3 января 1565 года - переломная дата в истории России. Это был день начала опричнины при первом русском царе Иоанне Васильевиче (Іѡа́ннъ Васи́лїевичъ) по прозвищу Грозный (1530 - 1584). Царь Иван IV, за месяц до этого уехавший с семьей и приближенными из Москвы в Александровскую Слободу (ныне город Александров Владимирской области), объявил народу, что из-за злоупотреблений и измены бояр и заступничества духовенства за изменников, оставляет свое государство и поселится там, где Бог ему укажет.
Тогдашняя Русь была потрясена. Как это жить без царя? А кто суд будет вершить над притеснителями народа боярами да дворянами? Кто страну будет защищать от врагов-захватчиков? Посланцы всех слоев населения умоляли митрополита уговорить царя не бросать государство своё, детей своих.
Государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года) предпоследний из династии Рюриковичей, сумел покончить с удельным княжеством на Руси, что не обошлось без крови представителей старых княжеских родов, больше пекущихся о своих уделах, чем о Державе Российской (Московской).
Вот за это и невзлюбили враги России русского царя, оболгали его перед историей. А представителям новой династии Романовых с их придворными историографами тоже было выгодно утвердить себя в лучшем виде на фоне "кровавых" событий второй половины XVI века и Смутного времени. То, что они были такими уж кровавыми, явная выдумка заказных историков и не идёт ни в какое сравнение с событиями его современников в Западной Европе.
А наш первый Помазанник Божий был во многом и в самом деле первым. Заслуга Ивана Грозного в издании первых русских печатных книг – несомненна. Первая аптека появилась при нём, первое регулярное войско – стрельцы, тоже при нём. Иван Васильевич – основатель регулярных погранвойск, утвердивший 16 февраля 1571 года «Устав сторожевой и пограничной службы».
Много на Руси было вредных и нелепых обычаев, связанных с религиозными предрассудками. Горели деревянные дома, городские кварталы, выгорали целые города от непогашенной лучины или свечи. Но пожары не тушили, мол, на это воля Божья! И тут пришлось царю взять на себя грех и срубить несколько кондовых в упорной вере ответственных голов, чтобы изменить отношение в русском обществе к пожарам.
Русь была "деревянной". В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный учредил Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники.
«А ведомо в том Приказе, всего Московского государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятся те мастеры, и их собирают из всех городов, и дают им ис царские казны на поденной корм денги, чем им сытыми быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе известные (производящие известь) и кирпишные дворы и заводы, а где белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в том Приказе...».
Обратили на официальный старый русский язык наших предков 433 года назад? Правда, всё понятно? Если бы в сочинении так написал бы школьник, двойки и вызова в школу родителей ему не миновать в советское время, а как сейчас обстоят дела и не знаю...
Это был один из самых выдающихся государственный деятелей России. И народ интуитивно чувствовал и ценил своего царя-батюшку, хотя бояре и князья ненавидели его за ограничение их власти и всячески желали извести его самого и всех его близких.
При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. Таким образом, при Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы (Википедия).
Учреждение опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства, усилило государство. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней.
В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу и началось полностью самостоятельное правление царя на Руси. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней.
Иноземцы страшились первого русского царя, им великая самодержавная и крепкая центральной властью объединённая Россия была не нужна ни тогда, ни сейчас. И в этом отношении геополитика ничуть не изменилась. Очень многое осталось преднамеренно покрыто мраком забвения об эпохе Ивана Грозного. Не любят таких выдающихся деятелей, как и первого императора России Петра Великого. Первых вообще не любят те, кому история и фортуна отвели вторые роли.
Так один из ценнейших источников эпохи Ивана Грозного, «Стоглав», долгое время был недоступен историкам. В 1667 году он был запрещён патриархом Никоном как еретическое произведение. Почти двести лет этот документ был засекречен! Признаюсь, и я его в руках не держал, а кто держал, пусть первым бросит в меня камнем. Разве до всего дотянешься при нашей текучке! Но обещаю, как славный царь Салтан, изыскать время: "коль жив я буду, славный остров навещу, у Гвидона погощу!".
А взять, к примеру, Джером Горсей, чего он только не насочинял в своих "Записках о Московiи XVI вѣка". Наряду с достойными внимания зарисовками быта на Руси того времени сочинение полно всяких небылиц. Сначала служащий и агент компании английских купцов, торгующих в России, затем посол английской королевы при русском дворе, приехал в Москву в 1572 г. и после восемнадцатилетнего почти беспрерывного пребывания в России окончательно вернулся на родину в 1591 г.
Так этот "свидетель" уверял европейскую общественность, что кровожадный Иван Грозный зверски убил в Новгороде 700 тысяч человек, притом, что населения в том Новгороде было едва 30 тысяч... И собачьи головы и мётлы у сёдел опричников – выдумка. Опричники носили на поясе символ метлы, выметающей измену, шерстяную кисть.
Лживой была и выдумка, что Иван Грозный убил собственного сына, здорового наследника престола. Смерть сына Ивана явилась величайшей трагедией для династии Рюриковичей и России в целом, следствием чего и явилось Смутное время. Илья Ефимович Репин поддался на лживую пропаганду, написав картину: "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".
Обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущён её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический».
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжёлой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намёка на сыноубийство. Но это зловредное искажение истории получило широкое распространение и попало в школьные учебники.
Факты же, свидетельствующие о смерти царевича Иоанна от отравления, вполне обоснованны. В.В. Манягин в книге «Вождь Воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определённо – это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма».
Экспертизу не проведёшь. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, – пишет Манягин, – были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Фёодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного. Учёные обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырёх скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.
После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году). Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей (см.: Коробов П. «Царская усыпальница». – «Независимая газета», 2000, 26 апреля).
«С «лёгкой руки» Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской, – писал митрополит Иоанн. – Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи»
Все клеветнические измышления исходили от западных посланников. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции и преследованиями протестантов, что в России порядки не лучше.
«Начиная с Карамзина, – писал митрополит Иоанн, – русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского Народа…»
А. Гулевич в книге «Царская власть и революция»: «Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами».
А историчский ларчик просто открывался. Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королём Стефаном Баторием, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли.
Ход войны оказался неудачным для царя. Но в начале всё шло хорошо. В конце декабря 1572 года царское войско выступило из Новгорода и осадило крепость Пайду. Цели похода были самыми амбициозными – полностью очистить от шведов территорию, захватив Ревель (Таллин) и Пернов (Пярну). Пробить выход России к Балтике.
Дело Ивана Грозного продолжил Пётр Первый. И на это ему потребовалось 21 год изнурительной Северной войны с могущественной тогда Швецией. Вся Прибалтика была "взята на шпагу" и при заключении мира со Швецией была ещё и выкуплена Первым Императором России у шведской королевы. Всё это достояние русского народа было спущено в унитаз истории недостойными России предателями Горбачёвым и Ельциным со своими сторонниками в 1991 году.
Ободренный недавним полным разгромом крымского хана Давлет-Гирея вместе с турками под Молодями и начавшимся со смертью Сигизмунда Второго периодом "бескоролевья" в Польско-Литовском государстве, Грозный смог отмобилизовать для похода едва ли не все наличные воинские контингенты своей страны. Он сам прибыл в зону боевых действий, намереваясь управлять войсками лично.
Но случилось несчастье. Погиб при взятии крепости Пайду (Вассенштайн, ныне – эстонская Пайде) от огнестрельной раны его верный слуга и глава Розыскного приказа Малюта Скуратов ( выехавший из Литвы мелкопоместный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, который при всём благоволении к нему царя так и не стал ни боярином, ни даже окольничим, довольствуясь предпоследним думным чином – думного дворянина).
Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу... Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Русскую Церковь открыто, путём крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии.
«Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М.В. Толстой в «Истории Русской Церкви». – Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлёкся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
(Флорентийская уния, иными словами, соглашение об объединении православной и католической церквей, была подписана в 1439 году во Флоренции. Эта уния явилась очередной попыткой Рима распространить католичество силой. В ответ на нее в 1448 году собор епископов в Москве объявил Русскую Церковь автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха).
Сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти царевича и ни при каких обстоятельствах не мог быть свидетелем происшедшего. В беседе с иезуитским посланником Рима Иоанн Васильевич ответил: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская – одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера».
Миссия потерпела полный провал, и взбешённый Поссевин, по злобе своей, сочинил миф о том, что Иоанн Грозный в порыве гнева убил своего сына и наследника престола царевича Иоанна Иоанновича. Он сочинил байку насчёт простоволосой невестки царя, а потом подкрепил байку якобы заговором наследника с боярами против отца.
На картине Репина по истории Карамзина царевич умирает на руках у царя от рокового удара острым посохом в висок. В реальности согласно летописям Иван Иванович умирал от тяжелейшей простуды, как считали современники, четыре дня, в Александровской слободе. Впоследствии стало ясно, почему царевич угасал четыре дня – это было вызвано отравлением сулемой.
Подхватил и развил версию о «сыноубийстве» и ещё один проходимец – немец Генрих Штаден, прибывший в Москву с задачами разведывательного характера. Штаден написал клеветнические записки, которые Карамзин посчитал за правдивые и которые были разоблачены советскими историками.
Вернувшись в Германию, Штаден изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить все церкви и монастыри, разгромить и упразднить православную веру, а затем превратить русских людей в рабов. Вот чьими данными пользовались многие русские историки, описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна Грозного.
Русский философ Иван Александрович Ильин предупреждал, что «в мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди – враждебные России, особенно Православной России, тем более императорской и не расчленённой России".
Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага (И.Ильин)
(По материалам из Интернета. Продолжение следует).
Итак, под давлением «православного христианства града Москвы» по словам царя Ивана Васильевича, на который он гнева не имеет, Митрополит снарядил в Александровскую Слободу депутацию во главе с архиепископом новгородским Пименом. Депутация была принята и Иван Грозный повторил свои укоризны в адрес бояр и в заключение сказал, что ради митрополита Афанасия, архиепископов и епископов он соглашается и то с третьего раза слёзного прошения снова принять власть над государством, но с условием, чтобы духовенство не мешало ему казнить изменников.
Страшась гнева народного и всеобщего бунта против сильных мира сего, условие было принято, и царь тут же объявил об учреждении опричнины, иначе говоря – разделил государство на земщину и опричнину.
Проведу параллель с современной Россией, когда Президент Владимир Путин учредил Национальную гвардию личного подчинения и "почистил" силовиков. О необходимости принятия таких мер для вождя России В.Путина по типу опричнины царя Иоанна Васильевича, я писал в статьях до этого. Можно и ссылки отыскать. И я удовлетворён, что Президент сделал шаг в правильном направлении в интересах страны для проведения необходимых реформ, экономических и социальных. А также приняв личные меры для своей безопасности на фоне притязаний на президентское кресло Михаила Ходорковского и прочих претендентов силового захвата власти.
Из доверенных царю людей стал формироваться опричный корпус. Твердою рукой царь принялся переселять бояр-княжат в новые далекие области, отрывая их от насиженных мест и руша их давние связи, а на родовые княжеские земли стал сажать своих худородных опричников. Произошла широкомасштабная перетасовка земельных владений, в результате которой все казавшиеся Ивану Грозному подозрительными княжеские семьи были превращены в служилых людей.
Введенная система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике была направлена на разгром боярско-княжеской оппозиции и укрепление Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского – «опричь (кроме) кого-то,особый».
Сам народ воспринимал невзгоды, начавшиеся по причинам Ливонской войны с 1558 года, ухудшением жизни в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом, как Божье наказание за грехи. И поддерживал Царя в его стремлении укоротить своеволие разбогатевших бояр, высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, князей Церкви, желавших самостоятельности, и ждал от надёжи-царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).
Окончательное решение сломить назревавшую оппозицию было принято в связи с неожиданной для царя изменой и бегством за границу князя А.М.Курбского (апрель 1564). Опытный и ценимый царём князь Курбский бросил армию и перешел на служение в княжество Литовское. Курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой Литве рассекретил всех русских шпионов. Это был страшный удар для царя Ивана, который убедился, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать. Лишить бояр власти и создать самодержавие во имя спасения царской власти и России - теперь стало его основной целью.
И вот месяцем назад, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в укреплённой Александровской слободе.
Иван Грозный объявил о своем отречении от престола по причине «гнева» на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании «воевать против недругов». Царь умышленно создал кризис власти, чтобы, опираясь на менталитет русского народа, не мыслившего жизни без хозяина, главы в доме согласно "Домострою", и царя-батюшки в Москве, получить мандат от народа на введение в стране чрезвычайного положения сроком на 7 лет. Иван Васильевич чувствовал, что народ потребует себе вернуть царя при посредничестве духовенства, и он был согласен вернуть себе царские полномочия «вершить дело государево», но уже на своих условиях.
Но царя мучили, конечно, и сомнения. Он всё же сильно рисковал, Дело могло обернуться и совсем иначе. Противники царя могли одержать верх и призвать на царский трон иноземного претендента, каких было немало. Под боком была ещё могущественная Речь Посполитая и сильная Швеция.
В феврале 1565 Грозный вернулся в Москву. Его трудно было узнать: грозные огненные очи померкли, волосы поседели, руки трясутся, но в нём была закручена стальная пружина сделать из России абсолютистское государство, чтобы устоять перед внешней опасностью и не дать России распасться на удельные княжества, как это случилось с Древнерусской державой после её объединения в 1035 году Киевским князем Ярославом Владимировичем с данным ему историками прозвищем Мудрый.
Но и он не мудро поступил, наделив шестерых своих наследников княжескими уделами. Этим он заложил основу на Древней Руси удельной системы и установил порядок передачи власти не первому сыну, а старшему в роде. Отсюда и пошли княжеские междуусобные распри и войны за власть, которые можно считать самой длинной Гражданской войной на Руси. Политическое неустройство земли Русской и стало причиной разгрома русских княжеств при нашествии на Русь татаро-монгольских орд внука Чингисхана - Батухана, хана Батыя.
Следствием этого стало захват юго-западных земель Русского мира Литовскими князьями и Польшей, что и обусловило ко времени царствования Ивана Грозного на условное разделение русских на белорусов, малороссов и великороссов. А все прелести этого мы переживаем сейчас после 1991 года.
Всех этих исторических неприятностей в будущем и исправления ошибок прошлого желал избежать и осуществить царь Иван Грозный. Для этого и была проведена своего рода государственная национализация - выделение особого государевого удела. В нём были созданы «свои»: дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг др.); к концу опричнины ее территория составляла 60% Московского государства.
Территория не вошедшая в опричнину называлась земщиной; она сохранила Боярскую думу и «свои», приказы. С земщины царь потребовал на устройство опричнины огромную сумму – 100 тыс. руб. Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.
Опричником мог стать каждый, кто готов не за страх, а за совесть служить только царю и опричь Государя никого не признавать и не общаться с земскими. Принесли клятву верности царю и отдельные князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, дворянские сыны, иностранные наемники, просто служилые люди. Глубинной целью опричников было приблизиться к трону, власти и богатству, угождая царю.
Сам Помазанник Божий именовал себя «игуменом»; опричников – «монашеской братьею», которая в церквях по ночам, одетая в черное, совершала свои ритуалы и по желанию царя устраивала пиры и гульбища. Вот прекрасный отрывок из фильма Эйзенштейна "Иван Грозный", который очень понравился Красному царю Иосифу Сталину.
Задачей Ивана Грозного было ослабить Боярскую думу. Первыми жертвами опричников стала аристократическая элита - представители ряда родовитых дворянских семейств, особенно сурово царь преследовал своих дальних родственников, потомков суздальских князей. С территории опричнины сотнями выселялись местные землевладельцы-феодалы.
В 1568 с «дела» боярина И.П.Федорова началась большая волна репрессий, в результате которой было казнено от 300 до 400 чел., в основном это были люди из знатных боярских родов. Даже митрополит Филипп Колычев, выступивший против опричнины, по приказу царя был заточен в монастырь, и вскоре задушен Малютой Скуратовым. Бояре и высшая аристократия делала ставку на Владимира Старицкого. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, его и хотели сделать "боярским" царём. Весь его род был уничтожен в 1569 году.
На очереди стало устранение своеволия Господина Великого Новгорода и его младшего брата Пскова. Они были государством в государстве и интриговали против Москвы с соседними державами. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Невозможно было укрепить власть самодержца без усмирения непокорного Новгорода. В результате в декабре 1569 года царь во главе войска отправляется в поход на этот город. Поход продлился до 1571 года. В результате новгородского похода опричное войско утвердила в этих городах и во всей округе власть Московского царя.
Новгородским походом царя воспользовался крымский хан Девлет-Гирей, совершивший набег на Москву и практически полностью зажег город. Противостоять этому набегу было некому. Бояре, отказывались предоставлять свое войско для борьбы с царскими врагами. В результате в 1571 году опричное войско и сам царь были вынуждены вернуться в Москву. Ценой объединения царского войска с земским (боярским) был временный отказ царя от опричнины
В результате в 1572 году в 50 километрах южнее Москвы объединенное войско нанесло сокрушительное поражение крымскому хану с его турецкими и ногайскими отрядами при Молодечно. Эта славная битва при Молодях (Молоди) 29 июля - 3 августа замалчивалась российскими историографами, рисовавшими чёрными красками портрет "тирана", предшественника такого же "тирана" Сталина, Ивана Грозного.
У меня есть статья посвящённая этой малоизвестной битве.
Крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство». Земли Московской Руси были уже заранее поделены между крымскими мурзами. Вторжение крымского войска, как и завоевательные походы Батыя, поставило острый вопрос о существовании независимого Русского государства. Но не хвались идучи на рать, хвались идучи с рати (с).
Это была выдающаяся победа русского оружия, русского войска под предводительством воеводы князя Михаила Воротынского над двукратно превосходящей, 120-тысячной крымской армией, включавшей 40 тыс. турок. Она была обращена в бегство и почти полностью перебита. Погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Девлета Гирея. Множество высших крымских сановников попало в плен. В Крым возвратилось не более 10 тысяч воинов.
Крым лишился почти всего боеспособного мужского населения, так как по обычаям почти все боеспособные мужчины были обязаны участвовать в походах хана. В целом, сражение при селе Молоди стало поворотной точкой в противостоянии Московской Руси и Крымского ханства и последней крупной битвой Руси со Степью. В результате битвы была подорвана военная мощь Крымского ханства, столь долго угрожавшего русским землям. Османская империя была вынуждена отказаться от планов вернуть среднее и нижнее Поволжье в сферу своих интересов и они были закреплены за Московской Державой.Это был ответ Ивана Грозного на требование турецкого султана Селима вернуть Астрахань, Казань и вассального подчинения Руси Османской империи.
Шло время и сама опричнина, допускавшая злоупотребления и бросавшая тень на авторитет русского царя, требовала чистки. И тук царь делает неожиданный финт, чтобы развязать себе руки, он объявил «государем всея Руси» татарского служилого хана Симеона Бекбулатовича, а себя назвал удельным князем «Иванцем Московским», но уже в 1576 вернул себе царский трон, прекратив поставленный им спектакль, попутно изменив почти весь состав опричнины руками этого хана, сам оставаясь как бы в стороне, подавая от себя "челобитные" новому Государю.
Иоанна Грозного называли тираном, приписывали ему непомерные жестокости, а между тем, Сталин, который внимательно изучил политику царя, сделал вывод, что тот даже проявил излишнюю мягкость к враждебным боярским семействам, помиловав их и тем самым, позволил ввергнуть Россию в Смутное время.
Инструктируя создателей фильма «Иван Грозный» режиссёра Эйзенштейна и исполнителя роли царя – Черкасова, Сталин сказал: "Одна из ошибок Иоанна Грозного состояла в том, что он не уничтожил пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять крупных семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени…»
"Число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поимённо... казнённые принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах... Почти все они ранее бывали прощаемы под крёстные целовальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами».(Н.Скуратов).
К смертной казни были приговорены не более 4-5 тысяч человек. Манягин пишет: «Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I – более 120! Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично царём».
«В том же XVI веке в других государствах правительства совершали действительно чудовищные беззакония. В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек».
Итак, в «просвещённой» и «милосердной» Европе примерно за тот же период казнили более 378 тысяч человек, большей частью безвинных, а в России при Иоанне Грозном за конкретные тяжкие преступления были казнены 4-5 тысяч. Почему же Грозный царь-тиран, а европейцы – само милосердие? Прав Иосиф Виссарионович, «не уничтоженное» боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств, что толкнули Россию к Смутному времени… Это было началом разрушения Самодержавия, построенного династией Рюриковичей. И разрушение это стало результатом не жестокости, а, напротив, чрезвычайного милосердия Иоанна Грозного.
«Мягкий и незлобивый по природе, – отмечал митрополит Иоанн, – царь страдал и мучился, вынужденный применять крутые меры». И отмаливал свои грехи перед Богом.
А на Руси иначе нельзя. Русское поле бурьяном и амброзией зарастёт.
За время царствования Иоанна Грозного прирост населения составил 30-50%
Комментарии (0)