Великие князья Киевские
Киевские князья — правители и . В ряде шёл процесс оформления титула « » , однако он был прерван и, в отличие от , не сохранился
Существует несколько названий государства, преобладавших в литературе в разное время, — «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство».
Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением и в и , в соответствии с которым древность заканчивается к середине 1-го тысячелетия н. э. с угасанием традиционной античной культуры. Применительно к Руси под древностью обычно понимается так называемый домонгольский период с IX — до середины XIII веков.
Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века , пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Одним из первых его использовал в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения
Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями,
как «Червонная Русь»,
«Суздальская Русь» и др. В таком же значении термин употребляли
(«Русь Киевская»,
«Русь Черниговская»,
«Русь Ростовская
Или
Суздальская») , и .
Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение — одной из стадий русской истории и государственности. В этом случае киевский период обычно заканчивали 1169 годом, что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир . использовал этот термин несистематически, иногда сочетая узкогеографические и хронологические рамки и отличая «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской», иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период . У , и других авторов начала XX века термин стал использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян в эпоху, когда Киев был общим политическим центром. В украинской националистической историографии того же времени уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других центров и периодов в истории Руси. Основоположник украинской исторической школы им почти не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому). У Грушевского «Киевская Русь» продолжила себя не в Ростово-Суздальском периоде, а в истории Галицко-Волынского княжества XIII века и литовско-польском периоде ХIV—ХV веков. Современные украинские историки упрощают схему М. Грушевского, изображая «Киевскую Русь» государством, созданным украинским этносом и принадлежащим исключительно ему .
Окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944) . Уточняя значение термина, Греков отмечал следующее :
«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле „империи Рюриковичей“, соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».
В те же годы другой частью советских историков ( , , ) в научный оборот был введён термин «Древнерусское государство» (первоначально прилагательное писалось со строчной буквы, вскоре стало именем собственным). Среди советских историков активно им пользовались и представители его школы . В настоящее время термин «Киевская Русь» постепенно выходит из употребления .
жителей в летописях обозначается словом , в то время как множественное число выражалось формами , либо (люди) .

Комментарии (0)