БОРЬБА КАЗАКОВ С АМБИЦИЯМИ РОМАНОВЫХ
Распад Ардынской диктатуры, отнюдь, не означал бесследную гибель Ведической культуры. Даже в сепаратной Москве, выделившейся в самостоятельное царство, первым на царствование в 1547 г. был венчан Великий князь Иван IV, очень набожный человек ведических традиций. Он велел, чтобы из всех городов присылали в Москву «людей избранных, всякого чина и состояния, для важного дела государственного». Так был создан Земский Собор.
Вокруг мудрого царя подобрался кружок соответствующих людей: разумных, религиозных отличавшихся широтой взглядов – «Избранная рада». Так начались реформы при царе Иоанне IV Васильевиче, который возрождал ведические традиции, вводил зачатки подлинного народовластья.
Но это не устраивало бояр Шуйских, Мстиславских, Нагих, Басмановых, Плещеевых, Романовых. Братья Романовы, дети прожженного царедворца-интригана Романа Захарьина-Юрьева, сумели выдать свою сестру Анастасию за Ивана IV с целью «погреть руки» у самодержавного огня.
Романовы-Захарьины-Юрьевы, выходцы из Пруссии, постоянно тянулись к западу – Литве, Польше, Пруссии – и с ненавистью относились к Ардынским, ведическим традициям и порядкам.
Воспользовавшись болезнью царя Ивана IV, в 1553 г. они сумели отстранить его от престола. На престол был посажен Дмитрий, малолетний сын Ивана IV, который правил с 1553 года по 1563 год. Опекунами царя-малолетки стали братья Романовы и их клика.
Укрепив свои позиции во власти, клика Романовых принялась сводить счеты со своими противниками: Казанской Ардой на Волге, представлявшей серьезную угрозу романовским притязаниям, с «Избранной радой» и ее лидерами.
Войска Казани и Крыма всегда поддерживали военной силой Ардынских царей и князей на Руси. Крымский хан Девлет-Гирей пытался помочь Казани, но был отбит от Тулы.
Начавшиеся жестокие репрессии Романовых сплотили против них Боярскую Думу, которая сумела оттеснить их от опекунства и взять опеку над малолетним царем в свои руки. Такой поворот событий не устраивал Романовых, и они решились на очередной переворот, чтобы устранить вышедшего из-под их влияния Дмитрия и заменить его на другого, малолетку Ивана Ивановича, который правил с 1563 по 1572 годы, уже под «чутким» руководством Романовых. Они не замедлили устроить резню своим политическим противникам, сторонникам политики Ивана IV. В феврале 1565 года Романовы от имени малолетнего Ивана Ивановича учредили пресловутую «опричнину», состоявшую в жестком переделе собственности, государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Опричные репрессии нанесли сильнейший удар по остаткам ведических традиций.
Бесчинства Романовых не имели предела. Поэтому казаки Синей Арды: крымские татары и казаки Запорожья (черкасы), как остатки регулярной Имперской армии – поспешили восстановить порядок в потрясаемой раздорами Московии. В 1570-71 годах бывшие синеардынские воины (крымские татары и запорожские казаки-черкасы) под руководством Девлет-Гирея вторглась в пределы Московского государства. Весной 1571 года 120 тысяч ардынцев взяли Москву. Малюта Скуратов и Василий Грязной уничтожили романовскую опричную «жандармерию».
В 1572 году царствующий юнец Иван Иванович, был отстранён ардынцами от власти. Во власть на московском престоле вступил в 1572 году 70-летний Ардынский царь Симеон Бекбулатович, дядя умершего Ивана IV и принял царское имя Иоанн. Он продолжил войну со шведами в Ливонии и овладел замком Пайда. При штурме Пайды в бою погиб достойно ардынскому боярину-воину Малюта Скуратов, сокрушивший кровавую тиранию узурпаторов Романовых. Его соратник Василий Грязной ушёл с казаками-черкасами в Синюю Арду.
Симеон-Иоанн умер в 1584 году. После него царём стал его сын Фёдор Иоаннович (1584-1598 гг). После смерти Фёдора Иоанновича преемником на царском престоле стал его сын Борис. Борис Фёдорович был последним Ардынским царём на Московском престоле. Мстительные Романовы и Шуйские отравили царя Бориса, удавили верёвкой его жену Марию и его малолетнего сына Фёдора, избавляясь от законного наследника, которому в столице уже успели принести присягу. Так была оборвана ещё одна ветвь Ардынского наследия в Москве.
На смену Борису мятежные бояре проталкивали на Московский престол царевича Дмитрия, сына Ивана Ивановича и Марии Нагой. В воцарении Дмитрия была также заинтересована польская шляхта, желавшая держать Москву под своим влиянием.
Однако он отказал польскому королю в требовании возводить костелы и вводить римско-католическое духовенство, особенно иезуитов. Он не спешил отдавать Польше Смоленск и Северскую область. Впрочем, на Руси он тоже всех разочаровал презрением к древним ведическим традициям и обычаям, и тем, что начал готовить государство к непопулярной войне с Турцией и «татарами», то есть с казаками. Крымская Татария – военный округ Синей Арды, а турки всегда были союзниками.
Падением популярности Дмитрия воспользовались бояре Шуйские, которые составили и реализовали заговор против него. Они изгнали Дмитрия с поляками из Москвы и в мае 1606 г. избрали царем на импровизированном Земском соборе на кремлевской соборной площади придворного интригана князя Василия Шуйского. Но против Шуйского поднялось все казачество Днепра, Дона, Терека, Кубани. Казаки нанесли войскам Шуйского ряд сокрушительных поражений и осадили Москву. Правда, несогласованность в войсках казаков не позволила им добиться окончательной победы.
В это время Дмитрий вновь собрал войско в несколько десятков тысяч и летом 1608 г. подступил к Москве, расположившись в селе Тушино. В его войске воевали даже донские казаки атамана Заруцкого. Но никаких решительных действий он не предпринимал, а армия грабила окрестные уезды, вызывая недовольство населения.
Всеми недовольствами, в конечном итоге, воспользовались Романовы. Они свергли Шуйского, освободив для себя московский престол, а затем убили Дмитрия и даже его четырехлетнего сына, устранив таким образом последних конкурентов из Ардынской династии.
В 1613 г. Романовы собрали еще один импровизированный Земский собор из частично подкупленных, частично запуганных бояр, который избрал царём 16-летнего Михаила Романова. Казаки под предводительством атамана Заруцкого начали войну с узурпаторами царского престола Романовыми. Однако Романовым удалось расколоть казачий союз, и войска Заруцкого были разгромлены. Заруцкий был казнён. Белая Арда была полностью сокрушена.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПОРОЖСКОГО НИЗОВОГО КАЗАЧЕСТВА
После крушения Белой Арды, разрушения волжского Сарая и постепенной оккупации территории Синей Арды Ардынская империя утратила свою монолитность, ее оставшиеся военные округа в основном действовали автономно, без достаточной взаимосвязи. Воины-казаки бывшей Синей Арды, будучи не в состоянии противостоять жестокой военной экспансии Польши и Литвы, переселялись на острова в низовьях Днепра, Южного Буга и Днестра, оборудовали в зарослях военные лагеря с одинаковыми названиями Сечь. Они построили укрепления-засеки и впоследствии стали Запорожскими казаками-сечевиками. «Сечевое товарищество» представляло собой военно-монашеский орден, существующий при соблюдении непременных условий: религиозность, борьба за чистоту Богоцентрической культуры и образа жизни, принесение присяги на верность Сечи, отсутствие брачных уз, совершенная воинская выучка, защита главных ценностей общества, противостояние экспансии агрессивных сил. Казаки стремились сохранить духовные и военные традиции Славяно-Арийской, а затем Ардынской империи.
Польский хронист Мартин Бельский в 1489 г. писал о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи). На острове в засеке (деревянной крепости) находились казаки, вооруженные огнестрельным оружием и пушками, представлявшие собой квалифицированное профессиональное воинство. К концу XVI в. низовая казачья вольница разрослась в самостоятельную Низовую Запорожскую республику Сечь.
А рядом был Крым, в котором обитали соратники сечевиков по Синей Арде, воины-татары тюркского происхождения, выходцы с Алтая, но давно сроднившиеся со славяно-арийской культурой. Поэтому сечевые казаки не имели причин относиться с враждой к крымчакам. До средины XVIв. между ними сохранялись родственные отношения, а до XVII в. не было заметно постоянной враждебности.
Северные границы Крымского ханства от Дона до Днестра с XV в. охраняли легкоконные отряды казаков-татар. Их называли азовскими, перекопскими, белгородскими и буджакскими казаками. По польским летописям эти «белгородские молодики» считались самыми отчаянными молодцами и отличались особенной манерой брить голову, оставляя на макушке чуб, закручивая его за ухо – то есть татарские казаки придерживались тех же древних ведических традиций, что и запорожцы.
В 1475 г. крымцы приняли вассальную зависимость от турецкого султана. Нужно сказать, что турки – это арийский народ, сокрушивший Византию – оплот лицемерия, коварства, интриг, насилия.
Получив поддержку турок, сильнейшей на то время армии в Европе, крымцы совместно с запорожцами смело атаковали польско-литовские и московские территории, на которых царило рабство, угнетение и насилие. С 1487 по 1500 г. они совершили ряд походов на Киев, Подолию, Волынь, Галицию вплоть до Люблина и Вислы, то есть на территории, разбойно захваченные польско-литовскими оккупантами, закабалившими в жесточайшую крепостную неволю, местное украинское население.
Что касается пресловутых невольников, которых захватывали татары, то, прежде всего, это были богатые шляхтичи, за которых можно было получить хороший выкуп. Для крепостных крестьян татарская неволя была освобождением от жесточайшей польско-литовской неволи. Многие такие невольники становились жителями Крыма. Во второй половине XVII в. этнические украинцы составляли большинство населения полуострова. Славяне составляли большинство в рядах османских придворных и военачальников.
О единстве военных традиций и порядков в братских войсках сообщал в 1670 г. плененный татарами боярин В.Б. Шереметев: «...порядок татарский в чем-то сближался с казацким. А дума басурманская была похожа на раду казацкую: если хан и ближние люди приговорят, а «черные» юртовые люди не захотят, и то дело никакими мерами сделано не будет». На рубеже XVI – XVII в.в. понятие «татары» стало этническим именем крымцев.
Ведя жизнь обособленную, сечевые казаки не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никаких посторонних давлений на их волю, никакого вмешательства в их дела; народ исключительно военный, часто безбрачный, они были надежным щитом непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа.
Самой близкой к ним по духу группой оставался слой семейных запорожцев, которых называли «зимовиками», «гнездюками» или «сиднями». В случае войны «сечевики» становились ядром армии, которая могла моментально пополниться за счет «зимовиков», а за ними следовало крестьянское население Понизовья. Таким образом, «сечевики» составляли гвардию Войска Запорожского. Инициатива сбора армии могла исходить не из самой Сечи, но по ее согласию, особенно после принятия Люблинской унии (1569 г.), когда на земли Киевщины и Брацлавщины хлынули толпы служилого польского дворянства. Польские гетманы, воеводы и прочие чиновные магнаты получали в пожизненное владение крупные поместья. Местных жителей они превращали в своих холопов, свободных пахарей – в крепостных невольников. Привыкший к свободе в Синей Арде кочевой крестьянский люд убегал из неволи в Низовские степи под защиту запорожских и татарских казаков. Беглых крестьян Низовая республика принимала охотно. Они могли заниматься там свободным и мирным трудом на выделенных им участках земли. Их усилиями распахивались целинные земли, развивались скотоводство и промыслы. Крестьяне занимались хозяйственной деятельностью и при этом платили налоги и выполняли различные повинности казацкому войску. Понизовье все больше разрасталось. В степной части Украины, где насчитывалось уже более 10 тысяч крестьянских дворов, не менее 50-60 тысяч человек были готовы в случае необходимости пополнить Войско Запорожское Низовое.
Таким образом, казачество на рубеже XV— XVI вв. представляло собой немалую силу, уходившую корнями в Синюю Арду, с ее выучкой и традициями ведического военного искусства.
КОШ ВОЙСКА ЗАПОРОЖСКОГО – ВОЕННЫЙ ПРЕЕМНИК СИНЕЙ АРДЫ
Запорожская Сечь представляла собой систему мощных крепостей, строившихся на островах и берегах Днепра и его притоков. Вокруг укреплений казаки копали глубокие рвы, наполняли их водой, а также насыпали высокие земляные валы с деревянным частоколом (в духе скифских «Змиевых валов»). Слово «сечь» происходит от слов «секти», «высекать» и связано с частоколом на валу, у которого были высеченные острые края. На валах высились оборонительные башни, где постоянно дежурили вооруженные казаки. Дальние подступы к сечи охранялись с помощью сторожевых вышек, построенных в степи. Казак, находясь на вышке и увидев врага, зажигал приготовленную сухую траву и смолу, садился на коня и мчался к ближайшему сторожевому посту. Огонь и столб дыма извещали о приближении противника. Этот сигнал передавался от вышки к вышке и достаточно быстро не только в крепости, но и по всему Запорожью, знали о грозившей опасности.
В центре сечи находилась просторная площадь, где проходили войсковые рады и решались вопросы повседневной жизни. Здесь же стояли церковь и столб, возле которого наказывали провинившихся казаков. Вокруг площади размещались различные постройки: войсковая канцелярия, дома старшины, арсенал, пушечная мастерская, склады, а также казацкие жилища – курени.
С самого начала своего существования Запорожская Сечь являлась своеобразным военно-монашеским орденом, а затем стала военно-политической организацией республиканского типа. Высшим административным, законодательным и судебным органом власти была войсковая рада, решавшая наиболее важные вопросы военного и политического характера, о разделе земель, угодий, о выборе кошевой (войсковой) старши́ны. Рада обязательно собиралась три раза в год, а также в случае острой необходимости, а также по требованию казаков, приписанных к куреням, имеющих равное право голоса независимо от того, рядовой он или должностное лицо. Голосовали выкриками и подбрасыванием шапок вверх.
Можно предположить, что слово «рада» произошло от санкритского слова «радха» – энергия любви Господа. «Радитись» означало определять общее решение на основе взаимопонимания, призвав на помощь Господню любовь.
Казацкое «кош» означало любой военный лагерь, в том числе и временную стоянку войска. Произошло от санскритского «кхош» – овечья кошара.
Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов.
«Кошем» запорожцы также называли орган войскового управления, поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем.
Запорожский Кош делился на курени, представлявшие собой самостоятельные военные подразделения казацкого войска. Численность куреня в разное время могла составлять от нескольких десятков в мирное время до нескольких сотен казаков во время военных походов). Одновременно слово курень означало у запорожцев жилое здание – своего рода казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров.
Главным на Сечи был кошевой атаман. Он объединял военную, административную и духовную власть, а в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления Символ власти кошевого атамана — булава (атрибут ведического Бога Вишну). Кошевой атаман избирался войсковой радой.
Право и закон на Запорожье базировались исключительно на обычаях и традициях, уходящих в древние ведические времена. Хранителем права и норм закона был судья. Он был вторым по значимости среди старшины после кошевого атамана. Наказания за преступления были достаточно суровыми, особенно за убийство, предательство, воровство и некоторые другие, предусматривавшие смертную казнь.
Далее шли писарь, обозный, есаулы и куренные атаманы. Писарь ведал канцелярией и связями Сечи с соседними государствами, обозный командовал артиллерией, есаулы отвечали за порядок и воинскую выучку казаков, пушкарь ведал сечевым арсеналом оружия и одновременно тюрьмой, толмач возглавлял разведку казаков и был переводчиком. Куренные атаманы и куренная старшина избирались казаками каждого куреня.
В целом общественно-политическому устройству Запорожской Сечи были свойственны черты демократии. Здесь признавалось право казаков на личную свободу, участие в решении всех важнейших вопросов жизни Сечи, а также право избирать старшину и самому быть избранным на любую должность, владеть землями, заниматься промыслами и другими видами хозяйственной деятельности.
Запорожский край протянулся с Запада на Восток на 425 верст и с Севера на Юг – 275 верст. Земли Запорожья были разделены в территориально-административном отношении на отдельные округа – паланки (паланка – от турецкого «небольшое укрепление»). В XVIII в. насчитывалось восемь паланок: Кодацкая, Ингульская, Бугогардовская на правом берегу Днепра и Самарская, Орельская, Протовчанская, Кальмиусская и Прогноинская – на левом берегу. Центры этих паланок имели небольшие фортификационные укрепления, в которых размещался казацкий гарнизон. Основными населенными пунктами в паланках были слободы, хутора и зимовники, где жили и занимались сельским хозяйством женатые казаки, а также крестьяне. Казаки приписывались к одному из куреней Сечи, в котором проходили военную службу.
Общественными идеалами запорожцев были: свобода, равенство, братство. Доступ на Сечь имел каждый желающий.
Столь совершенную структуру демократической государственности не могли создать разрозненные стихийные ватаги беглых крестьян, охотников, рыболовов. Создание этой структуры было доступно только людям образованными, воспитанным в древних Ведических богоцентрических традициях славяно-арийской Арды.
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ЗАПОРОЖСКОГО ВОЙСКА
Во второй половине XVI в. запорожцы создали значительное войско, имевшее стройную организацию и называвшееся «Войско Запорожское». Оно разделялось на пехоту, конницу и артиллерию. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев, хотя было немногочисленным. Большую часть Войска составляла пехота, она делилась на полки под командованием полковников; полки — на сотни, возглавляемые сотниками, а сотни — на курени (десятки) во главе с куренными атаманами. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Во время походов запорожцы разбивали табор, то есть четырёхугольный или круглый ряд возов, которые устанавливались в несколько рядов и скреплялись цепями.
Каждый казак, будучи членом запорожского товарищества, обязывался по очереди нести военную службу. Главным местом службы была Сечь. Казак должен был прибыть туда по первому приказу куренного атамана. Одна часть запорожцев несла службу в сечевом гарнизоне, другая — исполняла обязанности караульных в степи, третья — в артиллерии.
Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, собранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Яворницкий писал, что по вооружению «запорожские казаки превзошли Западную Европу». На вооружении у запорожских казаков были пушки, гаубицы, мортиры, мушкеты, самопалы, пистоли, копья, сабли, топоры, боевые ножи, пики, луки, ятаганы, луки, стрелы, клинки и кинжалы.
Сечь имела свой флот, который состоял из больших челнов – «чаек», или «байдаков», достигавших 20 метров в длину, 3-4 метров в ширину с высотой бортов до 2,5 метров. Челны оснащались парусами, двумя рулями, 10-15 парами весел. Они вмещали 50-70 вооруженных казаков с 4-6 небольшими пушкам, запасами боеприпасов и продовольствия. В морские походы снаряжалось 80-100 и более «чаек», которые пересекали Черное море и достигали берегов Турции за 36-40 часов. Во второй половине XVI в. морские походы запорожских казаков стали обычным явлением. Запорожец, который ни разу не был в морском походе, не считался настоящим казаком.
Турецкий летописец Мустафа Наима так высказывался о казаках: «Можно смело сказать, что во всем свете не найдется людей более смелых, которые менее заботились бы о жизни, меньше боялись смерти; опытные в морском деле люди рассказывают, что эта голь своей ловкостью и отвагой в морских битвах страшнее всякого врага».
В зависимости от военно-политической обстановки Запорожская Сечь время от времени изменяла свое расположение. На сегодняшний день известно 8 мест расположения Сечей, которые находились в нижнем течении Днепра, за днепровскими порогами вблизи переправ через Днепр, где было легче контролировать нападение врага.
Хортицкая, 1552-1557 гг. – на острове Малая Хортица.
Томаковская, 1563-1593 гг. – на острове Томаковка, близ нынешнего г. Марганца.
Базавлуцкая, 1593-1638 гг. – на острове Базавлук.
Никитинская, 1639-1652 гг. – возле переправы у Никитского рога (рядом с современным Никополем).
Чертомлыцкая, 1652-1709 гг. – при впадении правого притока Днепра Чертомлыка.
Каменская, 1709-1711, 1728-1734 гг. – в устье реки Каменка на правом берегу Днепра.
Алёшковская, 1711-1728 гг. – в урочище Алёшки, ныне территория города Цюрупинск.
Новая (Подпольненская), 1734-1775 гг. – на большом полуострове, образуемом рекой Подпольной при впадении её в Днепр (вблизи нынешнего с. Покровское Днепропетровской обл.)
Воинское искусство Запорожских казаков было продолжением воинских традиций Ведической Арды. Главной ударной силой казаков по-прежнему оставалась конница, использовавшая все ту же древнюю тактику – стремительную атаку высокоманевренными массами конных стрелков. Главным козырем казацкой пехоты были искусные маневры, с перемещением основных сил из центра на фланги, так что атакующий противник оказывался между двух огней плотного и прицельного ружейного обстрела. Уничтожение противника довершало умелое использование артиллерии. В обороне казаки при помощи лопат создавали различные надежные земляные укрепления: рвы, валы, окопы, блиндажи. Однако в обороне запорожцы обычно не отсиживались. Они отважно совершали ночные вылазки в стан врага, наносили ему значительный урон, деморализовали противника и в подходящий момент переходили от обороны к наступлению. В намеченный укрепленный пункт казаки перемещались быстрыми маршами, совершая молниеносные многокилометровые переходы, стремясь застать противника врасплох. Всегда действовали динамично и изобретательно. Если не удавалось взять укрепления противника прямым штурмом, ночью обходили укрепления, перелезали через валы и стены затем внезапно атаковали позиции противника с тыла.
Такая искусная гибкая, динамичная стратегия и тактика принесла запорожцам славу лучшего воинства в Европе. Представляя собой значительную военную и политическую силу, Запорожская Сечь уже в конце XVI в. начала играть заметную роль в международных делах. Правительства Московского государства, Турции, Австрии, Венеции, Молдовы и других стран устанавливали связи с запорожцами, приглашали их к себе на службу или просили оказать временную помощь в войнах со своим противником.
В 1644 г. французский король обратился к польскому за помощью в войне с Испанией. Польский король обратился к запорожцам, и 2600 запорожских казаков во главе с атаманом Сирко прибыли через Польшу во Францию и сразу же включились в осаду крепости Дюнкерк, которую французы три месяца не могли взять. Сирко, осмотрев крепость, понял, что с берега вряд ли удастся взять город, ведь стены были высоки и мощны, а ров перед крепостью слишком глубок и широк. Казаки решили применить хитрость. Ночью, захватив вражеские патрули, на небольшом суденышке и вплавь, казаки проникли в крепость через морские ворота. Осторожно проплыв мимо буя с фонарем, мимо лоцманской башни, казаки ворвались в крепость с быстротой молнии. Враг быстро был сломлен, не понимая, что происходит. Утром подошли французы и обвинили Сирко в том, что казаки действовали не по правилам ведения войны!.. Спустя много лет, французы поняли свою неправоту и поставили на берегу Ла-Манша бюст Ивана Сирко.
Таким образом Запорожская Сечь, имея свои органы самоуправления, законы, определенную территорию, символы государственности, поддерживая отношения с другими странами, фактически пользовалась правами государственно-политической автономии и представляла собой казацкую республику. Она сыграла огромную роль в истории Украины XVI — XVIII вв.
ПСЕВДОГЕТЬМАНЫ ПСЕВДОКАЗАЧЕСТВА
В XV веке польско-литовские феодалы захватили многие земли и города Украины: Киев, Житомир, Винницу, Полтаву, Миргород, Канев, Черкассы, Чигирин, Белую Церковь, Нежин. Польский король поставил в них своих старост, которые вели себя как завоеватели, не считаясь ни с какими обычаями казачьих общин. Они стремились превратить свободное казачье население в чернь, хлопов, покоренный народ.
В ответ на их беспредел крымский хан Менгли Гирей в союзе с низовскими запорожцами в 1482 г. захватил и сжег Киев, «многих уведя в полон». Король Казимир не смог ни защитить Киев, ни отомстить за разрушение. Шаткое внутренне положение его огромного государства не позволило сделать это.
И тогда каждый магнат начал создавать собственные отряды из своей дворни и наемных мещан для защиты завоеванных территорий от грозных атак сечевиков и крымчаков. Предприимчивые польские старосты – Дашкевич, Ланцкоронский, Бельский, Ружинский, Вишневецкий – стали организовывать из таких отрядов «казачьи» войска.
Станислав Лянцкоронский, будучи старостой хмельницким, на свои средства собрал из местного населения войско, вооружил его, обучил владению оружием, некоторым приемам тактики и назвал это войско казаками, а себя – их гетманом. Затем в 1516 г. объединил свое войско с войском такого же «гетмана» Дашкевича, что составило 1200 «казаков», и вместе отважились на первую военную вылазку на Белгород-Днестровский. Самой крепости самозванные казаки не штурмовали – не видели в этом смысла, зато захватили пленных, а также большой табун лошадей, стада рогатого скота и овец.
В 1528 г. князья Острожский, Ружинский, а с ними Ланцкоронский и Дашкевич совершили поход на Очаков и разграбили его, захватив немало пленных, 500 лошадей и более 30 тысяч голов скота. По сути их походы были банальными грабежами мирного населения и захватом рабов.
Евстафий Дашкевич в 1501-1502 гг. служил литовскому князю и постоянно нападал и грабил русские деревни. Разбитый русскими войсками, он в 1504 г. поступил на службу к московскому князю. В 1508 г. потерпел поражение в Польше и перешел на службу к польскому королю, который назначил его сначала старостой каневским, а затем – черкасским. В те времена старосты в пограничных районах являлись всевластными господами. Дашкевич оказался крайне сребролюбивым и жестоким человеком: заставлял жителей каждый день работать на себя, отбирал у рыбаков и охотников половину добычи, назначал выгодные для себя цены на казацкие товары, вел борьбу с низовыми запорожскими казаками. Именно он в XVI в. начал создавать систему деревянных крепостей на Днепре для защиты феодальных владений от нападения запорожцев-низовиков и татар-крымчаков. Войско для крепостей с самого начала комплектовалось из дружинников князя Дашкевича, а также из жителей этих территорий, которые со времен Синей Арды считали себя свободными казаками, а теперь шли «в наймы» к польскому старосте. Дашкевич назвал это войско казаками. Польский король Сигизмунд позволил им устраивать хутора выше порогов, кроме того, этим «казакам» даны были земли и угодья по обеим сторонам Днепра, лишь бы они сдерживали натиск Запорожского Сечевого войска.
По предложению князя Ружинского король Сигизмунд I осуществил перепись и ввел полковую организация всего «казачьего» населения Украины. Полк становился не только боевой единицей, но и территориальной. За «казаками» закреплялись земли в местах их компактного проживания, сохранялось право на выборность старшин, право на собственный суд. Король поделил Украину на 20 военно-административных округов, в каждом из которых был боевой полк «казаков», располагавшийся среди имений шляхты для ее защиты. Всем полкам ставилось в обязанность регулярно проводить полевые учения и маневры. По сути было создано регулярное войско для защиты захваченных украинских земель.
Дмитрий Вишневецкий ((1516-1563), волынский магнат и черкасский староста, для защиты своих владений от казацко-татарских набегов он создал свое войско «казаков». Летом 1553 г., обидевшись на польского короля, Вишневецкий вместе со своим «казачеством» перешел на службу к турецкому султану. Весной 1554 года усилиями короля и шляхты был возвращен в Польшу.
В 1556 году на собственные средства Вишневецкий построил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок для защиты от турок и сечевых казаков, просил у короля пушки, но получил отказ. Тогда он с 300 своими «казаками» примкнул к московскому походу в крымские владения. В результате ответных действий турецких и крымских войск в 1557 году замок на Малой Хортице был захвачен и разрушен, «казаки» разбежались. В 1558 году Вишневецкий с остатками своих «казаков» перешёл на службу к московскому царю. Вишневецкий не возражал видеть Украину в составе Московской Руси, но в качестве своей вотчины. Однако, побывав в Москве, и даже получив в виде царской милости город Белев «на кормление», Вишневецкий убедился, что в условиях полного абсолютизма Романовской опричнины ни о каких удельных привилегиях речи быть не может.
Вместе с тем Вишневецкий в 1562 году был послан братьями Романовыми в понизовья Днепра предупреждать нападение крымчаков и сечевиков на Московию. Хорошо понимая, что один он не сможет им противостоять, Вишневецкий обратился к польскому королю за помощью. Польский король вновь вернул Вишневецкого в Польшу и, возвратив ему все его владения, оправдал его измену перед шляхтой (якобы князь выполнял в Московии задание короля).
Удивительно, что в традиционной истории эти магнаты-предприниматели провозглашены основателями и первыми гетманами Запорожского казачества. Но пост гетмана для казаков был учрежден лишь в 1576 г. Эти лица не были и настоящими атаманами. В каждом отдельном случае они являлись только временными вождями-предпринимателями, финансируя так называемые «казачьи» походы и пользуясь соответственной частью добычи. И воевали они не только против татар, но и против Запорожского казачества.
КАЗАКИ ЗАПОРОЖСКИЕ, РЕЕСТРОВЫЕ, ГОРОДОВЫЕ, КРЕСТЬЯНСКИЕ
Борьба запорожцев за Ардынский правопорядок, против беззакония, жестокости и тирании Польши велась не стихийно, а была организована и подчинена ведическим принципам и традициям. Жесткое единоначалие и дисциплина сочетались с демократической выборностью, дружеским единством казаков различных национальностей: украинцев, татар, турок, литовцев, поляков, армян.
В свою очередь польский король искал возможности сдерживания этой организованной силы. В 1572 г. король Сигизмунд II Август нанял для службы первых 300 казаков. Они давали присягу на верность королю и должны были, находясь в полной боевой готовности, отражать вторжения запорожцев-низовиков и татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в походах на Москву и Крым. Эти казаки были занесены в специальный список (реестр), подтверждавший их права и привилегии, связанные с их государственной службой. Их называли реестровыми.
Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись Сеймом и королем Речи Посполитой. Так возникло «Войско Его Королевской Милости Запорожское». Называя так реестровцев, польское правительство хотело подчеркнуть, что остальные казаки, прежде всего, принадлежащие Запорожской Сечи, были поставлены вне закона.
Набирали в реестр, главным образом, зажиточных крестьян королевских имений и мелких украинских шляхтичей. После организации реестрового войска правительство стало признавать казаком только того, кто был вписан в реестр. Реестровцы обязаны были отбывать службу в Южном Поднепровье, по преимуществу за порогами. Там, на пограничье, они должны были выставлять залогу (гарнизон) для выполнения своих обязанностей.
Реестровые казаки были выделены в отдельное сословие Речи Посполитой − казацкое и получили определенные права и привилегии, их приравнивали к безгербовой шляхте (без политических прав). Реестровым казакам польским королем были предоставлены войсковые знаки, регалии и атрибуты власти казачьего войска, называемые клейнодами. Оплата за службу производилась деньгами, одеждой и военными припасами. Содержание реестровых казаков для королевской казны было выгоднее, чем наемных войск. Так, расходы на 6 тыс. казаков были меньше, чем на 600 наёмных пехотинцев. Из казачьей служилой старшины реестровиков со временем сформировалась полнокровная казачья шляхта, созданная королевскими привилегиями. Со временем из этой шляхты стали выбирать гетманов с титулом «Гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра».
Таким образом, с этого времени существовало два войска, каждое из которых называлось Запорожским: 1) Реестровое Войско Запорожское, которое часто именовалось Войском Запорожским городовым; 2) Войско Запорожское низовое, или Запорожская Сечь – вольное казачество, не находящиеся на государственной службе. Запорожский Низ никогда не подчинялся реестровым гетьманам, хотя иногда они действовали сообща. Низовцы не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никаких посторонних давлений на их волю, никакого вмешательства в их дела; народ исключительно военный, часто безбрачный, они строго хранили свои традиции.
Самой близкой к ним по духу группой оставался слой казаков-земледельцев и скотоводов. Они в любой момент готовы были поддержать военное выступление низовиков и вернуться «в старожитое свое место, в Запороги» или наняться за плату в военный поход совместно с реестровцами. Нужно заметить, что реестровцы, как правило, против сечевиков не выступали, а бывало, что и переходили на их сторону.
Следующий польский король Стефан Баторий не доверял даже реестровым казакам и видел в них больше вреда, чем пользы. Он распустил в1576 г. реестровое войско. Но уже в сентябре 1578 года увеличил состав реестра. Казаки получили во владение земли от Чигирина до городка Трахтемиров в Киевском воеводстве. Король также вручил казакам клейноды (хоругвь, бунчук, булаву и войсковую печать), а в ответ потребовал выполнения, как и раньше, военных обязанностей и полицейских функций.
Однако, несмотря на то, что реестровые казаки юридически считались сословной группой, за которой закон закреплял определенные права и преимущества, в действительности это было далеко не всегда так. Польская администрация на местах не признавала за ними казацких прав, заставляла отбывать разные повинности, платить всевозможные сборы, отнимала имущество, подвергала их таким же притеснениям и унижениям, как и своих подданных. Это раздражало казаков. В 1590 г. канцлер Замойский провел в Сейме постановление о подчинении казаков Коронному гетману. Этим было нарушено старое право казачьих гетманов обращаться непосредственно к королю.
Поэтому уже в декабре 1591 года началось крупное восстание против польского произвола, возглавленное гетманом реестровых казаков Криштофом Косинским. Казацкое восстание скоро охватило Киевское, Волынское, Брацлавское и Подольское воеводства и составила реальную угрозу польской власти на Украине. Польским королём и городскими магнатами против повстанцев были мобилизованы значительные военные силы. В мае 1593 года двухтысячный отряд казаков двинулся из Запорожья под Черкассы, где был окружен польскими войсками. Косинский был вероломно арестован и казнен. Восставшие казаки еще долго сражались и даже штурмовали Киев, но силы были неравны, и реестровики ушли на Сечь. В 1591-1596 гг. − решением польского сейма реестровое казачество было ликвидировано.
ВОЙНА СЕВЕРИНА НАЛИВАЙКО
Загадочная личность казака Северина Наливайко окутана легендами уже при жизни, начиная с его происхождения. Некоторые предполагают, что он происходил из небогатой семьи, но историк Грушевский считает, что Северин был внучатым племянником князя Константина Василия Острожского, одного из потомков «короля Руси» Даниила Галицкого. Князь Острожский, крупнейший после короля землевладелец в Польше и Литве, после смерти Стефана Батория считался одним из возможных претендентов на королевский престол. Но претензии православного князя были высмеяны польской шляхтой, они пригласили на трон шведского королевича Сигизмунда Вазу.
Новый король не принял предложение князя Острожского об автономном Русском княжестве и в свою очередь, упрекнул его в недостаточном укреплении южных границ своих владений против турок и татар. Вот тогда князь Острожский и принимает на службу Северина Наливайко, прошедшего военную закалку в Запорожской Сечи, и ставит перед ним задачу укреплении южных границ воеводства. В мае 1593 года Северин вместе с князем участвует в подавлении казацкого восстания Косинского. Весной 1594 г. Наливайко по поручению князя набирает войско, которое дало отпор татарам, вторгшимся на Брацлавщину (ныне – Подолье). После ряда успешных операций войско стало называться полком Наливайко.
В июле 1594 г. Наливайко направил послов, а с ними 2 тысячи лошадей в подарок, на Запорожскую Сечь. Представители Наливайко от его имени попросили прощения у казаков за участие в битве против Косинского и предложили запорожцам совместно участвовать в походах. По пути в Молдову казаки разгромили войско шляхты на Брацлавщине. Так, по сути, началась освободительная война против Польши, охватившая значительную часть Подолии.
После успешного похода на Молдову, возвратившись же на Подолию, казаки продолжили борьбу против шляхты. В ноябре 1594 г. они захватили г. Бар, административный центр воеводства. Вскоре в их руках оказалась Винница, а в начале 1595 г. от шляхты была освобождена значительная часть Брацлавского, Подольского и Волынского воеводств. Население, терпевшее от поляков притеснения, активно поддерживало казаков в военных действиях.
В 1595 г. по приглашению австрийского императора и указанию князя Острожского Наливайко во главе двухтысячного войска нанимается на службу к австрийскому эрцгерцогу Максимилиану III, после чего отправляется в Венгрию, где в составе австрийских войск проводит летнюю кампанию 1595 г. против турок. Это было нужно князю Острожскому, чтобы заручиться поддержкой Австрийской империи в борьбе с польской шляхтой за свои приоритеты, за создание независимого Русского княжества со столицей в Киеве.
Острожский велел Северину Наливайко поднять сепаратистский мятеж, спланированное выступление за отделение земель Руси от Польши. На этом этапе Наливайко был исполнителем его замысла. В октябре 1595 года Наливайко опустошил владения польского канцлера Замойского, затем с 7 тысячами казаков двинулся на Беларусь, занял ряд городов: Петриков, Слуцк, Могилев. Он попытался заручиться поддержкой литовских магнатов, но не получил ее, после чего вынужден был оставить Могилев и отступить на юг, преследуемый литовскими войсками. Европа тоже молчала, не предлагая поддержку Острожскому.
Наливайко понимает, что план Острожского провалился и решает взять ситуацию в свои руки, тем более, что князь отказывает Северину в помощи. Наливайко пишет польскому королю письмо, в котором открыто требует предоставить ему право на создание независимого от Польши «казацкого» русского государства в низовьях Днестра, Днепра и Южного Буга, по сути, отправляет королю ультиматум. Король приказывает коронному войску во главе с гетманом Жолкевским задушить сепаратистский мятеж.
В это время запорожские казаки во главе с гетманом Лободой вели успешную войну против польской шляхты. Были захвачены Черкассы и Канев, казаки удерживали в своих руках всю Правобережную Украину. Но Лобода снизил активность.
В марте 1596 г. отряд Наливайко, преследуемый Жолкевским, с большими трудностями достигает Белой Церкви. Но Лобода и его сторонники не имели намерений объединяться с наливайковцами. Казаки, наконец, поняли, что Лобода избегает Наливайко. Они созвали раду, сняли Лободу с гетманства и избрали гетманом Матвея Шаулу. Через несколько дней около Белой Церкви произошло объединение повстанческих отрядов Наливайко и Шаулы, которые вскоре разгромили передовой отряд поляков под командованием Ружинского. Но на подходе были основные силы Жолкевского, значительно превосходившие восставших. Руководители повстанцев вынуждены были уводить свое войско к Днепру.
Жолкевский в нескольких боях вытесняет казаков за Днепр, и недалеко от города Лубны их окружает польское коронное войско. Казаки оградились возами в четыре ряда и больше двух недель выдерживали осаду поляков. Открылся недостаток в пище и воде, наступили внутренние раздоры в казацкой старшине. В стане казаков было 7 тысяч беженцев, в том числе – женщин и детей.
Желая спасти мирных жителей и поверив на слово полякам, казаки выдали Наливайко Жолкевскому. Но Жолкевский не собирался держать слово, казаков и беженцев изрубили, а Наливайко был казнен в Варшаве.
Так трагически закончилась эта полная противоречий война, в которой пересеклись интересы различных слоев общества, а корысть лицемерно рядилась в тогу благородной борьбы за справедливость.
УЧАСТИЕ КАЗАКОВ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬШИ
Впервые реестровые казаки были использованы польским королем Баторием во время Ливонской войны 1581-1582 г. с Московским государством. Кроме отряда реестровых казаков (600 чел.) в походе принимали участие 4 тыс. неерестровых казаков. Наемные казаки записывались в реестр или просто соглашались идти воевать ради избавления от крепостничества, в надежде получить жалование.
Позднее, в 1600 году, когда поляки вели военные действия в Молдавии, на их стороне выступало казачье войско во главе с гетманом Самойлом Кошкой. Затем это же войско участвовало в войне Польши со Швецией за господство в Прибалтике. Погибшего в бою Самойла Кошку сменяли один за одним другие гетманы – Крутневич, Куцкович. Смены старшинства были связаны с бедственным положением войска казацкого – неоплаченного, ободранного и голодного, вынужденного заниматься мародерством и разбоем среди местного населения. По причине казацкого своеволия гетман Куцкович в Могилеве сложил с себя гетманство. Во главе с избранным гетманом Косым весною 1603 г. казацкое войско вернулось в Киев.
В октябре 1604 года царевич Дмитрий, прозванный в современной истории Лжедмитрием, ставленник польских магнатов при поддержке 2-3 тыс. наемных поднепровских и 2 тыс. донских казаков, вторгся в южные окраины Московского царства. Казаки поддерживали Дмитрия в обеих его кампаниях с 1604 по 1610 годы.
В это время на Запорожской Сечи кошевым атаманом становится молодой талантливый воин Петр Сагайдачный. Правда, использует он свое лидерство и военный талант против вчерашних соратников: татар и турок. Он совершает ряд смелых морских походов, по сути пиратских, с взятием неприступных крепостей Варны, Кафы, Очакова и Перекопа, атакой на турецкую провинцию Анатолию и захватом огромной добычи, которая сделала Сагайдачного магнатом, а казаков ввела в соблазн грабительства вчерашних соратников.
Вчерашние союзники турки, которые были врагами агрессивной Европы, но никак не казаков, стали их врагами. Польша же представляла европейские интересы и захватническую политику, поэтому многие истинные запорожцы-рыцари были недовольны антитурецкой и пропольской политикой Сагайдачного и дважды в 1607 и 1610 г. лишали его атаманства.
В 1609 г. польский король Сигизмунд III при поддержке 50 тысяч казаков начал интервенцию в Московию, взял штурмом Смоленск, а затем захватил Москву и поставил там царем своего сына Владислава. Но поляки были выбиты из Москвы русским ополчением.
В 1611-1613 поляки организовали новую интервенцию, в которой участвовало 30000 казаков во главе с гетманом Сагайдачным. Организовав значительный отряд в Киеве, Сагайдачный, предав сечевиков, стал гетманом на службе у польского короля. Он прошел со своим наемным войском через ряд городов Московии, повсюду чиня в угоду королю разорение, кровопролитие и насилие. Но, столкнувшись с превосходящими силами московитов, отряд гетмана поспешил возвратиться в Киев.
В 1618 году король попросил Сагайдачного помочь королевичу Владиславу захватить Москву и занять престол России. Сагайдачный привел на помощь полякам 20 тысяч наемных казаков. Он штурмом взял города Елец и Ливны, разбил ополчение московских князей Волконского и Пожарского, дошел до Москвы, оставляя за собой кровавый след разбоя и насилия над мирным населением. Под Москвой он соединился с Владиславом и осадил Москву. Но штурм был отбит с колоссальными потерями для осаждавших, после чего Владислав подписал с московским правительством перемирие. Сагайдачный пошел на юг, вновь прокладывая кровавый путь возврата назад.
По возвращению он ради сохранения лояльных отношений с королем и шляхтой, подписал с польским правительством соглашение о сокращении численности реестра. Это значило, что казаки, исключенные из реестра, вновь возвращались в положение крепостных крестьян. Возмущенные казаки выразили ему недоверие и в 1619 г. избрали гетьманом Неродича Бородавку, который призывал к борьбе за освобождение Украины из-под власти шляхетской Польши.
Сагайдачный сумел переманить на свою сторону казацкую старшину, арестовать и казнить Бородавку в 1621 г., еще раз подтвердив превосходство личных интересов над казачьими. К тому же польский король был благосклонен к Сагайдачному за помощь королевичу и спасение от верного разгрома в Московии. За эту услугу Сагайдачный получил титул гетмана всей казацкой Украины. Ему удалось жесточайшими средствами вплоть до смертной казни устранить анархию в казацкой среде и создать дисциплинированную регулярную армию на основе реестрового казачества, которая стала грозной военной и политической силой в Речи Посполитой.
Эту силу в 40 тысяч казаков Сагайдачный мог бы использовать для борьбы за автономию Украины, но он привел ее в 1621 году под крепость Хотин, чтобы спасти поляков от разгрома пятикратно превосходящими их турками.
В то же время симпатии народных масс не на стороне поляков. Польский историк К. Шейноха пишет:
«Украинские крестьяне помогали туркам. Когда под Хотином турки ничем не могли оборониться от запорожцев, банда подольских крестьян нанялась к султану сжечь казачий лагерь; но ее вовремя обнаружили казаки и вырезали в пень». Судя по всему, турки, шедшие на поляков войной, могли стать освободителями украинских земель, тогда как казаки Сагайдачного, спасавшие поляков, сыграли неблаговидную роль.
В той битве Сагайдачный получил смертельные раны и через год умер. Несмотря на славу и героическую смерть Сагайдачный не снискал к себе любви казачества, более того, сечевые запорожцы относилось к нему с недоверием и враждой, так как он «он всегда с ляхами в мире жил, а поспольство (казачье общество) терпело».
Как видим, реестровые и наемные казаки и их лидеры были далеки от принципов Ведического воинства. Кшатрийские принципы в какой-то мере еще сохраняли казаки Запорожской Сечи, объявленные польским правительством вне закона.
ВОЙНЫ ЗАПОРОЖЦЕВ ПРОТИВ ПОЛЬСКОГО ЗАСИЛЬЯ
С утверждением польско-шляхетского господства на украинских землях после Люблинской унии 1569 г. усилился процесс закрепощения крестьянских масс, увеличения налогов и повинностей, ограничения торговли и т.д. Возрос поток беглых людей, которые пополняли ряды крестьянского казачества.
В 1586 г. отряд, состоявший из нескольких сотен крестьянских казаков во главе с атаманом Чернинским разгромил несколько имений феодалов на Уманщине, захватил много имущества, драгоценностей, лошадей. В 1587 г. крестьянские казаки неоднократно громили поместья шляхты на Подолии, а в 1589 г. восстало население Белой Церкви, угнетаемое князем Янушем Острожским. Вооруженное выступление горожан удалось подавить только объединенными силами шляхты всего Киевского воеводства.
В 1591 г. восстание реестровых казаков против произвола польской шляхты во главе с гетманом Косинским развернулось в масштабную войну всего казачества против польского засилья. Казаки один за другим захватывали города. Территория казацкой вольницы все больше расширялась. Изгоняя шляхту, крестьяне и мещане провозглашали себя казаками, вводили казацкий строй, созывали рады, избирали атаманов и судей, распределяли повинности и т.д. Создание казацкой власти на значительной территории Украины сильно встревожило правительство Речи Посполитой. Феодалам удалось собрать значительное, хорошо вооруженное и оснащенное войско под командованием киевского воеводы Константина Острожского. Зимой 1593 г. на Волыни состоялось сражение между повстанцами и шляхетским ополчением, продолжавшееся неделю. Недостаточно организованное, слабо вооруженное и обученное повстанческое войско в суровых зимних условиях потерпело поражение, но все же не сдалось.
В мае 1593 г. двухтысячный отряд Косинского выступил из Запорожья и через некоторое время взял в осаду Черкассы. Появление запорожцев вызвало новую волну вооруженных выступлений крестьян и мещан против шляхты. В этих условиях черкасский староста Вишневецкий вынужден был пойти на переговоры с повстанцами, во время которых Косинского предательски убили. Но восстание и осада Черкасс продолжались.
В результате, в августе 1593 г. Вишневецкий вынужден был подписать с повстанцами договор со следующими условиями: казаки имели право свободно уходить на Запорожье и возвращаться оттуда; на местах казаки могли избирать старшего и судью; запорожцам должны были возвратить отнятые у них лодки, лошадей, различное имущество. Со стороны восставшего казачества было только одно обязательство – простить казаков, которые во время восстания выступали на стороне шляхетских войск Вишневецкого.
Казачество взяло под контроль всю Восточную Украину, но не сумело упрочить свое положение. А польские власти со своей стороны не считали нужным выполнять условия договора. Такой исход развития событий 1591-1593 гг. не позволял дать ответ на основной вопрос — кто кого — во взаимоотношениях между казацко-крестьянскими массами и господствующим классом Речи Посполитой. Социальный конфликт, начавшийся в 1591 г., так и не был урегулирован. Восстание под руководством Косинского было лишь первым этапом широкомасштабного казацко-крестьянского движения ХVII века.
В 1625 войну против Речи Посполитой начали запорожцы-низовики под руководством Марка Жмайло. Попытки поляков разгромить казаков не увенчались успехом, и гетман Конецпольский был вынужден начать переговоры. Жмайло согласился заключить невыгодный для реестрового казачества Куруковский договор, но при этом сохранил весь флот чаек и жизнь 10 тысячам казаков, с которыми ушел на Сечь. Через 5 лет в марте 1630 г. запорожцы-низовики во главе с кошевым атаманом Тарасом Федоровичем вновь выступают против Речи Посполитой. Федорович обратился к народу с универсалами, в которых призывал вставать на борьбу против шляхты. Поход запорожцев стал толчком к разгоранию повсеместного крестьянского восстания. Повстанцы нападали на усадьбы и владения шляхтичей, захватывали их имущество и уничтожали польские документы, казнили гетмана реестрового казачества Григория Чёрного, сторонника союза со шляхтой.
Казаки и повстанцы разгромили польские войска под Корсунем и Переяславом, и Конецпольский был вынужден вступить в переговоры с повстанцами и подписать Переяславское соглашение 1630 года. Однако опасаясь измены со стороны соглашательской старшинской верхушки, Федорович с частью недовольных соглашением казаков ушёл на Запорожье. А вопрос «кто кого?» опять остался без ответа.
Речь Посполитая попыталась взять Запорожье под контроль, соорудив летом 1635 г. неприступную, вооруженную тяжелой артиллерией крепость Кодак в стратегически важном месте возле первого – Кодацкого порога, вблизи места, где река Самара впадает в Днепр, чтобы перекрыть Запорожскому флоту путь из Самары на Запорожье. Но казаки в короткий срок разрушили ее. В Варшаве уничтожение такой мощной крепости за одну ночь вызвало настоящий шок.
А восстание разгоралась. Объединив запорожцев с отрядами повстанцев из окружающих краев, гетман Иван Сулима повел всех на Чигирин, далее на Черкассы, затем захватил укрепленный Корсунь. Армия его росла день ото дня. Сулима был талантливым, умным и авторитетным гетманом и полководцем, чтобы вести за собой народ. Но из-за предательства реестровой казацкой старшины Сулима с пятью близкими соратниками был выдан полякам, привезён в Варшаву и там после пыток казнен.
Вопрос «кто кого» по-прежнему оставался открытым.
Автор: Николай ПОСЕВИН
Комментарии (0)