Слова песни про то, как удалой атаман бросил в Волгу красавицу-княжну, наверняка, слышали все. Как почти все «русские народные песни», её сочинили в конце XIX века. Но её сюжет родился по горячим следам
Пленение
В 1667 году Степан Разин с ватагой удальцов отправился «за зипунами», то есть грабить купеческие суда на Волге и Каспии. Одним речным и морским пиратством воровские казаки не стали ограничиваться. В 1669 году они совершили поход на «трухменские», то есть туркменские, земли, а потом обосновались на острове Свином (Санги-Мугань) у побережья Азербайджана. Оттуда они стали делать набеги на материк.
В июле 1669 года против них была направлена карательная экспедиция шахских властей во главе с флотоводцем Менеды-ханом и 4000 войска. Разинцы разгромили её и потопили большинство судов. Сам Менеды-хан с трудом спасся на трёх уцелевших судах, но его сын и дочь попали в плен. Стенька сделал дочь персидского вельможи своей наложницей.
Степан Разин после победы над персами. А. Александров
Из этих известий невозможно установить точный титул и национальность Менеды-хана. Он был, конечно, персидским подданным, но при этом мог быть туркменом или азербайджанцем. Поэтому выражение «персидская княжна» в данном случае расплывчато.
Есть сомнения, что у Менеды-хана была дочь, попавшая к Разину в плен. Об этом дальше.
Выкуп
Изрядно обогатившись, Разин со товарищи начали думу думать: как бы им обеспечить за собой добычу и избежать мести персидского и русского правительств. Русские власти тоже объявили охоту на Разина, вредившего торговле и отношениям обоих государств. Выход был один: поделиться с царскими властями. Да, XVII век уже знал такую вещь, как «откат».
Разин отправил в Астрахань к воеводе своего нарочного с повинной челобитной от себя и всей своей братии. 25 августа 1669 года в Астрахани было назначено большое торжество: Стенька складывал свою добычу к ногам воеводы, князя Прозоровского, и просил, чтобы его с людьми пропустили домой на Дон. «Взять силою у козаков дары, что вёз шахов купчина, и товары его, мы не смели», – отписал, оправдываясь, воевода в Москву.
Местные власти не только даровали неприкосновенность бандитам взамен львиной доли их добычи, но ещё и предложили персам выкупать у казаков их пленников. Сына же персидского военачальника, Шебалду, Разин подарил Прозоровскому. Сохранилась челобитная, в которой Шебалда просил отпустить его на родину без выкупа. В челобитной он не упоминал о сестре. Отсюда и сомнения в том, что она у него вообще была.
Ну а если она всё-таки была, то более вероятно, что её отец, шахский вельможа, постарался бы выкупить её первым делом. Да и для Разина это была бы неплохая пожива.
Выдумка голландца
Дым без огня редко бывает. Не исключено, что в рассказе Стрёйсса об утоплении пленницы отразились слухи о диких нравах в разинской ватаге. Характерно, что Стенька не просто топит «княжну», а как бы приносит её в жертву Волге.
В 1671 году патриарх московский Иоасаф предал Разина и прочих мятежников анафеме за отступничество от православия. В связи с этим высказывались всякие предположения, в частности и такое, что Разин принял ислам.
Более вероятной выглядит версия, что на Дону в 70-е гг. XVII века ещё не устоялось каноническое православие. К церковной службе там густо примешивались языческие обряды. Их в большом количестве приносили выходцы из мордвы и других народов Поволжья. Кстати, эти же народы стали потом главной силой разинщины. Не исключено, что в той вольнице где-то совершались и архаические человеческие жертвоприношения.
Впрочем, принесение молодых девушек в жертву духам рек – широко распространённый в мире сюжет. Поэтому не исключено, что голландец, дабы придать своей книге больше «хайпа», просто выдумал этот эпизод про «русских дикарей». Кто ж его мог там проверить?
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является собственностью авторов.
Комментарии (1)