Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)
Выводы главы. Источники и ссылки
По работам Г.В. Вернадского и других историков 19 - 21 веков
Относительно эпиграфического материала можно сказать, что в дополнение к ранее существовавшим греческим надписям
экспансия Римской империи на нижнем Дунае и Черном море в первом веке до н.э. и в первые два столетия н.э. дает историку значительное количество важных данных, содержащихся в латинских надписях.
Обращаясь теперь к литературным свидетельствам, мы можем сослаться на следующих греческих и латинских историков и географов, чьи работы особенно полезны для наших целей:
Страбон (63 г. до н.э.-23 г. н.э.),
Плиний (23/24-79 г. н.э.),
Тацит (около 55-120 г. н.э.),
Птолемей (второй век н.э.)
и Аммиан Марцеллин (около 330 г. н.э.– умер в конце четвертого в. н.э.)
Для истории готов в Южной Руси (от второго до четвертого века) главным авторитетом является Иордан,
Кассиодор
чье повествование было написано в середине шестого века н.э., т.е. значительно позже описанных им событий. Иордан интенсивно использовал работу Кассиодора, манускрипт которой был впоследствии утерян. Как Кассиодор, так и Иордан могли найти некоторые современные свидетельства, в основном в устной традиции. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках, из которых следующие три особенно ценны для нашей цели: 1) «Шики» («Исторические записки»), начатые в конце второго века до н.э. и законченные между 74 и 49 гг. до н.э.;
2) «Шиен Хан Шу» («История старшей Хань»), скопированная в первом веке н.э.;
3) «Хеоу Хан Шу» («История младшей Хань»), скопированная во второй четверти пятого века н.э.
Глава каждой из этих хроник, относящаяся к «западным странам» (в основном к Туркестану), теперь доступна в русском, английском, французском и немецком переводах. Приток исламской (как арабской, так и персидской) исторической литературы начался, разумеется, значительно позже, нежели в период, к которому относится эта глава, но некоторые важные источники информации, относящиеся к этому периоду, могут быть обнаружены в поздних работах также и арабских писателей. Использование данных, поставляемых как сравнительной лингвистикой,
так и исторической этнологией, также важно для нашей цели, в особенности для рассмотрения таких проблем как ранняя
цивилизация славян и финнов и их взаимосвязь с иранцами Южной Руси. Материал, взятый из первичных источников, еще не получил одинаковую историческую интерпретацию относительно всех аспектов периода. Существуют довольно полно изученные проблемы, например история сарматов, для которой было очень важным исследование М.И. Ростовцева.
Немецкие ученые естественно уделяли много внимания истории готов. Проблема генезиса славян в основном была исследована
Готский вождь — мозаика
славянскими учеными. Эталонной работой является «Slovanske Starozitnosti» («Славянские древности») Любора Нидерле. Что же касается цельной реконструкции истории Южной Руси в период сарматов и готов, то книга Ростовцева об иранцах и
греках, приведенная выше, должна быть процитирована вновь. Полезная попытка общего обзора как археологии, так и истории не только Южной Руси, но и ее северных частей была осуществлена Ю.В. Готье.
Михаил Иванович Ростовцев
(1870-1952 гг.)
Совершенно особое место в истории отечественного и мирового антиковедения принадлежит М.И.Ростовцеву, профессору Петербургского университета (с 1901) и члену Российской Академии наук (с 1917 г.). Он окончил курс Петербургского университета, где его формирование как ученого сложилось под влиянием таких крупных, но разных ученых, как Ф.Ф.Соколов, Ф.Ф.Зелинский и выдающийся исследователь античного, византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондаков. Ростовцев являл собой тип совершенного ученого-антиковеда, равно владевшего мастерством филологической и археолого-искусствоведческой интерпретации материала, способностью к полнокровной реконструкции фактов прошлого, а кроме того, ярко выраженным концептуальным дарованием. Он был виднейшим представителем нового, чрезвычайно актуального социально-экономического направления. В этом русле были созданы обе его диссертации: "История государственного откупа в Римской империи от Августа до Диоклетиана" и "Римские свинцовые тессеры". Убежденный конституоналист и западник, он занял открыто враждебную позицию по отношению к большевистскому перевороту. В 1918 г. он покинул Россию и в конце концов обосновался в США, в Йельском университете, где содействовал сложению американской антиковедной школы. В эмиграции он подготовил и опубликовал (на английском языке) крупнейшие свои труды, выдвинувшие его в первые ряды мировой науи об античности: "Социально-экономическую историю Римской империи" и "Социально-экономическую историю эллинистического мира". Веря в необходимость и возможность единения России с западным миром, Ростовцев и в своих исторических трудах обосновывал концепцию закономерного сближения и синтеза цивилизаций: Греции и Востока, эллинизма и Рима, а в Причерноморье, историей которого он также много занимался, - эллинства и иранства, античных причерноморских центров и скифо-сарматских и протославянских племен.
В дополнение к работе, процитированной ранее, мы должны
упомянуть здесь «Железный век в Восточной Европе», опубликованную по-русски в 1930 г.
В I тыс. до н.э. происходили процессы, предопределившие развитие Восточноевропейского региона на следующие тысячелетия.
На стыке лесостепи и степи складывается граница двух цивилизаций – цивилизации земледельцев и цивилизации кочевников. Вначале I тыс. до н.э. происходит переход кжелезному веку племен, которые проживали на этой территории.
Железный век — это время расширения границ цивилизационного процесса, выхода на историческую арену новых народов, в частности, активной деятельности кельтов в Западной Европе, фракийцев — на Балканах, скифов и сарматов — в Восточной Европе. Это одновременно и период формирования славян, балтов, германцев. В это время начинает складываться новый образ жизни.
Мир земледельцев начала раннего железного века представлен племенами чернолесской культуры. Она была распространена в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название археологическая культура получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец. Ее датируют IX—VII вв. до н. э.
Начало развития мира кочевников – номад связано с племенами киммерийцев, которые жили в степях Северного Причерноморья и Приазовья в IX — VII веках до н.э. Специалисты считают, что именно киммерийцы первыми в этом регионе начали обрабатывать железо, и вначале I тыс. до н.э. осуществили переход к кочевому образу жизни.
Третьим цивилизационным миром со своим уникальным образом жизни сталантичный мир эллинов — колонистов, основавших с VII в. до н.э. колонии по берегам Черного моря.
Таким образом, на юге Восточной Европы, в эпоху раннего железа возникли три мира, которые отличались этнической принадлежностью, укладом хозяйства, образом жизни, уровнем развития и менталитетом. Они активно взаимодействовали и влияли друг на друга, при этом каждый из них сохранял индивидуальное своеобразие.
Источник:
Комментарии (0)