Скандинавы и русский каганат,
СКАНДИНАВЫ.
ВЕЛИКАЯ (СЕВЕРСКАЯ) РУСЬ:
Vilkina land, Великая Русь, или Великая Сербия, Русь Северская; по так называемому Баварскому Географу Zerivar; по другому списку Zerivani, "великое царство (Русь), откуда как уверают происходят и пришли народы Славянские". В имени Сербов, по Греч. пис. Кимвров, по Лат. Цимбров, по Гальск. Самбров, (по Нест. Севера), Савиров, Северян, должно искать переводный смысл Нордманов в Северской Руси; по переводу Готов Дации: Nord-Rige, Nordmänner; откуда Лат. Noricum - название Сербии Альпийской; Noricia - назв. Cербии Гальской, и Noricìa - Сербии Скандинавской.
ФРИСЛАНДИЯ (ФРИЗИЯ)
"...Аттила принадлежал к отрасли Велико-Русских князей. По Villc. S. отец его владел Фризией, коей жители были Vaeringar
(Фрязи, Варязи). Собственное имя Атилло (Attilla) относится к форме Влошской. Соответственные ему Литовския имена: Ягло, Ягелло, Свидригайло, Гедвилло, Вителло, Скиргелло.
Тоже самое должно сказать и об его отчестве; по Приску Μουνδιουχος - Мундиух, Мундио; по Иорнанду Mundzucco или вернее Manzuchius (Код. Парижс. 1809 г.) Соответственное имени Мундиух, Литовское Миндовг,сближающееся с Сербо-Лужицким Милодух (
По Иорнанду Mundo, Mundio, по Прокопию Μούνδος, служивший при Дворе Имп. Иустиниана с дружиной Лугарей (Неruli) (
Предание в Vilkina Saga, что Аттила наследовал Гуннское княжество по смерти князя Melias (
"...В отношении пространства владычества Аттилы, верховный властитель Норики, Комит Ромул, бывший при нем послом Рима, говорил: 'Никто из царствовавших до сих пор над Скифией и над иными странами, не совершал столько великих дел и в столь короткое время, как Аттила... Его влaдычество простирается на острова, находящаяся в Океане, и не одни Скифы платят ему дань, но и Рим.'
Аттила однакоже не ходил войной на Германию, не только за море, на острова Океана; какое же имел он право на это преобладание, кроме обычнаго 'и быст Самодержец земли Русской',простиравшейся на все пространство населения племен Славянских, на суше и на островах.
Ряд великих князей Русских Kиевских 3-го, 4.-го и 5-го века, следующий:
ВагриЯ – край варяжских «русиян»
ВАГРИЯ (Карта Вагрии)
При обращении к комментариям В. Фомина к книгеС. Гедеонова «Варяги и Русь», пожалуй, в первую очередь внимание застревает на смешных казусах вроде такого: «В 1997 г. шведский ученый Л. Грот (в комментариях В. Фомина явно допущена опечатка - имелся в виду русский учёный Я. Грот - современник С. Гедионова) вновь отметил, что это имя [Рюрик, – В.Е.] не встречается в именословах его родины». Что ж, Людмила Павловна Грот действительно с некоторых пор стала шведским учёным, но, во-первых, сменив гражданство, она при этом не поменяла пол, и потому всё-таки «отметила» (а не «отметил»); а во-вторых, Л. Грот безуспешно искала имя «Рюрик» в именословах Швеции, но ни в коем случае не её (опять же, не «его») родины, то есть Советского Союза.
Я́ков Ка́рлович Грот (15
Яков Карлович Грот | ||||||
|
||||||
Дата рождения |
15
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | ||||||
Дата смерти | ||||||
Место смерти | ||||||
Страна | ||||||
Научная сфера | ||||||
Место работы | ||||||
Учёная степень |
|
|||||
Учёное звание | ||||||
Награды и премии |
|
|||||
|
профессор
Размышления над комментариями В. Фомина
к книге С. Гедеонова «Варяги и Русь»
Или такой сентенции: «Само отсутствие скандинавских богов среди восточнославянских божеств ― одно из многочисленных отрицаний тезиса о норманстве руси». Любому здравомыслящему человеку очевидно, что среди восточнославянских божеств должны присутствовать именно восточнославянские божества, а не скандинавские и не, к примеру, шумерские. А скандинавским богам надлежит присутствовать в пантеоне скандинавских богов, а не славянских и не зулусских. Поэтому «отсутствие скандинавских богов среди восточнославянских божеств» совершенно естественно и ничего не может ни доказывать, ни отрицать. БОГИ СКАНДИНАВСКИХ СЛАВЯН-ВЕНЕДОВ БЫЛИ ТЕ ЖЕ, ЧТО И У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН-АСОВ:
«Боянов гимн»:
... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога — Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог — старший Бог Рода Божьего
и роду всему — вечно бьющий родник...
И Громовержцу — Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет.
Триглав
Славянская Троица
Символическое изображение триглава
Славянские символы Триглав состоит из соединений трех великих славянских богов: Сварог-Перун-Свентовид. Его идея заключается в том, что бог является одновременно и единым, и множественным, Сварог может проявляться и как Свентовид, и как
Что касается его цветового оформления, то следует отметить, что Великий славянский Триглав является отображением трех времен года, которые ранее существовали в славянских племенах: весна (пора земледельцев), лето и осень (это был один из сезонов года, который являлся порой созревания и сбора урожая), и зима (пора отдыха земли).
ТЕ ЖЕ БОГИ, КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СЧИТАЮТСЯ СКАНДИНАВСКИМИ, ПОЯВИЛИСЬ В СКАНДИНАВИИ С ПРИХОДОМ ТУДА ГОТОВ, т.е. не раньше второго века нашей эры.
«Уж сколько раз твердили миру»… Я искренне благодарен Фомину за поддержку, пусть невольную, моего интуитивного скепсиса в отношении «Повести временных лет» (далее ПВЛ) как якобы исторического источника по начальной истории Древней Руси. Оказывается, то, что ПВЛ, по крайней мере касательно событий IX–X веков, следует изъять из раздела летописей, твердили миру до меня многие солидные учёные, и Фомин, спасибо ему, привёл их представительный перечень: «Д.И. Иловайский весьма недоверчиво отнесся к большинству известий Повести временных лет (ПВЛ) второй половины IX–X
Дмитрий Иловайский | |
|
|
Дата рождения |
30 января (
|
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти |
|
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | |
Место работы |
кафедра всеобщей истории
|
|
|
Учёная степень |
доктор русской истории (
|
Известен как |
|
вв., считая, что летопись, начавшись легендами и баснями, “становится полнее, достовернее, обстоятельнее” лишь по мере приближения событий к эпохе самого летописца, т.е. к началу XII века. При этом он упрекал своих противников в том, что они “ограничиваются голословными фразами о правдивости Нестора вообще”…
М.Д. Приселков был категоричен в своем выводе, что до начала XI в. летопись является для нас “источником искусственным и
Михаил Дмитриевич Присёлков | |
Студент М. Д. Присёлков |
|
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера |
история
|
Место работы | |
|
|
Учёная степень | |
Научный руководитель | |
Известные ученики |
|
малонадежным”, построенным, главным образом, на устной традиции. Затем
Я.С. Лурье высказал мнение, что для истории IX–X вв. ПВЛ “является недостаточно надежным источником”. Столь явный “скепсис” в отношении древнейшей летописи и отсутствие в научных кругах реакции на него проистекали из построений Д.С. Лихачева, согласно которым летописание зародилось лишь в 1073 г.». Итак, в числе отказавших в доверии ПВЛ Д. Иловайский, М. Присёлков, Я. Лурье, Д. Лихачёв ― крупные учёные, историки и языковеды, специально занимавшиеся исследованием ПВЛ, но кроме ПВЛ, другим источникам повествующим о жиъни Древней Руси внимания они не уделяли.
Правда, сам-то Фомин придерживается иного взгляда: «Еще И.И. Срезневский высказал плодотворную мысль, что первые летописные заметки появились на Руси в начале X в. и “начинались с пометок на пасхальных таблицах”. М.И. Сухомлинов заметил, что читаемые только в Никоновской летописи записи под 6372, 6373, 6375 “близки по времени к событиям”. А.А. Куник выразил уверенность в том, “что первые начатки нашего летописания возникли в Киеве еще в IX-м веке, вслед за первым крещением руси,― в виде кратких заметок о туземных событиях...”.
Митрополит Макарий утвердительно говорил,
Митрополит Макарий | ||
|
||
| ||
---|---|---|
19 марта 1542 — 31 декабря 1563 | ||
Интронизация: |
19 марта 1542 |
|
Церковь: | ||
Предшественник: | ||
Преемник: | ||
| ||
| ||
Имя при рождении: |
Михаил |
|
Рождение: |
|
|
Смерть: | ||
Похоронен: | ||
Епископская хиротония: |
4 марта 1526 |
|
Канонизирован: |
6 июня 1988 года на
|
Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из
В 1542 году по повелению Макария был построен храм Святителя Николая.
что летописи велись в X в., причем в разных местах ― Киеве, Новгороде, на Волыни… И.Е. Забелин высказался в пользу того, что первые летописные известия о начальной истории Руси были связаны с первой христианской общиной в Киеве, появление которой он относил к 60-м гг. IX в. В XX в. раннее возникновение летописания было доказано нашими историками. Н.К. Никольский показал, что повести о полянах, следы которых сохранились в ПВЛ, складывались еще в дохристианский период. М.Н. Тихомиров, заостряя внимание на том факте, что летописные известия за вторую половину X в.
Михаил Николаевич Тихомиров | |||||
|
|||||
Дата рождения | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место рождения | |||||
Дата смерти |
|
||||
Место смерти | |||||
Страна | |||||
Научная сфера | |||||
Место работы |
|
||||
|
|||||
Учёная степень | |||||
Учёное звание | |||||
Научный руководитель | |||||
Известные ученики |
|
||||
Награды и премии |
|
“более точные и более подробные”, чем за первую половину XI в., убедительно продемонстрировал наличие произведений летописного жанра в конце X столетия. Л.В. Черепнин выделил свод 996 г., в основе которого лежала, по его мнению, старинная повесть о полянах-руси. Б.А. Рыбаков считал, что первые летописные записи появились в IX в. и велись (не систематически) на протяжении всего последующего столетия. А в 996–997 гг. в Киеве был создан первый летописный свод, вобравший в себя предшествующие годичные записи, сведения из византийских источников, придворную эпическую поэзию, информацию самого летописца, отдельные сказания, записанные в X в. А.Г. Кузьмин, твердо полагая, что “какие-то записи
Аполлон Григорьевич Кузьмин | |
|
|
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения |
село
|
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | |
Место работы | |
|
|
Учёная степень | |
Учёное звание | |
Научный руководитель | |
Известные ученики | |
Известен как |
исследователь
|
исторического характера неизбежно возникали уже в IX веке”, говорит о начале русского летописания во второй половине X в., причем, по его словам, оно велось сразу же в нескольких центрах. Недавно он, подчеркнув, что “живые рассказы о событиях X в. могли быть записаны только в X в.”, увязал внесенный в летопись рассказ о расселении славян с Дуная с христианской общиной в Киеве при Ильинской церкви первой половины X в.». Как видим, в обоснование своего взгляда Фомин тоже ссылается на не менее длинный ряд учёных. Вот только у всех этих ссылок есть одна общая особенность: сугубая предположительность мнений, скорее стремление выдать желаемое за действительное, чем действенность реальных аргументов.
Фомин также приводит в чём-то выглядящую более близкой к истине версию Г. Вернадского: «Г.В. Вернадский полагал, что
Георгий Владимирович Вернадский | |
|
|
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | |
Место работы |
|
|
|
Учёное звание |
профессор |
Подпись |
шведы к 739 г. вышли к Азовскому и между 750–760 гг. к Северокавказскому регионам. Азовские скандинавы приняли название русов, в связи с чем, государство, основанное ими в Азовском регионе, в будущем будет известно как Русский каганат». Не знаю, на чём основан столь точный хронометраж перемещений скандинавов (шведов как таковых в VIII веке ещё не было), но, по всей видимости, принципиально процесс рождения руси мог быть именно таким. Я бы внёс только парочку уточнений.
Во-первых, невнятный Азовский регион Вернадского, под которым, надо думать, подразумеваются степи северного Причерноморья, наводит мысль скорее на кочевников-аланов. Между тем не вызывает сомнений то, что начальная русь была народом мореходным, поэтому говорить всё-таки приходится в этническом аспекте скорее о скандинавах, а в территориальном ― конкретно о Крыме, с которым византийские историки неразрывно связывают начальную русь множеством свидетельств, от именования её тавроскифами до прямых ссылок на Херсон и Киммерийский Босфор в затрагивающих её нарративах.
Во-вторых, я бы осторожнее обращался с так называемым «Русским каганатом», так как на самом деле такого каганата не знает ни один известный нам документ. Действительно, и арабские авторы, и Бертинские анналы свидетельствуют о хождении у начальной руси титула кагана, но этот факт не означает автоматически существования Русского каганата. Такому титулу предводителей начальной руси могут быть и иные объяснения, в частности в контексте руси черноморской [7].
Во-первых, в анналах нет никаких шведов. Имеются только некие свеоны, которых Кузьмин с Фоминым волюнтаристски обозвали «шведами», противопоставили «росам» и придумали, что они, дескать, называли себя «в землях финнов roods-гребцами». Но кто слышал, как те свеоны называли себя у каких-то финнов? Никто не слышал. Строго говоря, мы даже не знаем, как называли себя послы хакана Rhos, Бертинские анналы об этом умалчивают [8]. Прочитайте же, чёрт возьми, эти анналы (лучше в оригинале) прежде чем ссылаться на них! Там ведь ясно сказано: то, что приславший послов народ зовётся Rhos, франки узнали из сопроводительного письма византийского императора Феофила. То есть, от греков по-письменному, а не из уст самих послов кагана руси! Этноним, переданный латынью как Rhos,― изобретение не русское, а византийское, в греческом оригинале ‛Ρως, выкопанное византийцами в Септуагинте, где фигурирует «князь Рос из окраин севера», тех самых окраин, откуда, по убеждению греков, приплыл к ним народ, разоривший Константинополь в 860 году.
Русские слова шведы и Россия происходят от готских названий свифов:
"...Кого понимали Греки под именем Скифовлучше всего видно из Нестора при его исчислении Славянских народов Руси: 'и суть грады их и до сего дни, и зовяхусь от Грек Великая Скυөь.' а от Гот, прибавим, Svythiod hin mikla, т. е. Suava, Suevia, Suavonia, или Russia: magna...."
На самом деле, ни Нормандия, ни Русь почти не сохранили следов их покорения скандинавами несмотря на то, что обе приняли от них свои названия, правда, обе ― опосредованно через местные традиции: Нормандия ― от франкского названия скандинавов как «северных людей», а Киевская Русь ― от византийского названия в общем-то тех же скандинавов, но уже натурализовавшихся в Причерноморье на готском субстрате. И тут надо обратить внимание на немаловажный момент: ни для норманнов, от которых получила название Нормандия, ни для руси, от которой получила имя Киевская Русь, это не были самоназвания. Норманны не называли себя норманнами, так их звали анналисты будущей Нормандии. Точно так же русь не называла себя русью, так её называли византийцы и вслед за ними летописцы будущей Руси. Небольшая разница лишь в том, что европейские анналисты сами породили собирательное понятие норманнов как «северных людей», а русские летописцы позаимствовали термин «Русь» из византийских документов, то самое ‛Ρως как имя «князя народа с окраин севера». То есть, в конечном счёте даже названия Нормандии и Руси оказались практически синонимами.
Примечания
«Повесть временных лет» – это никакая не «первоначальная летопись», а… именно повесть, беллетристика.
А.Ф. Вельтман
Vilkina land, Великая Русь, или Великая Сербия, Русь Северская; по так называемому Баварскому Географу Zerivar; по другому списку Zerivani, "великое царство (Русь), откуда как уверают происходят и пришли народы Славянские". В имени Сербов, по Греч. пис. Кимвров, по Лат. Цимбров, по Гальск. Самбров, (по Нест. Севера), Савиров, Северян, должно искать переводный смысл Нордманов в Северской Руси; по переводу Готов Дации: Nord-Rige, Nordmänner; откуда Лат. Noricum - название Сербии Альпийской; Noricia - назв. Cербии Гальской, и Noricìa - Сербии Скандинавской.
Русский историк 19 века А.Ф. Вельтман, ссылаясь на Древнего датского историка 12 века Саксона Грамматика говорит прямо:
Александр Фомич Вельтман | |||||||
А. Ф. Вельтман, 1830-е годы |
|||||||
Дата рождения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | |||||||
Дата смерти |
|
||||||
Место смерти | |||||||
Гражданство | |||||||
Род деятельности |
писатель, историк — археолог, лингвист |
||||||
Годы творчества |
1830—1863 |
||||||
Направление |
мистический реализм, лирика, утопия |
||||||
Жанр |
исторические, фантастические, социально-бытовые романы; повести |
||||||
Язык произведений |
русский |
||||||
Дебют |
«Беглец» (отрывки, 1825) |
||||||
Награды |
|
"...Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Руссы (
Первенство Kиевских Князей обозначается уже возстанием всей Руси, в 3-м веке по р. х., на Готов Дациян (
ПРИВЕДЁННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОТ ИСТОРИКОВ САКСОНА ГРАММАТИКА И А.Ф.ВЕЛЬТМАНА подтверждена работами русского исследователя, нашего современника, Сокол-Кутыловского О.Л.
Скандинавия – страна Русов
Наряду с многочисленными памятниками со славяно-арийскими символами, разбросанными по всей Европе, существуют и памятники с руническими письменами, возрастом от двух до полутора тысяч лет. Особенно много таких памятников в Северной Европе, в Скандинавии.
К ним относятся, прежде всего, рунические камни, которые современные учёные относят к периоду I-V веков н.э., хотя и предполагают, что их возраст значительно больше, и брактеаты – плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне (мы сегодня называем такие изделия медальонами).
Всегда считалось, что рунические письмена эти написаны древне-германскими рунами или так называемым «старшим футарком». Однако, ни одна руническая надпись, относящаяся к этому периоду, этими рунами прочтена не была. В том смысле, что рунологи и историки как бы что-то читали при помощи футарка, но на выходе получали безсмысленный набор букв, который затем «приводили» к более-менее удобоваримому виду, используя всевозможные натяжки и допущения. За 90 лет своего существования западная рунология так и не прочитала нормально ни одну руническую надпись.
Единственным подходящим инструментом для прочтения скандинавских ранних рун оказались славянские руны. С их помощью надписи читаются прекрасно, безо всяких подгонок, как это ни прискорбно для ортодоксальных учёных. Заставил скандинавские руны говорить по-русски Олег Леонидович Сокол-Кутыловский, член-корреспондент РАЕН, научный сотрудник Института геофизики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург).
Он проанализировал рунические надписи на 35 брактеатах, около 30 надписей на застёжках и украшениях, кольцах, медальонах, монетах, оружии, на 30 рунических камнях и около десятка надписей на кости и дереве. География памятников рунической славяно-арийской письменности, которые он нашёл, впечатляет. Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, Польша, Литва, Украина, Франция, Болгария, Венгрия, Сербия и европейская части Турции. Он написал пару десятков статей, где подробно рассказал о своих исследованиях (см.
Давайте и мы почитаем некоторые свидетельства, открытые русским учёным, которые оставили наши далёкие предки две тысячи лет назад, когда Скандинавская земля была их родиной.
Надписи на рунических камнях
Самым известным руническим камнем в Северной Европе является камень из шведского города Рёка. Камень содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX н.э. веком. Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх.
Рёкский камень.
Шведы «расшифровали» надпись следующим образом:
«О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына. Скажи, память, какой добычи было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов».
Однако, русский учёный Сокол-Кутыловский, используя славянские руны, приводит свою расшифровку каждой строки надписи, которая оказалась гораздо длиннее шведской, и доказывает, что «шведская руническая поэма» не имеет ничего общего с тем, что написано на камне в действительности. Ни о каком Вемуде в ней речь совсем не идёт, как и о Тьодрике, которого отождествляют с королём вестготов Теодорихом. Более того, своей расшифровкой он разбивает миф о древней поэтической рунической литературе шведов. Единственной правильной догадкой шведских рунологов является то, что камень является монументом павшим. Что же на нём написано, на самом деле? Приведём фрагмент расшифровки надписи, которая полностью приведена в статье учёного «Рунический камень из Рёка: мифы и реальность»:
«Поставили своим званным. Они жизни решили отдать [за] рагов. Не равное сражение то не они начали, они вступили в их бой, так как к ним пришли… Войско они разбили то. Пусть земли к ним отойдут… Датчане напали на земли, на них слуг (работников) владельца тех их земель. Не иначе, как считали установить налог (на) землю их склоняли их ту землю отдать им… Если бы не были неры Ниваннед, Ваннед и Неванхнанне на службе у владельца земли… И не нападают на земли те. Нет датчан тех, так как неры … охраняют, так как дали (им) земли, их земли…»
Речь идёт о конфликте между земледельческими общинами славянских народов рагов и неров с одной стороны, и датчанами с другой. Датчане попытались собирать с соседей дань, но получили отпор, причём решающую роль в этом сыграли неры, которым и был поставлен этот памятник. Они пришли на помощь рагам. Из расшифровки надписи можно понять, что неры работали в тех местах по найму. После конфликта они получили часть граничащих с датчанами пахотных земель в собственность и обязались их за это охранять от посягательств датчан.
Спор между норманистами и антинормнистами продолжается и сегодня. И, казалось бы информация из Мекленбургских генеалогий ставит точку в этом споре, т.к. хотя варяги и скандинавы, но они славяне – русы. Но норманистами выдвинут аргумент – русы являются германскими племенами. Свидетельства Иордана о том, что русы-вандалы это славяне безапелляционно отметаются и выдвигается ничем не подтверждённое утверждение русы – норманы.
Открытие же, которое сделал русский учёный Сокол-Кутыловский действительно ставит в этом споре точку.
Древняя Скандинавия – страна Русов, Древняя Русь.
Был ли на самом деле Русский каганат или нет — ответ на этот вопрос так и не найден. Впрочем, многие историки как отечественные, так и зарубежные, склонны считать, что все-таки это государство в Подонье было, но просуществовало оно лишь пару-тройку десятилетий. И это косвенно подтверждают скупые археологические находки.
Время существования каганата
Точно выяснить дату образования каганата мешает тот факт, что никаких письменных источников о событиях того времени просто нет. Даже знаменитая Повесть Временных Лет была создана лишь в 12-м веке. Да, до нее существовал подобный «учебник истории», написанный в конце 10-го века, но до наших дней он не сохранился.
Комментарии (0)