Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века 7.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков
В предшествующем обозрении гуннской истории мы сконцентрировали наше внимание на западной экспансии гуннов и лишь поверхностно упомянули их кавказскую кампанию. Однако мы должны помнить, что экономически сила Гуннского ханства зависела от контроля над черноморскими степями, через которые западная часть великого евразийского сухопутного пути достигала Дуная. Важное ответвление этого пути уходило от Азовского региона на юг в Транскавказский, и контроль за этой ветвью был одной из целей гуннского движения на Кавказ. К сожалению, у нас имеется весьма скудная информация об экономической жизни Азовского региона, Тавриды и территории Северного Кавказа в готский и ранний гуннский периоды.
Мы можем лишь предположить, что в это время, как в предшествующий и последующий периоды, через регион Азова проходил ключевой торговый путь между русским севером и Левантом и что меха составляли важную часть этой торговли. Согласно
Иордану, именно хунугуры, мадьярское племя, подвластное гуннам, специализировалось в торговле мехами в пятом и шестом столетиях. Торговые отношения между азово-тавридским регионом и Левантом развивались параллельно
распространению христианства в Тавриде и прилегающих районах. Миссионеры и торговцы шли вместе, как это часто бывало в истории. Этническая структура населения региона, изучаемого нами, была разнообразна. Племена, обладающие значительными различиями, были объединены под политическим контролем гуннов. Присутствовали некоторые остатки местных племен, как, например, мэоты; также греки, бывшие потомками колонистов скифского периода; остатки германских племен, подобных готам и герулам; множество аланских общин, частично смешанных с местными племенами Северокавказского региона, как, например, с касоги (черкесы). Как нам известно, часть аланов, или ас, смешалась со славянами (антами). Поэтому, когда мы встречаемся со свидетельствами относительно ас или антов, не всегда ясно, подразумеваются ли иранцы, славяне или же смешанные ирано-славянские племена. В целом иранский элемент был более выражен среди восточных, нежели среди западных антов. После миграции аланской орды из Дакии в Испанию и Африку иранский колорит постепенно убывал у бессарабских антов до того, что они в конце концов стали практически чистыми славянскими племенами. Асы и анты в азовском регионе и Тавриде продолжали представлять собою симбиоз иранцев и славян. Среди ас Северокавказского региона (осетинов) преобладали иранцы, хотя даже там могли быть славянские общины как многочисленные анклавы на иранской территории. В районе Дона иранские и славянские общины сосуществовали, возможно, с начала христианской эры; большинство из них пережило гуннское вторжение и продолжало существовать даже в
двенадцатом столетии, в начале которого русский князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, начал войну против яссов (ас) на нижнем Дону. В греческих надписях, обнаруженных на месте древнего города Танаис и обычно относимых к третьему веку н.э., часто упоминаются иранские по своему происхождению имена. Таковы, например, Φιδαζ (сравни осетинское fida – «отец»); Φουρταζ (осетинское furt – «сын»); Μαδαχοζ (осетинское mada – «мать»); Λειμανοζ (осетинское liman – «друг», «дорогой»); Σορχαποζ (осетинское surkh– («red»), «красный»); Ρασσογοζ (осетинское rasog – «незамутненный», «чистый» и т. д.). Следует вспомнить, что роксоланы (рухс-ас) проникли в Тавриду уже во втором веке н.э. В течение второго и третьего столетий аланы-ас достигли южного побережья Тавридского полуострова. В 212 г. они основали город Согдея (теперь Судак).
Старый греческий город Феодосия стал известен в сармато-готский период как Абдарда, иранское имя, означающее «семь сторон». Судя по именам иранского происхождения в надписях в Пантикапее (Керчь) в этот период, среди жителей города
должно быть много аланов. В этой связи можно упомянуть следующие: Фидас, Лиман, Фарнак и др. Существуют также топонимические свидетельства распространения ас в степях северной Тавриды: многие деревни в бывших Евпаторийском и Перекопском районах имеют «ас» в своем названии или части названия. Они таковы: Ас, Бьюк-Ас, Кучук-Ас, Терекли-Ас и т. д. Имеется также река Ас в северной части полуострова. Имя готского города Дорас, или Дори (Эски-Керман), можно рассматривать под тем же углом зрения. Дор означает «камень» по-осетински; Дорас – Дор-Ас, Камень Ас (ср. Дар-и-Алан, «Ворота алан» Дарьял). Форма Дори может восприниматься как сокращение Дор-и-Ас. Другая группа ас жила на кавказской стороне Боспора. Здесь вновь имена иранского происхождения в надписях Анапы и Тамани могут быть приведены в качестве свидетельств; таковы, например, Каре, Тсаваг, Корфарн, Алексарф и т. д. Древнее имя реки Кубань Антикитес
может также указывать своей первой частью на антов или ас. Позднее, когда касоги (черкесы) сменили антов на берегах реки Кубань, они приняли имя реки как свое собственное. Адыге, что является вариантом Антике (Антикитес) является другим именем черкесов. В довершение картины здесь можно упомянуть имя холма Ассо-даг (Ас-Даг) в дельте Кубани близ Тамани. Согласно Ибн-Русту, арабскому автору десятого века, один из выдающихся родов северокавказских ас был известен как
рухс-ас («светлые ас»). Возможно, что от имени этого клана ведет свое название город Малороса, упомянутый анонимным географом из Равенны в седьмом веке. Мал означает по-осетински «болото», «трясина». Итак, Малороса будет означать «Болото росов» (рухс). В равеннском учебнике Малороса упомянут среди боспорских городов, близких к Киммериуму. Последний находился на таманской стороне Керченского пролива, и кажется наверняка Малороса также находился где-то в
дельте Кубани, близ Фанагории, возможно в Темрюке. Почему-то Фанагория вовсе не упоминается равеннским географом. Дельта Кубани вся болотиста; поэтому первая часть имени «мал» хорошо подходит к местным условиям. В третьем веке н.э. готы с боями прорвались в Тавриду. Сперва они занимали лишь горы центральной части полуострова, но позже попытались
установить свой контроль над его целостностью. Около 362 г. они завоевали Пантикапей, который был столицей Боспорского царства. Около пятнадцати лет спустя в Тавриде появились гунны. Зимой 377 или 378 г. их отряд пересек замерзший Керченский пролив с кавказской на крымскую сторону. Эти гунны, вероятно, принадлежали к орде, которая позднее сталаизвестна как утигуры. Они оттеснили готов назад к центральной части Крымского полуострова; сами гунны не остались надолго в Крыму, но, пройдя через тавридские степи и Перекопский перешеек, присоединились к главной орде в устье реки
Днепр. После ухода гуннов готы снова должны были постепенно расширять свой контроль над восточной частью полуострова. В любом случае, около 400 г. Боспор (Керчь) опять был под их властью, насколько мы можем судить из переписки ИоаннаХризостома. Мы уже видели, что к началу четвертого века христианство было уже прочно укоренившимся в Тавриде.Старейшей христианской общиной в Крыму был Херсонес. На Первом Экуменическом Соборе в Никое (325 г.) Таврида была
представлена двумя епископами: Филиппом Херсонесским и Кадмом Боспорским. Возможно, что готские приходы принадлежали к епархии последнего. Позднее готская конгрегация была некоторое время под непосредственным правлением патриарха Константинополя. Иоанн Хризостом был положительно предрасположен к готам и направил их в церковь на
окраине Константинополя, где им разрешалось вести службу на их собственном языке. Около 400 г. Иоанн посвятил в сан епископа первого таврского гота Унилу. Его приход был, возможно, в Боспоре (Керчь). Унила умер в 404 г., и ничего не известно о его непосредственных преемниках. Приход готского епископа был позднее расположен в Дори (Ески-Керман).
Один из самых древних храмов Крыма
В центре Керчи стоит один из древнейших храмов полуострова – церковь Иоанна Предтечи. Точное время строительства собора не известно. Предположительно, возведен он был между VIII и XI веками. По одной из версий, церковь построили на месте еще более древнего культового сооружения. Во время господства генуэзцев храм пользовался большой известностью, а во время Крымского ханства был переоборудован в мечеть. К 1783 году церковь пришла в запустение, а фундамент сильно осел, и чтобы попасть в храм, к нему пристроили лестницу. В 1930-х годах собор закрыли из-за ненадобности. Вспомнили о нем спустя несколько десятилетий. В 1970-х годах здесь провели реставрацию, а в 1990-х возобновили богослужения. В настоящее время в храме сохранена древняя часть и постройки XIX века, во дворике хранится каменная плита с углублением в форме человеческой стопы. По местным сказаниям, след принадлежит Иоанну Предтече.
Символ Крещения Руси
В 988 году в древнем Херсонесе, который сегодня входит в черту Севастополя, крестился великий князь Владимир. Спустя века на этом месте был построен Свято-Владимирский кафедральный собор. С таким предложением в 1825 году выступил главнокомандующий Черноморским флотом и портов Алексей Грейг. Осуществить же идею удалось немного позже – строительство велось три десятилетия и завершилось в 1891 году. При этом первый камень будущего храма заложил император Александр II.
Возведенная церковь превышала 30 метров (вместе с крестом), толщина стен составляла метр, а интерьер поражал своим великолепием. В 1920-х годах храм закрыли, а во время Великой Отечественной войны он подвергся разрушениям. Восстанавливать его начали только в 1990-х годах.
Сегодня собор, который напоминает о начале крещения Руси, по решению комитета ООН входит в число значимых древних памятников мира.
Усыпальница российских адмиралов
В Севастополе находится еще один собор, названый в честь святого князя Владимира. Он расположен в центре города и является усыпальницей российских адмиралов. Изначально здесь покоился прах только Лазарева, Корнилова, Нахимова и Истомина, погибших в годы Крымской войны, однако позже были похоронены останки еще 9 адмиралов.
История храма богата на события. Так, заложили его накануне Крымской войны, а завершить строительство смогли лишь в 1888 году. В 1932-м храм отдали авиационному обществу. При этом могилы адмиралов осквернили, а помещения использовали сначала в качестве мастерских, но затем превратили в склады.
В 1941-1942 годах в соборе размещался госпиталь. После Великой Отечественной войны в нем оборудовали архив. Восстанавливать храм начали в 1966 году, но прежний облик вернули только спустя два десятилетия. Богослужения же в храме возобновились в 1991 году.
Собор расположен в два яруса: внизу находится церковь святителя Николая Чудотворца, вверху – церковь князя Владимира. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами адмиралов и датами их жизни. Вместе с тем их захоронения, находящиеся в нижней церкви, объединены общим надгробием в виде большого мраморного креста. Ежегодно здесь проводят панихиды по морякам, погибшим в годы первой и второй обороны Севастополя, экипажам подводной лодки "Курск" и крейсера "Варяг", а также советским солдатам, павшим в Афганистане.
Самый высокий храм Крыма
На побережье в поселке Малореченское (Алуштинский регион) стоит изящный храм-маяк святителя Николая Чудотворца. Он считается самым высоким собором Крыма – его высота достигает 65 метров. Храм, созданный в честь всех погибших на водах, был построен в 2006 году, а спустя два года торжественно освещен. На каждой из четырех сторон фасада церкви выбита форма большого креста, в которую вписано изображение святого. Высота такого панно составляет 15 метров. Кроме того, в оформлении церкви использованы якоря и якорные цепи, а внутренние росписи посвящены Николаю Мирликийскому. Вместе с тем над обрывом на территории храма оборудована беседка в форме "Летучего голландца". Здесь любят отдыхать и фотографироваться туристы. В 2009 году при соборе начал работать еще один уникальный крымский объект – Музей катастроф на водах. Он состоит из 17 небольших помещений, каждое из которых посвящено резонансным трагедиям, произошедшим в морях и океанах.
Место почитания святого Луки
Одним из главных храмов Симферополя считается Свято-Троицкий собор. Он расположен в центре города на территории одноименного женского монастыря, а узнать его можно по голубым куполам с ажурными крестами и мозаичному рисунку на фасаде.
История храма начинается в 1796 году, когда на месте современного собора была возведена деревянная церковь для греков. Известен же он тем, что здесь хранятся мощи крымского святого – святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который был доктором медицинских наук, целителем и епископом РПЦ. Также в храме хранится икона Божией Матери "Скорбящая". В 1998 году она чудесным образом обновилась, после чего крестным ходом ее пронесли через весь полуостров. С тех пор икона стала всекрымской святыней. Стоит отметить, что при монастыре также действуют музей святителя Луки, пекарня, мастерские, воскресная школа и архиерейский хор.
Храм в неорусском стиле
Одним из красивейших храмов Ялтинского региона считается собор святого Александра Невского. Его строительство было неразрывно связано с российским императорским домом и велось с 1891 по 1902 год.
Храм выстроен в неорусском стиле, украшен различными декоративными элементами (пилястрами, сердечками, порталами, прочим). При этом бело-розовые тона и золотые купола придают церкви праздничный вид. Однако, несмотря на нарядное убранство, храм является памятником в честь императора Александра II, который погиб от рук народовольцев. В свое время этот собор также пережил период забвения. Так, в 1938 году его закрыли, а внутри организовали спортивный клуб. Богослужения в соборе возобновились в 1942 году и с тех пор не прекращались. Сегодня при соборе действует школа, есть детский хор.
В память о спасении семьи императора Александр III
На отвесной скале высотой 412 метров в южнобережном поселке Форос с 1892 года возвышается храм Воскресения Христова. Церковь с черными куполами построили в память о спасении царской семьи на железной дороге в 1888 году. Согласно истории, здесь потерпел крушение поезд, в котором ехал император Александр III с родными. При этом потолок вагона начал обваливаться, но глава государства, имевший большую физическую силу, удерживал его, пока вся семья не выбралась из поезда.
В 1929 году церковь была разграблена, в годы Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников Форосской погранзаставы. В мирное время в храме сначала работал ресторан, затем здесь оборудовали склад. Православной церкви собор вернули только в 1990-м.
В 2004 году здесь провели реставрационные работы: обновили фасад, отремонтировали мозаичный пол, заменили витражи, систему отопления, расписали внутренние стены, восстановили ограждение. Сегодня Форосский храм – не только место для богослужения, но и одно из любимых мест туристов. Ведь со скалы, на которой стоит церковь, открываются живописные панорамные виды.
Пещерный храм на окраине Бахчисарая
В горах на окраине Бахчисарая несколько столетий назад появился Свято-Успенский мужской монастырь. Древние монахи возвели здесь несколько храмов, в том числе в скалах. Именно они привлекают сюда тысячи туристов каждый год – люди едут в монастырь, чтобы помолиться в пещерном храме, а также полюбоваться необычными сооружениями и красивой природой. Известно, что в годы Крымской и Великой Отечественной войн на территории монастыря находился госпиталь, а на святых землях хоронили павших в боях солдат и офицеров. Также здесь несколько лет существовала колония для инвалидов. Кроме того, монастырь подвергался разорению и пережил годы забвения. В последнее время на его территории активно ведутся строительные работы. Так, уже восстановлены четыре храма, дом настоятеля, колокольня и лестница, обустроен источник. Помимо того, здесь возводятся два новых храма.
По соседству с мечетью
Уникальным крымским храмом можно назвать православный собор святого Николая в Евпатории. За время своего существования он несколько раз перестраивался (первое здание было возведено еще в XVIII веке), а также дважды разрушался – в годы Крымской и Великой Отечественной войн. В советское время церковь то закрывалась, то вновь открывалась. Сегодня же она считается подобием собора Святой Софии в Константинополе и может одновременно принять до 2 тысяч человек.
Храм имеет бетонный купол диаметром 18 метров и три престола: во имя святителя Николая Мирликийского, святого князя Александра Невского и апостола Иакова Зеведеева.
Собор расположен в исторической части Евпатории и входит в туристический маршрут "Малый Иерусалим". По соседству с ним находится культовое сооружение другой конфессии – средневековая мечеть Джума-Джами. Также недалеко от храма расположены синагога Егие-Капай, молитвенный дом крымчаков, караимские кенассы, армянская церковь святого Никола и другие интересные объекты.
Живописная церковь в честь святой Екатерины
Все фото с сайта
В Феодосии, между автовокзалом и железнодорожной станцией, расположена величественная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Выстроенный в традициях XVII века собор является живописным памятником архитектуры. Закладка будущей святыни состоялась в 1892 году в день рождения императрицы Екатерины II. Белоснежный храм со стрельчатыми окнами венчают ярко-зеленые купола. Стены собора стоят на высоком цоколе и по углам разделены колоннами. В основе плана храма – греческий крест. В 1937 году церковь закрыли, превратив в склад. Однако спустя четыре года ее вновь открыли. В начале 2000-х годов здесь провели капитальный ремонт, построили новые объекты, в том числе воскресную школу, методический кабинет, библиотеку и гостиницу.
По материалам
Источник:
Комментарии (0)