История,Альтернативная история,История России,СССР

Русские племена в девятом веке. 2. в) западные земли

Образование Киевской Руси (839-878 гг.)

Русские племена в девятом веке. 2. в) западные земли

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Тематическая компоновка интернет-версий авторских работ А.Романченко.

Вятичи контролировали южную часть бассейна Оки и район верхнего Дона, охватывая территорию

allaboutrussia.ru Древние славяне - Вятичи

Орловской,

Орловская область во времена Киевской Руси

Древнейшими обитателями Opловского края были вятичи; первые города, оплот от нападений печенегов и половцев, возникают с начала XI в. В это же время начинает проникать сюда и христианство, распространившееся, однако, не ранее XII в., во время проповедничества святого Кукши, одного из первых просветителей края. С начала XII до половины XIII в. в крае были княжества Вщижское, Елецкое, Трубчевское и Карачевское. Позже Орел, расположенный на реке Оке, стал центром обширного хлебного рынка, обеспечивавшего Москву зерном и мукой. Затем территория края входит в состав Черниговской Руси, а после ее распада в состав Верховских княжеств, затем Литовского государства, и только в XV в. территория области переходит под власть Москвы.

velnosty.ru 6. Военная топографическая картаОрловской...

Калужской,

Калужская губерния во времена Киевской Руси

Калужская губерния в древности (IX в.) была населена вятичами. По Протве же и Угре среди вятичей жило литовское племя Голядь; были и финские поселения племени Меря.
Это был дикий и неприветливый край, необычайно лесистый и болотистый, с редким населением, которое пряталось по лесам. Ранее XII в. городов здесь не было. Главным занятием населения была охота на пушных зверей, мехами которых оно и платило дань. В конце XI или начале XII в. киевопечерский иеромонах Кукша, по-видимому, родом вятич, просветил Калужский край светом христианства, запечатлев проповедь мученической кончиной.
Как отдельная волость земля вятичей выступает только при Святославе Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого) Черниговском, с какового времени здесь и появляются города. Под 1146 г. упоминается впервые Козельск: в 1155 г. Воротынск, в 1158 г. Городенск (ныне село Городня в 12 ч. от Калуги), Мосальск и др.' Эти города делаются княжескими, и в XIII в. нынешняя Калужская губерния дробится на много мелких княжеств, главнейшими из квторых были:
1) Мосальское с Серенском (ныне сельцо недалеко от Мещовска",
2) Тарусское и Оболенское (ныне село),
3) Козельское,
4) Воротынское, где были потомки Михаила Черниговского,
5) Перемышльское с той же линией князей,
6) Мезецкое, или Мещовское.
Медынь же принадлежала Смоленску, а Боровск, Малоярославец и часть Калужского уезда - Суздалю. Таким образом, край начал оживляться и представлял для князей значительный интерес, почему здесь происходили княжеские столкновения. Но этому оживлению нанесли сильный удар татары, опустошившие под начальством Батыя в 1238 г. область и разрушившие Козельск. Однако отдаленное положение края от татар дало возможность ему оправиться, и он скоро снова зажил прежней жизнью.

wikiznanie.ru Калужская губерния

Тульской

Вятичи

Основная статья: Вятичи

На смену балтам примерно в VIII веке в Тульский край пришло славянское племя вятичей. Как и голядь, вятичи были неплохими металлургами и кузнецами. Археологами были открыты пункты (VII—IX век, в основном, в южной части расселения славянского этноса), где число печей достигало 25-30. Ясно, что работали здесь на рынок, через его посредство реализуя железные полуфабрикаты.

В «Повести временных лет» говорится о том, что название племён вятичей пошло от вождя «Вятко», который сидел здесь со своим родом. Вятичизанимались скотоводством, землепашеством, знали ремесла. Ремесла: славянские ювелиры владели техникой литья в глиняную форму, применяли чеканку, ковку, тиснение, освоили технику зерни и скани, с которыми познакомились в VIII—IX вв. по вещам, прибывшим с Востока (делали пряжки, поясные бляхи, перстни, браслеты, височные украшения, шейные гривны, различные привески и пр.). Сначала Вятичи платили дань хазарам, а затем вошли в состав Древнерусского государства. В начале X века ( 907 год) вятичи участвуют в походе князя Олега на Царьград. В 910—915 годах было разрушено Супрутское городище [4]. Походы князя Святослава в 964 и 966 гг. В 981 и 982 гг. воевал с вятичами князь Владимир Святославич. Столетие спустя (1082—1083 гг.) ходил «в вятичи» Владимир Мономах, о чём сам упомянул в поучении своим сыновьям. Города на территории края: в XII веке возникает г. Дедославль (предположительно, современное село Дедилово Киреевско­го района) — укрепленный ремесленный и торговый центр, место сбора старейшин вятичей. Сглаживание племенных особенностей привело к исчезновению к XIII веку самого племенного имени вятич.

Древнерусский период

Основная статья: Белевское княжество

Попав в сферу влияния Киевской Руси территория Тульской области долго оставалась глухой языческой окраиной, население которой так и не влилось в состав древнерусской народности. Язычники не приняли проповедь монаха Кукши и убили его. После распада Киевской Руси эта земля вошла в состав Черниговского княжества. Самым крупным городом этой поры был Белёв (упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году), который после распада Черниговского княжества стал центром Белевского княжества. В XIII веке через территорию области прокатилось татаро-монгольское нашествие. О жестоких завоевателях напоминают только клады ордынских монет (находили их в окрестностях Тулы) и, возможно, названия старинных деревень: Баскаково, Якшино, Ямное. В 1380 в юго-восточной части современной области, у впадения реки Непрядвы в Дон, произошла историческая Куликовская битва, положившая начало освобождению русских земель от ордынского ига. Отделенное от Чернигова Белевское княжество тяготело к Москве, но впоследствии оно отошло к Великому княжеству Литовскому.

dupajobe.ru подробная карта тулы и тульской области

rusbogoslovie.livejournal.com Тульский музей оружия

и Рязанской областей.

Древнерусский период

Основная статья: Великое Рязанское княжество

В древнерусский период здесь образовалось могущественное Великое Рязанское княжество — одно из крупных государственных образований Древней Руси. Город Глебов основан в 1159 году. Открытие в напластованиях Житного раскопа слоёв 2‑й половины XII века, подтверждает гипотезу, основанную исключительно на присутствии керамики «курганного» типа, о том, что Переяславль-Рязанский возник на полтора века раньше его первого упоминания в летописи (1300 год) [7]. В Рязани (Сакор-горы на Борковском острове) найдено более 30 свинцовых пломб дрогичинского типа [8]. А. Л. Монгайт о пломбах дрогичинского типа из Старой Рязани писал как о товарной принадлежности, но затем увязал их с процессом клеймения связок меховых денег, что было описано арабским путешественником XII века ал-Гарнати.

Героическая оборона Рязани (Старой) от полчищ Батыя в 1237 году и подвиг рязанского воеводы Евпатия Коловрата вошли в русский эпос ( Повесть о разорении Рязани Батыем). После разрушения Старой Рязани столичные, а затем и кафедральные функции были переданы Переяславлю-Рязанскому. Переяславль, согласно названию «перенял славу Рязани» к XIV веку.

В 1378 году в непосредственной близости от Глебова произошла битва на реке Воже между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича.

После монгольского нашествия Рязанское княжество продолжает оставаться главным южным форпостом Руси. Эта характерная особенность географического положения сделала Рязань передовым пограничным военным краем - любой удар, приходивший из южных степей в первую очередь обрушивался на Рязанские земли. Однако это не только не ослабило, но и заметно укрепило позиции княжества на древней политической арене, вынуждая рязанских князей избирать гибкую государственную стратегию. Так например, Великий князь Олег Иванович Рязанский, впоследствии причисленный Русской Православной церковью к лику Святых умело лавировал в военном конфликте Москвы, Литвы и Орды, укрепляя позиции своего государства. До сих пор у историков нет однозначного мнения на счёт его вклада в историю Руси.

Рязанское княжество

Как один из регионов расселения древнерусского этноса, Рязанский край сложился в XI в. с приходом восточно-славянских переселенцев на среднее течение Оки. Здесь возникла Муромо-Рязанская земля — составная часть Древней Руси, из которой позднее выделилось Рязанское княжество с центром в Старой Рязани. Оно первым встретило в 1237 г. монголо-татарское нашествие. Несмотря на численный перевес противника, рязанцы всеми силами пытались отстоять город, но после пяти дней осады крепость была взята штурмом и сожжена. Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены.

Рязанский воевода Евпатий Коловрат, возвращаясь из Чернигова и увидев на месте Рязани пепелище, собрал небольшую дружину и погнался вслед за войском Батыя. С неистовой силой сражался с монголо-татарами Евпатий Коловрат. В этом неравном бою он погиб вместе с дружиной. Героическая оборона Старой Рязани и подвиг Евпатия Коловрата составляют яркую страницу Российской истории.

После этого разрушения Старой Рязани, а также последующих нашествий кочевников, ее место в княжестве постепенно занимает Переяславль-Рязанский (основан в 1095 г.), унаследовавший с годами и название прежней столицы.

Во второй половине XIV в., при князе Олеге Ивановиче, Рязань, наряду с Литовским и Московским княжествами, являлась одним из потенциальных центров объединения восточно-славянских земель. Соперничая с Московским княжеством, князь Олег Рязанский не раз совершал завоевательные набеги на московские земли. Перемирие между Олегом Рязанским и Дмитрием Донским состоялось благодаря усилиям Сергия Радонежского. Договор о мире был закреплен браком сына Олега Федора и дочери Дмитрия Донского Софьи. Усыпальница Софьи находится в Христорождественском соборе, расположенном на территории Рязанского кремля.

11 августа 1378 г. на берегу р. Вожа, на месте древнерусского города Глебова (в настоящее время село Глебово-Городище) произошло сражение между русским войском и войском Золотой Орды. Решающую роль в разгроме монголо-татар сыграли рязанцы под предводительством Даниила Пронского, который командовал правым флангом объединенного московско-рязанского войска. Победа на Воже имела историческое значение. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у ордынцев. Она укрепила веру русских в свои силы, надежду на скорое освобождение от монголо-татарского ига.

ukrhist.at.ua Рязанська губернія

Мы можем с уверенностью сказать, что в более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго-восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских

Печене́ги ( ст.‑слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIIIIX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных ( Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

Печенеги в сфере влияния Хазарии (VIII век)

Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками (из Хроники Константина Манасса)

В X в. византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов киевских князей на Константинополь. Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков [10]. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу [~ 1]. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их ( 992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражениепод Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Печенеги убивают Святослава Игоревича

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Христианство среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам. Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии [11]. В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо- Западного Причерноморья, а в 10461047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, бывшую в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками [12] [13]. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями [14].

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов [15].

и куманских набегов.

По́ловцы, половча́не [1], самоназваниекипча́ки ( уйг. قىپچاقلار, қипчақлар, туркм.gypjaklar, каз. қыпшақтар, каракалп. qıpshaqlar, азерб. qıpçaq, башк. ҡыпсаҡтар, кирг.кыпчактар, тат. кыпчаклар, карач.-балк. къыпчакъла, крымско-тат. къыпчакълар, qıpçaqlar, узб. qipchoqlar, ног. кыпшаклар, кум. къыпчакълар, сыб. ҡыпцаҡлар); в европейских и византийских источниках — кума́ны ( лат. comani, греч. kο[υ]μάνοι) — кочевой тюркоязычный народ [2] [3]. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

При образовании Золотой Орды (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык [4]. Позже кипчакский язык лёг в основу татарского, крымскотатарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского [5] и некоторых других языков.

Король Венгрии Ладислав I (слева), кыпчакский воин (справа)

Можно предположить, что в первой половине девятого река северяне занимали весь бассейн Донца, а радимичи – Десны. Когда северяне были оттеснены на северо-запад от бассейна Донца печенегами, они, в свою очередь, вытеснили радимичей к северу от Десны в район Сожа. Что касается вятичей, мы можем предположить, что первоначально их поселения находились на Дону, по крайней мере, доходя на юге до Богучара. У нас нет сведений о названии асо-славянского племени, которое заселяло в восьмом я девятом веках нижний Дон и Приазовье, но можно утверждать с большой степенью достоверности, что оно называлось русь или рось, поскольку в этом регионе в начале девятого века был основан Русский каганат.

Упоминания о нём

В период Киевской Руси

6-й Митрополит Киевский и всея Руси
10511055

в своих трактатах « Слово о законе и благодати»

и « Исповедание веры» (1040-е годы)

называет каганом Владимиравеликий каган нашей земли», «каган наш Владимир»)

Владимир Святославич

и его сына Ярослава Мудрогоблаговерному кагану нашему Георгию», «благоверному кагану Ярославу») [12].

Ярослав Владимирович Мудрый

  • Короткая надпись на стене собора Св. Софии Киевской: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о

сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 10731076 годах [13].

Святослав Ярославич

Святослав (крайний справа) с семьёй.
Миниатюра из Изборника (1073)

Автор « Слова о полку Игореве» (конец XII в.) называет каганом

evan Rus in 1015-1113. Киевская Русь в 1015-1113 гг. Половецкий город Шарукань показан у правого притока Северского Донца реки Донец (ныне Уды), в районе неуказанной реки Лопань.

тмутороканскогокнязя Олега Святославича. («Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти») [14].

Печать Олега Святославича, князя Черниговского. После 1094 г.

Обратимся теперь к данным археологии. Древности северян, радимичей и вятичей в границах соответствующих территорий, которые они населяли в одиннадцатом веке, были достаточно тщательно исследованы. С другой стороны, славянские древности на территории Донца

и Дона не были систематически изучены, что же касается нижнего Дона и Приазовья, то даже возможность существования там

Подробная карта Земли Войска Донского, составленная в 1833 году генерал-майором Богдановичем.

итальянская карта 1684 года, на которой обозначены территории донских и запорожских казаков на окраине Русского царства и Речи Посполитой.

Карта Земли Донского казачьего войска 1858 года из «Атласа Землям иррегулярных войск»

Козачество при Донское.

Сураги или Козачество при Каспийское – белые гунны (эфталиты)

пограничное козачество - Козары и Сураги, ( [389] Козары - козачество при-Донское; Сураги - козачество, или Козары Суражские' при-Каспийские. По Готскому наречию - с окончанием на г - Suragar; отсюда Греческое Σαράγουροι. Имя Козар у Приска Ακαττίροι, и кроме того Κιδαριτοι - Козаричи или Малые Козары.) но и большая часть сил русских в войне с Персами, вАрмении. ( [390]

По одной из версий, история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата ( ясы и касоги, которые за своё кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи — черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 году русскими пределов ордынских, азовских и «меторийских» (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото [1], в своей книге изданной в Берлине в 1811 году. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии [2]. В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда ещё не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную ( крымскую) и восточную ( ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.

Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа» [3]. Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1445 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской (гофейские /готские/ казаки в Бежецкой пятине) [4] и Хлыновской земли ( ушкуйники, управляемые выборными старшинами — «ватманами») [5].

предметов славянской старины отрицается некоторыми учеными. Во всяком случае, ни одно из погребений на этой территории нельзя признать славянским, и на этом основании археолог Ю.В. Готье выразил мнение, что в докиевский период на нижнем Дону и в Приазовье славянских поселений не было. Более того, даже уже известные какое-то время предметы не всегда сразу можно адекватно идентифицировать; к примеру, некоторые древности Верхнего Салтова были отнесены Арендтом и Феттихом к мадьярской «культурной сфере» только в 1934 – 1937 гг.. Мы знаем также регионы, где существование славянских поселений точно подтверждается письменными источниками, но пока еще не археологическими находками. Так, нет сомнений в существовании племен уличей и тиверцев но у нас слишком мало археологических свидетельств для подкрепления данных литературных источников. Нет сомнений в том что Тмутаракань была в одиннадцатом веке русским городом, во кроме знаменитого камня с надписью князя Глеба, больше нет монументальных показаний, каким-либо образом иллюстрирующих расцвет там русской культуры. Ввиду этих соображений мы едва ли станем отбрасывать свидетельства арабских источников касающиеся славянского населения на нижнем Дону в восьмом веке.

Обратимся теперь к северянам.

Согласно материалам, обнаруженным в курганах северян десятого и одиннадцатого веков наиболее распространенным

swordmaster.org Украшения северян. Гочевский курган

погребальным обрядом у них была кремация. Однако, также известны курганы с погребенными останками. Некоторые курганы северян небогаты погребальным инвентарем. В них обнаружено небольшое количество серег, инкрустированных серебром и стеклом, пряжек и бус. Другая группа курганов значительно богаче. Среди находок в типичных курганах другого типа обнаружены височные кольца, сделанные из спирально скрученной проволоки, медные и железные крученые ожерелья, подвески к ожерельям – круглые и в форме полумесяца, браслеты, кольца, декоративные пластины для головных уборов в форме нимба. В некоторых северянских курганах, как и в городищах, было обнаружено оружие. В гочевском кургане Курской области был найден меч полянского типа. Ввиду различия двух типов северянских захоронений было сделано предположение, что эти две группы представляют захоронения людей разного социального положения: знати и простых людей. Возможно также, что различие это не экономического, а племенного характера. Исследование древностей радимичей и вятичей приводит к выводу, что, несмотря на некоторые частные различия, эти две группы имели много общего. Мы уже говорили (в начале главки), что семилепестковая подвеска характерна для древностей как радимичей, так и вятичей, хотя форма лепестка у этих племен разная. Мы повторяем, что либо одно из них, либо оба племени связаны с семью кланами (επταγενεαι) во Фракии. Подвеска была, видимо, эмблемой племени, символизирующей союз семи кланов в каждом случае, но и сами два племени были также тесно связаны. Согласно «Повести временных лет», племена эти были потомками двух братьев – Радима и Вятока (Вятко). Мы читаем, что эти два брата были поляками (лях), или жили среди поляков (в ляхах). Комментируя это утверждение и принимая в расчет возможность миграции отдельных западнославянских племен на восток вслед за падением Аварского каганата, А.А. Шахматов выстроил гипотезу о польском происхождении радимичей и вятичей. Эта гипотеза не может быть поддержана, поскольку она явно противоречит существующим археологическим свидетельствам. Поэтому нам следует исключить предположение Шахматова. Вполне возможно, что легенда о польском происхождении радимичей и вятичей была пущена в ход в то время, когда Киев был захвачен польским королем Болеславом I (1018 г.). Возможно также, что текст легенды, как он читается в «Повести временных лет», является искаженным. Согласно тексту, «было два брата среди поляков» (бяста два брата в лясех). Нельзя ли предположить, что в оригинальном тексте читалось «среди азов» (в язех) вместо «среди поляков» (в ляхах)? Во всяком случае, больше оснований к тому, что радимичи и вятичи происходят от асов, нежели от поляков. В вятичских и радимичских курганах десятого и одиннадцатого веков погребение, как похоронный обряд, преобладает над кремацией. Кремация очень редко встречается у радимичей, еще реже – у вятичей. По-видимому, погребение было древним обычаем обеих племен. Теперь мы знаем, что этот обычай был также распространен у аланов (асов). Более того, сами имена двух мифических братьев, Радима и Вятока, возможно, имеют осетинское происхождение. Что касается имени «Радим», мы можем привести осетинское слово rad («порядок», «линия»), а «Вяток» – осетинское jaetaeg («вождь»). Обычно

вятичские курганы

невысоки – от 0,7 до 1,4 метра в высоту. Костяки расположены головой на север или северо-запад. Вероятно, мыслилось сориентировать голову погребенного в направлении заката, а изменение связано с временем года. Состав Предметов в захоронениях довольно однообразен в большинстве Курганов. Вот типичные предметы:

семилепестковые височные подвески, бусы, крученые ожерелья, браслеты и кованые кольца и кресты, сделанные в ажурной

history.wikireading.ru Москва основана Даниилом Московским?. Русь...

rusizn.ru Вятичские височные кольца

технике. Кресты, видимо, были просто украшениями, и обнаружение их совсем не обязательно является свидетельством в пользу христианства.

В радимичских курганах

Гривны и семилучевые височные кольца радимичей. Медь. Литье. XI—XII века

Семилучевое височное кольцо. XIXII века

тело располагалось на специальном ложе из золы и земли возвышавшемся на 0,5 м над уровнем почвы. Затем над похоронным ложем возводился сферический могильный холм. Тело всегда клали головой на запад. Для погребального убранства типичными являются семилепестковые височные подвески, кованые ожерелья и подвески к ожерельям.

Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/63


Источник: Русские племена в девятом веке. 2. в) западные земли
Автор:
Теги: Земля Интернет память образование сглаживание

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства