Для справки: Bœuf Stroganoff (говядина по-строгановски) - популярное блюдо русской кухни, приготовленное из мелко нарезанных кусочков говядины (строганины), залитых горячим сметанным соусом. Также могут иметь место названия «Беф-Строганов», «Беф а ля Строганов», «мясо по-строгановски».
Ортодоксальная история появления на свет этого блюда известна, пожалуй, всем. Даже далёким от кулинарии гражданам. Однако при ближайшем рассмотрении неизбежно напрашивается предположение о том, что это такой же миф, как история салата «оливье» и соуса «тартар», которые традиционно приписываются достижениям французской кухни, хотя они являются исконно русскими. Ну, или тартарскими, если угодно. Но статья не об еде, разумеется. Начал я с кулинарии потому, что на ней столь же ярко отразилась методика фальсификации исторических данных, как и на истории, как на науке в целом.
Так вот, строганина - это традиционное для русского севера блюдо. Вкусное, питательное и готовится за считанные минуты. Что может быть проще и приятней, чем в морозный день принести из сарая кусок сохатины или тушку трески, настрогать их тонкими ломтиками в миску, добавить черемши, приправить солью и душистыми травами, сбрызнуть уксусом или клюквенным соком и насладиться гармоничным вкусом.
Примечание: "сарептской горчицей" называли ранее русскую горчицу, по названию села Сарепта (Волгоградская обл.), считающегося столицей русской горчицы «вырвиглаз», которая, в отличие от европейской, очень острая. Топоним Сарепта упоминается в Ветхом завете.
Вполне логично предположить, что кто-то из членов семьи поколения известных русских дворян модернизировал это блюдо, начав готовить его с помощью горячей обработки, с добавлением русской горчицы и сливочного соуса. Такая новация, сделавшая привычное блюдо очень популярным, вполне логично, могла стать прозвищем, а затем и официальной фамилией всего древнего рода новгородских бояр, ставших впоследствии графами и баронами. Кстати, титул «барон» - не что иное как европеизированный титул «боярин».
Но наши учёные «неопровержимо доказали», что:
Родоначальник Строгановых - татарский мурза, в крещении получил имя Спиридон и фамилию Строганов, так как в одном из походов был взят «игоистами»-татарами в полон и за отказ вернуться в магометанскую веру и отречься от православия по приказу татарского хана был привязан к столбу и «исстроган» на строганину.
Согласитесь, легенда годится только для сценария низкобюджетного псевдоисторического фильма. Здравомыслящий человек рискует, услышав данную версию, скоропостижно скончаться от приступа смеха. Странно, но большинство не замечает всей нелепости этой сказки. Тем более что историю о «строганине из Спиридона» высмеял даже такой ретивый приверженец норманнской теории, как Н. М. Кармазин. Тем не менее глупость, озвученную Николасом Витсеном, продолжают тиражировать по сей день вполне серьёзные люди, имеющие авторитет в научном мире, степени, звания и прочие регалии, отличающие «настоящего историка» от «апологета фоменковщины».
Но Бог им всем судья. Несмотря на то, что фактов связи происхождения фамилии Строгановых от названия кулинарного шедевра русской кухни, известного во всём мире и являющегося такой же «визитной карточкой» России, как борщ, расстегай и тульский пряник, мне отыскать не удалось, озвученная версия куда более вероятна, чем официальная. Фамилия - это всего лишь прозвище, а нас интересуют в первую очередь живые люди, оставившие заметный след в истории России.
Итак, историки, которые не растратили способностей мыслить критически, утверждают, что род Строгановых берёт своё начала с момента женитьбы никому неизвестного доселе новгородского боярского сына Спиридона на дочери Дмитрия Донского. В отличие от источника «ОБС» (одна бабка сказала), сведения об этом содержатся в личном архиве графини С. В. Строгановой. И там же говорится о том, что внук Спиридона, Лука Козьмич, стал известен благодаря своему гражданскому подвигу, когда он за собственные средства выкупил из полона московского князя Василия Тёмного.
Далее слава рода Строгановых уже не утихала на протяжении всей истории Московии и Российской империи. После её распада наследники фамилии поселились в Грозном, и о них не было ничего слышно до тех пор, пока они не вынуждены были спасаться бегством во время этнических чисток в Чечне в середине девяностых годов двадцатого века. А последней знаменитостью из династии Строгановых стала гражданка Франции Елена Андреевна Строганова-Людинхаузен (отец Елены Андреевны – русский барон с немецкими корнями Андрей Людинхаузен-Вольф, а мама – Ксения Александровна Строганова). Она более тридцати лет возглавляла Торговый дом Ив Сен Лорана в Париже.
История династии Строгановых изобилует совершенно умопомрачительными событиями и деяниями её членов. Это не может не вызывать сомнений в подлинности многих эпизодов, как и в случае с жизнеописаниями Петра Первого, Петра Мартоса, отца и сына Бове и камнереза Суханкина. Складывается такое ощущение, что некоторые из их достижений им приписаны по ошибке или умышленно, чтобы скрыть подлинных героев, которые стали неудобны для историков в силу политических веяний своего времени.
Однако имеем то, что имеем. Строгановы не только бефстроганов изобрели, но и в становлении опричнины отметились, а потом были фактически монархами Великой Пермии (Биармии), владея территориями, сопоставимыми по площади с Европой.
Школу иконописи имени себя любимых основали. И Ермака Тимофеева они на «покорение» Сибири отрядили (Аника Строганов). И соляными копями владели, по аналогии с царём Соломоном и Сулейманом Великолепным. И всю промышленность Урала они создали в соратничестве с Демидовыми, и ещё много-много в чём отметились, в том числе в дипломатии, архитектуре и фортификации. Вероятно, они считали себя главными «ключниками» или интендантами императорского двора, судя по девизу на фамильном гербе:
«Ferram, opes patriac, sibi nomen», что с латыни можно перевести как «Сохранение богатств страны - дело нашего рода».
Причём, сохраняли и приумножали Строгановы не только материальные ценности, но и духовные, и что особенно важно, исторические. Вот что пишет о них Ю. Голицын:
«В XVIII веке первый граф в роду Строгановых Александр Сергеевич (1733 - 1811) стал одним и из выдающихся русских меценатов в полном смысле этого слова. Он покровительствовал талантам как в искусстве, так и в литературе. Его поддержкой пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов. С 1768 года А. С. Строганов являлся почетным членом Академии художеств, а в 1800 году был назначен ее президентом. В 1801 году графу было поручено наблюдение за строительством Казанского собора, проходившем под руководством архитектора Воронихина, который ранее был его крепостным. А. С. Строганов являлся также автором проекта открытия в Санкт-Петербурге Публичной библиотеки, директором которой он и был назначен.
Особой добротой в роду Строгановых прославилась графиня Наталия Павловна (1796 - 1872). Современники отмечали удивительную мягкость ее характера и сердечную кротость. "В особенности отличалась она состраданием к ближнему и вообще неимущим людям; вся ее жизнь вращалась в кругу своей семьи, деяний добра, и другого мира у нее не было. Так она начала свое существование, так и провела всю свою жизнь, так и отошла в вечность".
Еще один известный благотворитель и меценат - граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882) - с 1835-го по 1847 год был попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали "строгановским временем". Управляя университетом, Строганов умел находить и поощрять талантливых преподавателей. Грановский, Кавелин, Соловьев, Буслаев, Бодянский - вот только несколько профессоров, которые начали свою университетскую деятельность в это время, а впоследствии стали гордостью российской науки. Понимание С. Г. Строгановым необходимости развития в стране высшего образования сказалось на неприятии им ограничения доступа в университет лицам низших сословий и на его борьбе с цензурой. Он энергично выступал за улучшение состояния гимназий и начальных школ, подготовив "Положение о городских начальных училищах в Москве".
Именно С. Г. Строганову, большому любителю археологии, многим обязано Общество истории и древностей российских, в котором он был председателем на протяжении 37 лет (с 1837-го по 1874 год) и для которого он добился звания Императорского с государственным субсидированием (не забывая при этом и о постоянном собственном финансировании). Ему же своим появлением обязана Археологическая комиссия. Под его руководством и на его средства были напечатаны "Древности Российского государства" и целый ряд других изданий, в том числе и те, автором которых был он сам.
Большой любитель и знаток живописи и скульптуры, Сергей Григорьевич Строганов оставил о себе память и как основатель первой российской рисовальной школы. В 1825 году он организовал в Москве знаменитое ныне Строгановское училище».
Непонятно даже, как при отсутствии развитых коммуникаций они успевали быть вездесущими, имея усадьбы в различных уголках Российской империи. Имея вотчину в Сольвычегодске, зачем-то построили гостиный двор в Печорах и усадьбу под Порховом в Псковской губернии. Гостиный двор сохранился и используется по назначению по сей день, но особой архитектурной или культурной ценности не имеет.
А вот усадьба Строгановых в деревне Волышёво (ныне Волышо́во) - это потрясающий памятник, настоящий шедевр, жемчужина России, которая почему-то сегодня находится в полном запустении. Ещё несколько лет преступного бездействия властей, и наша культура лишится этого бесценного культурного наследия, оставленного нам предками, которых мы, получается, оказались недостойны. Хотя… Тщательное обследование усадьбы навело меня на мысль о том, что это не относится к тем случаям, которые принято списывать на халатность и бесхозяйственность.
Очень может быть, что усадьба приговорена к «смертной казни» умышленно. Дело в том, что пытливый ум и осмысленный взгляд мгновенно создадут неудобную ситуацию, в которой у историков не окажется разумных ответов на некоторые вопросы тех, кто привык доверять собственным глазам, а не толкованиям кандидатов и докторов.
Официальная версия появления дворца
О том, что перед нами не дача, а именно дворец, понимаешь сразу же, когда оказываешься посреди этого великолепия, которое поражает своим величием и монументальностью, даже будучи в состоянии, граничащем с руинами. Но послушаем краеведов:
«Волышово, или Волышёво, — имение Васильчиковых и Строгановых в одноимённой деревне Порховского района Псковской области, предназначавшееся главным образом для выездов на охоту.
В 1-й половине XIX века принадлежало генералу Д. В. Васильчикову. Усадебный дом, сохранившийся в виде руины, был спроектирован в 1860-х гг. архитектором М. А. Макаровым для его зятя графа А. С. Строганова (1818—1864), придворного егермейстера. Сперва он был деревянным, но был перестроен в камне при графе С. А. Строганове петербургским архитектором К. К. Шмидтом. Кроме того, существует большой парк, храм, три конных завода, манеж и другие постройки. Имение служило прежде всего целям охоты, в которой в 1880-е гг. участвовали граф С. А. Строганов, князь Б. А. Васильчиков, князь П. П. Голицын». («Википедия»)
Всё… Подобное положение вещей, при котором история строительства дворца просто отсутствует, не может не повергать в шок и не оставляет шансов для того, чтобы не заподозрить умысел. Особенно в связи с тем, что огромное количество подобных объектов было уничтожено в последние два десятилетия окончательно и бесповоротно. Так, имение графа Апраксина Халахальня рядом с Новым Изборском в Псковской области, который на слуху у всех потому, что Апраксин двор в Петербурге также был им построен, по трагической «случайности» выгорело дотла сразу же после того, как территория поместья была передана в долгосрочную аренду предпринимателю, устроившему там питомник для разведения благородных оленей.
Теперь периметр Халахальни имеет ограждение и охраняется вооружёнными людьми в форме ЧОП. Посторонним вход туда запрещён, и нет никаких шансов на то, чтобы сохранить хотя бы то, что уцелело в пожаре. А уцелело там, несомненно, много чего интересного. Когда усадьба была ещё в приличном состоянии и там даже жили люди, я лично видел там блоки и плиты из красного гранита, отшлифованные до зеркального состояния. Вот только по какому-то мистическому совпадению фотографии этих объектов, ставящих под сомнение официальную версию происхождения Халахальни, «сгорели» вместе с жёстким диском моего компьютера вскоре после того как они были перенесены туда с карты памяти цифрового фотоаппарата.
Боюсь, что и Волышёво ожидает такая же печальная судьба. Там есть что скрывать. Есть элементы конструкций, не вписывающиеся в официальную версию происхождения дворца.
Крылатого льва принято считать «львом святого Марка», однако это уже современная трактовка, за которой скрывается более древняя, дохристианская символика, берущая своё начало из Вавилона, или Атлантиды. В книге «Пророчества Даниила» имеются упоминания об этих существах. «Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему». Этот зверь представлял Вавилонскую мировую державу (607—539 годы до н. э.). Подобно кровожадному льву, Вавилон безжалостно «пожирал» народы.
«Вот, — восклицает Даниил, — четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого». Первым выходит крылатый лев. Этот «лев» вел свои захватнические походы так стремительно, будто у него были крылья орла.
Со временем у этого необыкновенного льва «вырваны были» крылья. К концу правления царя Валтасара Вавилон уже не был таким быстрым захватчиком и утратил свое, подобное львиному, господство над народами. Вавилон стал таким же медленным, как человек, идущий пешком. Получив «сердце человеческое», он ослабел. Потеряв «сердце львиное», Вавилон уже не мог поступать как царь «среди зверей лесных».
В общем, ясно, что ничего не ясно, кроме того, что крылатые львы неразрывно связаны с массовой гибелью народов. Что же они делают на крыльце дворца Строгановых? Ведь символы не появляются случайно, где придётся и когда придётся. 20 сентября 2017 года, благодаря моему другу из Пскова
Александру Бурцеву
Первое упоминание об имении датируется 1784 годом. Его владелицей была генерал-поручица Овцына Татьяна Даниловна (урождённая Путилова).
В 1800 году имение переходит к ее дочери Екатерине Илларионовне Васильчиковой, которая, в свою очередь, спустя тридцать лет передает его по наследству среднему сыну Дмитрию Васильевичу (1778 – 1859) Васильчикову. Однако всё то, что мы видим в усадьбе сегодня, по данным краеведа О. В. Емелиной, было построено именно стараниями Екатерины Илларионовой. Но… С этим утверждением можно поспорить, и далее я скажу, почему.
Потом Дмитрий Васильевич назначил имение в качестве приданного своей дочери Татьяне Дмитриевне Васильчиковой, которая вышла замуж за графа Священной Римской империи Александра Сергеевича Строганова. Так семья Строгановых стала последним частным владельцем имения.
По данным Емелиной, Александр Сергеевич незадолго до своей смерти в 1864 году затеял ремонт дворца, для чего пригласил знаменитого петербургского архитектора Михаила Алексеевича Макарова, ученика самого А. И. Штакеншнейдера, мэтра архитектуры в стиле эклектического классицизма с элементами барокко XVIII века. Этот момент в истории имеет особое значение, потому что очень похоже на то, что историки таким образом пытаются предвосхитить недоумённые вопросы туристов, которые непременно начнут те задавать, пытаясь понять, откуда в глухом лесу псковской глубинки появилось подобное чудо.
Но есть и ещё один вопрос, который также должен возникнуть в головах современников. Это вопрос о том, для чего привлекать светило архитектуры, если речь идёт о банальном ремонте! Кроме того, в архивах по сей день не обнаружено не только проектно-сметной документации, но даже ни единой квитанции или накладной. Судя по всему, если мы имеем дело не с обычной утратой документов во время войн и революций, то этот факт можно рассматривать как умышленное сокрытие информации, чтобы не объяснять современникам причины возникновения дворца там, где для его появления не имелось достаточных возможностей.
Скорее всего, мы имеем дело не с ремонтом, а с реконструкцией имеющегося сооружения, которое было построено с применением технологий, отсутствовавших на официально озвученную дату «ремонта». Итак, что мы имеем:
Материалы экспедиции 2017г.
Сначала, общий план поместья, с указанием основных зданий и сооружений:
- Графский дом
- Домовая церковь
- Конюшни главные (русские и английские)
- Английский дом (18 в.)
- Флигель. Жилой дом. (18 в.)
- Флигель. Буфет, кухня, квартира дворецкого (19 в.)
- Флигель. Дом графини. (18 в.)
- Голубятня, колодец. (19 в.)
- Манеж. (19 в.)
- Аптека и жилые помещения. (19 в.)
- Конюшня рабочая. (19 в.)
- Псарня. (19 в.)
- Зверинец. (19 в.)
- Псарный двор.
- Ферма. (19 в.)
- Конюшня охоты «казачья»
- Склад. (19 в.)
- Жилой дом для охоты. (19 в.)
- Большой каретник. (19 в.)
- Дом механика. Мастерская. (19 в.)
- Домик птичника. (19 в.)
- Чугунные ворота. (19 в.)
- Устои запруд. (19 в.)
- Почта. (19 в.)
- Дом управляющего. Контора. (19 в.)
- Сторожка у ворот (разрушена)
- Межевой столб (разрушен)
- Могильник
- Мельница (разрушена)
- Дом управляющего охотой
- Баня и пруд при ней
- Дом огородника (разрушен)
- Деревянные здания приюта (разрушены)
- Сад конторщика
- Сад управляющего
- «Фермочка» (для игры)
- «Гротик»
- Каштан «великан» у дома графини
- Сиреневая аллейка
- Цветники
- Палисадник у дома с аптекой
- Оранжереи
- Плот для птичника
- Мастерские и другие хозяйственные постройки
- Грифоны на постаментах
- Школа.
- Огороды
- Сарай
- Качели
- Липовая Аллея
- Въезд и прогон для лошадей
- Дорога для объездки лошадей
- Аллея из лиственниц
- Березовая аллея
- Ивовый прогон для скота на летнее пастбище
- Детский садик
- Питомник (запущенный)
- Орешник
- Фруктовый сад
- Розарий
- Дубки
- Липки
- Сосенки
- Крикетный луг
- Горка
- Место катка
№ 5 на плане:
Совершенно очаровательное сооружение. В нём по сей день проживает несколько семей, пустует только одна квартира, на первом этаже, в правом крыле здания.
Под современной штукатуркой видна старинная, имитирующая крупные строительные блоки.
Над парадным входом неожиданно мы обнаруживаем Огонь Варахрана (Бахрам). Во времена Сасанидов считался защитником в житейских нуждах, хранителем путешествующих. Бахрам стал символом праведности, истоком силы для людей в борьбе с силами зла и тьмы, возглавляемыми духом-разрушителем Анхра-Майнью. Ничего не смущает? Меня просто поразило обилие зороастрийской символики и полное отсутствие христианской. Всё в точности, как и в Санкт-Петербурге. А вы продолжаете верить в то, что православие - исконная русская всеобщая вера, главенствующая со времён князя Владимира Красна Солнышка?
А на арке замурованного окна мы видим античные символы богатства и процветания.
№ 6 на плане:
Средний из трёх флигелей полностью руинизирован, и восстановить его уже невозможно.
№ 7 на плане:
Этот флигель в плане декора наиболее нарядный из всех трёх. Местные жители называют его "Домик графини". Название, по-видимому, связано с тем, что здесь долгое время проживала сестра последнего владельца усадьбы – графиня Мария Александровна Строганова. "Дом графини" относится к наиболее ранним постройкам усадьбы. Его изображение имеется уже на чертеже генплана 1784 года.
Снова сплошная "античность".
Не знаю, кому и для чего понадобилось датировать два флигеля восемнадцатым веком, а один девятнадцатым. Даже неспециалисту бросается в глаза единство сохранности кирпичной кладки, что говорит о том, что все три флигеля были построены одновременно, из одинакового кирпича, одним и теми же каменщиками. Причём мастерство этих каменщиков было такого уровня, что сегодня таких ещё поискать. Размеры кирпича позволяют сделать вывод о том, что они были изготовлены во второй половине девятнадцатого века. В то время были приняты стандарты, которые немного отличаются от сегодняшних. Современный кирпич имеет размеры 250 х 120 х 65 мм, а один из старых стандартов кирпича имел размеры 260 х 130 х 62 мм. Из таких и построена усадьба Строгановых в Волышове.
Поражает качество кирпичей, из которых выстроен весь комплекс. Отклонений от стандарта нет вообще, что недостижимо даже для современного компьютеризированного производства. Прочностные и износостойкостные характеристики обожженных кирпичей девятнадцатого века совсем уж вводят в ступор. Аналогичный кирпич, выпущенный на советских заводах в послевоенное время, сегодня крошится пальцами в пыль без особого труда. А кирпич девятнадцатого века имеет следы эрозии только с наружной стороны, в местах, оставшихся без защиты штукатурки.
Качество строительного раствора также запредельное. И я думаю, что куриные яйца тут не причём. Не было нужды добавлять яйца в раствор, которым скреплялась кирпичная кладка. Этот раствор настолько крепок, что превосходит прочностными характеристиками сам кирпич. Если бы это было не так, то поместье давно уже разобрали бы местные жители для собственных нужд, как они разобрали все голландские печи, поставленные уже в двадцатом веке. Ни одну из стен, сложенных в девятнадцатом веке, невозможно разобрать так, чтобы не привести в полную негодность кирпич, из которого эти стены произведены. Вот истинный «хай тек», который мы потеряли…
№ 1 на плане:
Это тыльная часть дворца, или внутренний двор, на котором проводились организационные мероприятия в те времена, когда здесь с 1944 до начала восьмидесятых годов двадцатого века размещалась Волышовская средняя школа.
Ступени лестницы явно не вырезаны из камня, а отлиты из геополимерного бетона, который «откроют» только в конце двадцатого века.
Плиты крыльца имеют следы, относительно недавнего ремонта, выполненного с помощью современного раствора на основе цемента. Но под ними мы видим «допотопные» плиты, имеющие следы значительного износа, но которые явно искусственного происхождения, аналогичного ступеням.
Цокольный этаж имеет окна с арками, недвусмысленно указывающие на то,что здание построено поверх допотопного сооружения, первый этаж которого оказался полностью занесён осадочными породами в виде глины, песка и ила. Это значит, что архитектор М.А. Макаров занимался не ремонтом, а отстраивал усадьбу заново, максимально используя то, что осталось от допотопных руин. Так, первый этаж здания превратился в "цокольный". А имевшиеся до того окна высотой около двух метров были изнутри заложены кирпичом и оштукатурены. Понятно, что при строительстве здания "с нуля" проёмы подвальных помещений сооружают совершенно иначе. А вот если вам приходится приспосабливать под существующий проект то, что было построено до того как, то вы просто подгоните размеры существующего проёма под условия реальности. Это мы и видим на фото.
"Чёрный вход"
Но давайте войдём внутрь, со стороны двора. Т.е. с чёрного хода:
Учёные утверждают, что это итальянский
Мраморная лестница лишилась перил с балясинами, но ступени сохранились довольно хорошо.
"Второй этаж"
Монументальность холла и всего первого этажа резко контрастирует со вторым этажом. Вернитесь к фото, на котором изображён дворец целиком со стороны, и вы увидите, как диссонирует «первый» этаж, который наверняка был аналогичен тому, что сейчас находится под землёй, со вторым, мансардным, где окна крохотные, а высота потолков соответствует нынешним стандартным, и станет понятно, что, по факту, Макаров строил только мансардный этаж. Утопленный в глину «цокольный» и нынешний первый, который был, скорее всего, вторым, на самом деле резко отличаются от убогого сегодняшнего «второго» этажа.
Проёмы здесь соответствуют скорее тем, что в Эрмитаже. Они приспособлены для людей высокого роста, но совершенно не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям, возводимым на территориях с холодным северным климатом. Для Средиземноморья такие стандарты - самое то. В жарком климате иначе и нельзя. Но в условиях зимы, во время которой температура опускается до -40 градусов по Цельсию, здание с такими проёмами невозможно обогреть с помощью средств, известных в девятнадцатом веке.
Снято в помещении, которое во время существования в здании средней школы, было, скорее всего, частью пищеблока. Для чего эта выемка в стене была сделана в девятнадцатом веке, нам остаётся только догадываться.
Конструкция перекрытий между "допотопным" этажом и современным соответствует нашим понятиям о сопромате абсолютно. Непонятно только, на каком заводе изготовлены швеллеры, как доставлены и, тем более, каким образом смонтированы при наличии примитивных подъёмных механизмов. Не подвергается сомнению только одно: это не новодел. Швеллеры действительно изготовлены заводским способом во второй половине девятнадцатого века.
А вот и найден первый кирпич с маркировкой:
С самого начала экспедиции я искал кирпичи с маркировкой. Историки-«кирпичеведы» поймут меня, ведь кирпичи являются одними из самых достоверных свидетелей исторических событий и соврать не могут, да и не успеют. И, в общем, этот тезис подтвердился на практике в который раз, причём весьма убедительно.
Данный экземпляр подтверждает версию о том, что вся система традиционного, привычного для нас обогрева зданий появилась в Волышово совсем недавно. Ранее здесь существовала иная, пневматическая…
Автор: kadykchanskiy, источник:
Комментарии (0)