Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов,
(Дуле́бы— славянское племя, существовавшее в эпоху средневековья.)
Распространение праславянских этнонимов в эпоху средневековья. Красным обозначен ареал славянской керамики второй группы (пражско-корчакской). Стрелками обозначено предположительное направление миграции дулебов.
Прародина
Междуречье Вислы и Одры
Учитывая то, что этот славянский этноним имеет иноязычное происхождение, можно уверенно утверждать о том, что все его носители имеют общее происхождение[2].
Основываясь на этом,
В. В. Седов считал, что славянское племя дулебов уже в римские времена проживало рядом с западногерманскими племенами — в районе Висло-Одерского междуречья, а уже из тех мест расселились на
Волынь, в
Чехию, на Средний
Дунай, между озером
Балатон и рекой
Мурой, и в
Хорватии на Верхней
Драве[3].
Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов[8].
Арабский географ
аль-Масуди сообщал во второй половине X в. о племенах «валинана» и «дулаба», которых в исторической литературе принято считать волынянами и дулебами.
В. В. Седов[10] объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в т. н. «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян. Аналогичной точки зрения придерживалась
И. П. Русанова[11],
Г. Н. Матюшин[12], а также
В. В. Богуславский и
Е. И. Куксина[13]. Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».
Tudleipin упоминается в списке владений архиепископства в грамоте
Людовика IIзальцбургскому архиепископу
Адальвину. Dudleipin упоминается в «Обращении баварцев и карантанцев» 870 г. — там
Прибина построил церковь. Dudleipa упоминается в «Грамоте короля
Арнульфа 891 г.». Dulieb — местность в районе Верхней
Дравы, упоминаемая в тирольских актах в 1060 году[16].
Duliba — долина в дивосельском
Велебите. Duliba — гора в
Боснии. Dufdjlieb — местность в
Каринтии[17]. Дулебска — поселение у
Врбовца в
Хорватии. Дулебка — река в
Каринтии. Дулеба — река, приток Ольси. Дулебы — село, которое находится на вышеназванной реке Дулеба[18].
Чешские дулебы
Дулебы — западнославянское племя, относящееся к
чешским племенам, существовавшее в IX веке в верхней части бассейна
Влтавы[19].
Упоминания
У
Аль-Масуди в 947 г. упоминаются как народ дулаба, а их правитель — Ван.дж С.лаф, которого отождествляют со
Святым Вацлавом. Город Доудлебы в Южной Чехии упоминается
Козьмой Пражским среди земель князя Славника[20].
Location of east Galicia in today's Ukraine and Poland. The area's name developed out of the old Principality of Halych(yna).
Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись славянским племенем, находившимся под контролем аланского клана
1206. Другими словами (с нашей точки зрения), хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка.
Центр Львова.
Сельская церковь.
В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию
Что касается дулебов, то их история тесно смыкалась с историей хорват.
Распространение праславянских этнонимов в эпоху средневековья. Красным обозначен ареал славянской керамики второй группы (пражско-корчакской). Стрелками обозначены направления расселения хорватов.
Kievan Rus in 1015-1113. Киевская Русь в 1015-1113 гг. Половецкий город Шарукань показан у правого притока Северского Донца реки Донец (ныне Уды), в районе неуказанной реки Лопань.
1215 —
Коломан, принц
Венгрии, сын
Андраша II Арпада, князь галицкий с 1214 г., принял титул короля Галиции и Лодомерии (rex Galiciae et Lodomeriae), который носил по
1221.
Мы знаем, что во второй половине шестого века авары завоевали дулебов и вынудили часть из них мигрировать в Моравию. В основном же племя, однако, осталось в Волыни, переместившись немного на север вниз по Западному Бугу. Возможно, именно после этого они стали известны как бужане.Название дулебы – древнее. В перечне славянских племен из "Повести временных лет, приведенном в начале главки, есть замечание, определяющее местонахождение дулебов: страна дулебов там, «где ныне волыняне». Согласно Барсову, это замечание в «Повести временных лет» является вставкой более позднего переписчика, скорее всего, составителя краткого свода летописей в четырнадцатом веке. Предположение Барсова вполне приемлемо. А если так, то название волыняне вошло в употребление в сравнительно поздний период. Это явно находится в противоречии со сходно звучащим названием Valinana, или Velinana, приведенным Масуди в главе о славянах (десятый век). Идентификация этого названия, упоминаемого Масуди,с волынянами вряд ли представляется возможной. Согласно Масуди, племя, которое он описывал, было наиболее мощным и древним среди славянских племен. К тому же нет других источников, из которых мы бы узнали о древнем славянском племени, носящем имя «волыняне». Поэтому Маркварт предполагает, что Масуди имел в виду антов в своей книге. Имя вождя племени звучит у Масуди как Майак. Маркварт пытается идентифицировать его с Мезамером (Безмером), антским князем шестого века,убитым аварами. На мой взгляд, имя Майак следует скорее считать искаженной формой имени Боз (он же Буз) – правителя антов во время алано-готской войны конца четвертого века. Во всяком случае, Velinana у Масуди вряд ли имеет какую-либо связь с русскими волынянами. Следует добавить, что само прочтение: Valinana (или Velinana) в тексте Масуди представляется сомнительным.
Волыняне
Одно из летописных племен (племенной союз), упоминаемый в «Повести временных лет». Известны с конца І – начала ІІ тысячелетия на землях Западной Украины и Беларуси в исторической области Волыни (бассейн реки Буг, верховья реки Припять).
Арабские источники свидетельствуют, что волыняне были могущественным племенем, которому подчинялись другие племена. В VІІ—VІІІ вв., указывает арабский географ Аль-Масуди, волыняне создали раннее государственное объединение во главе с царем Маджаком. На землях волынян было около 70 укрепленных городищ. Главными центрами были Волынь, Бужск, позже Владимир (Волынский).
В 907 г. волыняне выступили союзниками киевского князя Олега в походе на Византию. В 981 г. киевский князь Владимир Святославич покорил населенные волынянами Червенскую и Перемышльскую земли, и они вошли в состав Киевской Руси. В период феодального размежевания на территории расселения волынян возникло отдельное удельное Владимир-Волынское княжество, которое со временем стало частью Галицко-Волынской державы.
Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна
Волыняне и бужане Они жили на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был
Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор
Дулебы, волыняне, бужане, лучане Взаимная связь между этими наименованиями племен неясна, однако все они, видимо, ведут свое начало от одного большого, самого западного русского племени, которое обитало между Западным и Южным Бугом, прежде всего — в исторической Волыни.
Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.
Волыняне Волыняне жили в конце X – начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более 70 крепостями.
Волыняне В Лейденском манускрипте это название написано без диакритических знаков; оно может быть прочитано несколькимиразными способами, соответственно воображению комментатора: Veliamana, Veliamata, Velinamia и т. д.В рукописи труда Аль-Бакри (а Аль-Бакри пользовался оригиналом книги Масуди) название звучит как Velinbaba. Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над Другими славянскими племенами. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями
. Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)