Что происходит с металлом, зарытым в землю, и пролежавшим в ней какие - нибудь 40-50 лет? А вот в каком состоянии откапывают стальные шлемы, оставшиеся в сырой земле, после Великой отечественной войны.
Обращаю ваше внимание на то, что немецкий стальной шлем был выполнен штамповкой из ЛЕГИРОВАННОЙ стали. Т.е. со специальными добавками в железо, делающими его, практически, бронёй. Но средневековые то доспехи были из простого углеродистого железа, которое разлагается в земле за считанные десятки лет!
Ладно. Допустим, что некоторые образцы, принадлежавшие известным людям, хранились в подходящих условиях. Но и тогда остаются вопросы…
Вот здесь
01.
Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.
Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.
И что это там в левой руке у Миши?
Очень похоже на вот это вот:
Утащено отсюда:
02.
Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова
Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.
«Выкована»? Или всё-таки отштампована? Ну ладно… Предположим, что у кузнеца была пятёрка по сопромату, и ему не лень было усложнять себе работу таким необычным образом. Но, чёрт возьми, какая ювелирная точность! Очень искусный кузнец ковал эту шапку.
03.
Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.
Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.
Не знаю какому шуту сей колпак предназначался, но я бы воевать в таком точно не стал бы. И дело не в эстетике, а в практике. Каждый мужчина, служивший в армии, и таскавший на голове железную шапку, подтвердит, что лучше оставить голову незащищённой, чем подвергать себя таким мучениям. Причём, шлем ведь предназначался для защиты от холодного оружия в рукопашной схватке, когда нужно двигаться, и очень быстро. А с таким «доспехом» солдат жив только до первого горизонтального удара, который снесёт шлем вместе с головой.
04.
Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном историческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.
Датировка: вторая половина 12 -13век.
Представитель какого Это – Носа носил эту железяку? Судя по Носу на Брянщине водились такие солдаты:
05.
"Могуллские" шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.
Вот тут меня придётся убеждать в том, что это не «реконструкция», а подлинные артефакты. Те, кто изготавливал эти шлемы, не знал, что могуллы и монголы это не одно и то же. Могуллы, или Моголы, внешне ничем не отличались от скифов, сарматов, или венедов. Изображать их узкоглазыми такая же глупость, как изображать «древних египтян» арабами.
А такого рода «шарниры» имеют своё название. Механики называют их «рояльными». Почему? Ясно из названия. Их изобрели одновременно с роялем в 19 веке, когда потребовалось изготовить откидную крышку клавиатуры. Мой вердикт – поздняя подделка.
06.
Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.
Вот тут у меня практически нет вопросов. Ну разве что, по поводу датировки и принадлежности доспеха.
07.
Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.
08.
Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.
По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»
Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.
09.
Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.
Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.
А почему «турецкого происхождения»? Из-за надписей на арабском?
10.
Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.
Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .
Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.
11.
Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.
И опять «турецкий». Сегодня Россия импортирует оружие? Смешно, да? Так вот такое положение было во все времена. Согласно записей в книгах Таможенной избы Плескавы (Пскова) 16 века, основой статьёй экспорта из России в Европу был поташ (Карбона́т ка́лия (углеки́слый калий, пота́ш) K2CO3), мёд, топоры, сабли, и прочие изделия из железа. Россия всегда славилась оружием, так, что вооружала даже своих врагов ромеев, которые очень уважали короткие мечи – акинаки.
Турция же, во все времена импортировала оружие из Персии и Кавказа. Сейчас, правда, турки предпочитают всё американское, но сути это не меняет. Ничто не вечно под луной, как говорят наши турецкие «братья», и ведь правы, чертяки!
12.
Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см –для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.
На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".
Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).
Захвачен в Москве во время Смуты 1611-1612 годов и отправлен в Польшу. Спустя 43 года, в 1655 году, столицу Польши захватили шведские войска. Так шлем Ивана Грозного попал в Стокгольм, а спустя 8 лет, оказался в коллекции музея.
Для «головы подростка»? Не срастается… На шлеме сохранилось достаточно много следов повреждений, полученных в бою. Вот, полюбуйтесь. Кое-что даже отреставрировано, причём бездарно.
На этот раз о Турции историки не заикались, потому, что слишком уж нелепо это прозвучит, при наличии русской надписи. Вот её реконструкции с помощью коллажа:
13.
Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.
Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.
Вот! Даже в таким мелочах выражается дух руссоненавистничества. Русские шлемы с арабской вязью это конечно всё заморское, а германский шлем он не турецкий, нет…
14.
Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.
Хреновато сделано. Неужто боярин не мог себе позволит подобающий статусу доспех?
15.
Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.
Сдаётся мне, что это «останки» шлема. Самое ценное с него давно поотрывали.
16.
Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.
А где мы такое видели? Да везде. В Египте такие шапки были в моде до самого девятнадцатого века:
Иллюстрация к книге Уильяма Миллигана Слоана Жизнь Наполеона Бонапарта, 1896 г. Наполеон в Египте.
Увеличим...
Вот это и есть главная причина того, что я абсолютно не доверяю историческому «научному» методу датировки «По аналогии». Согласно этого метода, доспехи можно датировать двенадцатым, тринадцатым веком. Но это же чушь!
17.
Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому.
18.
Шлем. Германия. Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см.
В чём отличие от русского?
19.
Шапка мисюрка.
20.
Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов”.
21.
Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.
Главный вопрос всё-таки к истинному назначению высоких шлемов. Несмотря на то, что многие из них имеют «прижизненные» повреждения, характерные для доспехов, которые применялись по прямому назначению, то – есть для защиты от холодного оружия. Не понятно, для чего делать такие нефункциональные доспехи, которые несут больше угрозы для своего владельца, нежели служат защите его жизни и здоровья.
Поэтому, такие шлемы больше похожи на ритуальные. Хотя есть и «безумная» версия о том, что мы просто не знаем как такие устройства работают. Возможно они каким то образом дают преимущества иного плана, тонкого… Может они являются чем то вроде резонатора, для активизации неведомых способностей человеческого мозга? Или играют роль приёмо-передающего устройства? Ведь похожие колпаки носили алхимики, звездочёты, и ведьмы!
Когда мы вновь будет отброшены в своём развитии в «средневековье», я сам буду ковать только шлемы модели № 13. Я имею в виду такого типа как на тринадцатом фото в этой заметке. Это когда освою кузнечное дело в совершенстве. Начну, разумеется, с мисюрок.
А вы какие шапки предпочитаете надевать во время войны?
Комментарии (0)