Сарматы в Южной Руси.3
. По работам Г.В. Вернадского и других историков 19-21 веков.
Изначальным домом сарматов была огромная территория степей и пустынь к востоку от реки Урал и Каспийского моря.Их движение на запад было длительным процессом протяженностью в два столетия, в течение которого даже сарматские роды, направлявшиеся на запад, не полностью утеряликонтактсо своими родичами на востоке. Поэтому изучение цивилизаций Туркестана и Алтая важно для лучшего понимания истории Сарматского государства в Южной Руси. Как и
ранее, в сарматский период существовало определенное единство «степной культуры» Казахстана,
северного Туркестана,
Алтая и Монголии.
Мы видели, что так называемая минусинская бронзовая культура имела параллель в Туркестане. В течение третьего и второго столетий до н.э. народы степей познакомились с железом и железными инструментами. В первом веке до н.э. и первом веке н.э. материальная культуре туркестанских
и монгольских кочевников демонстрирует значительный прогресс,
бывший отчасти результатом роста торговли вдоль великого сухопутного пути, который вел от Китая до Средиземноморского региона. Меха экспортировались на юг из Сибири, а шелк – на восток из Китая. Железное оружие и золотые украшения шли на север из Бактрии;
Алтай стал важным шахтерским центром.
Древние медные рудники.
Древние шахты каменного века, в которых трудились наши предки, добывая для пришельцев полезные ископаемые, находят в различных регионах планеты – на Урале, Памире, Тибете, в Западной Сибири, Северной и Южной Америке, Африке. В более поздний период люди использовали старинные шахты уже для собственных нужд, извлекая из них руду для производства меди, олова, свинца, железа.
. Вожди кочевников аккумулировали огромные богатства, и часть драгоценностей каждого обычно погребалась вместе с ним после его смерти. Могила известного предводителя состояла из одной и более погребальных камер, поддерживаемых деревянными стенами. Такая камера вырывалась глубоко под поверхностным слоем земли, а огромный курган насыпался сверху. Множество курганов, принадлежащих к этому периоду, были вскрыты и ограблены искателями сокровищ в семнадцатом и восемнадцатом столетиях. Некоторые, однако, остались необнаруженными или лишь частично вскрытыми, в то время как другие были недавно открыты советскими археологами. Так, например, М. П. Грязнов раскопал в 1929 г. большой курган в Восточном Алтае, известный как курган Пазирик. Этот курган может датироваться концом второго или
Пазырыкский ковёр. на рубеже V-IV века до н.э.
|
|
Курганы Пазыркского могильника хотят восстановить в республике Алтай. Раскопанные в 20-е годы, они были популярны среди туристов, по словам пресс-центра республиканского правительства.
Пазырский могильник интересен и специалистам-археологам, и туристам. Археологи хотят провести переговоры, связанные с организацией, рекультивацией и восстановлением больших курганов этого могильника. Сейчас для музеификации хотят восстановить все пять больших курганов.
началом первого столетия до н.э. Оказалось, что могила была частично ограблена вскоре после похорон, но впоследствии оставлена в покое. Она была обнаружена в этом состоянии. Вблизи могилы были найдены тела десяти коней, каждый с седлом и сбруей. Головы двух коней были покрыты масками. Одна из них, покрытая кожей, представляла голову оленя. Другая, сделанная из войлока, имела очертания грифона. Согласно мнению Грязнова, маска оленя – свидетельство в пользу теории Николая Мара, что олень использовался для езды до лошади. Сбруя коней орнаментирована головами человека и животных. Седла и покрытия украшены кожаными пластинами с изображениями дерущихся животных. Также большой интерес представляет могильник Шиба на Среднем Алтае, раскопанный М. П. Грязновым в 1927 г. Он тоже был частично
Раскопки и изучение советскими археологами Больших Алтайских курганов явились крупным достижением, раскрывшим перед взором исследователей многие стороны жизни ранних кочевников Алтая.
разграблен, но оставшееся в нем достаточно ценно. Было найдено несколько мумифицированных тел, каждое покрыто меховой, кожаной или шелковой одеждой. Сохранились также деревянные и металлические пластины, орнаментированные в животном стиле. Среди других вещей был обнаружен китайский лаковый сосуд, который, судя по типу, может быть датирован между 86 и 48 г. до н.э. Множество могил начала христианской эры были раскопаны в 1923 – 1925 гг. в Ноин-Ула (Монголия)
экспедицией П.К. Козлова. Они дают убедительные свидетельства относительно связей степных кочевников с Китаем. Китайские шелковые ткани, лаковые, золотые, нефритовые и бронзовые изделия, а также монеты были среди вещей, найденных в этих захоронениях.
Среди местных вещей следует упомянуть замечательные шерстяные ковры, которые украшены мозаикой из материала шерстяного одеяла. Типичны изображения сражающихся животных, таких как лось и росомаха, як и тигр. Эти сцены сравнимы с композициями греко-скифского искусства, такими как олень и гриффоны чертомлыкской вазы, фалароном старобельских
сокровищ и т. п. Не менее интересны некоторые фрагменты шерстяной ткани, обнаруженной в Ноин-Ула. Они вышиты шерстяными нитями различного цвета; дизайн представляет людей на лошадях. Их одежда и прическа относятся к скифскому
типу. Орнамент ткани относится к греческому типу. Итак, культура Ноин-Ула показывает, что культура евразийской степи находилась под влиянием как китайского, так и греческого типов. Археологические свидетельства дают точные представления о богатстве вождей кочевников, равно как и о широком размахе их коммерческих интересов.
Мы, таким образом, можем лучше понять внутреннюю историю подъема и развития государств кочевников.
Источник:
Комментарии (0)