионе возникло другое царство, известное как царство известное как царство Ван или Урарту (Арарат). Цари Урарту преуспели в течение нескольких столетий в защите своей независимости с одной стороны от хеттов и от ассирийцев – с другой. Благодаря оживленным отношениям Урарту с другими странами Передней Азии,
медная и бронзовая культура Транскавказского региона претерпела быстрый прогресс; инструменты и оружие экспортировались из Транскавказского в Северокавказский ареал. Даже позднее, когда искусство металлургии развилось на Кавказе,
медное и бронзовое оружие
Редкий бронзовый пинцет с кольцом, найденный при археологических раскопках в одном из древних захоронений Северного Кавказа. Входил в личную коллекцию одного из советских ученых — этнографов, относившего пинцет к кобанско-тлийской культуре и датировавшего его примерно X-IX веком до нашей эры. Впрочем, прошедшие два тысячелетия практически не сказались на состоянии артефакта. Сохранность отличная.
Подробнее читайте в заметке
и инструменты, сделанные местными изготовителями, были по виду и оформлению лишь имитацией месопотамского образца
Кавказские горы богаты металлами. Медные жилы были известны с отдаленной древности. В первом тысячелетии до н.э. олово добывалось в районе между Эльбрусом и истоком реки Терек в середине цепи Кавказских гор, а также в регионе Гянджи на транскавказской территории. Благодаря ввозу меди, равно как и раннему развитию местной металлургии, медная культура укоренилась в Северокавказском регионе около 2000 г. до н.э. Первый период северокавказского медного века представлен достойными внимания могильниками в регионе Кубани. Согласно Ростовцеву,
Бронзовый век оставил уникальное напоминание о себе жителям Северного Кавказа. Множество архитектурных и культурных памятников, как погребальных, так и бытовых, большинство которых расположены в Майкопском районе Краснодарского края. На территории этого района был обнаружен памятник мировой известности – Майкопский курган.
Открыл памятник профессор-археолог Н.И.Веселовский в 1897 году. Его более тщательным исследованием занимался В.М.Массой.
Располагался памятник в восточной части Майкопа. Высота его приближалась к 11 метровой отметке. Глубина, расположенного под ним захоронения, была 14 метров. Стены углубления были укреплены известняковыми плитами, которые создавали прямоугольник, разделенный внутри перегородками. Образовавшиеся комнаты не были равны между собой.
Находки в Майкопском кургане
В самой большой части располагалось мужское захоронение, а в двух других – женские. Все они лежали на боку с поджатыми к животу ногами и согнутыми руками. Это раскрывает нам одну из особенностей культуры древнего народа. Считалось, что человек должен закончить свою жизнь так же, как и начинал в утробе матери, в согнутом положении.
Золотые, серебрянные, сердоликовые бусы (Майкопский курган)
В большой комнате было обнаружено большинство исторических, художественных и даже бесценных находок. Золотые бляшки, на которые были нанесены изображения животных, кольца, пластинки, нашитые на покрывало, укрывавшее покойника.
Диадема (Майкопский курган)
Золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы. Серьги и диадемы. Серебряные стержни, с надетыми фигурками золотых и серебряных бычков (образы, которых симитированны на гербе города). Стержни представляли собой каркас для балдахина. Все эти находки указывали на то, что покойный принадлежал к царскому или очень знатному на то время роду.
Серебряный Кувшин (Майкопский курган)
Рядом с погребенным стояли разнообразные сосуды и лежали орудия труда. Сосуды были украшены изображениями ландшафта и животных, которые были главным богатством средневековых племен. В других комнатах были так же найдены различные украшения, и стояли сосуды. Некоторые из украшения являются привозными, что говорит о близкой связи между племенами Северного Кавказа и Древнего Востока.
Для возведения кургана прилагалось огромное количество человеческих усилий. По приблизительным подсчетам исследователей – 15 000 человеко-дней. Такие трудозатраты мог позволить себе человек с очень высоким социальным положением.
Курган имеет еще одно название – Ошад. Это название он получил благодаря одной из легенд. Пять братьев – Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж, Чемдеж жили на территории современного Майкопа. И была у них сестра, необычайной красоты девушка, по имени Сусао. Возлюбленный девушки – Кожоуб решил похитить ее из родного дома. Это не понравилось братьям, и они решили непременно вернуть сестру. Братья пустились догонять Кожоуба. Один за другим они настигали похитителя, и каждый из братьев пал от его стрелы.
Штампованные золотые кольца, нашивки в виде животных
Лишь Чемдеж сумел догнать и убить Кожоуба, но и сам он, в процессе погони, получил смертельное ранение. Жители ближайших аулов предали тела братьев земле там, где они были найдены. Над их могилами насыпали курганы и каждый был назван в честь того брата, над которым он был возведен. Майкопский курган получил название – Ошад, Арым – находится около станицы Кужорской, Ченчаушхо – около аула Хачемзий, Чемдеж и Колясиж – невдалеке от аула Кошехабль, а захоронение Кожеуба осталось безымянным.
Сегодня на месте кургана поставлен памятник, который представляет собой каменный обелиск, находящийся там с 1972 года. На одной его грани изображен воин и орудия труда. На другой грани – изображения животных и бытовых предметов. Украшает памятник золоченая надпись.
Майкопский курган относится к третьему тысячелетию до н.э. А.А. Иессен датирует его концом того же тысячелетия63. Курганы Новосвободной (прежде Царской) должны быть несколько старше. Майкопский курган в высоту 10,65 м. Круговая кладка из необработанных камней была сооружена на уровне земли под курганом. Было вырыто углубление внутри квадрата, низ которого уложен галькой, а стены облицованы деревом. Могила делилась на три секции деревянными перегородками. Скелеты, обнаруженные в сжатом состоянии, были раскрашены красной краской. В палатках найдено много золотых и серебряных предметов отличной ремесленной работы, среди них около восьмидесяти чеканных пластин с фигурами льва и быка; очевидно, что такие пластины первоначально нашивались на одежду как орнамент. Также были найдены золотые и серебряные кольца и бусины; две массивные статуэтки быка, одна из золота, а другая из серебра, а также две золотых и четырнадцать серебряных ваз. Особенно интересны два гравированных серебряных сосуда. Один декорирован гористым пейзажем. Б.В. Фармаковский интерпретировал его как изображение гряды Кавказских гор: в этом случае гравировка может быть приписана местному художнику. Однако истинность гипотезы сомнительна. Вторая ваза гравирована фигурами животных, среди них первобытная степная лошадь. Что же касается медных предметов, были откопаны пять ваз и десять инструментов и оружие, включая поперечный боевой топор месопотамского типа, двулезвийный топор-тесло, два плоских топорика, два долота, один большой и один маленький кинжал. В дополнение к этим инструментам и глиняным изделиям, внимание может быть привлечено к сердоликовым и бирюзовым бусинам, равно как и к ляпис-лазуревым и выполненным из морской пенки. Золотые и серебряные объекты из Майкопского захоронения были, конечно, ввезены с юга. Источник медных инструментов не столь ясен, но вероятно, они также были ввезены. Агат и бирюза могли быть привезены из Ирана, ляпис-лазурь из Афганистана, морская пенка из Малой Азии.
Результаты раскопок в курганах Царской менее впечатляющи, но не менее значимы с научной точки зрения. Могилы этих захоронений
С августа по октябрь Западнокавказская экспедиция ИИМК РАН (руководитель – с.н.с., к.и.н.
представляют собой каменные палаты мегалитического типа построенные в углублениях под курганами. На основании этого, а также присутствия каменных инструментов наряду с медными, можно заключить, что захоронения Царской принадлежат к переходному периоду, ибо наследие неолита сильно ощутимо. В этих захоронениях было обнаружено меньше золотых и серебряных изделий, чем в Майкопском кургане. Медные изделия, однако, более многочисленны: в одном захоронении было тридцать три и восемь в другом. Согласно А.А. Иессену,
Древние жители Кавказа пришли из Европы
Один из самых ярких археологических памятников России — курганный могильник «Клады», расположенный в предгорьях Северо-Западного Кавказа, хранил тайну происхождения индоевропейцев. В этом месте, по словам ученых,"некогда сошлись Восток с Западом" — ресурсы с технологиями. Впервые в России по новейшей методике была исследована полная последовательность митохондриального генома (мтДНК) древнего человека, жившего и умершего
фото: Дмитрий Алексеев
Древние жители Кавказа из раскопок археолога В.Р.Эрлиха (Государственный музей искусства народов Востока, Москва).
В историю этого беспрецедентного научного исследования журналист «МК», что называется, влип далеко не случайно — идею провести совместное изыскание питерскому археологу Алексею Резепкину и московскому генетику Артему Недолужко подал автор этих строк - постоянный участник раскопок под станицей Новосвободная. Научкор "МК" познакомил двух ученых именно с целью совместного исследовательского проекта. И, конечно не сразу, стало понятно, что данное усилие вдруг обернется «первым в истории российской генетики» анализом генома древнего человека - представителя уникальной
Древняя
фото: Дмитрий Алексеев
Станица Новосвободная прежде всего известна одним из самых интересных археологических памятников в
фото: Дмитрий Алексеев
Самый древний меч в мире. "Тут, где ни копни - всюду единственные в мире находки", утверждает археолог А.Д.Резепкин. Фрагмент страницы книги "Новосвободненская культура (на основе материалов могильника "Клады")" А.Д.Резепкин. Изд-во "Нестор-История". СПб, 2012. Публикуется с разрешения автора и грантообладателя.
Все эти сенсационные находки связаны именно с носителями «загадочной» новосвободненской культуры. Заслуга
фото: Дмитрий Алексеев
Научкор «МК» стал инициатором первого в истории России полного исследования генома древнего индоевропейца, жившего на территории нашей страны 5,5 тысяч лет назад.
Задачей исследования было определить, откуда пришли представители
Однако, после того как за дело взялись генетики Курчатовского института, появились дополнительные доказательства того, что знавшие еще до Месопотамии
"Значение полученных данных важно тем, - пояснил «МК»
Однонуклеотидные полиморфизмы, обнаруженные в митохондриальном геноме (передается по линии матери. – «МК».) "новосвободненца", позволили отнести исследуемый образец к митохондриальной
Справка «МК»: Гаплогруппа V, предположительно, возникла около 12 тыс. лет назад. Особенно высока ее концентрация в Нидерландах и Северной Скандинавии, а также среди басков.
Анализ полной нуклеотидной последовательности митохондриальной ДНК (мтДНК) из костных останков в сочетании с данными археологии позволяют рассматривать раскопанные под станицей Новосвободная артефакты как историческое явление, тесно связанное с
"Клады". Мегалит. Фото: Е.Меляшинская.
фото: Елена Меляшинская
"Клады". Мегалит (курган "Серебряный").
фото: Елена Меляшинская
"Клады". Мегалит.
«Результаты нашей работы, полученные с использованием современных методов геномного анализа, согласуются с гипотезой о происхождении новосвободненской культуры, предложенной Резепкиным», — подтвердил «МК» генетик из Курчатовского института
По его словам, на сегодняшний день достоверно можно сказать, что как минимум один представитель исследуемой культуры обладал митохондриальным гаплотипом, широко распространенным среди современного населения Европы.
Хотя, разумеется, для окончательных выводов необходимо обработать большее количество захоронений новосвободненцев, расцветивших древний Кавказ своей на удивление прогрессивной культурой.
комплект медных изделий, обнаруженных в захоронениях Царской, можно считать типичным для Кубанского региона как целостности.
Иессеном относятся к этому комплекту следующие инструменты: поперечный топор, плоский топор, граверный резец, резец, нож, маленький кинжал и вилка с двумя загнутыми концами, которая, возможно, использовалась для поджаривания мяса. Вещи этого типа, вероятно, производились в том же месте, отливались в каменных и глиняных формах; плоские топоры, кинжалы и некоторые другие инструменты впоследствии обрабатывались путем ковки. В находках, отнесенных к середине второго тысячелетия до н.э., среди медных предметов вдруг появляется бронзовое изделие. Находки этого периода еще не достаточно изучены, большинство из раскопанных объектов хранятся в местных музеях, подобных Кубанскому музею в Краснодаре (прежде Екатеринодаре) и Кабардино-Балкарском музее в Нальчике. Медные инструменты, представляющие северокавказскую культуру этого периода, были без сомнения произведены на месте.
На Костромской стоянке обнаружен запас местного производителя, состоящий из слитков необработанного металла и сломанных инструментов. Две части каменной формы для отливки бронзовых топоров были открыты у Зилч в районе Владикавказа. Вблизи от селения Кобан в Осетии раскопаны многочисленные глиняные формы для отливки топоров и игл, а также глиняный тигель. В конце второго тысячелетия до н.э. в северокавказском регионе начался период расцвета культуры бронзы, который, видимо, продолжался в течение всего первого тысячелетия
до н.э. Кобан в Осетии был главным центром этой культурной сферы. Раскопки начались в этом месте в конце 1870-х г. по инициативе Московского антропологического общества и Общества знатоков кавказской археологии.
Поскольку Кобан привлек внимание множества российских и зарубежных археологов, таких как Р. фон Вирхов, Е. Шантр, Ж. де Морган, графиня П.С. Уварова, А.А. Ивановский, В.И. Долбежнев и др. Аул Кобан находится в 30 километрах от Орджоникидзе (Владикавказ) близ Дергавской горловины Гизел Дона. Склон гор формирует четыре террасы, на одной из которых находится старейшее кладбище. Его внешняя поверхность составляет около 1,5 квадратных гектара. Могилы имеют форму каменных сундуков, построенных из неотесанных плит. Скелеты всегда обнаруживались в скорченном состоянии с руками поднятыми к голове. Инвентарь могил Кобан богат и многообразен. Тяжелые бронзовые топоры имеют характерную конфигурацию, они узкие и вогнутые с овальным отверстием для ручки.
Кобанский бронзовый орнаментированный топор
Большинство топоров украшены врезным орнаментом – линейным или же представляющим животных. Последний стиль включает профили оленей, тигров, змей, рыб и фантастических существ. Были откопаны бронзовые кинжалы двух типов. Принадлежащие к первой группе отлиты целиком, рукоятка и лезвие в одной форме. В случае второй группы лезвия отливались отдельно, рукоятки делались из бронзы, кости или дерева.
Р
укоятки часто вырезаются в виде головы животного. Лезвия широкие и обоюдоострые, по месопотамскому типу. Среди других бронзовых объектов могут быть упомянуты иглы, ожерелья, застежки, браслеты, подвески и конские мундштуки. Широкие пояса, сделанные из цельной полосы бронзы или из текстиля с инкрустацией бронзовыми пластинами, заслуживают специального внимания, поскольку они схожи с теми, в которых божества и цари появляются в ассирийском и вавилонском искусстве. Также интересно, что в некоторых поздних могильниках бронзовые пластины на таких ремнях украшены инкрустацией из железа. Керамика кобанских могильников менее разнообразна, нежели их бронзовые изделия. Горшки делались из черной глины и обжигались. Орнамент линейного типа выполнялся путем врезки, которая затем заполнялась белой штукатуркой. Бронзовые инструменты кобанского типа были обнаружены во многих местах Северокавказского региона. Нет сомнения, что существовали многие локальные центры бронзовой индустрии. Отливщики и ремесленники работали с местной рудой и ориентировались на местные потребности. Так, в земледельческих районах производились медные и бронзовые серпы. На многих стоянках этого района замечены долота с углублениями той же самой конфигурации, что и раскопанные на Украине, в Центральной России и Финляндии. Никакой формы для изготовления подобных долот до сих пор не было открыто в Северокавказском регионе; возможно, что они ввозились или с Украины, или из Волжского региона. Многообразие инвентаря бронзовых изделий в северокавказских могильниках указывает на значительное развитие индустрии и торговли. В некоторых местах ремесленники и торговцы составляли отдельные группы; появление поселений городского типа стало, возможно, результатом подобной социальной дифференциации. Большинство же населения жило, однако, земледелием и животноводством
Комментарии (0)