Пеньковская культура (оранжевым) в
V—
VI вв. на фоне других древнеславянских и балтийских культур.
— название
раннеславянских племёнIV—
VII веков, применявшееся
византийскими писателями VI—VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя
Божа, знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария (
Витимира[1]). Упоминаются в византийских и готских источниках
VI—
VII веков (до
602 года н. э.)[2][3].
Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута
Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века
Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика
Андреаса Шёгрена.
Уже в середине XIX века русский учёный
В. Ф. Миллер писал:
Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы".
По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом
ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась
Скифией по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии,
Птолемей называет эту территорию
Сарматией.
Сарматы, как и
скифы, были не единым народом, а группой родственных племен.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к
Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.[
источник не указан 282 дня]
Позднее,
хазары были разгромлены
Киевской Русью и окончательно добиты
половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись
монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою[
источник не указан 282 дня].
В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и положившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья[
источник не указан 282 дня].
в этом веке. Всилу того, что правящие кланы антов были аланского происхождения, связь, между антами и осетинами должна была быть тесной, особенно в Азовском и Северо-Кавказском регионах. До падения Великой Булгарии
Этноним
Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин —«оси», «овси» (
груз.ოსები) и грузинским
топоформантом«-ети». Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы». Также армянское название алан — «осы», русское название алан — «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы»[
источник не указан 400 дней].
Переименование осетин в алан
Среди осетин существует идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования.[24][25]
В 1992 году на собрании общества «
Хистæрты Ныхас» (
осет.Хистæрты ныхас — совет старейшин Северной Осетии) было принято решение переименовать осетин в алан и Северную Осетию в Аланию[26]. В 2003 году священнослужители
Сохранившаяся аланская церковь в
селении Архыз на территории современной Карачаево-Черкесии
В 2007 году на VI съезде осетинского народа, президент Южной Осетии
Эдуард Кокойты, призвал принять единый гимн Южной Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Южную Осетию в Аланию.[24]. В 2017 году в Южной Осетии произошел
референдум по переименованию Южной Осетии в Государство Алания. Около 80% населения Южной Осетии поддержало идею переименования Южной Осетии в Государство Алания.
Самоназвание этнографических групп осетин
Самоназвание дигорцев
Самоназвание
дигорцев — дигорон, во множественном числе дигорæнттæ или дигорæ. Этноним «дигорон» упоминается в
армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор»[28][29].
Согласно
Васо Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима«дигорон» с «-дыг-» из самоназвания
черкесов, «адыгэ»[30]. Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа».
О. Менчен-Хелфен(англ.)русск.связывал «дигорон» с названием
тохаров — «тогар». В свою очередь, А. Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными[31].
Самоназвание иронцев
Самоназвание
иронцев — «ирон», во множественном числе «ирӕттӕ» или «ирон адӕм».
С точки зрения
Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана
Я. Харматтой(англ.)русск.,
Г. Бейли(англ.)русск.,
Р. Шмиттом(нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к
др. иран. «arya» (*aryāna- — «
арий», «благородный»)[32][33][34][35]. Однако
В. Абаев критически высказывался по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в
осетинском языке выглядит как аллон и предполагал для этнонима «ир» кавказский источник[30]. Развернутую контраргументацию против выводов Абаева дал Т. Камболов[36].
В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет«ир» с
древнеиранским «uira» (человек, мужчина),
авестийским «vira» (мужчина, воин),
согдийским «wyr» (мужчина, муж),
ягнобским «vir» и
санскритским «vira» (мужчина, герой)[32].
Самоназвание туальцев
Этноним «туал», «туалæттӕ» или «твал», распространенный среди осетин Наро-Мамисонской котловины, встречается у
Плиния в виде «Valli»,
Армянской географии («Ашхарацуйц») в форме «дуалк», у
Ибн Русты как «Tulas» и, помимо этого, во множестве грузинских источников, идентифицирующих народ «двалов» в расположенной по обе стороны Кавказского хребта области «Двалетия» (находящаяся в Южной Осетии её часть «Урс-Туалта» известна в Грузии, как «Магран-Двалети»)[37]. С точки зрения ряда ученых этническая принадлежность этого народа менялась с течением времени. Будучи первоначально автохтонным кавказским народом (как предполагается принадлежащим к
нахской или
нахско-дагестанской языковой группе) они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами[38][39].
Относительно этимологии «туал» даны разные предположения. Васо Абаев считал его связанным с местным кавказским этно-культурным миром[30]. Агусти Алемань, признавая неизвестность этимологии, возводил сам этноним к грузинской форме и названию схожего народа у Птолемея, а Т. Пахалина связывала его с
др.-иран. «t/dwar/la» из индоевропейского корня, означающего «набирать силу, иметь силу». В свою очередь, шведский лингвист Г. Шёльд соотносил «туал» с
антропонимом — «Dula», именем аланского князя[40][41][42].
Самоназвание кударцев
Этнографическая группа иронцев —
кударцы, происходящая из
Кударского ущелья в Южной Осетии, сохраняя общее самоназвание — ирон, также имеют собственное —къуыдайраг (во множественном числе къуыдайрæгтæ или къуыдар)[43]. Этноним «къуыдар», предположительно, упоминается в
Армянской географии VII века в форме Kowdētk(Кудеты)[44][45].
Сурен Еремян идентифицировал его с топонимом ущелья
Кударо в Южной Осетии[46].
Роберт Хьюсен определял в качестве алано-осетинского племени, обитавшего у истоков Риони и известного в Грузии, как Kudaro[47]. Иное понимание представил
Константин Цукерман, возводя этноним к грузинскому наименованию
готов в переводе на армянский язык — k' ut' k'[48].
Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения[45][49][50][51][52][53]. В. Хугаев, аналогично выдвинутой ранее А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с
памирским топонимом «Kudar» — названием реки и ущелья, которое при членении на «K’wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с
персидским «kuh ‘гора’», а во второй — персидским «dar ‘дверь’»[52]. Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил своё понимание происхождения этнонима от самоназвания древних
скифов (из
скиф.*skuda/*skuta/*skuδa)[45].
Проблема общего самоназвания
В. Ф. Миллер в XIX веке отмечал, что единого самоназвания у осетин не было[54]:
"Напомним только, что Главная восточная ветвь называет только себя иронами (ирон лаг) и не дает этого имени ни западным осетинам — дигорцам, ни южным — туальцам!
Н. Г. Волкова в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» констатирует, что среди осетин отсутствует общее самоназвание, несмотря на наличие общего самосознания и единого представления своего этноса при контакте с иными народами Кавказа. Она утверждает, что в своей собственной среде осетины четко различают две группы: иронцев и дигорцев, а также считает, что общее название для всей территории Осетии в осетинском языке отсутствует. Как отмечает Н. Г. Волкова, хотя иронцами являются все южные осетины, тем не менее осетины Северной Осетии именуют их «кударцами» — название которое у самих осетин Южной Осетии ассоциируется исключительно с теми иронцами, которые являются выходцами из
Кударского ущелья[55]. В. Абаев, в свою очередь, писал, что этноним iron, которое исследователи считают одним из важнейших доказательств иранского происхождения осетинского народа, является племенным самоназванием восточных и южных осетин[56].
Перевод «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка
Как отмечает Т. Камболов в своей работе по языковой ситуации в Северной Осетии, рядом осетин признается определённая проблема с переводом «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка. Им, в частности, приводится заявление ряда представителей осетинской научной и творческий интеллигенции, утверждавших, что в результате проведения в советское время дискриминационной политики слова «осетинский» и «иронский» стали синонимами и из понятия «осетинский язык» исключалась дигорская составляющая, хотя литературный язык, как они утверждают, формировался и развивался как на иронском, так и на дигорском диалекте[57].
Самоназвание в фольклоре
Общее самоназвание «аллон» сохранилось у осетин только в
нартском эпосе и других жанрах национального
фольклора[30][58][59][60][61]. Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к
др. иран. *aryāna- — «
арий»[30][59]. Как отмечал
Васо Абаев в своих работах «Историко-этимологический словарь осетинского языка» и «Осетинский язык и фольклор»:
«Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о „русском духе“, в осетинских неизменно фигурирует „аллонский (=аланский) дух“, или „дух аллона-биллона“ (аллон-биллоны смаг). Здесь „аллон“ может означать только „осетин“, ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин»
Что касается billon, то он представляет, всего вернее, искусственный ассонирующий вариант к allon (Reimwort), ср.
мегр. alani-malani (Капшидзе 193). — sӕ iw u allon, se 'nnӕ u billon «один из них — аллон, другой — биллон» (Брит. 86); иногда allon встречается и самостоятельно, без billon: … fӕlӕ wӕm allony smag cӕwy (ЮОПам. III82).
Расселение осетинских племён
931 асы населяли три разных района, группы были отделены одна от другой вклинившимися между ними булгарскими и угрскими племенами.Три группы асовбыли следующие: западные анты в районе нижнего Дуная,восточные анты в районе нижнего Донца и асы (осетины)на Северном Кавказе.Миграция булгар в угров в середине и второй половине седьмого века значительно повлияла также и на судьбу асов. Западные анты были завоеваны дунайскими булгарами. Часть восточных антов покорилась уграм (мадьярам); другая их часть, пользуясь Pax Khazarica,
В результате деятельности
хазар, которым удалось создать более могущественную и долговечную державу по сравнению с предшествующими кочевыми объединениями, было приостановлено
великое переселение народов. С
660-х гг. после разгрома
болгар и до
20-х гг.IX века, когда в Северное Причерноморье пришли
венгры, ни одно кочевое племя не пересекало
Волгу. На территории
Предкавказья,
Поволжья,
Крыма,
Приазовья и
Подонья, объединённой под одной властью, установился период относительной стабильности. Сложились благоприятные условия для развития оседлости, восстановления существовавших и возникновения новых городов, колонизации Подонья славянами и
аланами[3].
Прекращение в конце
VIII векаарабо-хазарских войн сделало возможным функционирование
волжского торгового пути, который сыграл исключительно важную роль в формировании государственности
Волжской Булгарии и
Древней Руси[4]. Кроме того, Хазарский каганат, обладавший относительно высокоразвитой политической структурой и идеологией, оказывал определённое цивилизационное воздействие на зависимые от него народы, такие как венгры, волжские болгары и восточно-славянские племена[5]. В частности, по мнению
П. В. Голубовского, Хазарский каганат был "оплотом славянства на Востоке".[6]
Закат «хазарского мира» связан с ослаблением Хазарии, к началу
IX века утратившей способность к крупным экспансивным войнам. В результате нашествия венгров и более катастрофического враждебных хазарам
печенегов (
880-е гг.), причерноморские и заволжские степи вышли из-под контроля каганата. Объединения кочевников, доминировавшие в степях после его падения (
960-е гг.) вплоть до
монгольского нашествия, не обладали политическим единством и не отличались стабильностью.
смогла перейти из района верхнего Донца к нижнему Дону и Азовскому морю. Северокавказские асы вынуждены были признать господство хазар, но они сохранили свою автономию. Вероятно, вскоре они установили какие-то связи с восточными антами, которые к тому времени расселились в районе нижнего Дона. Эти анты (или асы) на нижнем Дону и в Приазовье вместе с северокавказскими асами находились на территории, контролируемой хазарским каганом. Известно, что асы играли важную роль в хазарской армии и администрации. Некоторые из них становились командирами высшего ранга (тарханами).Одномуиз таких асских тарханов была отдана под командование крепость неподалеку от хазарской столицы Итиль. Другой, по имени Юри, был влиятельным чиновником в городе Сугдея (Сурож) в Крыму в конце восьмого века
Судак
Судак. Вид из Генуэзской крепости
934. Некоторые из асских кланов, а среди них и те, что жили в Приазовье, были известны, по крайней мере, с четвертого века как рухс-асы («светлые асы»), или роксоланы, или рокасы (рогасы). В пятом веке патриарх Прокл, комментируя гунно-аланское вторжение, ссылается на пророчество Иезекииля о народе «рос» (Ρωζ). В компиляции, известной как «Церковная история» Захария Ритора (555 г.), (Заха́рий Ри́тор (470-е — до
553) — церковный историк-
монофизит. Получил образование в
Александрии и
Бейруте, служил в
Константинополе(под
ритором в то время понимали
адвоката). Написал около
518 года монофизитскую «Церковную историю», посвятив её главе монофизитской же церкви патриарху Северу. Однако к
536 году Захарий Ритор обратился в православие и стал епископом митиленским. Некоторые исследователи склонны различать Захарию Ритора и митиленского епископа
Захарию Схоластика.)
среди племен, живших к северу от Кавказа, упоминается одно под названием «хрос».
Русь (русы) — народ (или социальная группа), давший своё имя и составивший верхушку[1] средневекового восточноевропейского государства —
Руси, известного также как «
Киевская Русь» или «
Древнерусское государство».
Этническое определение этой социальной группы (или народа) является предметом дискуссий:
Повесть временных лет и многие иностранные источники связывают русь с
варягами и
норманнами[2], в других источниках русь отождествляется со славянами или иными народами. История руси может быть прослежена с 1-й половины
IX века, но её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. Продвигаясь с севера на юг, к середине
X века «русский род», составлявший дружину соплеменников во главе с князем новгородским, объединил под своей властью земли ряда
балтийских,
финно-угорских и восточнославянских племён, а также поставил в зависимость от себя бо́льшую часть остальных
восточнославянских племенных союзов[3].
По всей видимости, это то самое племя, которое имел в виду Прокл. (Прокл древнегреческий математик-
ПРОКЛ (412-485) - древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя. Основное сочинение - "Начала теологии".
-Если мы сравним сообщение Захарии о хросах со свидетельством Прокопия о восточной группе антов,мы видим, что как хросы, так и восточные анты проживали на одной и той же территории, к северу от Азовского моря. Несомненным выводом из этого является то, что хросы должны быть отождествлены с одной из групп восточных антов. Несомненно, «хрос» (Ρωζ), как и «рок-ас», или «рухс-ас», – это название одного и того же антского клана. В связи с этим можно добавить, что в некоторых восточных источниках девятого и десятого веков Дон называется Русской, или Славянской рекой. Точно так же анонимный географ седьмого века из Равенны указывает, что народ роксоланов проживал в районе Дона. Он также упоминает город Малороса (Мал-и-Рос) в устье Кубани. Все эти названия являются разными вариациями и транскрипциями одного и того же исходного названия: рухс-ас. От Ибн-Русты мы узнаем, что рухс-асы, или клан рухов, считался наиболее значительным среди северокавказских аланских кланов. Таким образом, первоначально были ирано-славянским племенем. Русы, упоминаемые Балами в персидском переводе «Истории» Табари в связи с событиями 643 г., должно быть, были теми же самыми рухс-асами. Согласно Балами, когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, его правитель сделал следующее заявление арабскому командиру: «Я зажат меж двух врагов, хазар и русов. Последние – враги всего мира (т.е. всего Северного Кавказа). Поскольку одни мы знаем, каквоевать с ними, давайте воевать с ними вместо взыскивания с нас дани». В рассказе Балами нет ничего неприемлемого. Вполне возможным представляется, что рухс-асы помогали хазарам в их попытках установить контроль над Дербентом – одним из проходов в Закавказье. Поскольку асы и русы имели поселения и на нижнем Дону,
и в устье Кубани, можно предположить, что у них, должно быть, были корабли для плавания по
Азовскому морю или вдоль его берегов. Примечательно, что среди слов, заимствованных мадьярами у славян, мы обнаруживаем слово ladir («лодка», от славянских «лодия», «лодка»). Под защитой хазар рус-асы в Азовском регионе жили в мире и довольстве около столетия, за исключением тех случаев, когда они должны были оказывать помощь господствующему над ними народу в защите кавказских горных проходов от арабов. Однако, настало время, когда хазары больше не в состоянии были сдерживать своих врагов. В 737 г. арабский военачальник Марван прорвал линию хазарской обороны и вторгся не только на территорию Северного Кавказа, но и в район нижнего Дона. Двадцать тысяч славян (то есть асов, или русов) было взято в плен и отправлено в Сирию, где они были расселены вдоль границы с Византией, чтобы охранять неприкосновенность Халифата
росы (русь, рось), чье имя по прошествии времени было присвоено пришельцам из Скандинавии,
Но
присвоено ли пришельцам из Скандинавии имя русов?
Кто были скандинавы - об этом пишет древний датский историк Саксон Грамматик:
"...Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Руссы (
[219]). По народным преданиям, древняя Великая Русь (
[220]) обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой (
[221]). В то же время известна уже была и Русь Холмоградская (
[222]), в последствии Белая, и Русь Кыянская или Kиевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее...", т.е. пришельцы из Скандинавии были русами и славянами. А судя по Скандинавским легендам об Асах и Ванах, то и Асы тоже были скандинавами, но это уже другая история.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)