История,Альтернативная история,История России,СССР

Скандинавы и русский каганат, 1.

Скандинавы и русский каганат, 1.

Асы и Русь в Азовском регионеэ

(737-839 гг.).
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Мы уже отмечали сложность четкой дифференциации асо-славян (антов)

culture.wikireading.ru Жизнь и быт антов

от асо-иранцев (аланов, осетинов)

Асо-славяне - А́нты ( др.-греч.Ἄνται)

Пеньковская культура (оранжевым) в VVI вв. на фоне других древнеславянских и балтийских культур.

название раннеславянских племён IVVII веков, применявшееся византийскими писателями VI—VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя Божа, знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария ( Витимира [1]). Упоминаются в византийских и готских источниках VIVII веков (до 602 года н. э.) [2] [3].

Представители пеньковской и ипотешти-кындештской культур идентифицируются с антами [4] (ранние анты времён Божа принадлежали к киевской археологической культуре [5]). В V—VII вв. анты были отдельной древнеславянской этноплеменной группировкой, сформировавшейся в III—IV вв. в составе черняховской культуры в условиях взаимодействия восточных венетов с ираноязычным и фракийским населением [6] [7].

Карта, показывающая государство антов около 560 года по данным из книги Френсиса Дворника.

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:

Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы".

По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, Птолемей называет эту территорию Сарматией. Сарматы, как и скифы, были не единым народом, а группой родственных племен.

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.[ источник не указан 282 дня]

Позднее, хазары были разгромлены Киевской Русью и окончательно добиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою[ источник не указан 282 дня].

В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как полити­ческое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и поло­жившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья[ источник не указан 282 дня].

Некрополь у селения Даргавс, Северная Осетия. Крупнейший на Северном Кавказе.

Осети́ны ( ирон. ир, ирӕттӕ; дигор. дигорӕ, дигорæнттæ) — народ, живущий на Кавказе. Являются потомками алан [22]. Основное население республик Северная Осетия — Алания ( РФ) и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северо-восточная подгруппа) индоевропейской семьи языков. Осетины в основном двуязычны (двуязычие осетинско- русское, реже осетинско- грузинское или осетинско- турецкое).Общая численность в мире до 700 тыс. [23] человек, из них в России 528,5 тыс. (по переписи 2010) [3].

в этом веке. Всилу того, что правящие кланы антов были аланского происхождения, связь, между антами и осетинами должна была быть тесной, особенно в Азовском и Северо-Кавказском регионах. До падения Великой Булгарии

Этноним

Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин —«оси», «овси» ( груз. ოსები) и грузинским топоформантом «-ети». Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.

Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы». Также армянское название алан — «осы», русское название алан — «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы»[ источник не указан 400 дней].

Переименование осетин в алан

Среди осетин существует идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования. [24] [25]

В 1992 году на собрании общества « Хистæрты Ныхас» ( осет. Хистæрты ныхас — совет старейшин Северной Осетии) было принято решение переименовать осетин в алан и Северную Осетию в Аланию [26]. В 2003 году священнослужители

Сохранившаяся аланская церковь в селении Архыз на территории современной Карачаево-Черкесии

Аланской епархии Греческой старостильной церквипризвали восстановить исконное название государства и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания.

В 2007 году на VI съезде осетинского народа, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, призвал принять единый гимн Южной Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Южную Осетию в Аланию. [24]. В 2017 году в Южной Осетии произошел референдум по переименованию Южной Осетии в Государство Алания. Около 80% населения Южной Осетии поддержало идею переименования Южной Осетии в Государство Алания.

Самоназвание этнографических групп осетин

Самоназвание дигорцев

Самоназвание дигорцев — дигорон, во множественном числе дигорæнттæ или дигорæ. Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор» [28] [29].

Согласно Васо Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима«дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ» [30]. Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа». О. Менчен-Хелфен (англ.) русск.связывал «дигорон» с названием тохаров — «тогар». В свою очередь, А. Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными [31].

Самоназвание иронцев

Самоназвание иронцев — «ирон», во множественном числе «ирӕттӕ» или «ирон адӕм».

С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.) русск., Г. Бейли (англ.) русск., Р. Шмиттом (нем.) русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryāna- — « арий», «благородный») [32] [33] [34] [35]. Однако В. Абаев критически высказывался по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон и предполагал для этнонима «ир» кавказский источник [30]. Развернутую контраргументацию против выводов Абаева дал Т. Камболов [36].

В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет«ир» с древнеиранским «uira» (человек, мужчина), авестийским «vira» (мужчина, воин), согдийским «wyr» (мужчина, муж), ягнобским «vir» и санскритским «vira» (мужчина, герой) [32].

Самоназвание туальцев

Этноним «туал», «туалæттӕ» или «твал», распространенный среди осетин Наро-Мамисонской котловины, встречается у Плиния в виде «Valli», Армянской географии («Ашхарацуйц») в форме «дуалк», у Ибн Русты как «Tulas» и, помимо этого, во множестве грузинских источников, идентифицирующих народ «двалов» в расположенной по обе стороны Кавказского хребта области «Двалетия» (находящаяся в Южной Осетии её часть «Урс-Туалта» известна в Грузии, как «Магран-Двалети») [37]. С точки зрения ряда ученых этническая принадлежность этого народа менялась с течением времени. Будучи первоначально автохтонным кавказским народом (как предполагается принадлежащим к нахской или нахско-дагестанской языковой группе) они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами [38] [39].

Относительно этимологии «туал» даны разные предположения. Васо Абаев считал его связанным с местным кавказским этно-культурным миром [30]. Агусти Алемань, признавая неизвестность этимологии, возводил сам этноним к грузинской форме и названию схожего народа у Птолемея, а Т. Пахалина связывала его с др.-иран. «t/dwar/la» из индоевропейского корня, означающего «набирать силу, иметь силу». В свою очередь, шведский лингвист Г. Шёльд соотносил «туал» с антропонимом — «Dula», именем аланского князя [40] [41] [42].

Самоназвание кударцев

Этнографическая группа иронцев — кударцы, происходящая из Кударского ущелья в Южной Осетии, сохраняя общее самоназвание — ирон, также имеют собственное —къуыдайраг (во множественном числе къуыдайрæгтæ или къуыдар) [43]. Этноним «къуыдар», предположительно, упоминается в Армянской географии VII века в форме Kowdētk(Кудеты) [44] [45]. Сурен Еремян идентифицировал его с топонимом ущелья Кударо в Южной Осетии [46]. Роберт Хьюсен определял в качестве алано-осетинского племени, обитавшего у истоков Риони и известного в Грузии, как Kudaro [47]. Иное понимание представил Константин Цукерман, возводя этноним к грузинскому наименованию готов в переводе на армянский язык — k' ut' k' [48].

Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения [45] [49] [50] [51] [52] [53]. В. Хугаев, аналогично выдвинутой ранее А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с памирским топонимом «Kudar» — названием реки и ущелья, которое при членении на «K’wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с персидским «kuh ‘гора’», а во второй — персидским «dar ‘дверь’» [52]. Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил своё понимание происхождения этнонима от самоназвания древних скифов (из скиф.*skuda/*skuta/*skuδa) [45].

Проблема общего самоназвания

В. Ф. Миллер в XIX веке отмечал, что единого самоназвания у осетин не было [54]:

"Напомним только, что Главная восточная ветвь называет только себя иронами (ирон лаг) и не дает этого имени ни западным осетинам — дигорцам, ни южным — туальцам!

Н. Г. Волкова в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» констатирует, что среди осетин отсутствует общее самоназвание, несмотря на наличие общего самосознания и единого представления своего этноса при контакте с иными народами Кавказа. Она утверждает, что в своей собственной среде осетины четко различают две группы: иронцев и дигорцев, а также считает, что общее название для всей территории Осетии в осетинском языке отсутствует. Как отмечает Н. Г. Волкова, хотя иронцами являются все южные осетины, тем не менее осетины Северной Осетии именуют их «кударцами» — название которое у самих осетин Южной Осетии ассоциируется исключительно с теми иронцами, которые являются выходцами из Кударского ущелья [55]. В. Абаев, в свою очередь, писал, что этноним iron, которое исследователи считают одним из важнейших доказательств иранского происхождения осетинского народа, является племенным самоназванием восточных и южных осетин [56].

Перевод «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка

Как отмечает Т. Камболов в своей работе по языковой ситуации в Северной Осетии, рядом осетин признается определённая проблема с переводом «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка. Им, в частности, приводится заявление ряда представителей осетинской научной и творческий интеллигенции, утверждавших, что в результате проведения в советское время дискриминационной политики слова «осетинский» и «иронский» стали синонимами и из понятия «осетинский язык» исключалась дигорская составляющая, хотя литературный язык, как они утверждают, формировался и развивался как на иронском, так и на дигорском диалекте [57].

Самоназвание в фольклоре

Общее самоназвание «аллон» сохранилось у осетин только в нартском эпосе и других жанрах национального фольклора [30] [58] [59] [60] [61]. Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к др. иран. *aryāna- — « арий» [30] [59]. Как отмечал Васо Абаев в своих работах «Историко-этимологический словарь осетинского языка» и «Осетинский язык и фольклор»:

«Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о „русском духе“, в осетинских неизменно фигурирует „аллонский (=аланский) дух“, или „дух аллона-биллона“ (аллон-биллоны смаг). Здесь „аллон“ может означать только „осетин“, ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин»

Что касается billon, то он представляет, всего вернее, искусственный ассонирующий вариант к allon (Reimwort), ср. мегр. alani-malani (Капшидзе 193). — sӕ iw u allon, se 'nnӕ u billon «один из них — аллон, другой — биллон» (Брит. 86); иногда allon встречается и самостоятельно, без billon: … fӕlӕ wӕm allony smag cӕwy (ЮОПам. III82).

Расселение осетинских племён

931 асы населяли три разных района, группы были отделены одна от другой вклинившимися между ними булгарскими и угрскими племенами. Три группы асов были следующие: западные анты в районе нижнего Дуная, восточные анты в районе нижнего Донца и асы (осетины) на Северном Кавказе. Миграция булгар в угров в середине и второй половине седьмого века значительно повлияла также и на судьбу асов. Западные анты были завоеваны дунайскими булгарами. Часть восточных антов покорилась уграм (мадьярам); другая их часть, пользуясь Pax Khazarica,

Pax Chazarica, или Pax Khazarica ( новолат. « хазарский мир») — термин, по аналогии с выражением Pax Romana, применяемый историками для обозначения периода доминирования в прикаспийско-причерноморских степях Хазарского каганата (середина VII — конец IX веков) [1]. Из российских историков его использовали Ю. В. Готье, Г. В. Вернадский и др. [2]

В результате деятельности хазар, которым удалось создать более могущественную и долговечную державу по сравнению с предшествующими кочевыми объединениями, было приостановлено великое переселение народов. С 660-х гг. после разгрома болгар и до 20-х гг. IX века, когда в Северное Причерноморье пришли венгры, ни одно кочевое племя не пересекало Волгу. На территории Предкавказья, Поволжья, Крыма, Приазовья и Подонья, объединённой под одной властью, установился период относительной стабильности. Сложились благоприятные условия для развития оседлости, восстановления существовавших и возникновения новых городов, колонизации Подонья славянами и аланами [3].

Прекращение в конце VIII века арабо-хазарских войн сделало возможным функционирование волжского торгового пути, который сыграл исключительно важную роль в формировании государственности Волжской Булгарии и Древней Руси [4]. Кроме того, Хазарский каганат, обладавший относительно высокоразвитой политической структурой и идеологией, оказывал определённое цивилизационное воздействие на зависимые от него народы, такие как венгры, волжские болгары и восточно-славянские племена [5]. В частности, по мнению П. В. Голубовского, Хазарский каганат был "оплотом славянства на Востоке". [6]

Закат «хазарского мира» связан с ослаблением Хазарии, к началу IX века утратившей способность к крупным экспансивным войнам. В результате нашествия венгров и более катастрофического враждебных хазарам печенегов ( 880-е гг.), причерноморские и заволжские степи вышли из-под контроля каганата. Объединения кочевников, доминировавшие в степях после его падения ( 960-е гг.) вплоть до монгольского нашествия, не обладали политическим единством и не отличались стабильностью.

смогла перейти из района верхнего Донца к нижнему Дону и Азовскому морю. Северокавказские асы вынуждены были признать господство хазар, но они сохранили свою автономию. Вероятно, вскоре они установили какие-то связи с восточными антами, которые к тому времени расселились в районе нижнего Дона. Эти анты (или асы) на нижнем Дону и в Приазовье вместе с северокавказскими асами находились на территории, контролируемой хазарским каганом. Известно, что асы играли важную роль в хазарской армии и администрации. Некоторые из них становились командирами высшего ранга (тарханами). Одному из таких асских тарханов была отдана под командование крепость неподалеку от хазарской столицы Итиль. Другой, по имени Юри, был влиятельным чиновником в городе Сугдея (Сурож) в Крыму в конце восьмого века

Судак

Судак. Вид из Генуэзской крепости

934. Некоторые из асских кланов, а среди них и те, что жили в Приазовье, были известны, по крайней мере, с четвертого века как рухс-асы («светлые асы»), или роксоланы, или рокасы (рогасы). В пятом веке патриарх Прокл, комментируя гунно-аланское вторжение, ссылается на пророчество Иезекииля о народе «рос» (Ρωζ). В компиляции, известной как «Церковная история» Захария Ритора (555 г.), (Заха́рий Ри́тор (470-е — до 553) — церковный историк- монофизит. Получил образование в Александрии и Бейруте, служил в Константинополе(под ритором в то время понимали адвоката). Написал около 518 года монофизитскую «Церковную историю», посвятив её главе монофизитской же церкви патриарху Северу. Однако к 536 году Захарий Ритор обратился в православие и стал епископом митиленским. Некоторые исследователи склонны различать Захарию Ритора и митиленского епископа Захарию Схоластика.)

среди племен, живших к северу от Кавказа, упоминается одно под названием «хрос».

Русь (русы) — народ (или социальная группа), давший своё имя и составивший верхушку [1] средневекового восточноевропейского государства — Руси, известного также как « Киевская Русь» или « Древнерусское государство».

Этническое определение этой социальной группы (или народа) является предметом дискуссий: Повесть временных лет и многие иностранные источники связывают русь с варягами и норманнами [2], в других источниках русь отождествляется со славянами или иными народами. История руси может быть прослежена с 1-й половины IX века, но её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. Продвигаясь с севера на юг, к середине X века «русский род», составлявший дружину соплеменников во главе с князем новгородским, объединил под своей властью земли ряда балтийских, финно-угорских и восточнославянских племён, а также поставил в зависимость от себя бо́льшую часть остальных восточнославянских племенных союзов [3].

В единственном числе представитель назывался русин. Древнейшие упоминания отмечены в русско-византийских договорах, других местах « Повести временных лет» и в « Русской правде».

Согласно А.П. Дьяконову, это сирийская транскрипция греческого слова Ρωζ.

Александр Петрович Дьяконов
Дата рождения

31 октября 1873

Место рождения

село Ушаково, Ярославская губерния

Дата смерти

1 августа 1943 (69 лет)

Место смерти
Страна
Научная сфера

история

Место работы

Пермский университет, Смоленский педагогический институт

Альма-матер

СПбДА ( 1897)

Учёная степень

доктор исторических наук ( 1940)

Научный руководитель

В. В. Болотов, Н. А. Скабалланович

Известен как

историк

Произведения в Викитеке
Александр Петрович Дьяконов

По всей видимости, это то самое племя, которое имел в виду Прокл. (Прокл древнегреческий математик-

ПРОКЛ (412-485) - древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя. Основное сочинение - "Начала теологии".

-Если мы сравним сообщение Захарии о хросах со свидетельством Прокопия о восточной группе антов, мы видим, что как хросы, так и восточные анты проживали на одной и той же территории, к северу от Азовского моря. Несомненным выводом из этого является то, что хросы должны быть отождествлены с одной из групп восточных антов. Несомненно, «хрос» (Ρωζ), как и «рок-ас», или «рухс-ас», – это название одного и того же антского клана. В связи с этим можно добавить, что в некоторых восточных источниках девятого и десятого веков Дон называется Русской, или Славянской рекой. Точно так же анонимный географ седьмого века из Равенны указывает, что народ роксоланов проживал в районе Дона. Он также упоминает город Малороса (Мал-и-Рос) в устье Кубани. Все эти названия являются разными вариациями и транскрипциями одного и того же исходного названия: рухс-ас. От Ибн-Русты мы узнаем, что рухс-асы, или клан рухов, считался наиболее значительным среди северокавказских аланских кланов. Таким образом, первоначально были ирано-славянским племенем. Русы, упоминаемые Балами в персидском переводе «Истории» Табари в связи с событиями 643 г., должно быть, были теми же самыми рухс-асами. Согласно Балами, когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, его правитель сделал следующее заявление арабскому командиру: «Я зажат меж двух врагов, хазар и русов. Последние – враги всего мира (т.е. всего Северного Кавказа). Поскольку одни мы знаем, как воевать с ними, давайте воевать с ними вместо взыскивания с нас дани». В рассказе Балами нет ничего неприемлемого. Вполне возможным представляется, что рухс-асы помогали хазарам в их попытках установить контроль над Дербентом – одним из проходов в Закавказье. Поскольку асы и русы имели поселения и на нижнем Дону,

portalnp.ru ТАЙНЫ ДОНСКОЙ ИСТОРИИ

и в устье Кубани, можно предположить, что у них, должно быть, были корабли для плавания по

Азовскому морю или вдоль его берегов. Примечательно, что среди слов, заимствованных мадьярами у славян, мы обнаруживаем слово ladir («лодка», от славянских «лодия», «лодка»). Под защитой хазар рус-асы в Азовском регионе жили в мире и довольстве около столетия, за исключением тех случаев, когда они должны были оказывать помощь господствующему над ними народу в защите кавказских горных проходов от арабов. Однако, настало время, когда хазары больше не в состоянии были сдерживать своих врагов. В 737 г. арабский военачальник Марван прорвал линию хазарской обороны и вторгся не только на территорию Северного Кавказа, но и в район нижнего Дона. Двадцать тысяч славян (то есть асов, или русов) было взято в плен и отправлено в Сирию, где они были расселены вдоль границы с Византией, чтобы охранять неприкосновенность Халифата

росы (русь, рось), чье имя по прошествии времени было присвоено пришельцам из Скандинавии,

Но

присвоено ли пришельцам из Скандинавии имя русов?

Кто были скандинавы - об этом пишет древний датский историк Саксон Грамматик:

"...Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Руссы ( [219]). По народным преданиям, древняя Великая Русь ( [220]) обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой ( [221]). В то же время известна уже была и Русь Холмоградская ( [222]), в последствии Белая, и Русь Кыянская или Kиевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее...", т.е. пришельцы из Скандинавии были русами и славянами. А судя по Скандинавским легендам об Асах и Ванах, то и Асы тоже были скандинавами, но это уже другая история.

Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/50


Источник: Скандинавы и русский каганат, 1.
Автор:
Теги: 1943 2017

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства