Бомбардировщики В-29 методично и неумолимо превращали японские города в груды горелых развалин
Избиение
Главная проблема японцев во Второй мировой состояла в выборе противника себе не по силам. Кидаться на Америку было бессмысленно, настолько были неравны промышленные потенциалы сторон. Совершив красивый блицкриг в Юго-Восточной Азии за счет тщательного планирования и внезапности удара, японцы оказались в сложной ситуации, когда эти факторы действовать перестали.
Уже с середины 1942 года война на Тихом океане перестала идти в «одни ворота», а с 1944-го били в основном только японцев. Причем били больно. Американцы перевели промышленность на военные рельсы и построили столько кораблей, самолетов, боеприпасов, что противник просто не мог наносить им урон, более-менее сопоставимый со своими потерями.
Что еще хуже, американцы, чем дальше, тем плотнее подбирались к самой Японии. И уже с 1944 года запускали туда гигантские бомбардировщики B-29. Подбираясь к Токио все ближе и ближе, американцы захватывали новые острова. Достаточно крупные превращали в авиабазы для тяжелых бомбардировщиков – и налеты на японские города совершались все чаще.
К маю 1945-го американцы успели овладеть львиной долей крупного острова Окинава, захватив в том числе и несколько японских аэродромов. И, конечно, ими с радостью пользовались В-29. К тому времени уже была отработана тактика засыпания японских городов зажигательными бомбами – с низких высот, чтобы бить точнее. Бумажно-деревянные строения вспыхивали как спички. В огненных смерчах гибли, как минимум, десятки тысяч человек.
Самоубийство
Смотреть на подобное у японцев не было сил. Очень хотелось как-то повлиять на бомбардировки. С этим было крайне туго: ПВО была слабенькая, материальное соотношение сил было крайне грустным.
Правда, еще с 1944 года начала набирать вес идея самоубийственных атак. Логика была простая: «Наши люди массово гибнут и не могут нанести противнику внятного урона. Так пусть они хотя бы погибнут и нанесут этот самый урон».
Благо техническое развитие позволяло это реализовать. Эра управляемого
Эту практику можно было переносить и на другие рода войск. В случае с диверсионными подразделениями просто через создание планов, не подразумевавших возвращения. Что в огромной степени экономило ресурсы, и, как следствие, тоже повышало эффективность.
Японские десантники перед вылетом на аэродромы Йомитан и Кадена
Примерно такой рейд и задумали руководители созданного в конце 1944-го Гиретсу Кутэйтай – переводилось это примерно как «отряд героических десантников». Подразделение изначально делалось под задачу «внезапно вломиться на аэродром и вывести из строя как можно больше проклятых В-29».
Но, пока шли административная волокита и подготовка личного состава, американцы продвигались все дальше. И руководство планировало ударить то по одному аэродрому, то по другому. А время шло. И в итоге решили, что оттягивать дальше Окинавы совсем уж стыдно и пора атаковать прямо сейчас – а то, глядишь, и война закончится.
Подготовка к последнему бою
«Героических десантников» планировалось посадить в 12 бомбардировщиков Ki-21. Диверсантам расширили подоплеку задачи. Теперь они должны были не просто портить бомбардировщики, а помочь крупной волне камикадзе, что пытались ударить по американскому флоту. Сделать это десантники должны были, выведя из стоя два важных американских аэродрома на Окинаве – Йомитан и Кадену.
Идея была в том, чтобы сесть на аэродромы с убранными шасси, и, покинув самолеты, рассредоточиться, после чего пустить в ход взрывчатку. Таким образом, американцы максимально долго не смогут использовать взлетные полосы – сначала надо будет диверсантов уничтожить, а потом еще и самолеты оттащить. Пока все это будет делаться, камикадзе нанесут результативный удар – им не будут мешать неприятельские истребители.
Ki-21 идут на взлет
На вооружение десантников не скупились. Им выдали много автоматического оружия – как под пистолетный, так и под винтовочный патрон, а также легкие минометы. Поделили на отряды, каждый со своей специализацией. Но каждый при этом нес взрывчатку – чтобы вывести из строя как можно больше американских самолетов, в идеале – В-29.
Все идет наперекосяк
Вечером 24 мая 1945-го, накануне атаки камикадзе, 12 самолетов с диверсантами вылетели навстречу зениткам и американским истребителям. Их поддерживало полсотни японских бомбардировщиков, наносящих отвлекающие удары по тем самым аэродромам, на которые были нацелены десантники.
Четырём Ki-21 с диверсантами пришлось повернуть обратно – технические неполадки. Зато остальным досталось по полной программе. Американцы на ночных «Хеллкетах» с радарами разнесли атакующих в пух и прах – сбиты десятки атакующих бомбардировщиков и все самолеты с диверсантами.
Один, правда, сбили с неожиданным для себя эффектом. Изрешеченный, Ki-21 грохнулся на взлетно-посадочную полосы аэродрома Йомитан. Оттуда выскочили уцелевшие диверсанты – всего 11 человек. И принялись за свою работу.
Использовать свой шанс
Американцы таких фокусов из табакерки не ожидали. По всем законам военной логики, пилоты сбитого самолета должны были в худшем случае покинуть его и опрометью броситься в джунгли – туда, где их сложнее всего найти. Но из большого мертвого жука ринулось множество маленьких – и тут же принялось больно жалить.
Все это нужно было переварить. После чего открыть беспорядочную стрельбу – рассредоточившиеся японцы были, казалось, везде. На то, чтобы наладить более-менее внятные попытки организованно отловить и убить диверсантов, ушли десятки минут, а на полноценную очистку Йомитана от японцев — долгие часы.
За те полдня, что не действовал аэродром, десантники успели уничтожить 8 американских самолетов – правда, в основном «Корсары» и транспортники, ни одного из заветных В-29. Ну, и повредить удалось 26 штук – и вновь без ущерба тяжелым бомбардировщикам. Еще удалось убить аж целых 2 американца и ранить около двух десятков. Список японских успехов завершает сожженный топливный склад.
Кошки-мышки обошлись добравшимся до Йомитана японцам в 10 убитых диверсантов. Один, израсходовав боеприпасы и взрывчатку, умудрился сбежать в джунгли – полтора месяца спустя он дошел до своих и бодро отрапортовал о своих приключениях. Всего же «героические десантники» потеряли 99 человек – большую часть составили те, что были сбиты, не успев подлететь к своим целям.
«Размен» был, может быть, и не легендарный. Но, по крайней мере, диверсантам удалось нанести американцам потери, более-менее сопоставимые с собственными. По меркам 1945 года это был вполне себе успех, несмотря на провал концепции рейда как таковой. Но спасти Японию такие акции, конечно, не могли – было уже слишком поздно.
Автор:
Комментарии (0)