Почему провалилась горбачевская антиалкогольная кампания?
16 мая 1985 года в Советском Союзе была объявлена война спиванию населения. Старт беспрецедентным по масштабу запретительным мерам дали указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» и совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Но резкое сокращение производства алкоголя принесло стране больше вреда, чем пользы, поставив под удар и государственный бюджет, и здоровье народа. Впрочем, есть и другие итоги, которые с описываемыми событиями почему-то не связывают.
Сколько можно пить?
Чуть ли не на каждом предприятии и стройке раньше была традиция выдавать получку не алкашам-работникам, а спешившим опередить мужей у кассы женам. Иначе бы трудовая копейка была пропита в день зарплаты.
Гуляли советские трудящиеся с энтузиазмом: один угощал полцеха в ресторане, другой просаживал заработок в ближайшем к заводу «ганделике» со случайными собутыльниками. Были и более изобретательные граждане: лично знал каменщика высшего разряда, летавшего в день получки в столицу… попить пивка из диковинных автоматов (билет на самолет в 70-х стоил червонец, а зарабатывал строитель вдвое больше инженера). Домой трудящийся добирался через сутки и привычно оставлял без ответа риторический вопрос домашних: «Сколько можно пить?!». А, в самом деле, сколько?
Предельно допустимым в расчёте на душу населения считается потребление 8 литров чистого алкоголя в год. После этого «Рубикона» начинается спад рождаемости вследствие деградации генофонда. В войну и разруху советские люди пили в меру. В 1959 году в советской государственной торговле продавалось 5 литров чистого алкоголя на человека.
Если к «регистрируемому потреблению» добавить самогон и наливки-настойки-вина домашнего изготовления, то это еще 2–3 литра чистого алкоголя на человека в год или 7-8 литров в общем итоге. Таким образом, критическую отметку уровень потребления спиртных напитков до 60-х годов не преодолевал.
Тайные цифры
А вот с «налаживанием» жизни алкоголизация в стране стала расти. По засекреченным до 1988 года данным Центрального статистического управления и Государственного комитета статистики РСФСР, уровень официального потребления алкоголя в 1970 году вырос до 8,3 литров в год. И к этой же цифре нужно приплюсовать еще пару-тройку литров чистого алкоголя кустарного происхождения, а подпольное производство спиртных напитков тоже набирало обороты. В середине 80-х годов ситуация стала критической: уровень регистрируемого потребления – 10,6 литров, а с учётом домашнего производства – более 14 литров! В стране пахло спиртом и катастрофой.
Намерения остановить опасную тенденцию были и до Горбачева – при Брежневе, Андропове и Черненко проблему алкоголизма тоже обсуждали. Власть не могло не беспокоить ухудшение здоровья граждан, поскольку это категория экономическая. Но затраты на лечение компенсировались сверхприбылью от продаж спиртного.
Государственная монополия на алкоголь давала растущие поступления в бюджет. Население мирилось с периодическим подорожанием водки, хотя и пополняло фольклор «протестными частушками»:
«Было три, а стало пять – всё равно берём опять.
Даже если будет восемь, однозначно пить не бросим.
Передайте Ильичу: нам и десять по плечу,
Ну, а если будет больше, то получится, как в Польше.
Если ж будет двадцать пять – Зимний снова будем брать!».
Со временем добавили еще строчку: «Вот она уже и двести – Зимний все ещё на месте».
Трезвость – норма жизни
Нарушить обоюдовыгодный договор власти с народом новый лидер страны М. Горбачев решился по «подсказке товарищей». Инициатива принятия антиалкогольных мер принадлежала членам Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачёву и М. Соломенцеву. Вслед за Ю. Андроповым они считали массовый алкоголизм в стране причиной стагнации экономики из-за халатного отношения трудящихся к работе.
Через два дня после опубликования исторического указа о борьбе с «зеленым змием» главная газета страны «Правда» обзавелась постоянной рубрикой «Трезвость – норма жизни». В пропаганде трезвого образа жизни участвовали авторитетные врачи и историки, заявлявшие о том, что пьянство не является «русской национальной чертой». Из фильмов убирались сцены распития спиртного, а на экранах шел боевик «Лимонадный Джо», давший прозвище «минеральному секретарю» М. Горбачёву.
Запрет на распитие спиртного в поездах, парках и скверах дополнялся отменой банкетов по месту работы и по случаю защиты диссертации. Уличение в пьянстве грозило неприятными последствиями: проработкой на собрании трудового коллектива, взысканиями по партийной линии, лишением премии и пр. Безалкогольные свадьбы со спиртным в заварнике и добровольно-принудительные общества трезвости – приметы времени, породившего огромные очереди в вино-водочных отделах и всплеск самогоноварения, которое держава изначально намеревалась пресечь.
При этом невосполнимые утраты понесло виноделие: по всей стране в приказном порядке были вырублены виноградники, выращенные не одним поколением специалистов-виноделов.
Пьянству – бой
Антиалкогольная кампания, ставившая целью физическое и моральное оздоровление общества, в массовом сознании воспринималась как антинародная затея властей. Люди осуждали абсурдность и лицемерность нововведений, считая их направленными против «простого народа». В то время как для властной верхушки застолья со спиртным оставались номенклатурной традицией, рядовые потребители вынуждены были доставать бутылку с боем.
Мало того, что на 50 % повысились цены на спиртное, так его еще и продавать стали с 14.00 и не больше двух бутылок в руки. Это привело к массовым отравлениям суррогатами. С утра в парфюмерных отделах распродавался дневной запас «Огуречного лосьона», «Тройного одеколона», «Шипра» и настойки боярышника, несмотря на норму отпуска не больше двух флаконов в руки. Но спиртовая парфюмерия была еще не худшим вариантом – пили и жидкость для мытья стекол, и политуру, и денатурат, и «бэфовку» (вытяжку из клея БФ), и йод с зеленкой.
В кураже борьбы с пьянством в СССР закрыли кучу ликёроводочных отделов и магазинов. Но расправа с точками продаж не означала отрезвления народа, слагавшего новые частушки на алкогольную тему: «В шесть утра поёт петух, в восемь – Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ – у Горбачёва»; «На недельку, до второго, закопаем Горбачёва. Откопаем Брежнева – будем пить по-прежнему».
А что в «сухом» остатке?
Сам М. Горбачев оценил свою антиалкогольную кампанию так: «Из-за имевших место ошибок хорошее начинание завершилось бесславно». К 1989 году борьба со «змием» сошла на нет. Однако свернуть ее руководство страны вынудило не столько массовое недовольство народа, сколько начавшийся в СССР в 1987 году экономический кризис.
Перепрофилированные на выпуск соков и безалкогольных напитков ликёроводочные заводы не могли обеспечить на новом ассортименте привычную прибыльность, и бюджет нёс небывалые потери: ежегодный товарооборот сократился на 16 миллиардов рублей. Вместо прежнего годового дохода в 60 миллиардов рублей в 1986 году пищевая отрасль принесла лишь 38 миллиардов, а в 1987-м – еще на 3 миллиарда меньше.
Но какими же при этом оказались социальные итоги, о которых мало кто вспоминает?
За годы антиалкогольной кампании официальные продажи спиртного на душу населения снизились более чем в 2,5 раза. С 1985 по 1987 годы зарегистрированное потребление алкоголя сократилось на 51 %. Снижение потребления с учётом кустарного производства составило до 29 %. В эти же годы уменьшение продажи алкоголя сопровождалось четырьмя положительными факторами: снижением общего уровня преступности, сокращением смертности, ростом продолжительности жизни и увеличением рождаемости.
В период действия антиалкогольного указа в стране каждый год рождалось на 500 тысяч детей больше, чем ежегодно на протяжении предыдущих двух-трех десятков лет (по 5,5 миллионов новорождённых), и ослабленных детей появилось на свет на 8% меньше, чем обычно. А продолжительность жизни мужчин за это время выросла на 2,6 года, достигнув рекордного показателя за всю историю страны…
© Вячеслав Капрельянц, 2018
Комментарии (0)