ТУРКЕСТАН И СИБИРЬ.
Медный и бронзовый века Древней Руси..
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Минусинский край
Так же как и в Центральной России,
медная и бронзовая культура в Сибири
распространялась медленно. Народы Сибири начали использовать медные

изделия не ранее 2000 г. до н.э. Мы видели, что в могильнике Афанасьеве были найдены глиняные вазы, инкрустированные медью, которые могут быть отнесены к этой дате. Учитывая вероятность коммерческих связей между Афанасьеве и регионом Аральского моря,
не исключено, что медь ввозилась из Казахстана.
Э.Б. Вадецкая/ Археологические памятники в степях Среднего Енисея. // Л.: 1986. 180 с.
|

Рис. 1. Афанасьевский могильник Летник VI, к. 1. Раскопки М.Н. Пшеницыной (1975 г.). е

_________________________________________________________________________________________________________________________
.Рис. 2. Афанасьевские и окуневские сосуды из могильника Карасук III. Раскопки М.П. Грязнова и М.Н. Комаровой (1961-1963 гг.).
_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 3. 1 — план ограды; 2 — реконструкция ограды; 3 — виды могил; 4, 12, 14 — наконечники стрел; 5, 8-10 — украшения; 6 — оковки деревянной посуды; 7 — реконструкция деревянного сосуда; 11 — навершия посоха; 13 — декоративные гвоздики; 15 — игольник, 16 — проколка; 17 — амулет — фаланга животного; 18-21 — орудия труда.
_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 4. Керамика.
___________________________________________________________________________________________________________________
Антропологический тип[ людей Афанасьевской культуры
Афанасьевцы являлись носителями . Афанасьевцы с территории Хакасии характеризуются очень длинным, довольно широким, средневысоким черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом… Таким образом, контакты между европеоидами и монголоидами на данной территории, возможно, происходили уже на самых ранних этапах .
Палеогенетика людей Афанасьевской культуры
Представительницы афанасьевской культуры обладали митохондриальными гаплогруппами , и . У хакасских афанасьевцев определена , у монгольского афанасьевца — .
******
Тагарскаякультура, , распространённая в 7—3 вв. до н. э. в Минусинской , районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Названа по острову Тагарскому на Енисее (против Минусинска). Для Тагарская культура к. характерны скифского типа оружие, конский убор, бронз, котлы и зеркала, в . Орудия и оружие (кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, кожи, кельты) изготовлялись из бронзы. Район распространения Тагарская культура к. — один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. Местное железа началось лишь в 3 в. до н. э. Памятники Тагарская культура к. — земляные курганы с оградками из каменных плит, по углам оград — вертикально врытые камни. Известны также поселения, медные рудники и наскальные рисунки. Основой хозяйства были мотыжное и . Для общественного строя Тагарская культура к. было характерно формирование классовых отношений, о чём огромные курганы — возможно царей и знати, и коллективные могилы рядовых общинников. Физический тип людей Тагарская культура к. европеоидный, близкий к типу людей , и скифов Причерноморья.
Тагарская культура: 1—2 — бронзовые ножи; 3 — бронзовый кинжал; 4 — бронзовый наконечник стрелы; 5 — бронзовый чекан; 6 — глиняный сосуд; 7 — бронзовый котёл; 8—9 — бронзовые бляшки.
Антропология
Преобладающим у тагарцев являлся европеоидный тип, по некоторым оценкам, восходящий к носителям , однако черепа с монголоидными признаками обнаруживаются в курганах, датируемых началом тагарской культуры, и количество таких черепов постепенно возрастает к моменту прихода . Академик отмечал, что это население сближается по своим физическим характеристикам с носителями таштыкской культуры .
Языковая принадлежность
|
Тагарское население в силу его происхождения от афанасьевского также, следовательно, можно считать индоевропейским, возможно, как и полагает Н. Л. Членова, ираноязычным |
В свою очередь китаист определял динлинов как тюркоязычный народ .
Генетика
Генетические исследования останков нескольких представителей тагарской культуры показали, что это были носители .
*****

Казахстан, в свою очередь, был культурно связан с Хорезмом. Начиная с 1938 г. древности Хорезма систематически изучались членами археологической экспедиции, организованной Институтом истории материальной культуры. Ранняя культура Хорезма, которая, как мы видели74, схожа с культурой Афанасьеве, известна как культура Кельтеминара. В течение второго тысячелетия до н.э. Хорезм играл активную роль в экспансии так называемой

культуры «степной бронзы», одна из стадий которой теперь известна как культура Тазабагиаб. Хорезм становится одним из важных пунктов сцепления культурных путей. Культура, которая распространилась в первой половине второго тысячелетия до н.э. по региону Казахстана и Южной Сибири, известна как


Одежда и украшения женщины андроновской культуры. XVII—XIII вв. до н. э. К. А. Акишева
андроновская культура, поскольку первое типичное захоронение было раскопано близ деревни Андроново в районе Ачинска. В Казахстане этот тип представлен захоронениями в совхозе «Гигант», район Караганды, исследованными П.С. Рыковым, равно как и захоронениями по реке Урал, раскопанными М.П. Грязновым.
Инвентарь андроновских могил демонстрирует определенное сходство с находками сеймской культуры. Курганы над могилами андроновского типа обычно низкие. Они как правило обнесены низким каменным забором. Гробницы из каменных блоков или деревянные сундуки служили погребальными камерами. Скелеты обычно лежат на боку с руками, согнутыми в локтях, и ногами, согнутыми как на уровне таза, так и в коленях, колени прижаты к телу. Обильно представлены глиняные сосуды с плоским дном, принадлежащие к двум следующим типам:
1 – грубая ремесленная работа, декорированная вдавленным или врезанным простым по типу орнаментом;

2 – тонкое ремесленное изделие с вогнутыми или выпуклыми стенками, декорированное геометрическим орнаментом – треугольниками, ромбами, извилинами и свастиками. Как каменные, так и медные инструменты были обнаружены в андроновских могилах. Среди первых могут быть упомянуты скребки и наконечники стрел,

а среди последних – долота и кинжалы. Были также найдены медные пластины для поясов и медные подвески, инкрустированные золотым листом. Бусины сделаны из различных материалов: медь, сардоник, камень, зубы животных. В остатках погребальной еды обнаружены кости лошади, быка и овцы; в одной из могил целиком сохранился скелет собаки. Человек андроновской культурной сферы очевидно имел прирученных животных и вел пастушеский образ жизни. К концу второго и к началу первого тысячелетия регион Казахстана и Южной Сибири стал домом более развитой, известной как

с . ,

карасукская культура, от названия реки Карасук – притока Енисея, где были раскопаны типичные для нее могильники (Боградский регион, Хакасский район). Погребальные камеры в этих гробницах похожи на андроновские, облицованы и покрыты каменными плитами.
Скелеты лежат на спине. В некоторых случаях похоронные обычаи включали кремацию. Как и в андроновских могильниках, было обнаружено много глиняных ваз, большинство из них со сферическим дном и высоким горлом, тонкой ремесленной работы. Орнамент относится к нарезному типу. Медные инструменты многочисленнее, нежели в андроновских могилах.

Одно из захоронений выбивается из общего ряда погребений – возможно, захоронения выполнены по обряду первичного захоронения. Там был обнаружен скелет, уложенный в анатомическом порядке. «Он лежит на спине, руки и ноги скрещены. Пока не могу сказать, были они связаны или нет, это покажет исследование. На плечах у него, по всей видимости, лежали наконечники стрел. Возможно, это уникальности погребального обряда. Когда человек умирал, его клали в могилу или на площадку и на плечи укладывали стрелы. Стрелы есть на плечах и на бёдрах. На поясе кресало», – описывает находку Денис Волков. Специалисты также не исключают, что стрелы на плечи умершего возлагали во самое время обряда.

Карасукская культура.
А — карасукский этап: 1 — план ограды; 2 — виды могил; 3-14, 16-18, 21 — украшения; 15 — гребни; 19, 20, 22, 25 — орудия труда; 23 — навершие посоха; 24 — проколка с головой животного; 26 — наконечники стрел; 27 — керамика.
( )

Табл. V (продолжение).
Б — каменноложский этап: 1 — планы оград; 2 — виды могил; 3-17,19, 20, 22, 29, 30 — украшения; 18, 31 — гребни; 21 — костяная ложечка; 23, 25-27 — орудия труда; 24, 28 — оружие; 32 — пряжка колесничего; 33 — керамика.
( )
( )
Были обнаружены в обилии медные долота и ножи различной конфигурации, так же как и подвески и кольца. По крайней мере часть из них произведена в этом месте. В остатках погребальной пищи найдены суставы барана. В одной из могил находился лишь скелет собаки, что является свидетельством почитания этого животного. Собака могла почитаться как верный страж стада. Были открыты каменные скульптуры, некоторые из них в виде человеческого лица, другие – изображение головы барана. Они, возможно имели тотемный характер. Человек карасукской культуры являлся очевидно прежде всего животноводом. Карасукская культура простиралась на юг и запад Минусинского края. Инструменты и сосуды карасукского типа недавно обнаружены в Танну-Туве и в районе Караганды, Казахстан.
Митохондриальные и Y-хромосомные гаплогруппы[ | ]
В 2009 году были опубликованы результаты генетического исследования останков представителей карасукской культуры. Четыре представителя культуры Карасук были из четырёх разных мест возрастом от 1400 года до н. э. до 800 года до н. э. У двух представителей карусукской культуры были определены митохондриальные гаплогруппы . У двух других карасукцев была определена . В исследовании 2015 года были определены Y-хромосомные гаплогруппы R1a и и митохондриальные гаплогруппы , , , , и .
Данные одного из представителя карасукской культуры (RISE495 Arban 1 karasuk) свидетельствуют о его принадлежности к субкладу R-S23592 (Z2124+ Z2125+ Z2122- Z2123-). Определен положительный YP349. Субклад является родительским к киргизской ветви. Т.е. более половины мужского населения Киргизии являются потомками этого человека.
Ямальские археологи будут искать в Арктике следы энеолита и бронзового века. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе правительства ЯНАО, об этом шла речь на пресс-конференции с участием экспертов ГКУ ЯНАО "Научный центр изучения Арктики".
Около девятого и восьмого веков до н.э. бронзовые инструменты и сосуды начали появляться в Южной Сибири.
НО БЫЛИ ОНИ УЖЕ И НА ЯМАЛЕ !!! Археологи не спят!
Центром медной и бронзовой культуры в Сибири стал , богатый медной рудой. Многочисленные захоронения в южной

степной зоне Сибири принадлежат к этой так называемой минусинской культуре. Она находилась в поре расцвета в середине первого тысячелетия до н.э., то есть в период скифского владычества в Южной Руси. С ней мы познакомимся соответственно в следующей главе.
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
(«Скифы» Александр Блок)
Вот такой стереотип скифов и сложился у нас, что скифы- это кочевые воинственные племена монголоидной расы, что-то типа монголо-татар.
А стереотип оказался ошибочным.
Прежде всего определимся где именно жили скифы?
Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением —в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV—III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с сарматами.
В горных долинах Алтая: Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато, жил древний народ (его самоназвание не зафиксировано у древних авторов), известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск —Ачинск — Мариинск располагалась территория татарской культуре —наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии.
Из этого перечисления очевидно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. В схеме классификации языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.
Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.
В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,— культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.
Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии скифов, на юге культуры скифского времени Узбекистана, на востоке—культура скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но и в них ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки — к востоку от Енисея.
Таким образом:
Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской, прототюркской и других групп. Культура этих народов была близка скифской вследствие взаимопроникновения из-за происходящих в то время миграционных процессов.

Как выглядели скифы?
Индоиранцы- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса".
Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых)
Вкраце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе. Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков.
Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.
Источник:
http://www.liveinternet.ru/users/satory-777/post112510799/
[20.05.09] Французские генетики выяснили, что три тысячи лет назад Новосибирскую область населяли голубоглазые блондины
5 мая группа генетиков из Франции сообщила, что впервые в мире сумела почти целиком восстановить облик людей, живших несколько тысяч лет назад. В качестве образцов были взяты ДНК из останков обитателей Сибири, живших здесь в бронзовом веке. Оказалось, что на огромной территории от Урала до Красноярского края, в центре которой находится современная Новосибирская область, жили голубоглазые и светловолосые люди, генетически близкие к современным европейцам. По данным все той же группы палеогенетиков, древние сибиряки пришли сюда оттуда же, откуда спустя тысячи лет пришел другой «европеец» — казак Ермак Тимофеевич, который завоевал Сибирь окончательно.
Группа французских генетиков из Страсбургского института судебной медицины взяла для изучения кости 25 человек, проживавших, как сказано в исследовании, на территории «юга Центральной Сибири» во времена бронзового и железного веков. Иначе говоря, речь идет о представителях так называемой андроновской культуры, которая несколько тысяч лет назад охватывала территорию от Урала до Красноярского края, включая и Новосибирскую область.
Справка: Представители андроновской культуры, впервые обнаруженные в Красноярском крае, вероятно, были первыми сибирскими металлургами: они успешно выплавляли бронзовые украшения, наконечники оружия и другие изделия. Эту культуру связывают с изобретением колесниц. Наконец, андроновцев регулярно называют предками индоиранцев, или арийцев, которые позднее якобы переселились из Южной Сибири в Индию и Иран. Другие ученые, впрочем, предполагают, что андроновцы, прибыв с запада, позднее просто растворились в монголоидных сибирских племенах. В Новосибирской области останки их поселений обнаружены, к примеру, рядом с селом Вахрушево Коченевского района. По данным археологов, андроновцы появились на этой территории в XIII веке до н.э., с боем вытеснив кочевников-монголоидов.
Анализ остатков ДНК из костей андроновцев, проведенный французскими генетиками, впервые позволил убедительно предположить, как выглядел типичный обитатель Новосибирской области или Красноярского края три-четыре тысячи лет назад. Скорее всего, он был голубоглазым блондином.
О том, что представители андроновской культуры были похожи на европейцев, много говорили и раньше. Однако генетический анализ впервые описал их внешность с убедительностью, свойственной профессии судебных медиков. Французы исследовали древние ДНК по десяти маркерам, соответствующим определенной генетической «букве», кодирующей цвет глаз, кожи или волос.
«Анализ был успешно проведен на большинстве останков, с высокой вероятностью выявив у них типично европейские черты: голубые или зеленые глаза, светлые волосы и бледную кожу», — отчитались генетики.
Отработав методику на ископаемых сибиряках, французы планируют распространить его и на другие случаи, когда приходится считывать сильно поврежденный генетический код. «Насколько нам известно, это первое исследование такого рода», — не без гордости сообщили они в предисловии к своей работе. Впрочем, сибиряками французские генетики занимаются не первый год. Ранее эта же группа ученых подтвердила генетическую близость андроновцев к современным европейцам в целом. «Несмотря на малый размер выборки, наши данные показывают евроспецифичную гаплогруппу — близость достигает 86 % в бронзовом веке, уменьшаясь до 64 % в железном веке», — говорится в прошлогоднем исследовании Страсбургского института.
Более того, если верить французам, древние сибиряки-европеоиды пришли сюда оттуда же, откуда спустя тысячи лет пришла «вторая волна» европейцев — то есть казацкие отряды Ермака.
«Данные расшифровки митохондриальных ДНК совпадают с данными расшифровки Y-хромосомы, указывая на то, что родиной древних сибиряков из Красноярского края были Украина и Южная Россия», — говорится в исследовании.
Анализом ископаемых человеческих ДНК занимаются и новосибирские ученые. «У нас две программы — изучение ДНК носителей пазырыкской культуры, эпоха раннего железа. Второй проект — ДНК обитателей Западной Сибири эпохи бронзы, в том числе и андроновской культуры», — объясняет замдиректора по науке Института археологии СО РАН Вячеслав Молодин. Что произошло с андроновцами в Сибири позднее и стали ли они предками сибирских скифов, к которым принадлежит, к примеру, знаменитая «принцесса Алтая», — ученые определенно сказать не могут. «После андроновской культуры десятки культур эпохи поздней бронзы, потом раннее скифское время, потом расцвет скифского времени. Пока никто не знает, насколько они связаны между собой»


Комментарии (0)