"Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...". Тем не менее, некоторым это удавалось. Другое дело, что многих это понимание не устраивает, инаковость русских вызывает отторжение и страх. Пользуясь своей популярностью и влиянием в обществе Британской империи, в 1853 году выдающийся шотландский учёный-геолог, сэр Родерик Импи Мурчисон (Roderick Impey Murchison) организовал в Англии движение против вступления Великобритании в так называемую Восточную (Крымскую) войну, что тогда задержало формирование антироссийской англо-французской коалиции с Турцией почти на год.
Объясняя своё отношение к России, на многолюдном митинге в лондонском Гайд-парке он тогда сказал:
Даже если Россия расширяет свои владения за счёт сопредельных колоний, в отличие от остальных колониальных держав она отдаёт этим своим новоприобретениям больше, чем берёт от них. И не потому, что ею движет некая филантропия или что-то в этом роде.
Изначальные устремления всех империй мало разнятся, но там, где появляется русский человек, всё чудесным образом получает совсем иное направление.
Выработанные у восточных славян ещё с дохристианских времён нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть и посягать на имущество, ему по праву не принадлежащее. Чаще из коренящегося в нём неистребимого чувства сострадания он готов отдать с себя последнюю рубашку, чем у кого-то её отнять.
Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном плане Россия всегда остаётся в проигрыше.
Побеждённые же ею или взятые под защиту в конечном итоге обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной недостаточности для прогресса, в чём легко убеждаешься, познакомившись с ними более-менее основательно, приумножая своё материальное достояние и существенно продвигаясь по пути цивилизации.
Показательны примеры тому хотя бы Эстландия и Кавказ, в продолжение веков презираемые и насилуемые своими соседями, но занявшие почётное место среди народов и достигших несравнимого с прежним благосостояния под покровительством России, между тем как от приобретения Эстландии и Кавказа положение русского народа, то есть коренного населения метрополии, не улучшилось нисколько.
Последнее нам кажется парадоксом, но такова реальность, первопричины которой кроются, несомненно, в особенностях русской морали.
СПРАВКА Сэр Родерик (1792 — 1871) впервые описал и исследовал силурийский, девонский и пермский геологические периоды. В 1808 он высадился с Веллингтоном в Галисии и участвовал в битвах при Роли́се и Вимейру. Затем под командованием сэра Джона Мура он принял участие в отступлении к Ла-Корунья и финальном сражении.
Трижды путешествовал в Российскую империю. В 1841 году дважды встречался с царём Александром II, который подарил ему шкатулку со своим портретом. По результатам исследований впервые обосновал выделение новой геологической системы: пермского периода. В Перми установлен памятный знак. Он представляет собой каменную глыбу длиной около 2 м с установленной на ней табличкой с надписью: «Родерику Импи Мэрчисону (R.I.Murchison), шотландскому геологу, исследователю Пермского края, назвавшему последний период палеозойской эры ПЕРМСКИМ (perm)».
Комментарии (0)