Мнение отдельных читателей и мнение автора
Недавно была опубликована последняя
Указывая на проблемы с войсками связи, автор в качестве одного из виновников этого назвал Генштаб:
До отмобилизования частей связи РГК связь в звене управления «фронт – армия» в начальный период войны предполагалось организовать за счет сети Народного комиссариата связи (НКС). Такой подход, принятый Генштабом, был одной из причин поражения войск ЗапОВО и ПрибОВО в приграничных сражениях из-за потери управления войсками… Планируя ведение боевых действий в начальный период войны, в Генштабе не придавали значения возможным проблемам со связью в приграничных округах в этот период.
Похожее мнение высказывал маршал связи И.Т. Пересыпкин и другие руководящие работники войск связи. Однако эти слова вызвали ряд осуждающих сообщений в комментариях к 4-й части статьи и в личной почте. Давайте рассмотрим одно из таких сообщений:
Очередной передерг автора статьи, которые сознательно вводит читателей в заблуждение, потому что «такой подход» был принят не Генштабом, а правительством страны, которое не выделяло средств для организации собственной системы связи НКО из-за того, что в стране просто не хватало финансов на создание такой системы. Уже по итогам войны в более позднее время минобороны сумело создать полностью автономную систему связи, так что обвинять Генштаб в отсутствии финансов [не стоит]…
Малограмотное заявление, потому что за вопросы связи в НКО отвечало Управление связи КА… Нельзя все промахи предвоенного строительства валить на Генштаб, хотя бы в силу того, что в НКО было двадцать управлений, и каждый должен заниматься своим делом.
Автор подозревает, что такого же мнения придерживается и много других читателей, которые не высказали свою точку зрения. Поэтому он решил более развернуто рассмотреть этот вопрос, т.к. это причина внесла немалый вклад в разгром приграничной группировки наших войск. По мнению автора, Генштаб (начальники Генштаба и сотрудники Оперативного управления) слишком много времени уделяли вопросам отражения нападения и последующего наступления по территории противника. Тщательно проводили расчеты потребного количества дивизий, артиллерии, авиации, танков, ресурсов для замены потерь и совершенно не понимали, как должна быть организована связь. Для них это была второстепенная проблема...
Иметь множество мехкорпусов с огромным количеством техники и оценивать сколько они перемолотят вражеских войск – это было интересно и нужно им. Оценить сколько увезут мехкорпуса с собой горючего, припасов, как будут танки наступать в 3-х эшелонах – это тоже было интересно. А вот как именно грамотно применять эти корпуса, руководство КА и округов плохо представляли.
Похожая ситуация была с зенитно-артиллерийскими частями и истребительными частями, которые придавались командованию ПВО. Все понимали, как это нужно сделать, но до начала войны не удосужились развернуть систему постов воздушного наблюдения частей ВНОС. На территории всех приграничных армий имелось всего по четыре ротных наблюдательных пунктов и один батальонный пункт. Такое их количество не позволяло своевременно информировать части ПВО и истребители на аэродромах о маршрутах пролета немецких самолетов. Не редко немецкие самолеты засекались только при заходе для атаки на аэродромы. Уже к полдню начались проблемы с проводной связью и эффективность постов ВНОС даже после развертывания (18 постов для каждой роты ВНОС) резко снизилась. Накануне войны были развернуты только посты отдельных батальонов ВНОС 29-го (КОВО) и 44-го (ПрибОВО) (подробнее в
Руководители Красной Армии о проблемах со связью
Начальник связи ПрибОВО генерал П.М. Курочкин, характеризуя довоенную методику боевой подготовки штабов и руководящего состава войск связи армейского и окружного звеньев управления, указывал одну из причин, которая привела к потере управления войсками в первые дни войны:
Связь в районе учений и маневров подготавливалась всегда заблаговременно, за 2–3 недели. Для обеспечения связи на маневрах, проводимых в каком-либо одном военном округе, собирались многие части связи из других округов. Широко применялась общегосударственная связь. Вся подготовленная связь использовалась только для оперативного управления войсками.
Что же касается связи, необходимой для управления ПВО, ВВС, тылом, то она или не учитывалась вовсе, или ее организация изучалась на специальных занятиях, на которых вопросы обеспечения связи для оперативного руководства не разбирались, т.е. опять создавались благоприятные условия.
При таких условиях командиры и штабы свыкались с тем, что организация связи не представляет никаких трудностей, в их распоряжении всегда будет связь, и не какая-нибудь, а именно проводная. Не эта ли создаваемая в мирное время видимость благополучия в обеспечении связи привела к тому, что общевойсковые командиры и штабы пренебрегали трудностями в организации связи, встречавшимися на каждом шагу с самого начала войны? Не являлось ли это одной из причин, приводивших к большим затруднениям в руководстве войсками, а часто и к полной потере управления…
Не только командиры и штабы звеньев управления «фронт-армия-корпус» не понимали трудностей организации связи в начальный период войны, но и не в меньшей части это не понимали и в Генштабе. Возможно они не могли свыкнуться с мыслью, что война может создать проблемы со связью и все пойдет совершенно не так, как они запланировали… Напоминаю вам, что начальнику Генштаба с марта 1941 года в числе прочих управлений подчинялось и Управление связи КА, т.е. он был прямым начальником для начальника связи КА! Г.К. Жуков:
Начальник войск связи КА генерал-майор Н.И. Галич докладывал нам о нехватке современных средств связи и об отсутствии достаточных мобилизационных и неприкосновенных запасов имущества связи… Приграничный Западный военный округ располагал радиостанциями только на 27%, КОВО — на 30%, ПрибОВО — на 52%. Примерно также обстояло дело и с другими средствами радио — и проводной связи.
Перед войной считалось, что для руководства фронтами, внутренними округами и войсками резерва Главного командования в случае войны будут использованы преимущественно средства НКС и ВЧ НКВД. Узлы связи Главного командования, Генштаба и фронтов получат все нужное от местных органов НКС. Но они, как потом оказалось, к работе в условиях войны подготовлены не были…
В воспоминаниях называется конкретные виновники этой проблемы:
Сталин недостаточно оценивал роль радиосредств в современной маневренной войне, а руководящие военные работники не сумели своевременно доказать ему необходимость организации массового производства армейской радиотехники…
Разговоры по этим вопросам с НКС ни к чему не привели… Выслушав наши сообщения, С.К. Тимошенко сказал: «Я согласен с вашей оценкой положения. Но думаю, что едва ли можно что-нибудь сделать серьезное, чтобы сейчас же устранить все эти недостатки. Вчера я был у товарища Сталина. Он получил телеграмму Павлова и приказал передать ему, что при всей справедливости его требований у нас нет сегодня возможности удовлетворить его «фантастические» предложения…
Генерал Галич о связи
На сайте была опубликована интересная статья
Несмотря на ежегодный рост количества средств связи, поступающих в войска, процент обеспеченности средствами связи не только не возрастает, а, наоборот, понижается в силу того, что рост поступления продукции не пропорционален росту численности армии.
Большой некомплект средств связи на развертывание новых войсковых частей не позволяет создавать необходимые мобилизационные запасы на первый период войны… Все имущество, поступающее от промышленности, немедленно, «с колес» отправляется в войска. Если поставки промышленностью средств связи сохранятся на прежнем уровне и в имуществе связи не будет убыли, то для обеспечения полной потребности НКО без создания мобилизационных запасов потребуется по ряду номенклатур свыше 5 лет.
Нарком обороны и Генштаб занимаются вопросами разворачивания все новых соединений и объединений и их совершенно не интересует то, что эти войска не могут быть в должной мере оснащены средства связи! Можно ли было исправить такого положения? Да, о таких мерах также говорилось в Докладе:
- форсировать строительство и пуск заводов: телефонной аппаратуры в г. Молотове — Урал; танковых радиостанций г. Рязань; ...типовых радиодеталей г. Рязань;
— обязать: НКЭП в 1941 году производить телефонную аппаратуру на Краснодарском заводе «ЗИП»; НКЧермет СССР увеличить в 1941 году не менее как в два раза производство стальной луженой проволоки для выпуска полевых кабелей и освоить производство тонкой стальной проволоки диаметром 0,15-0,2 мм; НКЭП СССР организовать цеха ручных динамо-приводов на заводе № 266 с тем, чтобы довести выпуск данных машин в 1941 году до 10000-15000 штук;
— разрешить немедленно использовать для производства полевой телефонной аппаратуры завод в Тарту (Эстония), который до сих пор производил телефонную аппаратуру для Прибалтийских армий; и завод ВЭФ (Рига), располагающий весьма ценным оборудованием и квалифицированными кадрами;
— для нужд оперативной связи обязать НКЭП СССР освоить и поставить для НКО в качестве опытной партии в 1941 году 500 км 4-жильного пупинизированного кабеля с приспособлениями для размотки и смотки кабеля по образцу, закупленному в Германии и применяемому в немецкой армии;
— передать НКЭП СССР для производства полевых радиостанций следующие предприятия: Минский радиозавод НКМП4 БССР, завод «ХХ лет Октября» НКМП РСФСР; Одесский радиозавод НКМП УССР; Красногвардейскую граммофонную фабрику — ВСПК; здания завода Росинструмент (Павловский Посад) НКМП РСФСР с оборудованием их НКЭП ко 2-му кварталу 1941 г.; здания бывшего Виленского радиозавода в г. Вильнюс с использованием его для производства радиоаппаратуры с 3 квартала 1941 года;
– освободить заводы НКЭП СССР «Электросигнал» г. Воронеж и № 3 г. Александров от производства части ширпотреба, загрузив заводы военным заказом...
Начальник связи КА предлагал конкретные меры по существенному увеличению выпуска средств связи. Ниже мы увидим, что если грамотно обосновать Правительству СССР необходимость перевода предприятий на выпуск нужной для НКО продукции, то такие решения правительство поддерживало. Выделялись финансовые и материальные средства, разрешалось подыскивать предприятия для выпуска указанной продукции, выделялись средства на сверхурочные работы. Требовалось только понять проблему руководству КА и обосновать ее перед Правительством СССР! Руководство КА то ли не смогло убедить Сталина в необходимости увеличения выпуска средств связи, то ли само не понимало серьезности этой проблемы. Автор склоняется ко второму…
Руководители связи в округах о проблемах со связью
В 1941 году эта проблема в очередной раз была донесена до Г.К. Жукова. П.М. Курочкин:
Анализируя живучесть связи в Прибалтике, мы отмечали, что все основные линии проходят вблизи железных и шоссейных дорог, а, следовательно, могут быть разрушены при авиационных бомбардировках. Были весьма уязвимы с воздуха и основные узлы, размещавшиеся в крупных населенных пунктах или в районах железнодорожных пересечений, в то время как резервных не существовало… Обо всём этом начальник штаба округа генерал П.С. Клёнов докладывал в Генштаб…
Получается, что начальник штаба ПрибОВО в вопросах связи разбирался лучше начальника Генштаба. Сразу же после начала войны (в 4-00 22 июня) П.С. Кленов направляет шифротелеграмму начальнику Генштаба:
Слабыми местами связи округа, могущими вызвать кризис, являются:
1. Слабость фронтовых и армейских частей связи по численному составу и мощности относительно своих задач.
2. Необорудованность узлов связи армии и фронта.
3. Недостаточная развитость проводов из паневежисского и двинского узлов связи.
4. Отсутствие средств связи для обеспечения тыловой связи.
5. Слабая обеспеченность имуществом связи окружных, армейских частей связи и военно-воздушных сил.
Прошу: 1. Разрешить частичное отмобилизование фронтовых и армейских частей связи, отмобилизовав полки связи, линейные батальоны, эксплуатационные роты и эскадрильи связи…
30 июня П.С. Кленов будет отстранен от руководства и вскоре арестован. В числе прочих ему в вину будет поставлено отстранение от управления войсками… В предыдущей части была рассмотрена такая же ситуация с начальником штаба ЮФ генералом Шишениным, который также был отстранен от должности 30 июня. Штаб ЮФ в это время также был практически без связи: фронтовой полк связи начал прибывать к месту дислокации фронтового управления только с 1 июля…
В ПрибОВО (с 22 июня – Северо-Западный фронт) к вечеру 22 июня фронтовое управление потеряло связь с войсками. Т.П. Каргаполов (с 3.8.41 г. – начальник связи Северо-Западного направления):
Накануне войны начальники связи ЛВО и ПрибОВО имели в своем распоряжении весьма незначительное число частей и войск связи. Эти части не могли обеспечивать управление войсками в начавшихся 22.6.41 г. пограничных сражениях. Эти части не могли обеспечить потребности в кадрах военных специалистов связи для формируемых с объявлением мобилизации армейских и фронтовых частей…
8, 11, 14 и 23 армии, начавшие бои 22-26 июня 1941 г., имели в своем распоряжении для управления подчиненными соединениями в боевой обстановке только по одному армейскому батальону связи, со средствами связи на одно положение. Обеспечить бесперебойное управление при маневре батальоны связи этих армий из-за своей малочисленности и отсутствия необходимых проводных средств не могли. Они имели приличный состав радиосредств, но использовать радиосвязь для управления войсками в бою не могли штабы и командиры. Штабы округов и армий требовали для осуществления управления войсками, ведущими сражения, проводную связь (телефон, телеграф)…
Противник авиацией и диверсантами разрушал постоянные линии связи, а для восстановления их требовалась организованная сила в виде линейных частей связи – а ее в это время еще не было в распоряжении начальников связи округов и армий… Штаб ПрибОВО потерял проводную связь со своими соединениями к исходу 22.6.41 г… и после этого впервые восстановил проводную связь со своими подчиненными соединениями только 7-8 июля…
Такая же ситуация была и ЗапОВО. Расстрелянные начальники штаба и связи не оставили своих мемуаров. Возможно, что в них было не мало упреков по отношению к Генштабу… В
В середине дня 22 июня командующий Западным фронтом генерал Павлов доложил в Генштаб, что из имеющихся у него трёх радиостанций две полностью разбиты, а третья повреждена и не работает. При постоянных обрывах проводных линий связи, отсутствии данных о местоположении своих частей и частей противника — это была полная потеря связи с подчиненными войсками. Генштаб обязан был срочно исправлять эту ситуацию. Генералу Павлову пообещали прислать три новых радиостанции, но не прислали…
Д.М. Добыкин (начальник связи КОВО):
Ввиду того, что война началась внезапно, следовательно, сколачивание и боевая подготовка частей связи в период их отмобилизования фактически не проводилась… В мирное время штаб округа не уделял должного внимания подготовке КП в инженерном отношении в районе Тарнополя. Штаб расположился в городе и в первый день войны вынужден был выйти на неподготовленный КП… Основой всей проводной связи ЮЗФ являлась подготовленная в мирное время сеть проводов и узлов связи НКО и НКС.. В виду того, что авиация противника, особенно в первые дни войны, стремилась разрушить основные магистрали и узлы связи, в таких случаях связь обеспечивалась по обходным направлениям или переходили на радиосвязь, а также использовали подвижные средства связи…
События в КОВО были не такие критические, как в ПрибОВО или ЗапОВО из-за большой территории, большего количества войск КА и меньшего количества войск противника...
Предложения наркома обороны и начальника Генштаба правительству Союза ССР
Так кто виновен в потере управления войсками из-за проблем со связью в приграничных округах: начальник Управления связи КА, Генштаб или Сталин? Генерал Галич был отстранен от должности начальника Управления связи 22 июня, а 6 августа его арестовали. Генерал Галич точно не виноват в этом, так как в его докладе задолго до войны были обрисованы проблемы кризиса связи в начальный период войны и меры по исправлению ситуации. Виноват Сталин или Жуков? Можно ли было улучшить положение по увеличению выпуска средств связи и увеличить количество подготовленных кадров?
Записка наркома обороны СССР и начальника Генштаба КА в Политбюро ЦК ВКП(б) – И.В. Сталину и СНК СССР – В.М. Молотову о проведении организационных мероприятий по военным округам 4.07.1940:
Общее количество дивизий, имеющихся в настоящее время, является недостаточным. Чистых стрелковых дивизий, исключая танковые и моторизованные, предназначенных главным образом для наступательных действий, маневра и отражения контратак, мы будем иметь 148…, что совершенно недостаточно…
Считаю крайне необходимым теперь же сверх существующих… дивизий… создать еще 23 дивизии по 3000 человек каждая, как дивизии 2-го эшелона с месячным сроком мобилизационной готовности и довести, таким образом, общее количество дивизий до 200…
Целесообразно провести сокращение численности войск связи и дорожных частей — 20800 человек, т.к. необходимость в полевой связи и дорожно-эксплуатационных работах сократилась...
При проведении указанных мероприятий получается экономия…, что обеспечивает проведение организационных мероприятий по формированию 23 сд и перевод 3-х дивизий с 9000 человек на 12000 человек…
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Начальник Генштаба КА Маршал Советского Союза Б. Шапошников.
В июле 1940 года принимается решение о сокращении войск связи и доведения их до штатов мирного времени. Документ подписали начальник Генштаба Шапошников и Нарком обороны Тимошенко. Для них связь была не так важна. Мы же зная о последствиях такого решения, не стали бы сокращать войска связи. В Генштабе решили, что увеличение численности стрелковых дивизий важнее, чем иметь несколько развернутые части связи в приграничных округах. Ведь руководство НКО могло бы обосновать не сокращение войск связи, а увеличение общей численности КА. Главное было обосновать необходимость наличия полноценных частей связи на границе перед Правительством...
В другой ситуации НКО и ВВС смогли обосновать увеличение численности и вышло соответствующее Постановление СНК СССР от 25.07.1940:
СНК СССР постановляет: …10. На проведение вышеизложенных мероприятий разрешить НКО увеличить штатную численность ВВС КА на 60248 человек... Председатель СНК Союза ССР В. Молотов
К октябрю 1940 года Генштабу не хватает танков для поддержки пехоты и в соответствующей Запискенаркома обороны СССР и начальника Генштаба КА [не ранее 05.10.1940] говорится о формировании новых частей:
За счет существующей штатной численности КА – 18 танковых бригад, 20 пулеметно-артиллерийских бригад… и одного механизированного корпуса…
Подписал записку новый начальник Генштаба — генерал армии Мерецков. Его тоже все со связью устраивало. После анализа ситуации НКО выступает перед Правительством страны с просьбой об очередном увеличении численности КА и снова это не касается связи.
Записка наркома обороны СССР и начальника Генштаба КА в Политбюро ЦК ВКП(б) – И.В. Сталину и СНК СССР – В.М. Молотову об увеличении численности танковых частей и соединений [не позднее 11.10.1940]:
Прошу: 1. Разрешить приступить к формированию 25 отдельных танковых бригад со сроком окончания к 1.6.41 г.
2. Утвердить увеличение штатной численности КА для проведения указанного выше мероприятия на 49850 человек…
ПРИЛОЖЕНИЕ: Проект постановления КО при СНК СССР.
К записке даже прикладывается проект постановления КО при СНК СССР, а читатель нам говорил, что такого не может быть… Оказывается может быть, если понимать проблему и объяснить ее в правительстве. Руководство КА может обращаться в правительство с просьбой об увеличении численности КА. Требуется это только обосновать! И не просто предложить, а даже предложить проект постановления по этому вопросу.
5 ноября НКО и ВВС вновь обращаются в правительство с просьбой по увеличении численности и даже о дополнительном выпуске авто-тракторной техники сверх плана. Эта техника гораздо дороже телефонных или телеграфных аппаратов и кабелей для них.
Постановление СНК Союза ССР:
СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: …1. Увеличить численность ВВС КА на 173484человека…
9. Для обеспечения подготовки летно-технического состава в новых и расширяющихся военных училищах и школах отпустить НКО сверх планового отпуска в 1941 году:
…г) автомашин транспортных — 1493 штуки;
д) специальных машин – 1484 штуки;
е) тракторов – 362 штуки...
14.1.41 г. пост начальника Генштаба занимает Г.К. Жуков, и к середине февраля в правительство поступает новый документ с очередным увеличением войск КА. Это Записка НКО СССР и Генштаба КА в Политбюро ЦК ВКП(б) – И.В. Сталину и СНК СССР – В.М. Молотову с изложением схемы мобилизационного развертывания КА [не позже 12.02.1941]. Рассматривается значительное увеличение мехкорпусов (до 30), танковых (до 60) и моторизованных (до 30) дивизий. К чему столько войск? Снова это Сталин настоял? Нет, Г.К. Жуков не винит его:
В феврале 1941 года Генштаб разработал еще более широкий план создания бронетанковых соединений, чем это предусматривалось решениями правительства в 1940 году... И.В. Сталин, видимо, в то время еще не имел определенного мнения по этому вопросу и колебался. Время шло, и только в марте 1941 года было принято решение о формировании просимых нами 20 механизированных корпусов [новые мехкорпуса к уже существующим].
Однако мы не рассчитали объективных возможностей нашей танковой промышленности. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16,6 тысячи танков только новых типов, а всего около 32 тысяч танков. Такого количества машин в течение одного года практически взять было неоткуда, недоставало и технических, командных кадров...
Конечно же, танки и множество другой техники лучше, чем заниматься второстепенной проблемой со связью, которой может и не существовать... Только, как показали последующие события без связи эти громадные мехкорпуса только куча металлолома, которую оставили в приграничных округах… Стремительное разворачивание новых частей (я бы сказал бездумное) привело к выбору всего мобзапаса и по противотанковым 45-мм пушкам, которые в производстве на 1941 год не планировались. До февраля мобзапаса по противотанковым пушкам было достаточно.
22 февраля заместителю начальника Оперативного управления Генштаба был подготовлен документ, в котором говорилось о перспективах мехкорпусов. Девятнадцать корпусов считались боевыми 1-й очереди: с 1 по 12, с 14 по 16, 22, и с 28 по 30. Семь корпусов считались боевыми сокращенными 1-й очереди: 13 (на 22 июня 282 танка и 17809 человек личного состава), 17 (63 танка и 16578 человек), 18 (282 танка и 26879 человек), 19 (453 танка и 21651 человек), 20 (94 танка и 20391 человек), 21 (128 танков (без учета двух батальонов поступивших после 22 июня). Личного состава в 21-м мк без техники было столь много, что 17000 человек было оставлено в пунктах дислокации в лагерях) и 24 (222 танка и 21556 человек).
К мехкорпусам второй очереди относились: 23 (413 танков), 25 (300 танков), 26 (184 танка) и 27 (356 танков). Корпусами они должны были считаться к 1.1.42 г. Может быть было эффективнее танки и технику передать в другие корпуса и часть личного состава включить в другие соединения и части? Например, в этих соединениях было много технических специалистов и их можно было переучить на связистов? Или отправить в запас ценных технических специалистов, а призвать в стрелковые дивизии пехотинцев, пулеметчиков, минометчиков, артиллеристов и других? А также развернуть части связи приграничных округов? К сожалению в Генштабе думали о другом начале военных действий… Г.К. Жуков:
[Руководящие работники НКО и Генштаба] готовились вести войну по старой схеме, ошибочно считая, что большая война начнется, как и прежде, с приграничных сражений, а затем уже только вступят в дело главные силы противника. Но война, вопреки ожиданиям, началась сразу с наступательных действий всех сухопутных и воздушных сил гитлеровской Германии…
Внезапный переход в наступление всеми имеющимися силами, притом заранее развернутыми на всех стратегических направлениях, не был предусмотрен…
В Записке по схеме мобилизационного развертывания КА также говорилось:
Для повышения мобилизационной готовности и обеспеченности армии по наиболее недостаточным видам вооружения необходимо решить вопрос о дополнительном их размещении в промышленности… Мобилизационным планом 1941 года предусматривается проведение мобилизации по двум вариантам:
а) первый вариант предусматривает проведение мобилизации отдельных военных округов, отдельных частей и соединений, устанавливаемых специальным решением СНК Союза ССР — скрытым порядком, в порядке так называемых «Больших учебных сборов (БУС)». В этом случае призыв военнообязанных запаса, а также поставка приписанного к частям автотранспорта и конского состава производится персональными повестками, без объявления приказов НКО.
б) второй вариант предусматривает проведение общей мобилизации всех Вооруженных Сил Союза ССР или отдельных военных округов открытым порядком, т.е. когда мобилизация объявляется Указом Президиума Верховного Совета СССР…
Другими словами, по первому варианту, если это обосновать перед Правительством СССР, то можно провести мобилизацию отдельных частей. Например, частей связи приграничных округов еще до начала войны. Только необходимость их развертывания следует понимать руководству КА и требуется это обосновать перед Сталиным. Но никто этого не сделал… Громадные мехкорпуса смотрять ведь солиднее?... В феврале выходит Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане военных заказов на 1941 г. по боеприпасам» 14.02.1941:
СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить план военных заказов НКО, НКВМФ и НКВД на 1941 г. по комплектному выстрелу на снаряды, сухопутные мины, гранаты, авиабомбы и минно-торпедному
4. Для увеличения мощностей по производству элементов выстрела передать в систему Наркомбоеприпасов по состоянию на 1.2.41 г. следующие предприятия: Первомайский завод…, завод «Строймеханизмов» и Павшинский завод бетон.изделий (для организации производства железобетонных бомб). ОбязатьНаркомсредмаш, Наркомстрой и Наркомстройматериалов СССР разместитьна своих предприятиях гражданскую продукцию, снимаемую с передаваемых в Наркомбоеприпасов заводов…
5. Утвердить строительство нового снарядного и снаряжательного завода в г. Кирове по производству корпусов снарядов крупных калибров и их снаряжению…
Поручить Наркомбоеприпасов совместно с Госпланом в месячный срок подыскать завод для передачи в систему Наркомбоеприпасов под производство 37 мм зенитных корпусов снарядов.
Председатель СНК Союза ССР В. Молотов.
Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин.
Оказывается, для производства снарядов можно было перепрофилировать несколько предприятий и загрузить их выпуском снарядов. Можно было даже подыскать завод для производства 37-мм выстрелов. Ни кто не спорит, что производство снарядов важное дело, но средства связи, как мы видели, также были необходимы. А по предложениям генерала Галича – ни сделано ничего. Даже для предприятия производящего ширпотреб! Кто-нибудь может сказать, что проблема связи была понятна и ее решение очень волновала Генштаб? В марте 1941 года появились проблемы со взрывчаткой и этот вопрос быстро решается.
Из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) 27.03.1941:
Утвердить проект постановления СНК СССР «О производстве толуола»… Поручить Наркомвнешторгу принять меры к приобретению в 1941 году в Германии одной установки по получению тринитробензола.
Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин.
В апреле вновь формируются новые войска и для сохранения указанной численности КА уменьшается численность других соединений или они расформировываются. Конечно же, противотанковые бригады нужны, так же как и воздушно десантные войска! Возникает вопрос: а нужны ли они в таком количестве, как было заявлено НКО, и хватит ли на всех эти части техники? В Правительстве такой вопрос не задают: ведь военные должны знать, что они просят. Снова про связь военные не думают… А ведь прошло четыре месяца после Доклада Галича и Жукову уже пришел документ от начальника штаба ПрибОВО, но для Генштаба этой проблемы, вероятно нет…
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 23.04.1941:
ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить предлагаемое НКО формирование:
а) 10-ти противотанковых артиллерийских бригад РГК, каждую в составе…
б) 5-ти воздушно-десантных корпусов, каждый в составе…
2. Указанные в п.1 формирования провести за счет существующей численности КА, для чего:
а) расформировать 11 шеститысячных стрелковых дивизий… общей численностью 64251 человек.
б) расформировать управления 29 мк и 46 ск с корпусными частями, общей численностью 2639 человек;
в) переформировать 10 сд в горные стрелковые дивизии… сократив в связи с этим каждую стрелковую дивизию на 1473 человека;
г) перевести на новые (общие для всей КА) штаты корпусные артиллерийские полки и полки РГК Забайкальского военного округа и Дальневосточного фронта, сократив их в связи с этим на 30 человек…
3. Указанные в п.п. 1 и 2 мероприятия провести к 1.6.41 г…
5. Госплану СССР предусмотреть выделение НКО в течение 1941 года, сверх плана, для обеспечения указанных настоящим Постановлением мероприятий — 8225 грузовых автомобилей (из них 5000 автомобилей ЗИС-5), 960 тракторов СТЗ-5 и 420 тракторов «Сталинец»…
После 15 мая 1941 года в НКО подготовлен проект Записки наркома обороны СССР и начальника Генштаба КА Председателю СНК СССР И.В. Сталину с соображениями по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками:
...Прошу: 1. Утвердить представляемый план стратегического развертывания Вооруженных Сил СССР и план намечаемых боевых действий на случай войны с Германией;
2. Своевременно разрешить последовательное проведение скрытого отмобилизования и скрытого сосредоточения в первую очередь всех армий РГК и авиации...
В первую очередь отмобилизовать требуется все армии РГК и авиацию, а об войсках связи приграничных округов и частей РГК снова нет ни слова… В июне НКО выходит с новым предложением об увеличении численности КА в УРах, а ведь многие долговременные сооружения еще не скоро будут готовы и для них также нужны средства связи! И подземные линии связи! Военные обосновывают необходимость увеличения численности КА и Сталин вновь соглашается! Мы снова видим, что его можно убедить.
Постановление СНК СССР 4.06.1941:
СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить предлагаемое НКО СССР формирование частей для вновь строящихся укрепленных районов…
2. Формирование частей закончить к 1.10.41 г., проведя его в две очереди:
1-я очередь — на 45000 человек к 1.7.41 г.
2-я очередь — на 75000 человек к 1.10.41 г…
Через 10 дней новое постановление об УРах. Оказывается, если обосновать, то можно получить и новые фонды и разрешить сверхурочные работы. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 16.06.1941:
В целях ускорения приведения в боевую готовность укрепленных районов, СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЮТ:
а) разрешить Наркомату вооружения применение на заводах №№ 369, 69, 66 и 2 двухчасовых сверхурочных работ;
б) Наркомату вооружения выделить за счет своих фондов необходимое оборудование для заводов № 69 и № 4 и материалы для производства дополнительной программы по прицелам и перископам на заводах №69 и №349…
В тот же день начальник Генштаба пишет Записку о необходимости строительства планеров. Выходит, что это важная проблема, а связь — нет... Записка начальника Генштаба КА наркому авиационной промышленности 16.06.1941:
...Для обеспечения воздушно-десантных частей НКО необходимо в 41–42 годах следующее количество планеров… Всего на 1941 г. — 2000 шт…
Так как же можно обвинять в проблемах со связью (в частности с проводными линиями связи) правительство СССР? Ведь на порядки большие финансовые и материальные средства правительство Союза ССР и вся наша страна отдавала НКО, а руководство армии, плохо понимая проблемы, бездарно израсходовало эти ресурсы! Эти ресурсы можно было использовать более оптимально, но получилось как всегда... Зато, оказывается во всем виноват Сталин! Он плохо считал портянки, ружья и телефоны, не подумал, как применять мехкорпуса… Так кто же виноват: Сталин или Генштаб?
Автор:
Комментарии (0)