Древний народ этрусков.
История народа. Часть 1.
«… мы привыкаем доверять и наукам гуманитарным, полагая, что если уж какое-то событие в истории случилось, то оно было многократно зафиксировано различными писателями, летописями, частной перепиской и к тому же подтверждено массовыми археологическими находками.
И действительно, нам зачитывают цитаты из сочинений древнегреческих и древнеримских историков, сенаторов, драматургов, политических деятелей, каждый из которых хотя и вносит некоторый собственный субъективный взгляд, но в целом подтверждает своего современника: да, так в действительности и было. Беда только в том, что сами Греция и Рим вылепляются как бы из ничего, из воздуха, и сразу становятся зрелыми, совершенными, классическими. Правда, встречаются некие туманные намеки на то, что Рим был создан этрусками, но кто такие этруски, откуда они пришли, какого рода их язык и что утверждают многочисленные этрусские надписи, сие за почти 300 лет существования этрускологии нам неведомо. Чем больше трудятся ученые над разгадкой этрусских тайн, тем темнее становится прошлое этого народа; они теперь уже чуть ли не албанцы (так полагает французский исследователь Закария Майяни), но их язык еще тяжелее албанского и принадлежит якобы к неизвестной языковой семье.
Еще хуже обстоит дело с пеласгами, предшественниками греков на Балканах; их письмо, линейное А, вообще не читается, о существовании так называемого критского иероглифического письма знают разве что специалисты, но знают именно о его существовании, а не о его смысле, ибо это письмо официально до сих пор не дешифровано. Мне все это весело слушать, поскольку я читаю и понимаю и то, и другое, то есть и этрусское, и критское иероглифическое, и сведения, которые исходят из этих текстов, весьма сильно отличаются от того, что предполагают другие исследователи. Когда я был студентом, мне очень нравилась политическая экономия. Суть этой дисциплины состояла в том, что процессы производства, обмена и потребления, которые и составляют предмет экономической науки, подводили читателя к мысли о том, что экономические процессы образуют те или иные социальные группы; так что правильнее было бы назвать данную науку «социальной экономией». А когда я стал изучать те или иные исторические сведения, записанные этрусками, я тут же пришел к выводу, что та историография, которую культивируют университетские кафедры, прежде всего на Западе, а затем, как эхо, и в России, совершенно не учитывает (или учитывает в весьма малой степени) реальные процессы, шедшие в Древней Греции или Древнем Риме, а пишут занимательную, нравоучительную, душеполезную и очень выгодную для современных западных стран повесть, которую я бы также назвал «этнополитически ориентированная историография». …» В. А. Чудинов

Древний народ этрусков неожиданно возник в человеческой истории, но также внезапно в ней растворился. По мнению археологов, этруски заселяли северо-западную часть Апеннинского полуострова и создали там довольно развитую цивилизацию. Именно этруски основали на территории Италии первые города. Историки также считают, что римские цифры можно также называть этрусскими. Неизвестно, куда этруски исчезли. По одной из версий, они переселились на восток и стали родоначальниками славянского этноса. Некоторые ученые утверждают, что этрусский язык по своей структуре очень близок к славянским.
Этру́ски ( Etruschi, Etrusci, Tusci, τυρσηνοί, τυρρηνοί, . Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад (область — древняя , современная ) между реками и и создавшая развитую , предшествовавшую и оказавшую на неё большое влияние.


Тоска́на ( Toscana, T(h)uscia, Hetruria) — . Столица области — . Территория — 22 994 км², население — 3 745 983 человек ( ).

Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои , и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.
Точных свидетельств, доказывающих какую-либо из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии:
- Этруски родом из Италии (опровергнутая археологическими исследованиями);
- Этот народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии); из-за Альп (Реции); из северокаспийских степей (Скифии).
Согласно версии происхождения этрусков, их возвышение в VIII веке до н. э. в Средней и Северной Италии явилось естественным развитием предыдущей культуры .

Культура Вилланова, Территория распространения культуры Виллановы в X веке до н. э.

. Оружие и украшения железного века
Культу́ра Виллано́вы — древнейшая культура на территории Северной и центральной , пришедшая на смену и, в свою очередь, уступившая место .
Виллановская культура возникла в результате распада на ряд региональных культур. Она испытала влияние в Восточных . Виллановцы были первыми, обрабатывавшими на территории нынешней Италии, другой их отличительной чертой была умерших с последующим захоронением праха в характерной двухконусной формы.
Желе́зный век — эпоха в и , характеризующаяся распространением и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до 340 г. н. э.[ ]
Представление о трёх веках ( , и железном) существовало ещё в , оно упоминается в работах . Однако сам термин «железный век» появился в научных работах в середине XIX века, его ввёл .
Период, когда начала распространяться железная металлургия, прошли все страны, однако к железному веку, как правило, относят только те культуры первобытных племён, которые обитали вне владений древних государств, образовавшихся во времена и бронзового века — , , , , .
Подобная теория была изложена в I веке до н. э. ,

Incisione raffigurante Dionigi di Alicarnasso ricavata dal Codice Ambrosiano
но приведённые им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства появления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с .
Итали́йцы (ита́лики) ( Italici) — в более широком смысле: народы, населявшие и прилегающие острова ( , , ) до образования и впоследствии ассимилированные . В более узком смысле — племена , в древности населявшие и говорившие на . Подразделялись на две ветви: фалискско-латинскую, объединявшую фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров, сикулов и др. и умбро-оскско-сабелльскую, включавшую умбров, осков (самниты, сабины, эквы, вольски и др.) и сабеллов (марсы, марруцины, френтаны, вестины и др.). По всей видимости, народы, входящие в эти ветви, являлись потомками двух миграционных волн индоевропейцев, проникших на территорию Италии в разное время.
Италийцы пришли на Апеннинский полуостров во из-за и принесли с собой культуру металла — они были создателями культур , на территории . Русский учёный , итальянский исследователь Дж. Девото и др. полагали, что италийцы мигрировали из двумя волнами: в начале 2-го тыс. до н. э. — протолатины, создатели , в конце 2 — начале 1-го тыс. до н. э. — предки умбро-сабеллов, создатели культуры Виллановы. В современной итальянской историографии преобладает мнение о последовательности и неразрывности развития древних культур Италии от неолита к железу независимо от миграции (Дж. Патрони, П. Орси, У. Реллини); о спорадических переселениях индоевропейских племён с начала 2-го тыс. до н. э. с через и о распространении их по Апеннинскому полуострову.
К концу первой половины италийцы находились на разных этапах социально-экономического и культурного развития. Наиболее активными были этруски на севере полуострова, основавшие , и оказавшие, наряду с сабинами, огромное влияние на как культурно-политического центра в регионе.
|
|
|
В пользу второй теории говорят труды , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал , этруски — это выходцы из , области в , — или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с . Гелланик с острова

Лесбос в древности
упоминал предание о , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула
и пала империя ,

Хеттское царство (выделено красным) в период противостояния с Египтом (зелёный), начало XIII века до н. э.
то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .
Вплоть до середины XX века «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей —

не имел ничего общего с .
Этру́сский язы́к — , на котором в древности говорили на севере современной . Происхождение этрусского языка не установлено; если не считать его возможное родство с двумя другими мёртвыми языками — и (предположительно идентичными реконструируемому ), он считается и не имеет признанных наукой родственников. Одной из гипотез о происхождении этрусского языка является версия и о его родстве с вымершими и языками. Другие исследователи[ ] продолжают настаивать на родстве этрусского с . Учитывая немногочисленность известных и лишь ограниченное знание этрусской , все эти предположения в очень большой степени являются лишь умозрительными.
Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода
| Адольф Эрман | |
|---|---|
| Adolf Erman | |
| Имя при рождении | Johann Peter Adolf Erman |
| Дата рождения | |
| Место рождения |
|
| Дата смерти | (82 года) |
| Место смерти |
|
| Страна |
|
| Научная сфера | |
| Место работы |
|
|
|
|
| Учёная степень | докторская степень |
| Научный руководитель | |
| Известные ученики | , , |
| Награды и премии | |
отождествлял легендарное племя турша,

жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на (XIII—VII века до н. э.) .
приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племён. Проникновение мигрирующих северных племён — носителей культуры на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов.
В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве
с альпийскими ,
и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.
По мнению , промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была , где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей .
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип башни, распространённой на острове со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами .
Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов (различие в количестве связано с постоянными новыми находками, а также с плохим состоянием некоторых из них). По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова .

Нураг у пос. Лоса

Центральная башня нурага Сант-Антине Торральба
Наиболее известным является комплекс , внесённый в список Всемирного наследия . Среди других известных нурагов: , , , , , , , , , .
Аналогичные нурагической культуры существовали в на ( ) и на Корсике ( ), а также на острове ( ).

Комментарии (0)