игр и Евфрат дали жизнь очень похожей и одновременно непохожей на
Египет цивилизации Междуречья. Сходство здесь снова идет от климатических условий. Земля Месопотамии похожа на оазис, расположенный опять-таки в пустыне. Посмотрим на карту. Северо-восточная часть - горы Армении и Тандурека, распадающиеся на несколько параллельных горных цепей, которые отделяют Междуречье от высокого Иранского нагорья. Высота этих гор - 3-4 тыс. метров (самая высокая вершина Ку-и-Дена достигает 5200 м), и стоят они сплошной стеной, постепенно снижающейся к юго-востоку. Эта стена перехватывает все влажные западные ветра, которые становятся снегом в горах Армении, а летом извергаются вниз Тигром и Евфратом. Тигр и Евфрат несут с собой множество наносной земли, которая оседает, как только реки вырываются на равнину. Почти вся южная часть вавилонской долины сложена именно этой землей, и ее плодородие тоже легендарно, так же как и нильский ил. Но земледелие - непростая задача и тут. Во-первых, так же как и у Нила, разлив здесь - сезонное явление. Во-вторых, самую плодородную часть - устье рек - нужно защищать от постоянного
заброса соленых вод Персидского залива. Если заброс все же произошел, то места, где осталась горько-соленая вода, надо немедленно осушать, в противном случае это станет не только источником заболеваний, но и солончаком, не пригодным к земледелию. Никогда не пригодным. Вплоть до нашего времени. Для нормального земледелия здесь требовалась ирригация местности. Дело это было тут весьма непростым, поскольку стоило чуть увеличить подачу воды, как она просачивалась под землю и смешивалась с солеными грунтовыми водами (помните легенду, как Тиамат смешивала свои соленые воды с пресными водами Апсу в
лекции по драконам Ближнего Востока? Имеет смысл перечитать или прочитать эту лекцию для лучшего знакомства с мифологией этих народов). Дальше они выносились на поверхность полей, и мы снова получаем злостный солончак, где не только пшеница, но и сорняки просто не растет никогда. При недостатке же полива поля выгорали. Но эти трудности - как все мы знаем - были преодолены и даже с избытком: Шумерская цивилизация была первой цивилизацией, построившей искусственные судоходные каналы и начавшей торговать с соседними государствами. Некоторые из этих каналов до сих пор сохранились вблизи современной Джохи (или древней Уммы). Племя древнейшего Шумера пришло и взялось за обработку этой земли 6 тыс. лет назад, и по сей день оно представляет загадку для всех археологов своим происхождением. Дело в том, что если большинство языков Земли произошли от единого индоевропейского языка, то язык древнего Шумера не похож ни на какой другой. Иногда кажется, что это племя спустилось с неба, настолько странной культурой оно обладало. Даже внешность древних шумеров была весьма странной для этих мест: ровный овал лица, большие глаза... И все же именно эта цивилизация первой на земле подарила нам письменность.
Так же, как и в Египте, первые оседлые люди селились повыше от реки, которая разливалась самым загадочным и неожиданным, казалось бы, образом. К тому же, Евфрат постоянно менял русло и спокойный сегодня участок мог завтра оказаться залитым водой. Урожай в ту пору снимался только с открытых участков суши (т.е. там, где ничего не росло, что требовало тщательного выпалывания или выпиливания). Шумеры начали освоение земель, где рос только тростник, и получили сразу два прекрасных материала - глину и собственно тростник. Металла, руд, деревьев в регионе не было, поэтому как жилье, так и стены крепостей, пришлось строить из кирпичей. Так же как для Египта священным растением оказался папирус, так же для Междуречья и Шумера благодатной оказалась сама земля. Для того чтобы писать, нужно чтобы материал отображал разное давление от "ручки", т.е. пишущего инструмента. Таким материалом в Шумере оказалась мягкая глина Междуречья, которая легко после обжигалась, а после смешивания с асфальтом становилась твердой, как камень. В результате шумерские таблички сохранились в течение 6 тысячелетий и по-прежнему вполне читабельно выглядят. Шумеры акклиматизировали под местные условия ячмень, рожь и пшеницу. Генетики предполагают, что родина этих растений - Средиземноморье, но, кажется, шумерские племена пришли из других мест. Выдающийся генетик Н.И.Вавилов доказал, что дикая пшеница, растущая на берегах Аравийского полуострова, никак не может быть предком наших обычных твердых и мягких сортов пшеницы. Твердые сорта происходят из Эфиопии, а мягкие - из предгорий Гиндукуша. Это, вроде бы, позволяет предположить, что шумеры принесли некоторые злаковые с собой из других земель. Правда, повторю, никто не знает из каких. Итак, две цивилизации - Египет и Шумер оказались перед необходимостью делать одно и то же с точки зрения земледелия. Очень похожие задачи породили и очень похожие цивилизации. Сходство Шумера и Древнего Египта бросается в глаза, но это безусловно две РАЗНЫЕ цивилизации, просто развивавшиеся похожим образом. Кстати, и там, и там первые города образовывались в самом устье рек и постепенно двигались вверх, к истокам, что породило похожую структуру государства. Но тут начались и отличия. Египет - довольно изолированная страна. Набеги на него были возможны только из устья Нила или со стороны Нубии и других африканских племен. С востока и запада Египет защищен самой географией. В Междуречье же это никогда не было так. Почти сразу с северных гор спустились и стали селиться Аккадские племена, которые не только перехватили способ сохранять знания с помощью табличек, но принесли свой язык. История не донесла до нас информации о серьезных столкновениях между Шумером и Аккадом, но через полтора тысячелетия шумерская цивилизация полностью растворилась в Аккаде. Вероятно, это смешение произошло относительно мирным путем. Тем временем кочевники обнаружили лакомую добычу, и рядом с Междуречьем образовалось целое государство(!) разбойников - Элам, живших тем, что могли "откусить" от земледельцев Шумера и Аккада. (Хотя были ли они на самом деле разбойниками, сказать сложно, ведь шумерские и аккадские хроники к эламцам, скорее всего, были небеспристрастны) Началась эпоха смен правителей, народов и цивилизаций... Уже в 4-м тыс. до н.э. образуются города-государства - Ур, Ниппур, который можно считать столицей, Лагаш и Эриду. Проходит тысяча лет, и земледельцы учатся выплавлять металл из меди, которая у них вся привозная и метеоритного железа(!). Я обращаю внимание на этот факт, однозначно говорящий о катастрофической бедности запасов железных руд в регионе. Но климат планеты продолжал меняться после последнего ледникового периода, и на племена, удобно устроившиеся в самых устьях Тигра и Евфрата, стала давить засуха. Легенда об убиении Тиамат Мардуком отражает факт переселения племен шумера и Аккада чуть севернее - в Среднее Междуречье. Болота же, образовавшиеся в южной части страны (между Амарой на Тигре, Эн-Насирией на Евфрате и Бacрой на Шатт-эль-Арабе), остаются нетронутыми по сей день, поскольку их освоение сопряжено с трудностями, непреодолимыми пока даже для нашей цивилизации. Правда, я бы сказала, что не только заболоченность и заселенность почвы привела к такой проблеме, поскольку очевидно, что Шумер как-то научился решать эту задачу. Скорее всего, непрерывные атаки с севера, востока, запада и даже с юга (с моря) привели к тому, что государство вынуждено было наращивать военную силу, тем самым отвлекая людей от земледелия. Чувствительная к любым изменениям почва той местности не вынесла уменьшения заботы о ней, и люди были вынуждены сместиться севернее.
Существует список из того, что шумеры сделали первыми на Земле, и он весьма внушителен. Открытие колеса, гончарного круга, бронзы, цветного стекла, создание древнейших календарей, библиотечных каталогов и рецептурного справочника принадлежит шумерам. Они первые составили правовые кодексы и придумали арифметику. Они впервые вычислили продолжительность года и площадь геометрических фигур. Они первыми создали профессиональную армию. Они создали первые в мире художественные книги.
После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, - Вавилония и Ассирия. Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом. С этого момента тяжело отследить одно государство от другого, но в основном это Ассирия, которая в какой-то момент (во времена правления царя Асархаддона в 680-700 гг. до н.э.) захватывает все окрестные страны, включая Египет, и удержание этих стран становится главной проблемой ассирийских царей. Проблема была острой и неразрешимой: они не смогли удержать захваченное, и уже через 50 лет Египет освободился. Тем временем власть в стране придет к царю Ашшурбанапалу, который сделает великое дело для всей нашей цивилизации - он создаст
величайшую библиотеку древности, куда в частности скопирует и Энуму Элиш, и эпос о Гильгамеше... И именно оттуда мы получим большинство древнейших текстов.
Когда на армянских горах таял снег, Евфрат и Тигр выходили из берегов и заливали всю низменность. От таких разливов почва получала необыкновенное плодородие. Для зашиты городов и селений от наводнения вавилоняне строили плотины, а для правильного орошения провели целую сеть каналов, которые притом же служили прекрасными путями сообщения.К северу от Вавилонии на левом берегу Тигра лежала гористая Ассирия, с главным городом Ниневией. В ассирийской народности преобладал элемент семитический, а в вавилонской — кушитский. В соседстве с Вавилонией, к востоку от нее (в Сузиане), лежало древнее царство Эламское, где также заметны сильные следы кушитской культуры.
По сказаниям Библии, Вавилон был основан исполином Нимвродом, потомком Ноя.
Вообще рассказы древних писателей о первоначальной истории вавилонян и ассирийцев содержат много легендарного. Особенно такими вымыслами украшена память Семирамиды,супруги и преемницы Нина. Рассказывали, что, будучи уже женой одного ассирийского полководца, Семирамида пленила царя Нина своим умом и красотою, и он взял ее себе в супруги; что после его смерти она управляла государством с необыкновенною славой и продолжала завоевания своего мужа; достигнув же глубокой старости, передала власть сыну Нини-асу, а сама скрылась неведомо куда. Но самое существование Нина и Семирамиды подвержено сомнению. Поводом к легендам о Семирамиде, как предполагают, послужила жена одного ассиро-вавилонского царя, которая называлась Сомурамат и жила несколькими веками позднее легендарной Семирамиды.
Другие полагают, что ассирийцы в образе Семирамиды олицетворяли свою главную богиню Иштар.
Вооруженная, крылатая Иштар со львом на цепи; в верхнем углу — восьмиконечная звезда, символ богини
Народы, вошедшие в состав Ассирийской монархии,неохотно переносили чужое иго и стремились от него освободиться, некоторым подвластным племенам удавалось возвратить свою независимость. Однако Ассирийское царство успевало не раз оправиться от упадка и снова становилось грозным для соседей благодаря энергичному, воинственному характеру ассирийцев.(Замечательны своими походами против Финикии, Палестины и Египта ассирийские цари Туг-лат-Паласар, Салманасар, Саргон, Синахериб — он же Асархаддон или Ашшурахиддин — как это имя донесли клинописные таблички.) Наконец это царствобыло уничтожено соединенными силами вавилонян и мидян. Последним ассирийским царем считается Сарданапал,
Последним ассирийским царем считается Сарданапал, или Сарак, изнеженность и роскошь которого вошли в пословицу; греческие писатели рассказывают, что он всё время проводил в забавах среди своего гарема, даже наряжался и румянился, как женщина. Когда его столицу осадили мидий-ский царь Киаксар и вавилонский Набополассар, Сарданапал отчаялся в спасении, велел на площади у своего дворца сложить огромный костер и поставить на нем просторный покой, куда снесли груды золота, серебра и других царских сокровищ; потом туда взошел царь со своими женами и приказал зажечь костер. Но по другим известиям, Сарданапал геройски защищался против мидян и вавилонян, и только после трехлетней осады Ниневия была взята и разрушена (около VI века).
Ниневия
С падением Ассирии возвысилось Вавилонское государство, где утвердилась халдейская династия. (Халдеи — племя, пришедшее с севера, с гор Армении, и покорившее Вавилонию. Халдеев относят некоторые ученые к туранскому племени, в Вавилонии они смешались с семито-кушитами.) Процветание этого государства начинается со времен Набополассара,
а в царствование знаменитого его сына Навуходоносора (собственно Набу-Кудур-Уссур) оно достигло высшего могущества и славы (604—561).
На севере и востоке Вавилония граничила тогда с сильною Мидийской монархией, поэтому Навуходоносор обратил свое оружие на запад, против небольших государств Сирии, Финикии и Палестины. Кроме своих завоеваний, Навуходоносор прославил себя великолепными постройками, которыми он украсил свою столицу Вавилон.
Этот город был необыкновенно обширен и имел вид четырехугольника, каждая сторона которого тянулась на двадцать верст. Обширность его, впрочем, происходила от того, что дома не строились тесно, как в наших европейских городах, а обыкновенно окружались просторными дворами и садами. Город был обведен глубоким рвом и такими толстыми стенами, что по ним свободно могли ехать рядом шесть колесниц; по стенам возвышалось множество башен, и на каждой стороне было по нескольку железных ворот. Посреди города протекала река Евфрат.
На одном берегу ее находился храм главного бога Бела, имевший вид высокой четырехугольной ступенчатой башни,
а на другом берегу стоял царский дворец, с так называемыми «висячими садами». Они были разведены
Битва ассирийцев с арабам». Фрагмент рельефа дворца на огромных каменных террасах, засыпанных землею, и орошались водою, проведенною из Евфрата. Говорят, Навуходоносор велел воздвигнуть эти искусственные холмы для своей любимой супруги Нитокри-сы, которая была родом из горной Мидии и скучала при виде однообразной Вавилонской равнины.
Религия вавилонян была почти такая же, как у финикийцев: они поклонялись светилам небесным, и главный бог — Ваал, иначе называвшийся Бел,символизировал солнце, а главная богиня Иштар (Ас-тарта), символизировавшая луну, называлась также Белита, или Мелита. В храме Бела стоял его золотой идол, на алтарях курились драгоценные благовония и приносились жертвы;семьдесят жрецов назначены были служить при этом храме. Один из иудейских пророков (Варух) такими словами обличал вавилонских жрецов, которые пользовались суеверием толпы ради собственных выгод: «На головы этих идолов возлагают золотые венки, но случается иногда, что жреиы похишают у своих богов золото и серебро и обращают его в свою пользу». «Они продают жертвоприношения, снимают с идолов принесенные в дар одежзы и одевают ими своих жен и детей».
Главные божества в разных городах Вавилонии назывались по-разному, например, Иштар, или Мелита, называлась еше Анаита,Бела звали Меродах и Небо.
Ваал. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891)
Бог Эль, отец одного из Ваалов (богов). Некоторые специалисты выводят слова Аллах и Элохим из слова Эль.
Жрецы вавилонские, сохранившие за собой по преимуществу название халдеев, с высоких башен наблюдали за течением небесных светил. Такие наблюдения научили их определять положение солнца в разные времена года и делить год на двенадцать равных частей (им приписывают изобретение зодиака). По положению звезд они старались гадать о будущем и потому слыли в народе за прорицателей; они же лечили болезни с помощью заклинаний и чудодейственных предметов (талисманов).
Земледелие и торговля достигли у вавилонян значительного процветания. Вавилон лежал на большом торговом пути между Индией и Финикией и служил главным перевалочным пунктом для товаров. Здесь толпилось всегда множество иностранцев; отсюда, может быть, и происходил обычай вавилонян выносить больных на торговую площадь, чтобы проходящие могли давать им полезные советы. Из вавилонских изделий славились на всем Востоке хлопчатобумажные материи и прекрасные ковры. Ни один древний народ не жил с такою роскошью и великолепием, как вавилоняне.
Они любили натирать себя благовонными маслами, одеваться в яркие ткани, носить дорогие перстни, трость с набалдашником в виде цветка или птицы. Нигде не была так распространена и страсть к многоженству, как здесь. Конечно, говоря о роскошной жизни, надо подразумевать преимущественно жителей столицы и вообще высший класс.Геродот рассказывает, что в Вавилонии был странный обычай продавать невест с публичного торга. Для этого раз в голу в каждой деревне собирали девушек. Продажу начинали с самых красивых, которых наперебой раскупали богатые юноши, а дурные доставались беднейшим и получали в приданое деньги, вырученные за первых.
Знаете ли вы, что в древнем Вавилоне за то, чтобы взять в жёны красавицу, платили женихи? А за взятых в жёны дурнушек платили уже, наоборот, женихам. И так своеобразно, но эффективно решалась проблема получения мужа абсолютно для всех невест.
Эдвин Лонг, "Вавилонский аукцион невест" (1875 г.)
Этот интересный исторический факт достаточно популярен в Рунете, но рассказ о нём почему-то обычно приписывается Плутарху и подаётся так анекдотично, что в достоверность верится с трудом.
Однако мне стало любопытно. И после некоторого времени поисков в сети оказалось, что об этом обычае действительно рассказывает древнегреческий историк, но только вовсе не Плутарх, а Геродот в своей «Истории».
Цитирую:
«Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать, и начиналась продажа невест.
Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда её продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую после неё по красоте… Очень богатые вавилонские женихи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек…
После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой безобразной девушке или калеке и предлагал взять её в жены за наименьшую сумму денег, пока её кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек.
Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь не позволялось, а также нельзя было купленную девушку уводить домой без поручителя. И только, если поручитель установит, что купивший девушку действительно желает жить с нею, её можно было уводить домой. Если же кто не сходился со своей девушкой, то по закону требовалось возвращать деньги.»
Как вам такой обычай? Геродот, кстати, называл его одним из лучших обычаев вавилонян...
После Навуходоносора Вавилонская монархия существовала недолго.Изнеженные вавилоняне не могли устоять, когда на них напало храброе, суровое племя персов, и были завоеваны персидским царем Киром (53S).
Холмы, покрывающие те места, где находились Ниневия и Вавилон, в XIX веке были раскопаны европейцами.
Вавилон около 600 г. до н. э.: схематический рисунок центральной части. Вид со стороны Западного города.
В них открыты остатки храмов и дворцов, массивные колонны и резные каменные фигуры; особенно замечательны колоссальные крылатые быки с человеческими головами, они ставились по бокам дворцовых входов. Стены дворцов покрыты скульптурными украшениями или рельефами, которые изображают разные сцены из ассиро-вавилонской жизни, а именно: религиозные церемонии, царскую охоту, войну, торжество царя над побежденными народами и тому подобное. Рельефы эти искусно вырезаны на камне и нередко раскрашены растительными красками. В гористой Ассирии уцелело больше памятников, нежели в низменной Вавилонии: в последней не было камня, и постройки производились по большей части из кирпича, который с течением времени превратился в мусор.Ассирийско-вавилонские памятники часто покрыты так называемой клинописью. Клиновидные письмена служаттеперь главнейшим и достовернейшим источником ассиро-вавилонской истории. Любопытно то, что эти письмена в некоторых чертах подтверждают рассказы Геродота о
восточных народах и особенно известия о них Библии. В этих письменах найдено, между прочим, предание о потопе, очень сходное с библейским. Источники ассиро-вавилонской истории: Геродот, Библия, Страбон и Диодор Сицилийский. Кроме того, вавилонский жрец Бероз (живший в III веке до н. э.) написал по-гречески «Вавилонскую историю», от которой дошли до нас только некоторые отрывки. В 1842 году маркиз Ботта, французский консул в Мосу-ле, начал по соседству с городом производить раскопки на месте древней Ниневии и открыл упомянутые выше остатки дворцов. Затем такие же изыскания предпринял англичанин Лэйярд. Наиболее важные памятники найдены возле Хоросабада и Нимруда. Многие из найденных там скульптурных произведений находятся теперь в Лувре и в лондонском Британском музее.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)