Многие греческие мифы, долго воспринимаемые как сказки, с течением времени находили реальное подтверждение. В этом ряду, например, можно вспомнить знаменитую Трою и Троянскую войну: археолог-любитель Генрих Шлиман доказал, что это совсем не миф, что существовала реальная основа описываемых Гомером событий. Греческие герои все чаще получают свое историческое воплощение. Ахиллес, Агамемнон, Ясон, Одиссей, вполне вероятно, - истинные исторические персонажи, обросшие легендами за многие века пересказов их подвигов и судеб.
Маккъетти Джироламо «Медея и Ясон»
Путешествие Ясона за золотым руном – одно из главных одиссей, описанных греческими авторами, которое произошло примерно в XIV в. до н.э., еще до Троянской войны. Воспоминания о герое пришли из такой глубокой старины, что сами древние эллины иногда сомневались в их реальности. Ясон был сыном царя Эсона, который правил в Иолкосе. Брат царя Пелий власть узурпировал, трехлетний царевич оказался вдали от родины, воспитывался и обучался сказочным кентавром Хароном, знаменитым учителем. Уже будучи юношей, молодой правитель решил вернуть трон, но Пелий выдвинул условие перед Ясоном - привезти бесценную реликвию из заморской Колхиды. Такова причина долгих странствий.
Много героев собрал Ясон для достижения своей почетной цели: по разным сведениям, от 45 до 60 человек, имена их перечисляют Аполлоний Родосский, Валерий Флакк, Гигин и другие. Для того, чтобы добраться до далекой Колхиды (территория современной Абхазии и Грузии) из греческой Фессалии, из порта Волос, необходимо было приложить максимум усилий, и для начала надо было определиться со средством передвижения.
Предприятие, конечно, не обошлось без богов и чудес. В священном городе Додоне колдовской говорящий дуб назвал Ясону имя будущего создателя корабля и размер судна.
Вот тут в дело вступает корабельщик Аргус. Именно ему Ясон даёт непосильное, казалось бы, задание – построить огромную для того времени галеру на пятьдесят весел. Работа закипела, и вскоре корабль был спущен на воду. Мастер – Аргус, галера – Арго, путешественники - аргонавты – таков ряд имен и названий. Но некоторые исследователи считают, что эта этимология не соответствует истине и «Арго» - от греческого «быстрый», этноним соответствовал стремительности корабля.
Лоренцо Коста «Арго»
Богини Гера и Афина не оставили Ясона без своего покровительства. Быстроту, маневренность и неуязвимость судна обеспечивал все тот же волшебный дуб – часть его, по милости Афины, была использована для производства деталей судна. Именно из него была сделана женская фигура, расположенная на носу галеры. Это, как гласит одно из преданий, положило начало традиции украшать таким образом корабли.
Реальная история, вероятно, более прозаична. Многие историки и инженеры строили умозрительные чертежи и материальные макеты легендарного судна. Предполагаемая величина корабля при этом была такой: длина около 16 м, ширина – около 3 м. Исходя из особенностей древнегреческого судостроения, думают, что на нем располагалась одна мачта, не было палубы. Насчет мифологических описаний судна тоже существуют некоторые сомнения, в частности, о количестве весел. Считается, что более правдивая цифра двадцать – по десять с каждой стороны.
«Если сникнет парус, мы ударим веслами».
Трудное плавание началось. Много приключений ожидало отважных аргонавтов. По пути в Колхиду они нередко останавливались и всегда эти привалы сопровождались подвигами. Судно Арго не участвовало в морских сражениях: все битвы происходили на суше, но оно было действующим лицом похода, так как, фигурально выражаясь, оно являлось устами богини Афины, которая всегда помогала путешественникам, давала ценные советы и подсказки. О пиетете, который испытывали моряки перед своим кораблем, говорит и то, что они в принципе дали ему имя, до этого история не сохранила названий судов: не было принято.
Одним из самых знаменитых событий плавания стало прохождение через блуждающие скалы Симплегады. Мореплаватели сначала пустили через горы голубку, решив, что если она пролетит и уцелеет, то и корабль сможет проскочить. Аргонавты увидели мощь смыкающихся скал в действии, когда ожидали голубя, и не могли не устрашиться. Но птица вернулась невредимой, только одно перо из хвоста вырвали утесы. Храбрые воины ринулись в просвет и были на волосок от гибели, но спаслись, лишь одна доска корабельного руля пострадала.
Константин Воланакис «Возвращение аргонавтов»
Изучение возможного путешествия Ясона и его товарищей посвятил много времени английский писатель и реконструктор истории Тим Северин. Большую часть жизни он, как и Тур Хейердал, на практике доказывал, что мифологические путешествия могли происходить в реальности. Использовал он при этом только те средства и возможности, которые были доступны в изучаемом периоде прошлого. Он попытался воссоздать судно аргонавтов и проделал то же путешествие по легендарному маршруту, доказав, что оно могло иметь место в минувшем.
Жан-Франсуа де Труа «Похищение золотого руна»
Странствия Ясона и его друзей постоянно будоражат воображение специалистов и любителей истории и мифологии до наших дней. Эти приключения нашли много адаптаций в искусстве и культуре. Арго, без преувеличения, можно включить в список самых известных судов в истории человечества, даже сама Афина поместила этот корабль среди созвездий, правда не целиком.
Комментарии (0)