История,Альтернативная история,История России,СССР

Русские племена в девятом веке. 1. д) северо-запад

Образование Киевской Руси (839-878 гг.)

Русские племена в девятом веке. 1. д) северо-запад

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Тематическая компоновка интернет-версийавторских работ А.Романченко.


В северных и северо-западных землях было два главных племени: кривичи

history.wikireading.ru Кривичи

Расселение кривичей в районах городов Полоцк, Псков и Смоленск на карте VIII века

и словене

istmira.com Ильменские словене. История с множеством...

Кривичи заселяли верховья Днепра, Западную Двину и Волгу, контролируя таким образом важное пересечение речных путей. Словене, двигаясь на север от среднего Днепра, вероятнее всего, достигли берегов озера Ильмень не позднее шестого века, а город Новгород существовал, видимо, уже в шестом веке. Судя по археологическим свидетельствам,

syl.ru новгородская земля

кривичи имели много общего со словенами. Для тех и других типична была кремация усопших. Лишь в одиннадцатом веке, под влиянием христианских ритуалов, погребение распространилось среди кривичей. Словенские курганы обычно высокие, выше десяти метров. Жители Новгородской и Псковской земель, как правило, называли курганы подобного типа сопками. Наиболее ранние сопки относятся к седьмому веку, и в одной из них была обнаружена сасанидская монета, датированная 617 г. н.э.. Однако, большинство сопок относятся к восьмому и девятому векам. Состав предметов, найденных в них при раскопках, небогат. Керамика и обгорелые кости животных и людей составляют находки. В районе Смоленска – на

Днепр в Смоленске

территории распространения кривичей – большинство могильных холмов ниже и меньше по размерам, чем словенские курганы. Наиболее важным местом сосредоточения кривичских курганов является Гнездово

Днепро-двинская культура ( фиолетовый цвет) на территории Смоленщины в III в.

1231. Большинство гнездовских курганов может быть датировано десятым веком, но часть из них относится к более раннему периоду. Содержимое гнездовских курганов значительно богаче словенских сопок. Даже в ранних курганах было обнаружено много украшений, таких как железные и медные крученые ожерелья, медные фибулы, подвески в форме креста и полумесяца, металлические статуэтки птиц и т. д.

wikiway.com Гнёздовские курганы.

Как мы видели, общее направление миграции ряда южно-русских племен, таких как улучи, поляне, северяне, радимичи и вятичи, было с юга на север; это отступление вызвано натиском мадьяр и других кочевых народов. Миграция северных племен, начиная с седьмого века, наоборот, была не отступлением, а наступательной экспансией, направленной с запада на восток, от смоленских и новгородских земель к русскому междуречью – между верхней Волгой и Окой

1232. Первые кривичские переселенцы достигли верхней Волги, следуя по течению реки Вазузы

Вазузские мосты в Зубцове На реке расположены города: Сычёвка, Зубцов

Словене поднимались по реке Мете, от истоков которой, используя волок, они двигались к верхней Мологе, а оттуда добирались до Сити и Кашинки. Ранние захоронения словенского типа были обнаружены около Бежецка и на берегах реки Сити. Два потока колонизации – словенский и кривичский – слились в Ростово-Суздальском регионе. В девятом и десятом веках многочисленные славянские поселения уже были на этой территории, которая первоначально заселялась финно-угорскими племенами. Первые славянские поселенцы появились там, вероятно, в восьмом, если не в седьмом веке. К сожалению, результаты археологических исследований не дают нам ясной картины. В середине девятнадцатого века граф А.С. Уваров и П.С. Савельев произвели раскопки более чем семи тысяч курганов на этой территории, но работы велись поспешно и без записи точного местоположения каждого из найденных объектов. Поэтому сейчас невозможно классифицировать культурные пласты и отделить финский слой от славянского. В любом случае ясно, что большинство курганов обнаруживают смешанную финно-славянскую культуру. Такие вещи, как тонкие височные подвески, фибулы и гривны, весьма сходны с подобными же предметами, найденными в гнездовских захоронениях. То, что, по меньшей мере, часть курганов Ростово-суздальского региона принадлежит не финнам, а поселенцам, подтверждается большим

Это фотография памятника культурного наследия России c номером

liveinternet.ru Город Ростов Великий

количеством захоронений с помощью кремации, что было не характерно для финнов. С другой стороны, как северные славяне (кривичи и словене), так и скандинавы практиковали кремацию. Археолог И.А. Тихомиров на этом основании предположил, что не финские предметы в ростово-суздальских курганах следует считать древнегерманскими. Недавно П.П. Смирнов повторил его точку зрения. Мы видели, что скандинавы, видимо, проникли в Ростово-Суздальский регион в конце седьмого или начале восьмого века. Однако, вероятно, они шли по пятам славянской колонизации, которая проторила им дорожку. Поэтому, хотя и некоторые не финские предметы в Ростово-Суздальских курганах следует признать скандинавскими, большая их часть, вероятно,

Suzdal

starostina-julya.ru Суздаль достопримечательности

славянская. А теперь мы возьмем на себя смелость предложить общий обзор образа жизни и цивилизации древнерусских племен. Что касается экономической жизни, русские племена восьмого и девятого веков были хорошо знакомы с земледелием, которое в большинстве случаев составляло основу их экономической деятельности. В степных районах разведение лошадей и скота представляло собой еще одну важнейшую отрасль экономики, в то время как в северных лесах особой значимостью, видимо, обладали охота и пчеловодство. Что касается материальной культуры, то русские племена находились на стадии железного века. Многие предметы домашнего обихода и сельскохозяйственные орудия, такие как, к примеру, серпы, были сделаны из железа. Железное оружие, подобное мечам, выковывалось. Бронза и серебро использовались для изготовления украшений. Находки веретен свидетельствуют о знакомстве с ткачеством, в то время как фрагменты шерстяной ткани указывают на развитие производства сукна. Практикование двух разных способов захоронения – с помощью погребения и кремации – отражает существование двух различных тенденций в религиозных верованиях. Кремация усопших была старой традицией по крайней мере тех славянских племен, у которых существовало почитание Перуна, бога грома и молнии. Мы видели, что в восьмом и девятом веках обряд кремации доминировал у кривичей и словен. Что касается полян и северян, мы имеем свидетельства кремации, относящиеся к десятому веку, и нельзя быть уверенными, что такая же практика существовала у них и в более ранний период. В погребальных обрядах всех других русских племен – радимичей, вятичей, дулебов, древлян и дреговичей – обычай погребения представляется преобладающим. То же самое, вероятно, относится и к хорватам. Нам следует вспомнить в связи с этим, что погребение было типичным для северо-кавказской культурной сферы, в частности, – для аланов. Поскольку анты были, по нашему мнению, тесно связаны с аланами, распространение этой формы похорон среди таких антских племен, как радимичи, вятичи, северяне и дулебы, можно приписать аланскому происхождению правящих кланов этих племен. Древляне и дреговичи, видимо, переняли этот ритуал у своих соседей, дулебов. Различие похоронного ритуала у русских племен, несомненно, является свидетельством двойственности их религиозных верований. Религия антских племен явно находилась под влиянием иранского вероучения и мифологии. Мы уже отмечали почитание мифологической птицы-собаки Сенмурва в скифский и сасанидский периоды. Поклонение Сенмурву, вероятно, продолжалось еще в хазарский и ранний варяжский периоды, и керамическая плитка, обнаруженная в Гнездове и относящаяся к восьмому или девятому векам, характерна в этом отношении. В «Повести временных лет» Сенмурв упоминается под именем Симаргла, которое близко к «Симургу», – так персидский поэт Фирдоуси называет мистическую птицу в своей поэме «Шах-Намэ». После политического объединения русских племен под властью киевских князей религиозные верования различных племен были синкретизированы, и во второй половине десятого века, до обращения Владимира в христианство, киевский пантеон включал в себя как славянского Перуна, так и иранского Симурга. Относительно социального расслоения русских племен восьмого и девятого веков археологические свидетельства указывают на разделение между богатыми высшими классами и простыми людьми, во всяком случае, среди полян, северян и кривичей. Знать и купцы таких больших городов, как Киев и Смоленск, накопили значительное богатство. Находки большого количества кладов с восточными монетами, обнаруженных в разных губерниях, указывают на широкий круг внешнеторговых отношений. Оставляя в стороне клады, относящиеся к более позднему времени, и принимая в расчет только те, которые содержат восточные монеты восьмого и девятого веков, следует сказать, что большинство этих кладов было обнаружено на землях северян, радимичей и вятичей; хотя немало подобных кладов находилось и в землях кривичей и словен, а также в Ростово-суздальском регионе, тоже заселенном этими двумя племенами.

Что касается киевских земель, в период до десятого века здесь было найдено немного, и лишь один клад был обнаружен при раскопках на территории нижнего Дона.

tourlib.net Главные достопримечательности Киева

В заключение давайте обратимся к антропологическим свидетельствам. Антропологами было исследовано значительное количество костяков и черепов, обнаруженных в различных курганах и могильниках по всей России, но данные этих исследований нельзя назвать исчерпывающими или окончательными. Согласно Ю.Д. Талко-Гринцевичу, нельзя установить общий восточнославянский тип, и, с точки зрения антропологии,

Дата рождения

11 августа 1850

Место рождения

имение Рушканы, Россиенского уезда, Ковенской губернии, Российская империя

Дата смерти

26 апреля 1936 (85 лет)

Место смерти

Краков, II Речь Посполитая

Гражданство (подданство)
Род деятельности

антрополог, врач

Направление

антропология, гинекология

Язык произведений

польский [1]

существует не только разница между различными племенами, но, в ряде случаев, существуют различные группы внутри одного племени. Что касается роста, то новгородские словене, поляне и часть северян были выше, чем представители других племен. Древляне и радимичи были среднего роста (выше 165 см); кривичи были самыми низкорослыми (около 157 см). С точки зрения краниометрии, поляне были суббрахицефалами; северяне, западные кривичи, древляне и новгородцы – субдолихоцефалами; восточные кривичи – долихоцефалами. Что касается ширины лба, то у северян, полян, древлян и кривичей лбы были достаточно широкими, а у новгородцев – средними. У полян были широкие затылки, это приложимо также к северянам, древлянам и кривичам; у новгородцев затылки были среднего размера. У древлян и кривичей были крупные лица, в то время как у новгородцев, северян и полян – значительно меньше. Принимая во внимание эти показатели, так же как и ряд других, Талко-Гринцевич предложил следующую классификацию древнерусских племен: 1. Новгородцы 2. Поляне и северяне 3. Древляне и кривичи Эта классификация неполная, поскольку в нее включены не все русские племена. В то же время, она может помочь историку, а ее обоснованность позволяет обнаружить различие антропологического типа между антскими племенами (группа 2) и словенскими племенами (группа 3). Следует заметить, однако, что обоснованность классификации Талко-Гринцевича ставилась под вопрос

Яном Чекановским, который подчеркивал даже больше, чем Талко-Гринцевич, смешение антропологических типов на

Jan Czekanowski (1882-1965) - Polish anthropologist, statistician and linguist.

Дата рождения

6 октября 1882

Место рождения
Дата смерти

20 июля 1965 (82 года)

Место смерти

Щецин

Гражданство

Польша

Род деятельности

антрополог, лингвист, этнограф

территории Западной Евразии, которое затрудняло установление четких географических границ между антропологическими группами. Что касается классификации самого Чекановского, можно указать на то, что он относит полян к тому антропологическому типу, который он называет «восточным» или «преславянским», а северян (или их часть) к «средиземноморскому» типу.



Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/66


Источник: Русские племена в девятом веке. 1. д) северо-запад
Автор:
Теги: запад

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Какой представляли Москву в 23 веке
Какой представляли Москву в 23 веке
2
Человек познаёт мир 08:30 21 окт 2023
9 «предсказаний» Жюля Верна, которые сбылись в XX веке
9 «предсказаний» Жюля Верна, которые сбылись в XX веке
2
Человек познаёт мир 17:30 16 июл 2023
Как создать дом мечты по учению Васту
Как создать дом мечты по учению Васту
2
Человек познаёт мир 22:45 28 янв 2024
Для чего в XIX веке на пляжах ездили коляски, похожие на туалетные кабинки
Для чего в XIX веке на пляжах ездили коляски, похожие на туалетные кабинки
4
Человек познаёт мир 09:30 10 мар 2024
Дикие племена: Жестокие обряды мужской инициации
Дикие племена: Жестокие обряды мужской инициации
8
Интересный мир 01:50 18 сен 2016
Хвались, да не поперхнись: вот почему русские не любят хвастунов
Хвались, да не поперхнись: вот почему русские не любят хвастунов
5
Человек познаёт мир 13:40 22 ноя 2023
Какую женщину хотят все русские мужчины
Какую женщину хотят все русские мужчины
74
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:41 28 сен 2020
Восточно-славянские племена. Самое интересное
Восточно-славянские племена. Самое интересное
0
Настоящая история 13:02 27 июн 2016
Почему русские девушки никогда не венчались в белом платье
Почему русские девушки никогда не венчались в белом платье
9
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 11:33 28 ноя 2021
Почему русские женщины ходят дома в халатах
Почему русские женщины ходят дома в халатах
22
Интересности 14:02 29 июл 2018
Считалась бы Анжелика красавицей в 17 веке?
Считалась бы Анжелика красавицей в 17 веке?
2
Здесь только хорошие новости! 06:42 20 авг 2019
Дикие и полудикие племена в современном мире
Дикие и полудикие племена в современном мире
2
Интересности 11:20 29 авг 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства