Спасский кафедральный собор в Пензе в конце XIX в.
«Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!»
Максим Горький. На дне
Улица Московская, кафедральный собор и постамент под памятник царю Александру Освободителю, который так и не был установлен. Фотография начала века
Но начать рассказ придется не с истории собора, а опять же с
Тут-то и пришло мне в голову посмотреть, что было написано в этой газете о взрыве Спасского собора. Ведь это же было событие! Не то, что какой-то там прожектор на Пасху… А еще посмотреть, какое оно нашло отражение в документах горкома ВКП(б). Посмотрел местные краеведческие материалы и столкнулся с первой трудностью. Нигде не указывалось, когда был взорван собор. В 1934 году, да! Но когда именно? Пошел в отдел по связям с общественностью Пензенской патриархии, представился, объяснил, что и зачем, и там мне сказали, что собор был взорван в августе, но неизвестно, какого числа.
Безбожие тогда росло даже в тюрьмах!
И как это прикажете понимать? Это ведь не старая водокачка, которую взяли да снесли – это собор в центре города, причем огромное здание. Взрыв собора («предприятия по производству опиума для народа») — это же событие грандиозного масштаба! И неизвестен ни день, ни время этого действа. Вот как: стряпали и ложки спрятали! По-другому и не скажешь.
В камере священник и дьякон. За что, интересно?
Ну хорошо, что хоть месяц узнал. Заказал «Рабочую Пензу» за 1934 год, пролистал все номера за август. Пусто! Про взрыв собора НИЧЕГО. Как будто бы его и не было.
Ну ладно, пошел в партархив. Поднял материалы за 1934 год. Пусто. Обсуждают воров, расхитителей общественной собственности, разные другие вопросы. Но никто вопроса о взрыве собора не поднимал и в течение всего года он на уровне горкома не обсуждался (обкома тогда не было, Пенза входила в Тамбовскую область). Откуда же и как поступила команда на взрыв? Откуда привезли взрывчатку, кто ее закладывал?
Площадь после взрыва собора. На ней проходит слет велосипедистов!
Но самое главное – почему об этом не сообщила газета? Раз мы боремся с религией, то вот вам отличный повод написать, что мы, большевики, непримиримые борцы с религиозным дурманом, последовательно претворяя в жизнь идеи Маркса — Ленина — Сталина, уничтожаем это оплот мракобесия, и пусть над Пензой воссияет заря разума! Ну как-то так… Но нет, все было сделано тайно, по-воровски…
Таким он был в начале XX века
Закон PR таков: раз нет официальной информации, ее заменяют слухи. И естественно, что после взрыва чего только о нем не рассказывали. Сохранились они в воспоминаниях пензенцев и до нашего времени. Рассказывают, что пришло много людей. Но было много милиции. Поэтому люди молчали. Большинство плакало. Сначала демонтировали колокол. Сняли крепеж, и остался он висеть на одном канате. Все рабочие отказались это делать. Начали искать добровольца. Вызвался один местный алкоголик за три четверти водки (9 литров, недурно, однако!). Когда колокол падал, то задевал за перекрытия, и раздавался такой громкий хлопок, что у многих людей даже уши заложило. А пропойца упал без сознания, его контузило. И три дня спустя он умер!
Собор взрывать привезли курсантов школы подрывников. Для всех курсантов это было потрясением, но для военных людей приказ есть приказ, обсуждать его не положено. В основании собора в стенах, которые имели толщину более трех метров, просверлили шурфы и заложили заряды аммонала. А вся площадь была окружена милицией. Первый взрыв прогремел, шурфы выбило, но здание разрушить не удалось. Заряды удвоили, но и это не помогло. Только с третьей попытки собор развалился на огромные кирпичные глыбы. Убрать их не удосужились вплоть до 1947 года! И их тоже подрывали, такой прочности была кладка.
Рассказывали, что после взрыва собора по площади начал ходить призрак в белом саване. Ловить призрака отправили трех чекистов. Поймать его они не поймали, но видели, как он внезапно появлялся возле стены губернаторского дома и потом словно проваливался под землю на месте бывшего памятника Карлу Марксу.
В общем, дело сделали хуже некуда и только показали народу слабость существующей власти. Все надо было сделать быстро. Трос колокола перебить динамитной шашкой, взрывчатки на подрыв не жалеть (заранее потренироваться на какой-нибудь церквушке за городом!), чтобы взорвать с одного раза. А главное – тут же все разрушения убрать, чтобы ничего не напоминало о том, что собор тут вообще был. Чтобы как в песне: «Вот она была, и нету!» Потому, что ничего нет сильнее партии большевиков и их железной большевистской воли!
Но самое главное – это, конечно, трусливое замалчивание факта взрыва собора в областной газете. Статья про то, что праздновать Пасху плохо – вот она, а радостной статьи, что еще одно гнездо дурмана в стране перестало существовать, так и не появилось! Что, журналисты боялись, что руки отсохнут? Или что верующие в темном переулке морду набьют?
Ну а современная история собора началась в 2010 году. 7 апреля был заложен первый камень в фундамент, а 28 февраля 2011-го бетоном залили фундамент под колокольню. В декабре 2014 года установили главный купол собора. На сегодня возведение собора вместе с колокольней высотой в 82,5 метра (с 27-этажный дом) уже закончено. Даже подвальные помещения здесь семиметровой высоты! Осталось выложить стены гранитными панелями, настелить каменный пол, а также провести отделку цокольного и первого этажей.
Современная колокольня выше и стройнее, чем старая!
«Спасский кафедральный собор сложен из 2 миллионов 200 тысяч кирпичей. В нем могут разместиться почти три тысячи прихожан», — сообщили мне в информационном отделе Пензенской епархии.
Внутренние отделочные работы самые кропотливые, трудоемкие и затратные. Как считают специалисты, по объему вложений отделка будет превосходить само строительство!
«Сейчас вы ничего интересного не увидите, внутри храма все в лесах, идет оштукатуривание. Планируем завершить эти работы летом текущего года. Только после оштукатуривания художники смогут приступить к росписи храма, — рассказал художник-дизайнер и иконописец Андрей Тимофеев, который занимается интерьером собора. — Конечно, оформление будет вестись по всем канонам. К сожалению, никаких эскизов убранства старого храма, стоявшего на этом месте до 1934 года, не сохранилось. Есть фрагментарно 4-5 акварелей Макарова, и все. По ним, к сожалению, прежнюю роспись не восстановить».
По его словам, московские художники-иконописцы уже готовы взяться за дело и разрабатывают сейчас эскизы оформления. В соборе будет уникальный мраморный пол: из натурального камня, оттенки которого будут подбирать среди мраморов в самых разных уголках мира.
«Это будет наборный пол с рисунком, возможно, он будет заказан в Китае или Италии, — продолжает Андрей Тимофеев. — На стенах мы решили делать панели в 1,5-2 метра высотой, из натурального или искусственного камня. Все зависит от финансирования».
Вверх посмотришь – шапка с головы спадает
Детали «под золото» будут действительно золотыми. Но вот купола, хоть и выглядят золотыми, на самом деле обшиты золотистыми листами очень крепкого и долговечного материала — нитротитана. А сам собор будет наполнен светом и воздухом. И это и впрямь так, и пусть сейчас он доверху заполнен строительными лесами.
Автор:
Комментарии (0)