В конце XIX века российский археолог Даниил Авраамович Хвольсон в районе киргизского озера Иссык-Куль обнаружил море надгробных камней установленных в 1338-1339гг.
Считается, что именно отсюда чума добралась до Европы.
Впервые чума упоминается в период войн филистимлян с евреями.
В XI веке до н.э. филистимляне захватили у евреев «Ковчег завета», и установили трофей в храме бога Дагона (представал в образе получеловека-полурыбы). Вскоре на город Азот, где хранился «Ковчег» напала невиданная ранее болезнь. Вот как это описывается в Библии:
«И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние.
И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего.
И послали, и собрали к себе всех владетелей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И сказали Гефяне: пусть ковчег Бога Израилева перейдет к нам в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф».
Страшная болезнь пришла в Геф, потом в Аскалон. Филистимляне обратились к правителям и потребовали отослать «Ковчег завета» обратно к евреям.
Нет никаких сомнений, что и филистимляне и евреи знали, кто разносит чуму и каковы ее симптомы.
В 586 году в дни эпидемии чумы скончался римский папа Пелагий II, новым понтификом избрали Григория Двоеслова. Святитель объявил, что римляне страдают за грехи и провел по городу многотысячное шествие кающихся грешников. У мавзолея императора Адриана (сегодня Замок Святого Ангела) грешники узрели Архангела Михаила вложившего пылающий меч в ножны. Уже на следующий день пандемия чумы пошла на убыль.
Территорию Поднебесной чума никогда не покидала, то тут, то там терзая провинции империи. Отсюда в годы правления хана Джанибека, чума по «Шелковому пути» с торговым караваном пришла в Золотую Орду.
В 1347 году Джанибек осадил генуэзский город Каффу (сегодня Феодосия). Внезапно в золотоордынском лагере разразилась неведомая болезнь: в паху у воинов появлялись страшные наросты, сочившиеся вонючим гноем, их лихорадило и через 2-3 дня наступала смерть.
Нотариус Габриэль де Мюсси из итальянской Пьяченцы волей судеб оказался в осажденном городе и пережил блокаду. Впоследствии он с ужасом вспоминал, как Джанибек приказал бомбардировать катапультами Каффу, используя вместо каменных снарядов разлагающиеся тела воинов. Через 3 дня в городе свирепствовал мор.
За богатый выкуп хан разрешил покинуть город иностранным купцам. В их переметных сумах чума отправилась в Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику, Иерусалим и Дамаск.
Под впечатлением от увиденного Габриэль де Мюсси вспоминал о всепоглощающем страхе охватившем Европу:
«Недуг был послан, (и) трепещущее копье Всевышнего было нацелено на все и вся, и поразило оно весь род человеческий жестокими ранами». Чума беспощадно убивала в душах людских чувство сострадания. «Когда в доме один сляжет от болезни, - пишет он, - никто к нему не подходит. Даже близкие друзья держатся на расстоянии, утирая слезы. Врачи отказываются приходить, (и) даже священник, поддавшись панике, проводит таинства со страхом и трепетом». С той же беспощадностью разбила чума и узы между мужьями и женами, родителями и детьми. «И в предсмертной агонии жалобно звали больные друзей и соседей». Но все без толку. Их крики заставляли соседей «держаться подальше (и) запирать дома умерших».
В начале марта 1348 года чума появилась в Марселе, она пришла в город по суше из Италии и по Средиземному морю из Дамаска. За два месяца умерло 56 000 человек. В Авиньоне служившим резиденцией римского папы обезлюдело 7 000 домов. По приказу понтифика монахи-францисканцы освятили реку Рону и приказали сбрасывать трупы в ее воды. С ними чума пришла в населенные пункты расположенные вниз по течению.
Во Флоренции мощенные узкие улицы стали склизкими от гноя. Разлагающиеся трупы безбожно смердели, отравляя вокруг себя воздух. Страшными тенями от дома скользили чумные могильщики, набранные из преступников, приговоренных к смерти. Кроме помилования убийцы и насильники получали 30% имущества умерших. Родственники умерших (если такие были) передавали им погребальные выплаты, а Церковь прощала предыдущие грехи.
Тысячи людей коим посчастливилось бежать от чумы, становились флагеллантами (людьми бичующимися). Массовые самобичевания стали символом народного раскаяния за грехи перед Всевышним. Плети флагеллантов имели на концах длинных шнурков свинцовые шарики. Идя по пыльным дорогам люди, пели покаятельные молитвы и бичевали свою плоть. В гноящихся ранах копошились опарыши – личинки мясных мух.
Понтифик Климент VI спасающийся от чумы в Авиньоне сидя между двумя жаровнями объявил флагеллантов еретиками противными Господу. Большинство самобичующихся испугавшись возможной анафемы, разошлись по домам, остальных местные власти ловили на дорогах и передавали в руки палача.
Комментарии (0)