История,Альтернативная история,История России,СССР

Война миров или война с невежеством?

«Как отличить пришельца, принявшего наш облик и живущего среди нас от обычного человека? А вот как: если вы увидите, перед вами лысого мужчину, по голове которого ползает муха, а он на это никак не реагирует, знайте – перед вами точно пришелец, а кожа у него на голове это сплошной силикон!»

Отчего меняются точки зрения?

А взял я эту чушь из… своей собственной лекции о чудесах и загадках древних цивилизаций, которую в ещё в 1975 году в качестве лектора ОК ВЛКСМ читал в летних полевых лагерях студентам и колхозникам и, надо сказать, не без успеха. Да-да, в то время этим тоже увлекались, хотя и не в таких объемах, как сейчас. Но, став постарше, я начал более серьезно относиться к гипотезам, как своим собственным, так и в первую очередь к чужим, а главное – начал стараться сначала узнать все имеющиеся сведения по тому или же иному вопросу, а уж потом высказывать свое мнение. Причем узнавать не только то, что соответствует моей точке зрения, но и то, что ей противоположно. Аргументы как за, так и против!

Храм Надписей в городе Паленке. Пирамида.

Сегодня мы переживаем уход от тоталитарных, то есть всеобщих и выверенных партией точек зрения и отказ от единомыслия, и это хорошо. Но как всегда в любом процессе есть хорошее, а есть «побочные явления». Одним из них стало распространение всевозможных бредовых теорий, популярных среди людей с низким уровнем знаний и интеллекта (а таких, увы, много), которые, однако, с упорством, достойным лучшего применения, продвигают их везде и вся. А все беды, как известно, происходят от неполного знания и еще… от бедности. Увидел, что тебе показал Деникен или там Мулдашев и… уверовал. А поехать и посмотреть все самому средств не хватает. Поработать со старинными картами в архиве Морского музея в Барселоне? Языкам, как и Чапаев, не обучен. Вот и получается – неполное знание, делающее человека с неустойчивой психикой уязвимым. Ну, а примеров того, как подается информация адептами «тайных знаний», тьма-тьмущая. Но мы сегодня коснемся только одного: знаменитой плиты из Храма Надписей в Паленке, о которой до сих пор говорят порой вещи самые что ни на есть удивительные.


Храм Надписей. Собственно, храм.

Место действия

А было так, что ещё в 1948 году мексиканский археолог Альберто Руз нашел в джунглях мексиканского штата Чьяпас развалины древнего города майя Паленке (исп. – Крепость), а в нем высокую пирамиду с храмом наверху, получившим название Храма Надписей. А назван так он был поскольку его стены были когда-то украшены огромными плитами с многочисленными барельефами и 620-ю иероглифическими надписями, часть которых сохранилось до сих пор. О чём они говорят, до конца так и не выяснено, потому что сочетание слов-картинок и фонетических символов целиком еще не расшифровано. Однако очевидно, что они относятся к эпохам, удалённым от нас на тысячи лет, и содержат повествования о людях и богах — участниках событий истории майя. Кстати, город был заброшен уже в годы испанского завоевания. Кортес и другие испанские конкистадоры ничего о нем не пишут и совершенно явно не знали об этом городе. О существовании этого спрятанного в джунглях города европейцы ничего не знали до 1746 года.


Главная площадь города Паленке. Храм Надписей слева.

Сам храм построен на девятиступенчатой 20-метровой пирамиде, при этом его задняя сторона опирается на крутой склон горы. Когда Руз её обнаружил, пирамида с Храмом Надписей выглядела как заросший растительностью холм, так что потребовалось переместить огромную массу земли, прежде чем она предстала перед глазами археологов полностью.


Храм внутри. Теперь понятно почему его так назвали?

Удивительное погребение

Пол Храма Надписей покрывают большие и хорошо отшлифованные каменные плиты. На одну из них археологи сразу обратили внимание, поскольку на ней были два ряда отверстий, закрытые каменными пробками. Более того, массивные стены храма лежали на полу, и уходили куда-то вглубь. Это навело их на мысль, что под этим каменным настилом может находиться еще какое-то сооружение. Альберто Руз тут же начал копать и нашел уходящий вглубь пирамиды подземный ход, а, добравшись до самого «дна» в 1952 году, понял, что там находится склеп с захоронением.


Подземный ход внутри пирамиды.

Он имел около 9 метров в длину и 4 метра в ширину, а его высокий, сводчатый потолок уходил вверх почти на 7 метров. Конструкция этой подземной комнаты была столь совершенной, что ее сохранность оказалась почти идеальной даже через тысячу лет. Камни стен и свода были вытесаны с таким искусством, что ни один из них не упал со своего места. Стены склепа украшали гипсовые барельефы: девять богато разодетых фигур, по-видимому, символизировали Владык Ночи (в теологии майя — божества из подземных миров). Они были облачены в пышные костюмы, удивительно похожие друг на друга: головные уборы из длинных перьев птицы кетцаль, причудливые маски, плащи из перьев и нефритовых пластин, юбочки или набедренные повязки с поясом, сандалии из кожаных ремешков. Шея, грудь, кисти рук и ноги этих фигур были буквально унизаны различными драгоценными украшениями. О высоком положении этих персонажей говорили скипетры с рукоятью в виде головки змеи, маски бога дождя и круглые щиты с изображением бога солнца.


«Они все были пришельцы!» Барельефы Храма Надписей.

Пол склепа почти целиком покрывала прямоугольная плита размером 3,8x2,2 м и толщиной 0,25 м, сплошь покрытая тонкой резьбой. Края каменной плиты окаймляла лента иероглифов. Позднее Рус расшифровал две календарные даты. Они соответствовали 603 и 633 гг. н. э. Что же касается самой плиты, то она справедливо признана одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.


Вот она это плита! Но так на нее смотреть неправильно. (Национальный музей антропологии, Мехико)


Под плитой археологи нашли погребение мужчины лет сорока-пятидесяти, в изобилии снабженное украшениями из драгоценного нефрита. Кто это был? Правитель города? Великий жрец, причем столь великий, что его решили сначала похоронить и только уж потом построить над ним пирамиду и храм? Кто знает…


Правильно на нее смотреть вот так!

А как считают историки?

Одним из первых описание надгробной плиты, обнаруженной в пирамиде, дал советский историк В. Гуляев. А увидел он на ней вот что: «В нижней части нарисована страшная маска, уже одним своим видом напоминающая о смерти: лишенные мягких тканей челюсти и нос, огромные пустые глазницы и обнаженные клыки. Верх этой маски венчают четыре изображения, два из которых символизируют смерть, а два других, напротив, наводят на мысль о рождении и жизни (зерно кукурузы и нечто, напоминающее её початок либо какой-то цветок). На макушке этого чудовища сидит, откинувшись назад, молодой красавец в богатом головном уборе, украшенном драгоценностями. Он напряженно смотрит в направлении странного кpестообpазного предмета, который наверняка является стилизованным изображением почитающегося в культуре майя ростка кукурузы. Наконец, наверху этого кpеста-кукуpузы сидит священная птица кетцаль, длинные перья которой считались привилегией правителей и жрецов майя. А ниже расположены символы воды и два диска, на которых изображены маски бога Солнца». Однако он не заметил, что изображенный на плите персонаж очень похож на реконструкцию нефритовой маски, покрывавшей лицо умершего. Зато впоследствии это заметили другие.


Плита внутри гробницы. Оригинал.

«Дурные примеры» всегда заразительны!

И вот этот-то факт и натолкнул двух ученых — итальянца Пинотти и японца Мацумуpа (независимо друг от друга), на одну и ту же мысль, причем бредовую мысль, что, если на плите изображен реальный человек, то и окружают его тоже реальные предметы, а не какие-то мистические символы. После этого «разработка» этой идеи автоматически привела их к выводу о том, что рисунок на плите является детальным... чертежом некоего космического корабля! «Дурные примеры», говорят, очень заразительны и вскоре к их компании присоединился российский ученый В. Зайцев, а американский авиаконстpуктоp Дж. Сэндерсон даже заложил репродукцию рисунка с плиты в компьютер и дал ему «команду» преобразовать плоское изображение в объёмное. Так получилась кабина космического корабля с пультом управления и двигателем, извергающим пламя. При этом Сэндерсон еще и дополнил свои компьютерные распечатки несколькими штрихами, изобразив вдобавок ещё и внешнюю обшивку pакеты-носителя, в изображении на плите отсутствующую!


Плита, а под ней саркофаг. Реконструкция. (Музей Паленке)

Без Дэникена как всегда не обошлось…

Но наибольшую известность эта идея получила в интерпретации известного швейцарского писателя Эриха фон Дэникена. В своей книге «Колесницы богов» он заявил, что загадочная фигура в центре крышки — это космонавт, который сидит в кабине звездолета, и книга стала настоящим бестселлером. Причем, не мудрствуя от лукавого, он расположил рисунок не вертикально, а горизонтально, и тот сразу «заговорил» именно так, как того ему и хотелось!


Объемная прорисовка изображения на плите.

«В середине рисунка, — пишет Дэникен, — изображен сидящий человек, наклонившийся вперед. На голове у него шлем, от которого отходят назад повода или шланги. Перед лицом расположено устройство, напоминающее кислородный аппарат. Руки его манипулируют приборами управления. Правой рукой он нажимает на кнопку или клавишу, а левой — сжимает рычаг (это подтверждается тем, что на рисунке не виден большой палец). Пятка левой ноги покоится на педали. Обращает на себя внимание и то, что «индеец» одет весьма современно. На шее у него воротник свитера. Рукава заканчиваются вязанными манжетами-pезинками. На талии пристяжной пояс безопасности с пряжкой. Брюки облегают ноги, как рейтузы. А ведь приблизительно так и одеваются современные космонавты, когда они не в скафандрах».

Факты против гипотез

Впрочем, ещё раньше, а именно в 1968 году, советский писатель-фантаст А. Казанцев подробно изложил эту же самую гипотезу на страницах журнала "Техника - молодежи". Но если обратиться к реальным фактам, то они будут отнюдь не в пользу сторонников всех этих космических гипотез. Начать надо с того, что как в книге Дэникена, так и в статье А. Казанцева, изображения на каменной плите — крышке саркофага из Храма Надписей — даны в сильно искаженном виде. Обширные пространства её резной поверхности были специально залиты черной краской, многие характерные детали смазаны, а отдельные части картины (на самом деле никогда не связанные между собой!) соединены сплошной линией. Но самое главное – тот ракурс, в котором они изображали крышку саркофага: чтобы придать своему "космонавту" более естественную позу (наклон вперед и т. д.), оба автора намеренно поместили изображение в неверном, поперечном положении, тогда как на плиту нужно смотреть, стоя у ее нижней, то есть торцевой части.


Судя по скульптурам и барельефам майя очень любили изображать символы смерти… Она им, можно сказать, была просто «мама родная».

В результате подобного искажения многие детали скульптурной композиции - птица кетцаль, маска божества земли и др. — предстают перед зрителем в совершенно неестественном виде: вниз головой или боком. Если смотреть на рельеф саркофага правильно, то мы увидим, что изображенный там юноша сидит, заметно откинувшись назад, на спину и пристально смотрит вверх — на крестообразный предмет. Юноша облачен отнюдь не в "клетчатые штаны", как пишет Дэникен, — их майя не знали, а всего лишь в набедренную повязку. Тело, руки и ноги юноши обнажены, хотя и украшены браслетами и бусами из нефритовых пластинок. Наконец, все основные элементы изображения с крышки саркофага из Храма Надписей — крест ("древо жизни") с птицей наверху, маска чудовища земли и т. д. представлены в разных вариациях и в ряде других храмов Паленке.


Устройство гробницы внутри пирамиды Храма Надписей.

Но самый главный довод в пользу того, что на плите не изображен пришелец, связан с нелюбимой у нас простой логикой. Ну, скажите на милость, кому, будь он хоть трижды пришелец из космоса, понадобилось бы показывать дикарям-индейцам чертеж своего космического корабля, а самое главное, при этом еще объяснять это им так, чтобы они это поняли? Ну не глупость ли предполагать такое? «Не мечите бисер перед свиньями, и не попрут его ногами!» — написано в Библии и именно этим-то, по-моему, все раз и навсегда сказано!

Автор: В.Шпаковский


Источник: Война миров или война с невежеством?
Автор:
Теги: война Мир невежество 1948 антропология

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ларионова Татьяна
Интересно кто сказал как нужно смотреть правильно на эту плиту? Там что указатель был?
Автор определенно тот самый рептилоид, которые как известно среди нас уже давно.
Nina Alekseeva 
Если есть предметы, имеющие верх-низ, тогда и положение плиты понятно.
Ирина Алпатова
Что означают изображения женских грудей, находящихся над "маской смерти" или плодов очень на женские груди похожих? Что означают изображения чего-то по три кружка, периодически возникающие на плите то здесь то там? Что означают две маски с вполне человеческими лицами в верхней части плиты? Если цель статьи показать нам, что от положения изображения меняется наше восприятие картины в целом - цель достигнута - да, меняется. Что касается гипотез, то предполагаю, что их может быть значительно больше, чем изложено в статье.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства