Древнейшими обитателями Opловского края были вятичи; первые города, оплот от нападений печенегов и половцев, возникают с начала XI в. В это же время начинает проникать сюда и христианство, распространившееся, однако, не ранее XII в., во время проповедничества святого Кукши, одного из первых просветителей края. С начала XII до половины XIII в. в крае были княжества Вщижское, Елецкое, Трубчевское и Карачевское. Позже Орел, расположенный на реке Оке, стал центром обширного хлебного рынка, обеспечивавшего Москву зерном и мукой. Затем территория края входит в состав Черниговской Руси, а после ее распада в состав Верховских княжеств, затем Литовского государства, и только в XV в. территория области переходит под власть Москвы.
Калужская губерния в древности (IX в.) была населена вятичами. По Протве же и Угре среди вятичей жило литовское племя Голядь; были и финские поселения племени Меря. Это был дикий и неприветливый край, необычайно лесистый и болотистый, с редким населением, которое пряталось по лесам. Ранее XII в. городов здесь не было. Главным занятием населения была охота на пушных зверей, мехами которых оно и платило дань. В конце XI или начале XII в. киевопечерский иеромонах Кукша, по-видимому, родом вятич, просветил Калужский край светом христианства, запечатлев проповедь мученической кончиной. Как отдельная волость земля вятичей выступает только при Святославе Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого) Черниговском, с какового времени здесь и появляются города. Под 1146 г. упоминается впервые Козельск: в 1155 г. Воротынск, в 1158 г. Городенск (ныне село Городня в 12 ч. от Калуги), Мосальск и др.' Эти города делаются княжескими, и в XIII в. нынешняя Калужская губерния дробится на много мелких княжеств, главнейшими из квторых были: 1) Мосальское с Серенском (ныне сельцо недалеко от Мещовска", 2) Тарусское и Оболенское (ныне село), 3) Козельское, 4) Воротынское, где были потомки Михаила Черниговского, 5) Перемышльское с той же линией князей, 6) Мезецкое, или Мещовское. Медынь же принадлежала Смоленску, а Боровск, Малоярославец и часть Калужского уезда - Суздалю. Таким образом, край начал оживляться и представлял для князей значительный интерес, почему здесь происходили княжеские столкновения. Но этому оживлению нанесли сильный удар татары, опустошившие под начальством Батыя в 1238 г. область и разрушившие Козельск. Однако отдаленное положение края от татар дало возможность ему оправиться, и он скоро снова зажил прежней жизнью.
На смену балтам примерно в
VIII веке в Тульский край пришло славянское племя
вятичей. Как и голядь, вятичи были неплохими металлургами и кузнецами. Археологами были открыты пункты (VII—IX век, в основном, в южной части расселения славянского этноса), где число печей достигало 25-30. Ясно, что работали здесь на рынок, через его посредство реализуя железные полуфабрикаты.
В «Повести временных лет» говорится о том, что название племён
вятичей пошло от вождя «Вятко», который сидел здесь со своим родом.
Вятичизанимались скотоводством, землепашеством, знали ремесла. Ремесла: славянские ювелиры владели техникой литья в глиняную форму, применяли чеканку, ковку, тиснение, освоили технику зерни и скани, с которыми познакомились в VIII—IX вв. по вещам, прибывшим с Востока (делали пряжки, поясные бляхи, перстни, браслеты, височные украшения, шейные гривны, различные привески и пр.). Сначала Вятичи платили дань
хазарам, а затем вошли в состав Древнерусского государства. В начале
X века (
907 год) вятичи участвуют в походе князя Олега на Царьград. В 910—915 годах было разрушено
Супрутское городище[4]. Походы князя Святослава в
964 и
966 гг. В
981 и
982 гг. воевал с вятичами князь Владимир Святославич. Столетие спустя (1082—1083 гг.) ходил «в вятичи» Владимир Мономах, о чём сам упомянул в поучении своим сыновьям. Города на территории края: в
XII веке возникает г. Дедославль (предположительно, современное село
Дедилово Киреевского района) — укрепленный ремесленный и торговый центр, место сбора старейшин вятичей. Сглаживание племенных особенностей привело к исчезновению к
XIII веку самого племенного имени вятич.
Попав в сферу влияния Киевской Руси территория Тульской области долго оставалась глухой языческой окраиной, население которой так и не влилось в состав древнерусской народности. Язычники не приняли проповедь монаха Кукши и убили его. После распада Киевской Руси эта земля вошла в состав Черниговского княжества. Самым крупным городом этой поры был
Белёв (упоминается в
Ипатьевской летописи в
1147 году), который после распада Черниговского княжества стал центром
Белевского княжества. В XIII веке через территорию области прокатилось татаро-монгольское нашествие. О жестоких завоевателях напоминают только клады ордынских монет (находили их в окрестностях Тулы) и, возможно, названиястаринных деревень: Баскаково, Якшино, Ямное. В
1380 в юго-восточной части современной области, у впадения реки
Непрядвы в
Дон, произошла историческая
Куликовская битва, положившая начало освобождению русских земель от
ордынского ига. Отделенное от Чернигова Белевское княжество тяготело к Москве, но впоследствии оно отошло к Великому княжеству Литовскому.
В древнерусский период здесь образовалось могущественное
Великое Рязанское княжество — одно из крупных государственных образований
Древней Руси. Город
Глебов основан в 1159 году. Открытие в напластованиях Житного раскопа слоёв 2‑й половины XII века, подтверждает гипотезу, основанную исключительно на присутствии керамики «курганного» типа, о том, что Переяславль-Рязанский возник на полтора века раньше его первого упоминания в летописи (1300 год)[7]. В Рязани (Сакор-горы на Борковском острове) найдено более 30 свинцовых пломб
дрогичинского типа[8]. А. Л. Монгайт о пломбах дрогичинского типа из Старой Рязани писал как о товарной принадлежности, но затем увязал их с процессом клеймения связок меховых денег, что было описано арабским путешественником XII века ал-Гарнати.
В 1378 году в непосредственной близости от
Глебова произошла
битва на реке Воже между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича.
После монгольского нашествия Рязанское княжество продолжает оставаться главным южным форпостом Руси. Эта характерная особенность географического положения сделала Рязань передовым пограничным военным краем - любой удар, приходивший из южных степей в первую очередь обрушивался на Рязанские земли. Однако это не только не ослабило, но и заметно укрепило позиции княжества на древней политической арене, вынуждая рязанских князей избирать гибкую государственную стратегию. Так например,
Великий князьОлег Иванович Рязанский, впоследствии причисленный Русской Православной церковью к лику Святых умело лавировал в военном конфликте Москвы, Литвы и Орды, укрепляя позиции своего государства. До сих пор у историков нет однозначного мнения на счёт его вклада в историю Руси.
Рязанское княжество
Как один из регионов расселения древнерусского этноса, Рязанский край сложился в XI в. с приходом восточно-славянских переселенцев на среднее течение Оки. Здесь возникла Муромо-Рязанская земля — составная часть Древней Руси, из которой позднее выделилось Рязанское княжество с центром в
Старой Рязани. Оно первым встретило в 1237 г. монголо-татарское нашествие. Несмотря на численный перевес противника, рязанцы всеми силами пытались отстоять город, но после пяти дней осады крепость была взята штурмом и сожжена. Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены.
Рязанский воевода Евпатий Коловрат, возвращаясь из Чернигова и увидев на месте Рязани пепелище, собрал небольшую дружину и погнался вслед за войском Батыя. С неистовой силой сражался с монголо-татарами Евпатий Коловрат. В этом неравном бою он погиб вместе с дружиной. Героическая оборона Старой Рязани и подвиг Евпатия Коловрата составляют яркую страницу Российской истории.
После этого разрушения Старой Рязани, а также последующих нашествий кочевников, ее место в княжестве постепенно занимает Переяславль-Рязанский (основан в 1095 г.), унаследовавший с годами и название прежней столицы.
Во второй половине XIV в., при князе Олеге Ивановиче, Рязань, наряду с Литовским и Московским княжествами, являлась одним из потенциальных центров объединения восточно-славянских земель. Соперничая с Московским княжеством, князь Олег Рязанский не раз совершал завоевательные набеги на московские земли. Перемирие между Олегом Рязанским и Дмитрием Донским состоялось благодаря усилиям Сергия Радонежского. Договор о мире был закреплен браком сына Олега Федора и дочери Дмитрия Донского Софьи. Усыпальница Софьи находится в Христорождественском соборе, расположенном на территории Рязанского кремля.
11 августа 1378 г. на берегу р. Вожа, на месте древнерусского города Глебова (в настоящее время село Глебово-Городище) произошло сражение между русским войском и войском Золотой Орды. Решающую роль в разгроме монголо-татар сыграли рязанцы под предводительством Даниила Пронского, который командовал правым флангом объединенного московско-рязанского войска. Победа на Воже имела историческое значение. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у ордынцев. Она укрепила веру русских в свои силы, надежду на скорое освобождение от монголо-татарского ига.
Мы можем с уверенностью сказать, что в более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго-восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских
Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.
Печенеги в сфере влияния Хазарии (VIII век)
Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками (из Хроники Константина Манасса)
В X в.
византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов
киевских князей на Константинополь. Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков[10]. В
968 печенеги
осадили Киев, но были разбиты. В
970 участвовали в
битве под Аркадиополем на стороне киевского князя
Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль
971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В
972 печенеги хана
Кури у
днепровских порогов убили великого князя
Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу[~ 1]. В
990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь
Владимирразбил их (
992) на
Трубеже, но в
996 сам потерпел
поражениепод
Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.
Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в
1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь
Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза
берендеев, называемого также
чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь
Челубей, начавший
поединкомКуликовскую битву, назван «печенегом».
Битва под Киевом в
1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.
К
XI веку, теснимые
половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое
несторианство. Христианство среди них с помощью Владимира проповедовал
Бруно Кверфуртский.
Ал-Бакри сообщает, что около
1009 года печенеги приняли ислам. Около
1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли
ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр
Константина Мономаха в
Добрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в
1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли
Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии[11]. В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи
Северо-
Западного Причерноморья, а в
1046―
1047 годах под руководством хана
Тираха перешла по льду
Дунай и обрушилась на Болгарию, бывшую в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками[12][13]. Далее печенеги, не выдержав натиска
торков,
половцев и
гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями[14].
Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов[15].
Король Венгрии
Ладислав I (слева), кыпчакский воин (справа)
Можно предположить, что в первой половине девятого река северяне занимали весь бассейн Донца, а радимичи – Десны. Когда северяне были оттеснены на северо-запад от бассейна Донца печенегами, они, в свою очередь, вытеснили радимичей к северу от Десны в район Сожа. Что касается вятичей, мы можем предположить, что первоначально их поселения находились на Дону, по крайней мере, доходя на юге до Богучара. У нас нет сведений о названии асо-славянского племени, которое заселяло в восьмом я девятом веках нижний Дон и Приазовье, но можно утверждать с большой степенью достоверности, что оно называлось русь или рось, поскольку в этом регионе в начале девятого века был основан Русский каганат.
evan Rus in 1015-1113. Киевская Русь в 1015-1113 гг. Половецкий город Шарукань показан у правого притока Северского Донца реки Донец (ныне Уды), в районе неуказанной реки Лопань.
Печать Олега Святославича, князя Черниговского. После 1094 г.
Обратимся теперь к данным археологии. Древности северян, радимичей и вятичей в границах соответствующих территорий, которые они населяли в одиннадцатом веке, были достаточно тщательно исследованы. С другой стороны, славянские древности на территории Донца
и Дона не были систематически изучены, что же касается нижнего Дона и Приазовья, то даже возможность существования там
Подробная карта Земли Войска Донского, составленная в 1833 году генерал-майором
Богдановичем.
Карта Земли Донского казачьего войска 1858 года из «Атласа Землям иррегулярных войск»
Козачество при Донское.
Сураги или Козачество при Каспийское – белые гунны (эфталиты)
пограничное козачество - Козары и Сураги, (
[389] Козары - козачество при-Донское; Сураги - козачество, или Козары Суражские' при-Каспийские. По Готскому наречию - с окончанием на г - Suragar; отсюда Греческое Σαράγουροι. Имя Козар у Приска Ακαττίροι, и кроме того Κιδαριτοι - Козаричи или Малые Козары.) но и большая часть сил русских в войне с Персами, вАрмении. (
[390]
По одной из версий, история
донского казачества возводится к христианскому населению
Хазарского каганата (
ясы и
касоги, которые за своё кавказское происхождение получили название
черкасов, а за папахи —
черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 году русскими пределов ордынских, азовских и «меторийских» (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото[1], в своей книге изданной в Берлине в 1811 году. Именно они после
татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской
Сарайской епархии[2]. В домонгольский период они также именовались
бродниками,
казаков как отдельного войска или
субэтноса тогда ещё не существовало. После распада
Золотой Орды Дон делил степь на западную (
крымскую) и восточную (
ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.
Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа»[3]. Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из
Рязанского княжества, где казаки известны с 1445 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из
Новгородской (гофейские /готские/ казаки в
Бежецкой пятине)[4] и
Хлыновской земли (
ушкуйники, управляемые выборными старшинами — «ватманами»)[5].
предметов славянской старины отрицается некоторыми учеными. Во всяком случае, ни одно из погребений на этой территории нельзя признать славянским, и на этом основании археолог Ю.В. Готье выразил мнение, что в докиевский период на нижнем Дону и в Приазовье славянских поселений не было. Более того, даже уже известные какое-то время предметы не всегда сразу можно адекватно идентифицировать; к примеру, некоторые древности Верхнего Салтова были отнесены Арендтом и Феттихом к мадьярской «культурной сфере» только в 1934 – 1937 гг.. Мы знаем также регионы, где существование славянских поселений точно подтверждается письменными источниками, но пока еще не археологическими находками. Так, нет сомнений в существовании племен уличей и тиверцев но у нас слишком мало археологических свидетельств для подкрепления данных литературных источников. Нет сомнений в том что Тмутаракань была в одиннадцатом веке русским городом, во кроме знаменитого камня с надписью князя Глеба, больше нет монументальных показаний, каким-либо образом иллюстрирующих расцвет там русской культуры. Ввиду этих соображений мы едва ли станем отбрасывать свидетельства арабских источников касающиеся славянского населения на нижнем Дону в восьмом веке.
Обратимся теперь к северянам.
Согласно материалам, обнаруженным в курганах северян десятого и одиннадцатого вековнаиболее распространенным
погребальным обрядом у них была кремация. Однако, также известны курганы с погребенными останками. Некоторые курганы северян небогаты погребальным инвентарем. В них обнаружено небольшое количество серег, инкрустированных серебром и стеклом, пряжек и бус. Другая группа курганов значительно богаче. Среди находок в типичных курганах другого типа обнаружены височные кольца, сделанные из спирально скрученной проволоки,медные и железные крученые ожерелья, подвески к ожерельям – круглые и в форме полумесяца, браслеты, кольца, декоративные пластины для головных уборов в форме нимба. В некоторых северянских курганах, как и в городищах, было обнаружено оружие. В гочевском кургане Курской области был найден меч полянского типа. Ввиду различия двух типов северянских захоронений было сделано предположение, что эти две группы представляют захоронения людей разного социального положения: знати и простых людей. Возможно также, что различие это не экономического, а племенного характера. Исследование древностей радимичей и вятичей приводит к выводу, что, несмотря на некоторые частные различия, эти две группы имели много общего. Мы уже говорили (в начале главки), что семилепестковая подвеска характерна для древностей как радимичей, так и вятичей, хотя форма лепестка у этих племен разная. Мы повторяем, что либо одно из них, либо оба племени связаны с семью кланами (επταγενεαι) во Фракии. Подвеска была, видимо, эмблемой племени, символизирующей союз семи кланов в каждом случае, но и сами два племени были также тесно связаны. Согласно «Повести временных лет», племена эти были потомками двух братьев – Радима и Вятока (Вятко). Мы читаем, что эти два брата были поляками (лях), или жили среди поляков (в ляхах). Комментируя это утверждение и принимая в расчет возможность миграции отдельных западнославянских племен на восток вслед за падением Аварского каганата,А.А. Шахматов выстроил гипотезу о польском происхождении радимичей и вятичей. Эта гипотеза не может быть поддержана, поскольку она явно противоречит существующим археологическим свидетельствам. Поэтому нам следует исключить предположение Шахматова. Вполне возможно, что легенда о польском происхождении радимичей и вятичей была пущена в ход в то время, когда Киев был захвачен польским королем Болеславом I (1018 г.). Возможно также, что текст легенды, как он читается в «Повести временных лет», является искаженным. Согласно тексту, «было два брата среди поляков» (бяста два брата в лясех). Нельзя ли предположить, что в оригинальном тексте читалось «среди азов» (в язех) вместо «среди поляков» (в ляхах)? Во всяком случае, больше оснований к тому, что радимичи и вятичи происходят от асов,нежели от поляков. В вятичских и радимичских курганах десятого и одиннадцатого веков погребение, как похоронный обряд, преобладает над кремацией. Кремация очень редко встречается у радимичей, еще реже – у вятичей. По-видимому, погребение было древним обычаем обеих племен. Теперь мы знаем, что этот обычай был также распространен у аланов (асов). Более того, сами имена двух мифических братьев, Радима и Вятока, возможно, имеют осетинское происхождение. Что касается имени «Радим», мы можем привести осетинское слово rad («порядок», «линия»), а «Вяток» – осетинское jaetaeg («вождь»). Обычно
вятичские курганы
невысоки – от 0,7 до 1,4 метра в высоту. Костяки расположены головой на север или северо-запад. Вероятно, мыслилось сориентировать голову погребенного в направлении заката, а изменение связано с временем года. Состав Предметов в захоронениях довольно однообразен в большинстве Курганов. Вот типичные предметы:
семилепестковые височные подвески,бусы, крученые ожерелья, браслеты и кованые кольца и кресты, сделанные в ажурной
тело располагалось на специальном ложе из золы и земли возвышавшемся на 0,5 м над уровнем почвы. Затем над похоронным ложем возводился сферический могильный холм. Тело всегда клали головой на запад. Для погребального убранства типичными являются семилепестковые височные подвески, кованые ожерелья и подвески к ожерельям.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)