После того, как нами читатель ознакомлен со статьями «Долг платежом красен» и «Троянская война», самое время более подробно ознакомить его и с теми, кто участвовал в Троянской войне.
Начать, лучше всего, с троянцев.
Ахейцев принято считать индоевропейским этносом, в то время как троянцев – доиндоевропейским. В то же время, лингвистами высказано предположение о том, что троянцы, а вместе с ними и ликийцы с хеттами, принадлежали к народам лувийско-хеттского языкового единства [1], являясь западной (балканской) ветвью индоевропейской языковой группы и состоявщих друг с другом в языковом родстве. Подтверждают такую догадку археологические данные. Еще в 1995 г. в Илионе нашли бронзовую печать с надписью — первый письменный памятник, встреченный здесь. Надпись выполнена иероглифами на лувийском языке. Получается, что за полторы тысячи лет до новой эры лувийский язык был широко распространен на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты. Но говорили ли на нем троянцы? По одной находке это не определить.
Сам Корфман уверен, что жители Трои-VI по происхождению были лувийцами — одним из индоевропейских народов, который наряду с хеттами переселился в Анатолию. Многие из предметов, обнаруженных в Трое, скорее принадлежат этой восточной, анатолийской культуре, нежели греческой цивилизации.
Обращено было внимание и на оборонительные сооружения Илиона, которые напоминали анатолийские укрепления, а вовсе не микенские: книзу стены расширялись, вверху же, возможно, были зубчатыми; по периметру их высились башни-надстройки. Оборонительный ров также хорошо вписывается в общий — «восточный» — облик Илиона: именно в Центральной Анатолии и Северной Сирии, а никак не в микенской Греции можно встретить подобные крепости с хорошо укрепленным и тесно застроенным Нижним городом. Характер жилищ также типичен именно для анатолийской архитектуры. Хеттско-лувийского происхождения и культовые предметы, найденные в Илионе. Так, перед южными воротами Илиона еще и сегодня видны четыре стелы, установленные на мощном каменном постаменте,— у хеттов они служили символами бога — покровителя города. Наконец, на кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Такой способ погребения характерен для хеттов, а вовсе не для западных народов той эпохи. До позднеминойского периода, то есть до 1400 г. до н.э. греки предавали тела покойников земле [2]. Та же картина наблюдается в захоронениях и в микенскую эпоху.
А теперь об ахейцах.
Как не стараются лингвисты, но ахейцев им в языковом отношении ни как не удается надежно втиснуть в круг народов, разговаривавших на индоевропейских языках. Все попытки причислить их к этой группе являются ни более чем натяжкой, обусловленной стремлением показать преемственность населения догомеровской Ахейи с населением Эллады. Кое-какую информацию дают греческие предания, но и здесь не все так просто. По той причине, что вопрос языковой принадлежности ахейцев важен для понимания причин противостояния в Троянской войне, заглянем поглубже в прошлое Греции.
Первое известное население Греции – это пеласги [3]. Появление этого этноса в Греции обычно связывают с Пелопом, который считается выходцем с территории Малой Азии (территория будущей Лидии). Временем появления пеласгов на Балканах признается 2200 год до нашей эры [4]. Это время считается и временем появления минийской культуры. Причины переселения пеласгов следует связывать с формированием Хеттской державы, ведшей войны с представителями местного кавказоязычного населения. По этой причине, выходцев из Малой Азии, чьи потомки и стали называться пеласгами, следует причислить именно к представителям кавказской языковой семьи.
Следующим мифическим персонажем, обосновавшимся в Аттике – был Кекроп. Кекроп хоть и считается аборигеном этих мест, то есть пеласгом, но ознакомление с его деятельностью, позволяет несколько по-иному взглянуть на этническую и языковую ситуацию в Древней Греции. Тут стоит обратить внимание на то, что Кекроп назван первым человеком, который признал Зевса верховным богом. Учитывая же тот факт, что согласно мифам родиной Зевса был Крит, то Кекропа, конечно же, следует признать-таки пеласгом, но такое событие следует оценивать как появление части минойцев на территории Материковой Греции. То есть, смену пантеона в Аттике следует связывать с началом экспансии минойской культуры на материк. Датой появления Кекропа в Аттике (появление в Аттике минойцев) обычно называют 1581 год до нашей эры. Но, тут появляется еще одна неувязка - автохтонное население Крита (лелеков), Геродот в языковом отношении не причислял их к ахейцам, ни к эллинам. Получается, что если в Аттике во времена Кекропа и появилась еще одна группа населения, то языковая ситуация от этого не поменялась: население продолжало оставаться не индоевропейским.
Следующим этносом, пришедшим на территорию Материковой Греции (в Беотию), были выходцы из Финикии во главе с Кадмом. Датой их появления в Беотии обычно называют 1518 год до нашей эры. При этом, нужно иметь в виду, что в момент переселения кадмейцев в Беотию и на Кипр, ни население Кипра, ни население Ливана еще не знало индоевропейского языка. То есть, население Кипра и Ливана на тот момент, в лучшем случае, можно назвать частью Хаттского (кавказоидного) или, что более вероятно, Хурритского мира, но уж ни как не Индоевропейского. Следует предположить, что именно с появлением кадмейцев на территории Балкан началось формирование этноса ахейцев. Интересно одно замечание, сделанное археологами: во внешнем облике ахейцев просматривается больше негроидных черт, нежели европеоидных. А это еще одна загадка ахейской Греции. Хотя, здесь есть свои возражения.
Четвертой этнической группой, прибывшей на территорию Материковой Греции (в Арголиду (Аргос)), были выходцы из Египта во главе с Данаем. Датой их появления в Арголиде обычно называют 1510 год до нашей эры. В языковом отношении данайцев следует причислять к хамитам. Именно с появления данайцев на территории Греции и связывают начало формирования этноса данайцев. Надо полагать, вместе с выходцами из Египта в Грецию попала и технология строительства пирамид. Одна такая пирамида как раз и находится в Аргосе (пирамида Эллинико).
Поскольку в остальное время (вплоть до начала Троянской войны) других миграций на территорию Ахейской Греции (Ахейи) не было, то ахейцев следует признать этносом, представители которого не использовали в своей речи язык индоевропейской языковой семьи: их можно назвать кавказцами, можно назвать хамитами, но ни как не индоевропейцами. (См.: Пирамида Эллинико в Аргосе.).
Ситуация усугубляет и то, что археологи ни как не могут назвать время миграции индоевропейцев на территорию современной Греции и, самое главное, не могут указать, откуда и из какого места такая миграция происходила.
Но, языковая ситуация, воссозданная нами на основании письменных источников, не является полной. Тут стоит обратить внимание на исследования генетиков.
В результате исследований мтДНК [5] и Y-хромосомных гаплогрупп, установлено, что современные критские греки по материнской линии представлены такими гаплогруппами как H (43,2%), T (18,9%), K (16,2%) и I (8,1%) [6]. Носители Y-хромосомных гаплогрупп Т и I в настоящее время проживают и среди представителей материковых греков. Среди критян представителей гаплогруппы T насчитывается 3%, а представителей гаплогруппы I (I2a+ I2b + I1 ) – 15,5%.
Наличие у критян таких гаплогрупп позволяет восстановить направления основних миграций на остров. Считается, что предки населения острова Крит по женской линии начали переселяться на Крит около 9000 лет назад (около 7000 год до нашей эры) с Материковой Греции (с Пелопоннеса). Таким населением, скорее всего могли быть носители Y-хромосомной гаплогруппы Т, связанные с археологической культурой прото-Сескло. К этому времени зарождается культ Афины [7] - главного божества Микенской Греции.
Заслугой населения прото-Сескло является приручение крупного рогатого скота. Следует обратить внимание на то, что в современном мире наибольший процент носителей Y-хромосомной гаплогруппы Т присутствует у такого народа Африки как фульбе, в преданиях которого как раз и присутствует миф о первом приручении человеком крупного рогатого скота. Какую роль у критян играло поклонение быку, говорить излишне. (См.: Фреску из Гераклиона и фото женщины народа фульбе).
Это дает основание утверждать, что первым населением Крита и материковой Греции, были все-таки именно носители названной Y-хромосомной гаплогруппы. Получается, что африканцы были первым населением Эллады? Противоречие возникает из-за мысли о том, что в нашем современном представлении африканцы – это поголовные негроиды и согласиться с тем, что именно негроиды были первыми аборигенами Греции не просто. Вместе с тем, установлено, что негроидные черты у современных фульбе появились относительно недавно – во втором тысячелетии нашей эры. Кроме того, фульбе отличаются от негроидов цветом кожи – темно-желтым, и антропологическими чертами, которые их сближают с эфиопами. Для того, чтобы увидеть сходство между населением микенского Крита и народом фульбе, стоит обратить внимание на сходство профиля представителей женской половины фульбе с женским профилем минойских фресок.
Еще одним показателем сходства является разрез глаз женской половины фульбе с разрезом глаз минойских женщин все на тех же минойских фресках. Особо стоит отметить наличие эпикантуса и у тех и у других. То есть, речь идет о чисто монголоидном признаке.
Стоит обратить внимание и на цвет тела минойцев – он соответствует цвету кожи народа фульбе.
Еще одной особенной чертой является сходство анатомических черт у представителей мужской части микенского общества, являющихся прямыми потомками минойцев, и представителей мужской части фульбе. (См.: Фрески Минойской культуры).
Теперь обратим внимание на миграционные процессы, происходившие на территории современной Эллады в период с 2500 по 2200 года до нашей эры.
В это время с территории Восточного Средиземноморья (Малой Азии и Сирии с Ливаном) на остров Крит переселяются носители Y-хромосомных гаплогрупп
Надо полагать, появление Пелопа и пелазгов на материковой Греции (Пелопоннес с Беотией) так же следует связывать с появлением на Пелопонесе населения-носителя Y-хромосомной гаплогрупп
В отношении языковой принадлежности населения-носителя гаплогрупп
В отношении населения Аттики времен Кекропа, можно предположить, что оно было представлено представителями нескольких Y-хромосомных гаплогрупп - H, T, K,
С переселением из Финикии Кадма, в Беотии появились носители еще одной Y-хромосомной гаплогруппы - G2а и началось формирование такой этнической группы как беотийцы-кадмейцы. Таким образом, есть все основания считать кадмейцев частью хурритского этнического и языкового массива, что как раз и может быть обосновано появлением в Беотии носителей гаплогруппы G2а.
Как видим, мы опять не находим среди новых переселенцев представителей индоевропейской Y-хромосомной гаплогруппы.
С переселением из Египта в Арголиду Даная, здесь появились представители такой Y-хромосомной гаплогруппы, как E1b1b1а (snp М78) и начался процесс формирования этнической группы данайцев. Следует отметить, что представителей Y-хромосомной гаплогруппы E1b1b1а следует считать правнуками берберов - «маркер берберов» (гаплогруппа E1b1b, встречается не только в Восточной, Северной и Южной Африке, но и в Юго-Восточной и Южной Европе и Западной Азии). В последующие за Троянской войной годы данайцы расселились в Эпире с Македонией и начался процесс формирования македонцев и эпиротов.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что основное население Эгеиды в большей части было и остается носителем Y-хромосомных гаплогрупп J2, J1 и E1b1b1 [11], то есть, опять-таки, не индоевропейской Y-хромосомной гаплогруппы, трудно причислить ахейцев и данайцев времен Троянской войны к индоевропейцам не только по генетическому, но и по языковому признаку. О том, что ливийцы были представителями белой расы, свидетельствуют египетские изображения.
Да, в общем-то, и самоназвание ахейцев легче найти в кавказских языках, чем в индоевропейских. Стоит вспомнить о том, что слово «ака» (аха) переводится с кавказских языков в значении «старший, уважаемый». Да и имя ахейского бога - Зевса, тоже находит расшифровку в кавказских языках. Стоит вспомнить и о том, что даже сейчас в составе адыгов проживают потомки такой, незначительная по численности родовой группы, как ахеи. Здесь может помочь и то, как были названы ахейцы в египетских хрониках – акайваша. Может это одна из таких форм как ака+айва+ша и которая более точно передает форму этнонима, а значит и названия Ахейи?
В то же время еще большую путаницу в определении языковой принадлежности Древней Греции, вносит археология. Как установлено на сегодняшний день, преобладающей формой погребения в крито-микенское время была ингумация (трупоположение). В то же время, единой ориентации покойника в пространстве не существовало: покойников хоронили достаточно хаотично. К примеру, на Родосе часть покойников была сориентирована головой на север, другая - на северо-запад, третья - на север – северо-восток, четвертая – на юго-восток [12]. Это указывает на проживание на острове как минимум представителей четырех этнических групп, не говоря уже о языковых группах. Вместе с тем, археология как будто специально не дает информации о том, в какой позе были погребены покойники: вытянуто на спине или скорчено, а ведь это является еще одной чертой этнической, расовой и генетической идентификации.
Если же вспомнить о том, что в эллинистическую эпоху населением Греции почти повсеместно использовалась такая форма погребения как кремация (сожжение), то придется признать, что на территории Эллады появилась новая этническая группа, которая и захватила доминирование в последующую эпоху. Подтверждается изменение ситуации и в письменных источниках (Геродот).
Все это дает основание для утверждения о том, что противостояние в Троянской войне шло между индоевропейцами Трои и неиндоевропейцами Эгеиды и Ахейи.
Но, здесь приходится искать ответ еще на один вопрос, когда современная Эллада стала индоевропейской? Ответ очевиден – после дорийского вторжения, произошедшего после 1104 года до нашей эры. То есть, к этому времени дорийцы по языку уже были индоевропейским этносом. Именно в их составе следует искать представителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Об этом же свидетельствует и появление индоевропейских черт у населения Эллады именно после дорийского вторжения. В то же время, появляется закономерный вопрос, когда и от кого дорийцы могли унаследовать индоевропейскую речь, если, согласно греческим преданиям, были родственны ахейцам? На наш взгляд, начало процесса перехода дорийцев на индоевропейский язык следует приурочить ко времени похода бгхригу на Ахейю и увязывать с событиями переселения балканцев на восток в Малую Азию. Переселение балканских этносов на восток в Малую Азию не могло идти в обход территории культуры Усое, как раз и находившейся на пути такого движения [13]. Оказавшись на пути движения балканцев, население-носитель культуры Усое, бывшее индоевропейским по языку, могло частично принять участие в походе на восток, а частично, двинутся на юг в сторону Ахейи. Признаком движения усойцев на юг в таком направлении как раз можно рассматривать поход бгхригу на Ахейю. То есть, бгхригу на Ахейю пошли не из-за желания пограбить своего южного соседа, а в результате вторжения на их территорию усойцев соседей с северо-востока. Усойцы же в своем движении на юг как раз и могли остановиться на территориях, занимаемых дорийцами с македнами и передать им свой язык. В конце 12 века до нашей эры потомки дорийцев и усойцев, уже индоевропейцы по языку, приняли участие в борьбе Гераклидов за возврат отцовского наследства.
Здесь же следует отметить и тот факт, что эллины имеют не только наиболее архаичную форму древнего индоевропейского языка, но и мифологию, которая находит параллели в индийской мифологии. Если брать во внимание связи языка, мифологии и миграционные процессы, то иной связи дорийцев, а потом и эллинов, с индоевропейскими этносами пока отыскать не удается.
Но смешение дорийцев произошло не только с усойцами и пеонами, но и с представителями балканцев, на что указывает форма последующего захоронения – трупосожжение (кремация). При этом, для того, чтобы показать законность притязаний индоевропейских дорийцев на Ахейю, дорийцами была использована не родственная принадлежность, а совершенно другая - идеологическая парадигма; борьба за возврат утерянного отцовского наследства, возглавить которую были призваны потомки Геракла. . , что им и удалось блестяще исполнить.
По-сути, приход дорийцев во главе с Гераклидами можно в какой-то мере назвать ответным шагом (реваншем) со стороны индоевропейцев и победой в затянувшейся войне.
© А. Н. Лебедев, 2019
[1]См. Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои. – М.: Наука, 1993.
[2]
[3]Пела́сги, уст. пелазги (
[4]См.: Минийцы.:
[5]Митохондриальная ДНК (мтДНК) —
[6]
[7]Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία — Афинайя; микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица» [Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141]. Её называли «сероокой и русоволосой» [Пиндар. Немейские песни X 7], у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) [Гомер. Одиссея I 44]. Афина родилась у реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, (Диодор Сицилийский) или у рек Тритон на крайний запад Фессалии, что не противоречит событиям, связанным с освоением прото-сескловцами территории Греции. Время рождения согласно «Хронике Евсевия» - 1780 год до н.э. [Хроника Евсевия; Августин. О граде Божием XVIII 8].
[8]
[9]Making faces: using forensic and archaeological evidence, by John Prag and Richard Neave, College Station: Texas A & M University Press, 1997.
[10]
[11]В процентном отношении представители гаплогрупп J2, J1 и E1b1b1 среди современных греков составляют 54%.
[12]Колобов К.М. Из истории раннегреческого общества.
[13]Занимала территорию современной Юго-Восточной Болгарии.
Комментарии (0)