В годовщину Варшавской битвы в Польше заявили о спасении мира и победе над советской «цивилизацией смерти».
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
В середине августа в Польше прошли торжества, посвященные 97-й годовщине победы в Варшавской битве. Это сражение, произошедшее в период с 13 по 16 августа 1920 года, позволило остановить наступление Красной армии и стало переломным в Советско-польской войне 1919−1921 годов.
Как известно из учебников, начавшееся с последовательных побед, наступление красноармейцев захлебнулось под Варшавой из-за несогласованности действий красных командиров. Поражение большевиков обернулось контрнаступлением.
Точные потери красноармейцев неизвестны, но даже по самым заниженным оценкам в ходе Варшавского сражения погибли 25 тысяч бойцов, несколько тысяч человек пропали без вести. Более 60 тысяч бойцов Красной армии попали в польский плен и 45 тысяч были интернированы немцами. Всего же, как писал ранее «Ридус»,
Помимо людей, РККА потеряла тогда 231 орудие, 1023 пулемета, несколько тысяч лошадей, 10 тысяч обозов с амуницией, 200 полевых кухонь и огромное количество автомобилей (включая и бронемашины).
Польские потери, впрочем, тоже были довольно ощутимы — 4,5 тысячи убитых, 22 тысячи раненых и 10 тысяч пропавших без вести.
Варшавское сражение, названное «Чудом над Вислой», было включено британскими исследователями в список 18 наиболее выдающихся переломных битв в мировой истории.
Польша празднует победу
В современной польской историографии это сражение подается как «переломная битва в мировом масштабе», которая спасла Европу вместе со всей цивилизацией от «варварства коммунизма».
По случаю годовщины «Чуда на Висле» (так в Польше именуют победу в Варшавской битве) высказались представители политической элиты и католической церкви, большинство СМИ посвятило ей целые материалы.
Суть многих этих высказываний сводилась к тому, что Польша выступила в качестве спасителя мира от «советского зла».
Вот что заявил по этому поводу министр обороны страны Антоний Мацеревич: «Из этой жертвы выросла великая победа <…> та, что не угаснет уже в мировой истории, потому что эта битва хотя и названа 18-й битвой, решающей судьбу мира, для нас, живущих в XXI веке, является самой важной битвой. Без нее не было бы Польши, без нее не было бы Европы, без нее советские зло — цивилизация смерти — затопило бы уже весь мир», — сообщает
«Мало кто имеет право гордиться достижениями наших предков так, как Войско Польское. Вы в числе тех немногих солдат, которые могут сказать своим коллегам из НАТО, могут сказать каждому солдату в мире: наши предки завоевали для Европы и мира безопасность от большевистского нашествия. Это мы спасли Европу. Это мы сделали так, что мир не попал в ярмо коммунизма», — добавил он в обращении по случаю праздника Войска Польского, отмечаемого 15 августа в память о победе в ходе Варшавской битвы.
В подобном духе также высказался депутат Европарламента от ПиС Марек Юрек.
«Наши деды спасли мир, говорил это год назад, буду повторять всегда. Победили материализовавшееся зло, о котором в „Divini Redemptoris“ писал Пий XI (энциклика папы, обращенная против коммунистического учения. — Прим. „Ридуса“). Мир, однако, это зло осудить не хочет. Отвергает симптомы, методы, но не замысел, который Польша по крайней мере частично сорвала. Во время завтрашних торжеств нам не стоит, однако, зацикливаться на себе, эти мероприятия должны иметь международный характер и должны быть призывом к всеобщему осуждению коммунизма. От этого требования мы не можем отступить, как наши деды не отступили из-под столицы. Речь идет, впрочем, о том же самом: о безопасном мире для независимой Польши», — написал политик
Однако один из католических священнослужителей пошел еще дальше. Епископ епархии в Быдгоще Ян Тырава заявил в своей речи, посвященной празднику Войска Польского, что в Советско-польской войне произошло столкновение христианского мира с масонским.
Именно эта война была войной нового типа, это была не война между двумя государствами за территории, ту или иную подчиненность. Это была война именно между двумя мирами, которые родились один из Коронации (коронации Ченстоховской иконы, главной святыни Польши. — Прим. „Ридуса“) и от всей традиции, которая предшествовала ей, второй — из масонства и марксистских идей. В это время коммунизм был уже замечен как образование наднациональное, надгосударственное, которое должно было иметь континентальный охват, и даже мировой, которое воплощало идею строительства нового человека и нового общества,заявил епископ.
По его словам, «во имя этой идеи масонские круги на Западе в период Советско-польской войны бойкотировали поставки оружия в Польшу, чтобы ее в этот момент поддержать». Трудно предсказать, что было бы в случае победы России, отметил Тырава. По его мнению, «вероятно, Европа пережила бы то, что позже испытала, в частности, Камбоджа времен Пол Пота, в качестве эксперимента построения нового человека и нового общества».
Впрочем, на самом деле ничего нового польские политики и представители католической церкви не сказали. В своих речах они лишь использовали тезисы польской пропаганды 97-летней давности.
Чтобы это понять, достаточно посмотреть плакаты тех времен.
Неизменная пропаганда
На агитках без малого столетней давности перманентно представлена тема столкновения христианства с иудейством и масонством: практически всегда присутствует звезда Давида и распятый Христос с отрубленными руками.
«Снова в еврейские лапы? Нет, никогда!»
Листовка «С чем шли большевики?». У красноармейца звезда Давида на папахе.
«Или — или». Звезда Давида на папахе у всадника-красноармейца.
«За что бьется большевистский солдат. За что бьется польский солдат». Снова звезда Давида у красноармейцев.
«К оружию! Так выглядит польское село, занятое большевиками».
Тема «большевистского нашествия», «советского зла» и «цивилизации смерти» на плакатах раскрыта полностью.
«На помощь! Всё для фронта! Все на фронт!»
«Свобода по-большевистски».
«Большевистское чудовище несет Польше убийства, пожары и уничтожение. Кто хочет обеспечить мир Отечеству, пусть немедленно вступает в армию».
«Большевистское чудовище» с головами Ленина и Троцкого.
«Враг приближается — смотри, что несет!»
«Его (большевистского врага. — Прим. „Ридуса“) программа:
Запрягу вас, полячки,
В большевистскую тачку!
Тащить ее, ну-ка, псы!
Народ будет моим рабом,
Уже еду с грозным штабом,
Аж земля вокруг дрожит!
В красной чрезвычайке
Башкиры и китайцы
Будут править!
Комиссар с милиционером
Дадут волю своей нагайке,
Когда вызовут вас на суд!
Но! Тащить, пролетарии!
Совдепский пан вам приказывает
Ползать у его ног.
Уже путь недалек:
За труд и кровь вас ждет
Братство — братский гроб!»
«Хотите ли вы допустить, чтобы такое случилось с вашими женщинами и девушками? Всеми силами защищайтесь от большевизма!»
«Если сегодня ты не пойдешь на поле [битвы] с твоим братом солдатом, то завтра ты отдашь всё под большевистским кнутом».
«Большевики гуляют».
«Кто в Бога верит — на защиту Остробрамской (иконы. — Прим. „Ридуса“) под штандарт „Орла“ и „Погони“». («Орел» — польский герб, «Погоня» — герб Великого Княжества Литовского.)
Перевранная история и реваншизм
Следует отметить, что, говоря о спасении мира и Европы от «большевистского нашествия», в Польше стыдливо умалчивают о том, что произошло до того, как советские войска появились под Варшавой.
Сразу после восстановления независимости в 1918 году польское руководство своей основной целью поставило восстановление страны в границах Речи Посполитой 1772 года.
Сначала польские войска разгромили Западно-Украинскую Народную Республику и присоединили территорию Галиции, ранее входившую в состав Австро-Венгерской империи, после чего вступили в конфликт с Советской Россией и поочередно заняли Вильнюс, Минск и Киев. И только после этого Красная армия начала наступление, в результате которого оказалась под Варшавой.
К годовщине Варшавской битвы в польском Newsweek было опубликовано интервью с историком Томашом Наленчем. В ходе беседы, когда эксперту задают вопрос: «Кто начал Советско-польскую войну?» — тот пытается уйти от ответа, говоря, что «мы не знаем, кто это сделал», однако при этом заявляет: «Мы считаем, что на нас напали большевики». Тем не менее фактом является то, что именно поляки начали первыми захватывать российские территории, и, таким образом, они являются ответственными за развязывание войны.
Более того, в интервью историк делится планами, которые хотело реализовать польское руководство во главе с Юзефом Пилсудским: на территории России предполагалось создать блок государств от Финляндии до Кавказа, для которых Польша была бы «великим патроном».
При этом, несмотря на все крики про большевистскую угрозу для мира и Европы, для польских правителей совершенно не имело значения, какой была бы Россия: красной или белой. По мнению историка, Польша в любом случае стояла бы во главе блока этих государств.
«Скорее, (Польша была бы. — Прим. „Ридуса“) великим патроном независимости ряда европейских государств, которые бы нас и всю Европу отделили от России, безотносительно того, какой бы она была, красной или белой», — отметил он.
А на вопрос: «Должна ли была быть Россия?» — Наленч ответил следующим образом: «Должна была быть, но урезанная до Княжества Московского, такого, как в начале XVII века».
Итак, можно резюмировать.
Во-первых, именно Польша несет ответственность за развязывание Советско-польской войны, а во-вторых, в этой войне Польша боролась не с большевизмом, а воевала прежде всего против России. И все нынешние заявления про борьбу с «цивилизацией смерти» и спасение мира от большевистского нашествия — не более чем пропагандистская шумиха.
Более того, победа в Варшавской битве до сих пор дурманит голову некоторым кругам в Польше. Так, один из журналистов предложил через три года, к столетию Варшавской битвы, повторить ее триумф в отношении России.
«Перед нами новое большевистское нашествие. Путин является институциональным потомком Андропова и Дзержинского, он гордится чекистской родословной, мечтает о восстановлении советского влияния, использует советские методы: агентуру, политические убийства, перевороты. Россия — это банда олигархов, которым до недавнего времени давали звание Героя Социалистического Труда и вручали ордена Ленина. А Польша — это по-прежнему европейская твердыня, которая объясняет этому пресытившемуся Западу, что в Сибири быстрее вырастут апельсины, чем демократия. Через три года исполнится ровно век Варшавской битве — все указывает на то, что триумф нужно будет повторить. Не в военном отношении, а в политическом, и снова духовно. Западную Европу нужно будет лечить от 600-летней наивности в отношении Кремля, Восточную Европу вытаскивать из-под московского кнута. Праздник Войска Польского — это урок, который нам напоминает об антисоветской миссии», — отметил журналист Якуб Августин Маевский на странице консервативной газеты Niezalezna.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на прошедшие сто лет, намерения некоторых правящих польских кругов не меняются.
Комментарии (0)