Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э.В 7 веке на острове Рюген жило мощноеславянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii),основавши здесь, на побережье Померании,славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моряна торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром намысе Аркона.
Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.
Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя).
Топонимика Русского Севера.
«Остров на море лежит, Град на острове стоит…» А.С. Пушкин.
Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове:«Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает».» Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!
На острове Руяне,на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов —Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.
Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря.Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.
У северного склона горы в святилище Аркона находитсясвятой источник и к нему проложена дорожка.
«Другой остров расположен напротиввильцев (лютичей). Им владеютране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству.Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище.Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и,на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают,будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» — Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)
Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы.В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающийкурганные погребения северо-западной Руси.
По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.
Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen): (1)Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашлидвадцать (20) домов,с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие. Первые сведения о славянах.
(2)Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris).Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой.Святилищебога Святовитаохраняли 300 воинов-ругов.В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. Збручский идол как модель славянской Вселенной.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.«Ругии — многочисленный и могущественный народ,живший в северной Германии, по берегу моря,между Одером и Вислой.Во время переселения народовРугии присоединились к готами переселились в области по среднему течению Дуная.
Готы (лат. Gothi,Gotthi, греч. Γότϑοι, Γόϑοι) — племена восточных германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по Нижней Висле. С конца II века начали передвижение на юг и юго-восток к границам Римской империи, которых они достигли в III веке, ив район Приазовьяи
в Крым. В III веке в союзе с другими племенами осуществляли вторжения в провинции Римской империи.
В V веке
Ругии подчинились Аттилеи сопровождали его в походе в Галлию;сделавшись после смерти Аттилы вновь свободными,жили в нынешней Австрии. В царствование короля Фелетея (Фавы) Ругии распространили своё господство над Норикой, нов 487 г. Одоакрположил конец этому господству: «Фелетей был взят в плен, асын его, Фридрих,с остатками своего народа, пошёл костготамипобудил короля Теодориха к войне против Одоакра (489 г.).Вместе состготамиРугии переселились в Италию, не смешиваясь, однако, с ними; в 541 г.Ругии попытались избрать себе особого короля, Эрариха, но он вскоре был убит готами. После падения остготов исчезают и Ругии.»
На обширных территориях, примыкающих к южному побержью Варяжского (Балтийского) моря жили и другиезападные славяне — ободриты или бодричи (Obotrites), вильцы (Wiltze), волыняне (Wolins), померане (Pomerians), лютичи.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Что касаетсярелигии бодричей, то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян, более развившаяся, чем славян восточных, изменила этот характер на воинственный. Так,главное божество бодричей Святовид,святилище которого находилосьв Арконе, на о. Рюгене, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.»
В земле славян-редарей, находился городРидигост(Riedigost — Ретра) святилище, покоившееся, вместо фундамента, на рогах зверей. Наружные стеныхрама Ретрыукрашены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь; внутри же храма стояли истуканы богов, снабженные полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя.Главнейший из богов храма Ретры был Сварожич (Zuarasici).
КромеРадигаста уредерян и бодричей,в земле Староградской (Aldenburg), почиталсяСива (Шива) у полабских славян.
Самым большим почётом пользовалсяСвятовит в Арконе, на острове Руяне,славившийся своим оракулом.В сравнении со Святовитом,все прочие боги признавались лишь полубогами. Славянскому языческому богу Святовиту ставили храмы во многих других местах.
Святовит же считался богом богов.В его честь язычники ежегодно закапывали одного христианина; в пользу храмаСвятовит в Арконе ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских прибалтийских земель. Даже приезжие купцы обязаны были, прежде чем приступить к совершению продаж или покупок,принести Святовиту в жертву часть драгоценнейшего своего товара.Славяне верили, что всякое счастье исходит от доброго, а всякое несчастье—от злого бога; поэтому они называли злого бога — Чернобогом.
Подробное описание идолаСвятовита и знаменитого Арконского храма, оставил нам очевидец разрушения этого храма,Саксон Грамматик(ум. 1204 г.). «Город Аркона,— пишет он, — лежитна вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою,.. с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытаяплощадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько повеличию бога,которому здесь воздвигнут был кумир.Вся внешняя сторона храма блистала искусно сделанными барельефами различных фигур,но безобразно и грубо раскрашенными.
Только один вход был вовнутрь храма, окруженного двойною оградою: внешняяограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя — из четырёх крепких колонн,которые, не соединяясь твердою стеною,увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлею. В самом храме стоял большой кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили к груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих заднихголов одна смотрела направо, а другая налево; волосы и борода были подстрижены коротко;и в этом, казалось, художник соображался с обычаем руян.В правой руке кумир держал рог из различных металлов,который каждый год наполнялся вином из рук жреца, для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которою кумир опирался в бок, подобилась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов дерев и так искусно были соединены с коленями, что только при точном рассматривании можно было различать фуги.
Ноги Святовита стояли наравне с землею,их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями; более всего поражал воображениемеч огромной величины, которого ножны и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою…Для содержания кумира Святовита каждый житель острова Руяна вносил монету.
Богу Святовиту отдавали третью часть добычи и хищения, веря, что его защита дарует успех; при храме в Арконе содержались триста лошадей и столько же всадников,которые всю добычу вручали верховному жрецу Святовита. В ремеслянных мастерских делали различные украшения для храма; сокровеща храма сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпурных одежд, но от ветхости гнилых и худых.
В храме Арконы можно было увидеть множество общественных и частных даров, пожертвованных благочестивыми обетами требующих помощи, потому чтокумиру Святовита давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали Святовиту свои дары с благоговением,и король Датский Свенонпринёс в дар чашу искуснейшей отделкидля умилостивления бога…
При храмеСвятовита в Арконе был совершенно белый конь, с длинным хвостом и гривой, которую никогда не стригли. Тольковерховный жрец храма мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Славяне верили, чтона этом белом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища;конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеною и грязью, как будто он воротился из дальней дороги».
В книге «
Божества древних славян«, гл. II. ЖЕРТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ Западных славян, Фаминцын А. сообщаетрассказ Гельмольдао жертвоприношениях: «Жрец по указанию жребия, то есть посредством гадания, определяет праздники, которые должны быть отправляемы в честь богов. Сходятся мужчины, женщины и дети и воздают богам жертвы, состоящие из быков и овец; очень многие приносят в
жертву и людей, именно христиан, так как они убеждены, что христианская кровь приятна богам». По заклании жертвы, жрец пил кровь её, в убеждении, что она сообщает ему дар прорицания.«Храмову службу, — продолжает летописец, — они исполняют с необыкновенным тщанием и благоговением». ( Chron. I, 52; 12).
Бог Святовит имел своибоевые значки (Signa) или знамёна, под ними руги воевали против врагов Рюгена (Rugieris). Главнейшее из знамён Святовита называлось Станица (Stanicia).
«Оно было, —говорит Саксон Грамматик, —отлично по величине и цветуи почитаемо народомруянскимпочти столько, сколько величие всех богов.Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское,и всё считали себе позволенным. С нимони могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым,всех пенатов руяиских разрушать и сжигать, —и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». К числу боевых значков принадлежали и орлы.
Первосвященник Арконы решилдолжен ли народ идти на войну или нет.
Празднества в честь бога Свитавита проходилив день осеннего равноденствия, по окончании жатвы,в обряде служения Святовиту в Арконском храме, на капище жрецы приносили в жертву богу жертвенных молодых животных. Храм-святилище Аркона был украшен рогами различных жертвенных животных. Археологические раскопки показали, что здесь были жертвоприношения не только животных, но и людей.
Фаминцын А. Божества древних славян. Гл.I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами.Святовит же считался богом богов.В честь Святовита руянеежегодно закапывали христианина (т.е. совершалось человеческое жертвоприношение); в пользу его храма ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских (балтийских) земель.
«Святовит имел свои боевые значки (Signa) или знамёна. Главнейшее из них называлось Станица (Stanicia). «Оно было, —говорит Саксон Граматик, —отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, ивсё считали себе позволенным.С ним (с богом боговСвятовитом) они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым,всех пенатов руянских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».
Судя по свидетельству Саксона Грамматикана острове Руян было ещё три языческих славянских святилища. В другом городе острова Руяна — Коренице (Karentia (Garz), на южной оконечности Рюгена (Rьgen), по свидетельству Саксона, было три храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Ругевита (Ruge-viet — бог Рюгена), о семи лицах: семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой меч, вынутый из ножен, идол держал наголо в правой руке, и был он крепко прибит к ней гвоздём. Ругевит (Rugevit; Rugeviet) был славянским богом войны.
В другом храме острова Руян находился идол Поревита, о пяти головах, и в третьем—идол Поренута о четырех лицах, а пятое лицо было на груди.
Книтлинг-сага, давая идолам в Коренице названияРинвита, Турупида и Пурувита, упоминает ещёо двух руянских идолах— ?иза-мара и бога побед Черноглава, онизображался с серебренными усами.(Срезневский. Яз. богосл. 53.)
Имена различных богов принадлежат также пантеону богов
венедов, славянских жителейбалтийского (варяжского) побережья.
Высшие классы, вПомераниибыла обращены в христианствов 1128 году, под влиянием миссионеров епископаОтто из Бамберга. Языческие обряды продолжали совершать в среде беднейших классов, иязыческие храмы на острове Рюген (Rьgen) существовали до 1168 или 1169 года, даже после смерти герцога Никлота (Nyklot) в 1160 году.
Некоторыепровинции Дании, до правления короля Вальдемара I, платили даньранам (руянам), что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. В ходе этих войн раны (руяне) утратили свою независимостьв 1168 году, их культовая крепость Аркона была разрушена, святилище Святовита уничтожено.
Изображение языческого бога Святовита на камне в христианском соборе св. Вита
15 июня 1168 годадатский король Вальдемар-1 коварством и хитростью овладел крепостью на острове Руян. Захватчики разграбили святилище Святовита, осквернили и сожгли капищев день Святого Вита.Король Вальдемар-1 приказална месте святилища Святовита воздвигнуть христианский храм Святого Вита, используя при строительствекамни старого языческого храма.
Храм Святовита в Аркона была разрушена датским королём Вальдемаром и его христианским советником Абсалоном (Absalon) в 1169 году.
Как утверждают датские летописи,князь руян Яромар (Яромир) стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственноеобращение руян в христианство.
В 1234 году руяне освободились от датского владычестваи расширили свои владения на побережье современной немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания, основав город, известный ныне какШтральзунд (по-поморски Strzélowò, по-польски Strzałów).
На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясениеи часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегомушла на морское дно.
Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики
В 1325 годуумер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительницаговорившая по-славянски—Галицина.
Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтомухристианские церкви строили на древних языческих капищах,а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капищеязыческого Святовитабыло превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.
В эпоху борьбы с язычеством и насаждениемхристианства в Британииизвестен епископ со странным славянским именем СвитунВинчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля862 годаи погребённый у стен строившегосяВинчестерского собора.
Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и15 июля 971года монахиперенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) исвятому Свитуну (Saint Swithun).
Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).
Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.
В 1005 годуепископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходяиз Винчестерского собора, епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора-голову Св. Свитуна, умершего в 863 году. ЕпископЭльфеах был убит викингами в 1012 году. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу,излечивающую раненых в бою воинов, калек и возвращающую зрение слепым.
До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux),который начал отмечать праздник св. Свитуна
В Норвегии в 1125 году святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke)в Ставангере(Stavanger) и хранились мощи святогоСвитуна(старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) из Винчестера. Интересное сходство имёнSwīþhūn = Свидун и «SviðurrokSviðrirer ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurrat vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»); — из Перечняимён Одинав Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: *
Woðanaz — «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН);Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)
Именнопод знамёнами Святовитавойны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, какОдин бог войны, которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонностьОдина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla).
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)