Была у меня когда-то идея заняться созданием эпиграфического атласа, но по некоторым веским для меня причинам увлечение пришлось забросить. Сегодня решил поделиться наработками.
Конечно же при проведении такой работы хотелось и самому попробовать силы в расшифровке текстов и при этом не прослыть Чудиновым №2, получилось или нет судить Вам. При анализе надписей из городища Масковичи основная идея, которая мной двигала, и была сознательно поставлена в противовес подходу Е.А. Мельниковой была следующая: мне стало интересно - если скандинавы (или балтийские славяне), прибывшие в северо-восточную часть Европы, принесли с собой руническое письмо и успели "обрусеть", то могли-ли они писать русские слова рунами так как слышали их, а не по скандинавской традиции как это сделала Е.А. Мельникова или могли-ли уже русские мастера взять на вооружение германскую письменность и из рун составлять русские слова? Понимаю, что такой подход может звучать дико, но соблазн проверить был велик. :) Выкладываю на обозрение пока только один из текстов, которые пробовал расшифровать.
Камни в свой огород принимаю, но пожалуйста не утяжелённые матом.
ЭПИГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС
XI-XIV век.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ГОРОДИЩА МАСКОВИЧИ
Костяные фрагменты с надписями со славянского городища Масковичи, Браславский район, Витебская область, Белоруссия.
Раскопки проводила белорусский археолог Л.В. Дучиц в 1976 - 1988г.г.
Датировка: методом радиоуглеродного анализа остеологического материала, проведённым в 1979г. сотрудником Геологического института РАН Л.Д.Сувержидским, находки датируются 1070+60 - 1379+70 г.г.
План городища Масковичи с обозначением вскрытой площади.
Описание находок с письменными знаками:
Подробное описание коллекции изложено в работе Е.А. Мельниковой, "Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий." М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 496 с. Далее общее описание и описание рисунков взяты из выше указанной работы Е.А. Мельниковой.
Коллекция находок представляет собой более чем 120 костяных фрагментов, покрытых письменными знаками и рисунками. В XI-начале XII веков на северо-западе территории Полоцкого княжества, на границе земель латышей и литовцев, были возведены поселения следы которых сохранились в Браславе, Дрисвятах, Масковичах, Прудниках, Рапонках. По данным института истории Беларуси остеологический материал состоит на 30,1% из костей диких животных, среди которых первое место занимают кости лося (11,8% от общего числа костей; ср. кости крупного рогатого скота - 14,5%). Кости с граффити встретились компактными скоплениями в двух раскопах в северной (раскоп IV) и западной (раскоп II) частях городища на сравнительно небольших участках. В раскопе II (1977 г.) было найдено 47 фрагментов костей с граффити, в раскопе IV (1978 г.) - 60. По преимуществу это обломки ребер и метоподий крупного и мелкого домашнего скота (коров, свиней, овец) и крупных диких животных (лося)10. Лишь в двух случаях граффити нанесены на фрагменты костяных изделий и один раз - на фрагмент каменного грузила.
Среди граффити выделяются три типа: буквообразные знаки (отдельные или группами от 3 до 10, около 85%), рисунки, частично сопровождаемые сериями знаков, и сетки, в двух случаях также с надписями. Буквенные граффити представлены надписями и отдельными знаками, которые соотносятся с руническими или руноподобными и кириллическими. К первой группе принадлежат граффити на 47 фрагментах костей и одном каменном грузиле. Кириллическими можно признать надписи или группы букв на 20 фрагментах костей. Еще более чем на 30 костях представлены владельческие знаки, разнообразные метки и рисунки без надписей. Несколько надписей выполнены руническим письмом, но содержат тексты на латинском языке, что характерно для Скандинавии XII-XIV вв. Во многих случаях надписи сопровождаются рисунками или сопровождают их, на четырех фрагментах костей изображены сетки, двум из которых сопутствуют надписи. Масковичский комплекс рисунков отражает военизированный социум, тесно связанный с судоходством.
НАХОДКИ И ИХ ПРОРИСОВКА.
Кости с изображением решёток и сопровождающими их надписями:
Источник изображения: И.Л. Калечыц. Эпиграфика Беларуси X-XIV стст., Минск "Беларуская наука", 2011г.;
Е.А. Мельникова, "Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий.", М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001г.
Названия рисунков и номера иллюстраций приведены по Е.А. Мельниковой. Прорисовки расположенные с левой стороны взяты из указанной выше работы И.Л. Калечыц
Рисунок 1 Фрагмент трубчатой кости лося (Илл. 47. А-III. 6.9а). Рисунок 2 Фрагмент метоподии лося (Илл.48. А-III. 6.9б). Фото Р. Маісей
Прорисовка И.Л. Калечыц. стр.199, рис.65, № 1,4. Рисунок № 2 очевидно не закончен. Значение точек внутри ячеек сетки неизвестно. Сетка с точками внутри ячеек вырезана как на относительно плоских так и на трубчатых костях.
Если следовать предположению Е.А. Мельниковой о назначении сетки в качестве поля для игры в шашки, шахматы, тавлеи, то на мой взгляд расставлять фигуры на таких предметах как минимум бесполезно и уж тем более обозначать их точками не имеет смысла. Расшифровка слов рядом с вырезанной сеткой должна помочь решить её назначение.
Рис.1 Длина - 8,8 см., ширина - 4,8 см. Найден в раскопе IV, пласт 1. Рис.2 Длина - 14,8 см., ширина - 6,6 см. Найден в раскопе IV, пласт 1.
Рисунок 3 Фрагмент трубчатой кости, вероятно лося (Илл. 46. А-III. 6.9.)
Длина - 9,0 см, ширина - 4,0 см. Найден в подъёмном материале. Высота знаков 1,2 - 1,7 см.
Перевод Е.А. Мельниковой, стр. 225: oottii -> oti - слово интерпретируется как антропоним Oddi - имя человека.
Мой анализ текстаПримечание: Последние две графы не заполнены, так как исследование ещё не подошло к данному этапу работы.
Графемы:
Первая графема является лигатурой знаков j/о и t (у Мельниковой - сдвоенная ͡оо) при этом обе руны относятся к шведско-норвежскому варианту. Таким образом первая графема даёт два слоговых варианта - "jt" и "ot". Слог отделён намеренно, так как дальше идут два знака которые можно трактовать как две руны "t". Если бы первые два знака не были сдвоены, то мы бы имели (как вариант) три идущих подряд звука "т". Полноветвистый "Тюр" показывает, что следующий слог начинается со звука "т" и следующая его перевёрнутая графема является не удвоением звука "т", а самостоятельным звуком "ц", для чего была использована вендская руна, так как в футарке в обеих рядах отсутствует руна соответствующая звуку "С". Не понятны 4 и 5 знаки, точнее почему они изображены с наклоном, в данной расшифровке я принял их за две руны iss, так как они логично заканчивают слово в понятном для русского человека смыслом представленным ниже. Важным моментом является, что писавший использовал посредством рун звук "ц" в конце слова, так как диалекту северо-восточных славян присуще "Ц"оканье в конце слова. Резчик наносил письмена так, как говорил.
Чтение:
jttc(ii?) -> ͡jttc(ii?) -> [ят]тции // ͡оttcii ->/ [от][тц]ии => интерпретация - отчие(родовые = отцовские или от слова отечество?), первый вариант слова со слогом "ят" на мой взгляд лишён смысла. Если отбросить использование сетки, с нанесёнными точками внутри ячеек, в качестве игральных досок, то данные рисунки можно интерпретировать с зачатками картографии. Возможно на костях была изображена небольшая территория с военной целью или с целью межевания. Точки в ячейках могут означать какие-либо объекты, например поселения или элементы ландшафта (возвышенность).
Примечание:
Прорисовки Калесыча и Мельниковой имеют существенные различия особенно №2 и 3. Сравнивая фото кости с имеющимися прорисовками, наиболее точным, на мой взгляд является вариант Мельниковой. Хотя и в нём есть некоторые отступления от оригинала. На мой взгляд общей ошибкой является начертание первого знака, состоящего из двух рун и объединённых в группу. Наклонная линия второй руны идёт с верху в низ чётко от вершины вертикальной линии и пересекает первый знак так, как будто резчик не успел остановить инструмент, первый знак напротив пересекает вертикальную линию второй руны, а на прорисовке этого нет. Непонятно почему сделан наклон у знаков №4 и 5.
Это небольшой фрагмент из давно начатой и заброшенной работы. Если материал покажется интересным читателям, то обещаю выложить продолжение.
Комментарии (0)