Скандинавы и русский каганат, 1.
Асы и Русь в Азовском регионеэ
(737-839 гг.).
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
Мы уже отмечали сложность четкой дифференциации асо-славян (антов)
от асо-иранцев (аланов, осетинов)
Асо-славяне - А́нты ( Ἄνται)

Пеньковская культура (оранжевым) в — на фоне других древнеславянских и балтийских культур.
— название — , применявшееся писателями VI—VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя , знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария ( ). Упоминаются в византийских и готских источниках — (до н. э.) .
Представители и культур идентифицируются с антами (ранние анты времён принадлежали к ). В V—VII вв. анты были отдельной этноплеменной группировкой, сформировавшейся в III—IV вв. в составе в условиях взаимодействия с ираноязычным и фракийским населением .

Карта, показывающая государство антов около по данным из книги .
Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута в XVIII в. и развита в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика .
Уже в середине XIX века русский учёный писал:
|
Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы". |
По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, называет эту территорию . , как и , были не единым народом, а группой родственных племен.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.[ ]
Позднее, были разгромлены и окончательно добиты . К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись . Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою[ ].
В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и положившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья[ ].

Некрополь у селения , . Крупнейший на Северном Кавказе.
Осети́ны ( . ир, ; . дигорӕ, ) — народ, живущий на . Являются потомками . Основное население ( ) и . Живут также в других районах , в , и других странах. принадлежит к (северо-восточная подгруппа) . Осетины в основном (двуязычие - , реже осетинско- или осетинско- ).Общая численность в мире до 700 тыс. человек, из них в России 528,5 тыс. (по ) .
в этом веке. Всилу того, что правящие кланы антов были аланского происхождения, связь, между антами и осетинами должна была быть тесной, особенно в Азовском и Северо-Кавказском регионах. До падения Великой Булгарии
Этноним
Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин —«оси», «овси» ( ოსები) и грузинским «-ети». Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы». Также армянское название алан — «осы», русское название алан — «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы»[ ].
Переименование осетин в алан
Среди осетин существует идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования.
В 1992 году на собрании общества « » ( Хистæрты ныхас — совет старейшин Северной Осетии) было принято решение переименовать осетин в алан и Северную Осетию в Аланию . В 2003 году священнослужители

Сохранившаяся аланская церковь в на территории современной Карачаево-Черкесии
призвали восстановить исконное название государства и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания.
В 2007 году на VI съезде осетинского народа, президент Южной Осетии , призвал принять единый гимн Южной Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Южную Осетию в Аланию. . В 2017 году в Южной Осетии произошел по переименованию Южной Осетии в Государство Алания. Около 80% населения Южной Осетии поддержало идею переименования Южной Осетии в Государство Алания.
Самоназвание этнографических групп осетин
Самоназвание дигорцев
Самоназвание — дигорон, во множественном числе дигорæнттæ или дигорæ. Этноним «дигорон» упоминается в VII века в форме «тикор» и «астикор» .
Согласно , этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима«дигорон» с «-дыг-» из самоназвания , «адыгэ» . Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа». (англ.) связывал «дигорон» с названием — «тогар». В свою очередь, А. Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными .
Самоназвание иронцев
Самоназвание — «ирон», во множественном числе «ирӕттӕ» или «ирон адӕм».
С точки зрения , чья этимология была поддержана (англ.) , (англ.) , (нем.) и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к «arya» (*aryāna- — « », «благородный») . Однако критически высказывался по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в выглядит как аллон и предполагал для этнонима «ир» кавказский источник . Развернутую контраргументацию против выводов Абаева дал Т. Камболов .
В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет«ир» с «uira» (человек, мужчина), «vira» (мужчина, воин), «wyr» (мужчина, муж), «vir» и «vira» (мужчина, герой) .
Самоназвание туальцев
Этноним «туал», «туалæттӕ» или «твал», распространенный среди осетин Наро-Мамисонской котловины, встречается у в виде «Valli», в форме «дуалк», у как «Tulas» и, помимо этого, во множестве грузинских источников, идентифицирующих народ «двалов» в расположенной по обе стороны Кавказского хребта области «Двалетия» (находящаяся в Южной Осетии её часть «Урс-Туалта» известна в Грузии, как «Магран-Двалети») . С точки зрения ряда ученых этническая принадлежность этого народа менялась с течением времени. Будучи первоначально автохтонным кавказским народом (как предполагается принадлежащим к или языковой группе) они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами .
Относительно этимологии «туал» даны разные предположения. Васо Абаев считал его связанным с местным кавказским этно-культурным миром . Агусти Алемань, признавая неизвестность этимологии, возводил сам этноним к грузинской форме и названию схожего народа у Птолемея, а Т. Пахалина связывала его с «t/dwar/la» из индоевропейского корня, означающего «набирать силу, иметь силу». В свою очередь, шведский лингвист Г. Шёльд соотносил «туал» с — «Dula», именем аланского князя .
Самоназвание кударцев
Этнографическая группа иронцев — , происходящая из ущелья в Южной Осетии, сохраняя общее самоназвание — ирон, также имеют собственное —къуыдайраг (во множественном числе къуыдайрæгтæ или къуыдар) . Этноним «къуыдар», предположительно, упоминается в VII века в форме Kowdētk(Кудеты) . идентифицировал его с топонимом ущелья в Южной Осетии . определял в качестве алано-осетинского племени, обитавшего у истоков Риони и известного в Грузии, как Kudaro . Иное понимание представил , возводя этноним к грузинскому наименованию в переводе на армянский язык — k' ut' k' .
Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения . В. Хугаев, аналогично выдвинутой ранее А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с топонимом «Kudar» — названием реки и ущелья, которое при членении на «K’wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с «kuh ‘гора’», а во второй — персидским «dar ‘дверь’» . Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил своё понимание происхождения этнонима от самоназвания древних (из *skuda/*skuta/*skuδa) .
Проблема общего самоназвания
в XIX веке отмечал, что единого самоназвания у осетин не было :
"Напомним только, что Главная восточная ветвь называет только себя иронами (ирон лаг) и не дает этого имени ни западным осетинам — дигорцам, ни южным — туальцам!
Н. Г. Волкова в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» констатирует, что среди осетин отсутствует общее самоназвание, несмотря на наличие общего самосознания и единого представления своего этноса при контакте с иными народами Кавказа. Она утверждает, что в своей собственной среде осетины четко различают две группы: иронцев и дигорцев, а также считает, что общее название для всей территории Осетии в осетинском языке отсутствует. Как отмечает Н. Г. Волкова, хотя иронцами являются все южные осетины, тем не менее осетины Северной Осетии именуют их «кударцами» — название которое у самих осетин Южной Осетии ассоциируется исключительно с теми иронцами, которые являются выходцами из ущелья . В. Абаев, в свою очередь, писал, что этноним iron, которое исследователи считают одним из важнейших доказательств иранского происхождения осетинского народа, является племенным самоназванием восточных и южных осетин .
Перевод «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка
Как отмечает Т. Камболов в своей работе по языковой ситуации в Северной Осетии, рядом осетин признается определённая проблема с переводом «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка. Им, в частности, приводится заявление ряда представителей осетинской научной и творческий интеллигенции, утверждавших, что в результате проведения в советское время дискриминационной политики слова «осетинский» и «иронский» стали синонимами и из понятия «осетинский язык» исключалась дигорская составляющая, хотя литературный язык, как они утверждают, формировался и развивался как на иронском, так и на дигорском диалекте .
Самоназвание в фольклоре
Общее самоназвание «аллон» сохранилось у осетин только в и других жанрах национального . Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к *aryāna- — « » . Как отмечал в своих работах «Историко-этимологический словарь осетинского языка» и «Осетинский язык и фольклор»:
«Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о „русском духе“, в осетинских неизменно фигурирует „аллонский (=аланский) дух“, или „дух аллона-биллона“ (аллон-биллоны смаг). Здесь „аллон“ может означать только „осетин“, ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин»
Что касается billon, то он представляет, всего вернее, искусственный ассонирующий вариант к allon (Reimwort), ср. . alani-malani (Капшидзе 193). — sӕ iw u allon, se 'nnӕ u billon «один из них — аллон, другой — биллон» (Брит. 86); иногда allon встречается и самостоятельно, без billon: … fӕlӕ wӕm allony smag cӕwy (ЮОПам. III82).

Расселение осетинских племён

931 асы населяли три разных района, группы были отделены одна от другой вклинившимися между ними булгарскими и угрскими племенами. Три группы асов были следующие: западные анты в районе нижнего Дуная, восточные анты в районе нижнего Донца и асы (осетины) на Северном Кавказе. Миграция булгар в угров в середине и второй половине седьмого века значительно повлияла также и на судьбу асов. Западные анты были завоеваны дунайскими булгарами. Часть восточных антов покорилась уграм (мадьярам); другая их часть, пользуясь Pax Khazarica,

Pax Chazarica, или Pax Khazarica ( « мир») — термин, по аналогии с выражением , применяемый историками для обозначения периода доминирования в прикаспийско-причерноморских степях (середина — конец ) . Из российских историков его использовали , и др.
В результате деятельности , которым удалось создать более могущественную и долговечную державу по сравнению с предшествующими кочевыми объединениями, было приостановлено . С гг. после разгрома и до , когда в Северное Причерноморье пришли , ни одно кочевое племя не пересекало . На территории , , , и , объединённой под одной властью, установился период относительной стабильности. Сложились благоприятные условия для развития оседлости, восстановления существовавших и возникновения новых городов, колонизации Подонья славянами и .
Прекращение в конце сделало возможным функционирование , который сыграл исключительно важную роль в формировании государственности и . Кроме того, Хазарский каганат, обладавший относительно высокоразвитой политической структурой и идеологией, оказывал определённое цивилизационное воздействие на зависимые от него народы, такие как венгры, волжские болгары и восточно-славянские племена . В частности, по мнению , Хазарский каганат был "оплотом славянства на Востоке".
Закат «хазарского мира» связан с ослаблением Хазарии, к началу утратившей способность к крупным экспансивным войнам. В результате нашествия венгров и более катастрофического враждебных хазарам ( гг.), причерноморские и заволжские степи вышли из-под контроля каганата. Объединения кочевников, доминировавшие в степях после его падения ( гг.) вплоть до , не обладали политическим единством и не отличались стабильностью.
смогла перейти из района верхнего Донца к нижнему Дону и Азовскому морю. Северокавказские асы вынуждены были признать господство хазар, но они сохранили свою автономию. Вероятно, вскоре они установили какие-то связи с восточными антами, которые к тому времени расселились в районе нижнего Дона. Эти анты (или асы) на нижнем Дону и в Приазовье вместе с северокавказскими асами находились на территории, контролируемой хазарским каганом. Известно, что асы играли важную роль в хазарской армии и администрации. Некоторые из них становились командирами высшего ранга (тарханами). Одному из таких асских тарханов была отдана под командование крепость неподалеку от хазарской столицы Итиль. Другой, по имени Юри, был влиятельным чиновником в городе Сугдея (Сурож) в Крыму в конце восьмого века

Судак

Судак. Вид из Генуэзской крепости
934. Некоторые из асских кланов, а среди них и те, что жили в Приазовье, были известны, по крайней мере, с четвертого века как рухс-асы («светлые асы»), или роксоланы, или рокасы (рогасы). В пятом веке патриарх Прокл, комментируя гунно-аланское вторжение, ссылается на пророчество Иезекииля о народе «рос» (Ρωζ). В компиляции, известной как «Церковная история» Захария Ритора (555 г.), (Заха́рий Ри́тор (470-е — до ) — церковный историк- . Получил образование в и е, служил в (под ом в то время понимали а). Написал около года монофизитскую «Церковную историю», посвятив её главе монофизитской же церкви патриарху Северу. Однако к году Захарий Ритор обратился в православие и стал епископом митиленским. Некоторые исследователи склонны различать Захарию Ритора и митиленского епископа .)
среди племен, живших к северу от Кавказа, упоминается одно под названием «хрос».
Русь (русы) — народ (или социальная группа), давший своё имя и составивший верхушку средневекового восточноевропейского государства — , известного также как « » или « ».
Этническое определение этой социальной группы (или народа) является предметом дискуссий: и многие иностранные источники связывают русь с и , в других источниках русь отождествляется со славянами или иными народами. История руси может быть прослежена с 1-й половины , но её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. Продвигаясь с севера на юг, к середине «русский род», составлявший дружину соплеменников во главе с князем новгородским, объединил под своей властью земли ряда , и восточнославянских племён, а также поставил в зависимость от себя бо́льшую часть остальных .
В единственном числе представитель назывался . Древнейшие упоминания отмечены в , других местах « » и в « ».

Согласно А.П. Дьяконову, это сирийская транскрипция греческого слова Ρωζ.
| Александр Петрович Дьяконов | |
| Дата рождения |
|
|---|---|
| Место рождения |
село Ушаково, |
| Дата смерти |
(69 лет) |
| Место смерти |
|
| Страна |
|
| Научная сфера |
|
| Место работы |
, |
|
( ) |
|
| Учёная степень |
( ) |
| Научный руководитель |
, |
| Известен как |
|
По всей видимости, это то самое племя, которое имел в виду Прокл. (Прокл древнегреческий математик-
ПРОКЛ (412-485) - древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя. Основное сочинение - "Начала теологии".
-Если мы сравним сообщение Захарии о хросах со свидетельством Прокопия о восточной группе антов, мы видим, что как хросы, так и восточные анты проживали на одной и той же территории, к северу от Азовского моря. Несомненным выводом из этого является то, что хросы должны быть отождествлены с одной из групп восточных антов. Несомненно, «хрос» (Ρωζ), как и «рок-ас», или «рухс-ас», – это название одного и того же антского клана. В связи с этим можно добавить, что в некоторых восточных источниках девятого и десятого веков Дон называется Русской, или Славянской рекой. Точно так же анонимный географ седьмого века из Равенны указывает, что народ роксоланов проживал в районе Дона. Он также упоминает город Малороса (Мал-и-Рос) в устье Кубани. Все эти названия являются разными вариациями и транскрипциями одного и того же исходного названия: рухс-ас. От Ибн-Русты мы узнаем, что рухс-асы, или клан рухов, считался наиболее значительным среди северокавказских аланских кланов. Таким образом, первоначально были ирано-славянским племенем. Русы, упоминаемые Балами в персидском переводе «Истории» Табари в связи с событиями 643 г., должно быть, были теми же самыми рухс-асами. Согласно Балами, когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, его правитель сделал следующее заявление арабскому командиру: «Я зажат меж двух врагов, хазар и русов. Последние – враги всего мира (т.е. всего Северного Кавказа). Поскольку одни мы знаем, как воевать с ними, давайте воевать с ними вместо взыскивания с нас дани». В рассказе Балами нет ничего неприемлемого. Вполне возможным представляется, что рухс-асы помогали хазарам в их попытках установить контроль над Дербентом – одним из проходов в Закавказье. Поскольку асы и русы имели поселения и на нижнем Дону,
и в устье Кубани, можно предположить, что у них, должно быть, были корабли для плавания по
Азовскому морю или вдоль его берегов. Примечательно, что среди слов, заимствованных мадьярами у славян, мы обнаруживаем слово ladir («лодка», от славянских «лодия», «лодка»). Под защитой хазар рус-асы в Азовском регионе жили в мире и довольстве около столетия, за исключением тех случаев, когда они должны были оказывать помощь господствующему над ними народу в защите кавказских горных проходов от арабов. Однако, настало время, когда хазары больше не в состоянии были сдерживать своих врагов. В 737 г. арабский военачальник Марван прорвал линию хазарской обороны и вторгся не только на территорию Северного Кавказа, но и в район нижнего Дона. Двадцать тысяч славян (то есть асов, или русов) было взято в плен и отправлено в Сирию, где они были расселены вдоль границы с Византией, чтобы охранять неприкосновенность Халифата
росы (русь, рось), чье имя по прошествии времени было присвоено пришельцам из Скандинавии,
Но
присвоено ли пришельцам из Скандинавии имя русов?
Кто были скандинавы - об этом пишет древний датский историк Саксон Грамматик:
"...Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Руссы ( ). По народным преданиям, древняя Великая Русь ( ) обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой ( ). В то же время известна уже была и Русь Холмоградская ( ), в последствии Белая, и Русь Кыянская или Kиевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее...", т.е. пришельцы из Скандинавии были русами и славянами. А судя по Скандинавским легендам об Асах и Ванах, то и Асы тоже были скандинавами, но это уже другая история.
Источник:

Комментарии (0)