ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ПСЕВДОЕВАНГЕЛИСТЫ. Евангелист Лука.
В старину у язычников многих народностей были свои собственные богини смерти в мифологии. Их боялись и поклонялись, чтобы уберечь свой дом от болезней и горя, связанного с утратой близких. Наши предки не являлись в этом плане исключением. Богиня смерти у славян носила имя Марена, которое сокращено звучало как Мара. На санскрите слово «mara» обозначает «уничтожающий», «убивающий». Корни данного имени тянутся к индоевропейскому «мар/мор», связанному с мором и эпидемией. Отметим, что богиня смерти в мифологии славян имела отношение не только к переходу в мир мертвых, но также и к ритуалам вызова дождя и к сезонным периодам воскресения и умирания природы.
Образ Мары
Генеалогия По версии одного из мифов, Мара – это дочерь Черного Змея, который охраняет переход по Калиновом мосту из Яви в Навь, и внучка Ящера, отца вселенского зла и владыки подземного мира. Мужем ее является Кощей (один из образов Чернобога), который по отцу приходится ей родным братом. От него богиня смерти родила дочерей: Ледяницу, Немочу, Водяницу, Замору, Снежану и других, связанных с неурожаем, умиранием, мором скота и т.п.
Образ Мары
В славянских поверьях отношение к данному персонажу носит двойственный характер. В одних мифах богиня смерти предстает в виде сгорбленной старухи с распущенными и длинными волосами или косматой высокой женщины, одетой во рвань и все черное. В других же сказаниях, Марена – это красивая темноволосая девушка в белой или красной одежде, которая порой появляется среди зреющих хлебов. Из этого можно сделать вывод, что для славян богиня смерти не была ни доброй, ни злой. Для предков она была воплощением не столько ночного кошмара, сколько судьбы, от которой зависели перемены в жизнях обитателей дома. С одной стороны, она приносит смерть, но вместе с тем она же и дарует новую жизнь. Любимым занятием Марены является рукоделие. Причем древние славяне считали, что она использует в пряже нити судьбы живущих на земле существ. В зависимости от того, как они будут вплетены в создаваемый богиней узор, произойдут те или иные переломные моменты в жизни. А если нить будет обрезана, то человек или другое живое существо прекратит свое существование.
Способности Мары
Славянская богиня смерти умеет прекращать ход времени, как локально, так и в глобальных масштабах. Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара – это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время.
Как поклонялись богине смерти В честь Марены не было принято возводить храмы. У богини смерти было несколько постоянных мест, в которых ей воздавали почести. В то же время ритуалы происходили не просто так, на открытом месте, а у вырезанного из дерева идола. Кроме того, для этих же целей иногда на земле устанавливали соломенное изображение Мары, обложенное вокруг камнями. После того как обряд был завершен, все это разбиралось и либо сжигалось, либо выбрасывалось в реку. Почитали Марену 15 февраля, а в качестве дара ей приносили солому, цветы и различные плоды. Очень редко, лишь в годы больших эпидемий, в жертву богине смерти приносили животных, лишая их жизни непосредственно у самого алтаря. - Читайте подробнее на FB.ru:
№ 82. Евангелист Лука. Там же [19, с. 101] помещен еще один портрет, который, как предполагают, принадлежал евангелисту Луке (рис. 173). А. А. Бычков пишет об этом персонаже: «ЛУКА – автор “Евангелия от Луки”, изображался в виде быкоголового крылатого человека либо крылатым быком» [19, с. 101]. Поскольку нам уже встречались изображения славянского языческого бога с головой коровы, например в скульптурах из Словении, можно сразу сказать, что они принадлежат богине болезней и смерти Маре. Поэтому мы можем атрибутировать данное изображение как портрет Мары.
Рис. 173. Зооморфный лик Мары
Чтение подтверждает данное предположение, поскольку между рогами в прямом цвете однозначно читается слово МАРА. Штриховка в данном случае читается плохо, и я могу что-то сказать только о словах, начертанных справа от нимба. При обращении в цвете я могу прочитать там только два слова: БОГ МАРА. Однако этого достаточно, чтобы подтвердить первое чтение и окончательно согласиться с произведенной атрибуцией.
Читаются буквы, которыми обозначены глаза Мары, как МАСТЕРСКАЯ РОДА. Это – весьма важная надпись, ибо она помогает понять, что ни о каких портретах евангелистов речь идти не может в принципе; мы имеем дело с произведением мастерской языческого храма Рода, и, следовательно, перед нами – действительно портрет богини Мары и только Мары. По всей видимости, слово ЛУКА появилось как плохо прочитанное слово МАРА, когда данное изображение попалось на глаза христианам. Именно тут и была сложена вторичная легенда о христианской принадлежности портрета, ибо к тому времени иконография языческих божеств была прочно забыта. Если бы речь шла о портрете только Мары, скорее всего, его выпустили бы в мастерской Мары; однако была изготовлена серия из четырех портретов разных богов, и эту функцию взяла на себя мастерская храма Рода. Мы пока еще не знаем в деталях, как различались функции мастерских тех или иных языческих храмов при изготовлении различных богослужебных предметов. В данном случае можно лишь сказать, что перед нами находятся круглые иконки богов Яра и Мары. Выполнены они весьма тщательно и по качеству изготовления превосходят аналогичные глиняные, сланцевые и шиферные иконки христианских святых того же времени. Вероятно, выпуск иконок был возложен на мастерскую храма Рода, которая прежде была известна как мастерская по производству орудий бытового и производственного назначения. Вероятно, внутри самой мастерской имелись различные цеха по производству продукции своего профиля, так что цех по изготовлению сельскохозяйственных орудий не был похож на цех по производству столярной и слесарной продукции, и от них, разумеется, отличался цех по производству иконок, в котором непременно трудились мастера-художники. На продолжении этой же штриховки читается и слово СКЛАВИНОВ. Тем самым отмечен славянский этнос: данную иконку произвели не руги, не реты, не лужицкие сербы или поморы, но склавины.
Весьма интересна надпись на шее, которую я не только обращаю в цвете, но и поворачиваю направо на 90. Тут читается одно, но весьма важное слово: АРКОНЦЕВ. Следовательно, данная продукция была произведена не в безымянной мастерской храма Рода, а в знаменитой Арконе на острове Рюген. Отсюда – великолепное качество изображения и тончайшая техника письма, вплетенного в штриховку. А предыдущее слово позволяет понять этническую принадлежность народов, населявших Аркону. Вопреки названию острова, который, видимо, связан с этносом ругов, в IX–X вв., когда были произведены данные иконки, этим населением были склавины, которые также населяли и другие области будущей Германии.
На штриховке слева от нимба без обращения в цвете можно прочитать слова АКШМИ-МИШКА, которые нам попадались и на предыдущей иконке. Теперь можно выдвинуть осторожное предположение о том, что перед нами находится имя мастера, создавшего этот комплект иконок (вероятно, бывшего одним из жрецов данного храма). Вторая часть имени сомнений не вызывает: это уменьшительная форма от имени МИХАИЛ. Когда нам попадались имена мастеров на средневековых изделиях Руси, мы обратили внимание на то, что настоящий мастер обычно писал свое имя и отчество или имя и фамилию в полной форме, и тогда обязательно упоминалось, что изделие создал МАСТЕР. Однако в ряде случаев вместо слова МАСТЕР упоминалось слово КОВАЛЬ или вообще отсутствовало слово, указывающее на профессию или уровень мастерства, и в этом случае мы предположили, что изделие создал подмастерье или ученик (хотя ни одного подобного слова нам на изделиях не встретилось). Зато имена в таком случае давались в уменьшительной форме. Исходя из этого, слово МИШКА можно трактовать как указание на то, что изготовитель не имел статуса мастера. Вместе с тем в более ранние эпохи указание на храм, в котором было произведено изделие, являлось наиболее полными сведениями об изготовителе. Однако в позднем Средневековье уже отсутствовали указания на храм, что позволяет предположить, что мастерские были частными, например МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА КОТОВА. Здесь же мы имеем как раз промежуточную форму: мастерская еще принадлежит храму, но внутри нее уже выделяется личность изготовителя, и, что еще интереснее, этот изготовитель не имеет статуса мастера.
Итак, иконку создал подмастерье или ученик МИШКА. Но почему АКШМИ? Это имя нам напоминает индийское ЛАКШ-МИ, но, судя по всему, данное имя имеет не индийское, а арабское звучание. В VII–VIII вв. Европа была завоевана арабами, и европейские рынки были заполнены продукцией арабских мастеров. Не исключено, что в данном случае изделие было создано арабом по имени АКШМИ. Однако славянами подобное имя не воспринималось, и поэтому из последнего слова и расположенных в обратном порядке букв первого слога было составлено понятное славянам имя МИШКА. Аналогию мы усматриваем в том, что в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» пленный француз по имени Vencente (с двумя носовыми звуками в имени) был переименован русскими солдатами в «Весенний», ибо произнести правильно по-французски данное имя они оказались не в состоянии.
Слева от правого плеча Мары при обращении в цвете можно прочитать слова МАСКА МАРЫ, что означает ЖРИЦА МАРЫ. А правее левого плеча Мары при обращении в цвете среди колосьев выделяется слово МИШКИ. На левом плече читается слово МАСКА, на складках ткани – дважды слово МАРА, и, кроме того, слово МАРА образуют буквы под руками и кисть левой руки. Хотя эти слова не добавляют чего-то нового, они подтверждают уже полученные сведения.
Комментарии (0)