Древний народ этрусков.
История народа. Часть 13.
Религия и мифология народа.
Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались
Тиния, терракота, 300—250 г.д.н. э., Государственное античное собрание в Мюнхене
Тиния (Tinia), также Тин (Tin) и Тинс (Tins) — божество этрусского пантеона, верховный бог неба, громовержец, муж
Во многом Тиния соотносится с греческим
Italy, ca 150 AD Jupiter, king of the Roman gods, carrying a thunderbolt and accompagnied by and eagle. Marble. Louvre-Lens Museum, France. Зевс (
и римским
Sculpture of Jupiter Tonans at
хотя и имеет свои особенности
Statue de Junon, Louvre, Ma 485 Юно́на (
и
Statue der Minerva von Giuseppe Volpini (1722/23) an der Großen Kaskade im Schlosspark Nymphenburg, München Мине́рва (
Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).
Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.
Наша жизнь идёт по
Календарь — от лат. calendarium – «долговая книга». В Календариуме указывались календы — первые дни каждого месяца, когда должники в Древнем Риме платили проценты….
По египетскому образцу, Солнечный юлианский календарь начинался с 1 января. В 325 году н. э. на Никейском соборе юлианский календарь был принят христианской церковью. С тех пор, основной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю.
Названия месяцев современного календаря появились в Древнем Риме.
В этрусском, а затем и в римском Лунном календаре первоначально было 10 месяцев, посвящённых первоначально этрусским, а затем и римским богам и правителям. Первое число каждого месяца по лунному календарю совпадает с новолунием. По легенде лунный календарь из 10 месяцев создал Ромул, основатель Рима.
МАРТ.
В Римском лунном календаре было 10 месяцев, посвящённых римским богам и правителям. В честь бога войны Марса (этрусский бог Марис) был назван месяц март.Первый месяц лунного календаря был назван в честь бога войны Марса (Мартиус). В самых ранних мифах
АПРЕЛЬ
Ромул назвал месяц апрель — Априлис, в честь
Лад и Лада. Художник Михаил Нестеров
МАЙ
Древнеиталийская Конкордия — Concordia, как видовое название Венеры, имела эпитет «Воna Dеа» — добрая, благая, ладная богиня, и была тождественна с этрусской Maia.
Ладная богиня — «Bona Dea» отождествляется с Фауной — Fauna (от favor), имя которой также значит: добрая, благосклонная, любимая. Отсюда следует, что этрусские Maia и Maius сближаются с Faunus и Fauna, а следовательно, с ними же сближаются и Лад и Лада. [Preller. Röm. Myth. I, 270, 398; II, 455].
Этрусские боги Maius и Maia, Bona Dea, древне-италийской Concordia, Faunus и Fauna, всё эти однородные весенние божества согласия, радости и любви соответствуют, по значению своего имени со славянскими божествами весны Лад, Ладо, Лада, Лиго, Лодо, Лигичус. Самое распространенное значение слова Лад – согласие.
Чествование весенних богов «лада, любви и согласия в семье» — Майи и Майуса — Maius и Maia, начинается с наступлением весны — 1 мая, чествование весенних богов заканчивается, как и у славян праздником Иванова или Петрова дня — 7 июля, словом, во время высшего солнцестояния, это также сближает их с славянским Ладом и Ладой —богами любви, радости и семейного счастья.
ИЮНЬ
Верховное божество в этрусской мифологии
Из Этрурии культ богини Уни распространен по всей Италии.
Римляне восприняли имя богини Уни, как Юни (Юно — Juno- юная) и ввели её в пантеон древних италийских, а затем и римских богов под именем Юнона, считающейся верховной богиней и супругой римского бога Юпитера.
В Риме культ этрусской богини Уни, или древнеиталийской Юноны развился и сохранился во многих древнеримских обрядах и ритуалах, которые можно реконструировать для изучения культа этрусской Уни, которая стала олицетворением материнского облика, женского начала неизбежно связанного с продолжением рода и замужеством в патриархальном обществе.
«ведущая вверх», «спасающая, помогающая». Июнь у этрусков был посвящён богине
Последующие месяцы календаря просто назывались пятым — Quintilis, 6 — Sixtilis, 7 — septem», 8 -«octo», 9 — «novem», 10 — «decem» — декабрь.
Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс. 1617.
1 — март, мартиус -в честь бога войны Марса, по-гречески Арес — начало года по римскому календарю 25 марта.
2 — апрель, April — посвящён хтоническому божеству, Великой Матери богов —
Диодор Сицилийский рассказывает о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на острове Крит, со змееногой богиней земли. По рассказу Геродота, скифы произошли от скифской змееногой богини Апи — Матери Богов и легендарного Геракл. Имя Геракл происходит из ведического санскрита, откуда берут истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар — jar , что означает »зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» — яровой, ярый, жар, жаркий. Оба греческих автора трансформировали привычные для них греческие мифологические образы богов в пересказе скифских легенд.
На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметтой, похожей на бычьи рога.
Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.
В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, повелительницу всего животного мира и владычицу зверей.
3 — май, May, посвящён
Этрусского бога Майуса — Maius называли — Deus Maius, или Jupiter Maius, а женская ипостась бога представляла богиню Майю — Maia. Этруски, а затем и римляне чествовали Майю и Майуса 1 мая. Римляне отождествляли этрусскую Майю с древне-италийской богиней Конкордией, имя Concordia означает «согласие», «сердечные взаимоотношения», «лад в семье».
Древнеиталийская Конкордия — Concordia, как видовое название Венеры, имела эпитет «Воna Dеа» — добрая, благая, ладная богиня, и была тождественна с этрусской Maia.
Ладная богиня — «Bona Dea» отождествляется с Фауной — Fauna (от favor), имя которой также значит: добрая, благосклонная, любимая. Отсюда следует, что этрусские Maia и Maius сближаются с Faunus и Fauna, а следовательно, с ними же сближаются и Лад и Лада. [Preller. Röm. Myth. I, 270, 398; II, 455].
Этрусские боги Maius и Maia, Bona Dea, древне-италийской Concordia, Faunus и Fauna, всё эти однородные весенние божества согласия, радости и любви соответствуют, по значению своего имени со славянскими божествами весны Лад, Ладо, Лада, Лиго, Лодо, Лигичус.
Римляне приняли в свой пантеон всех этрусских богов и чествовали
4 — июнь, June
5 — квинтилис — «Quintilis» («пятый»). В 44 г. до н.э. Квинтилис был переименован в Юлиус -«Julius» — июль, посвящённый Юлию Цезарю , чтобы отметить месяц, в котором родился диктатор Юлий Цезарь.
6 — сикстилис -«Sextilis» (цифры ведического санскрита:
7 — септем -«septem» — сентябрь (на ведическом санскрите: сапта – saptá — семь.) Став императором Рима в 81—96 годах, Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus) переименовал месяц сентябрь в Германикум (лат.Germanicus), в честь его победы над Хаттами — древнегерманскими племенами, жившими в верховьях Лана, Эдра, Верры, и до Рейна. Сегодня это территории Нижнего и Верхнего Гессена. Домициан переименовал октябрь, в честь дня своего рождения в Domitianus — домицианус. Ни одно из этих новых имён не сохранилось сегодня.
8 — окто -«octo» — октябрь (на ведическом санскрите: Аста – aṣṭá — восемь)
9 — новем -«novem»- ноябрь (на ведическом санскрите: нава – náva — новый. Наван, нанва — Navan, nanva — девять).
10 — десем -«decem» — декабрь. (на ведическом санскрите: даша — daśa — «десять») .
С переходом от лунного 10-месячного календаря к солнечному 12-месячному римскому календарю, год заканчивался в сентябре — 7 месяце лунного календаря.
Учреждение двух дополнительных месяцев в начале года — Януариус — Ianuarius и Фебруариус — Februarius приписывают второму царю Рима Нума Помпилиус (лат. Numa Pompilius — родился в день основания Рима — 21 апреля 753 г. до н. э.) Мудрый и
При рассмотрении славянских божеств и сличении как природы, так и наименований их, с божествами прочих древних народов, нам не раз придётся останавливаться на аналогиях, всегда поразительных, между явлениями из религиозной жизни славянских и древнеиталийских народов, преимущественно сабинов, которые, и независимо от мифологии своей, в некоторых проявлениях народной своей жизни обнаруживают замечательное сходство с народами славянскими.
Вспомним, прежде всего, древнюю легенду о колонизации сабинов, – легенду, проливающую неожиданный свет на близкое отношение между народами этого племени и славянами, и обратим внимание, с одной стороны, на связанную с этой легендой номенклатуру сабинских поколений, с другой – на общинный строй жизни главнейшей отрасли сабинского племени – самнитов, в отличие от Латинского государства, централизованного в Риме. Теснимые умбрами, сабины, по словам легенды, дали обет «священной весны», то есть поклялись посвятить богам родившихся в год войны детей своих (сыновей и дочерей), с тем, чтобы они, достигнув совершеннолетия, направились за пределы сабинской земли для отыскания себе новых жилищ.
Во главе одной из выселявшихся партий, направившихся первоначально в горы, в окрестностях реки Загра, шёл бык (бовис — bovis) Марса: эта партия получила название сафинов или самнитов. Основанный ими город получил название Bovianum в честь священного быка.
Вторую партию вёл дятел (пикус — picus) Марса; эта толпа переселенцев заняла нынешнюю область Анконы, под именем пицентов.
Третью партию вёл волк (гирпус — hirpus) Марса; она заняла область Беневента, под именем гирпинов. По имени самого Марса получило название поколение марсов (Marsi). Подобным же образом, по словам Моммзена, из общего ствола отделились и прочие народы или поколения. Во всех их сохранилось сознание родства и общего происхождения из сабинского отечества. В то время как умбры погибли в неравной борьбе, и западные отпрыски этого поколения слились с латинским и греческим населением страны, сабинские племена, замкнутые в отдаленных горных местностях и свободные от влияния этрусков, латинов и греков, сохраняли свою самостоятельность. Из всех народов сабинского племени самниты, от которых отделились и направились на юг и на запад поколения кампанцев, луканцев и бреттиев, достигли первенствующего значения в восточной Италии, как латины – в западной.
В Самнии мы не встречаем преобладания одной какой-либо общины, также не было здесь какого-либо городского центра, который бы сдерживал самнитский народ, как Рим – латинский; но сила страны лежала в отдельных сельских общинах, в собрании представителей сих последних. В связи с этим, и политика этого союза была не наступательная, как римская, но ограничивалась обороною своих границ. «Вся история обоих народов, – продолжает Моммзен, – была предначертана в диаметрально противоположной системе их колонизации. Что приобретали римляне, то делалось достоянием государства; что занимали самниты, то завоевывали толпы добровольцев, отправлявшиеся на захват земель, предоставлявшиеся отечеством своим на произвол судьбы, и в счастье и в несчастье (Mommsen. Röm. Gesch. I, 115 и сл.)
Взглянем теперь на разительную аналогию между названиями только что перечисленных поколений сабинского племени и наименованиями многочисленных народов и народцев славянских. Название самниты, Samnites (ср. греч. Σαυνίται) означает копьеносцев, то же значение имеет и название квириты, которое давалось сабинам, и может быть приравнено к имени одного из главных племён балтийских славян – велетов (ср. ниже ст. «Велес»).
Основанный самнитами город Бовинум — Bovianum (ср. также названия городов: Tauracia [Taurus – тур, бык] в Самнии, Тавраниа — Taurania в Кампании и Лукании, Bovinum в Апулии, Bovillae и Вителлиа — Vitellia [vitulus – теленок] в Лациуме, и пр.), по имени соответствует городу Волыни и многочисленным географическим названиям, производимым от слова вол или тур (бык), весьма часто, повсеместно, встречающимся в славянских землях (см. ниже ст.: «Олицетворение солнца» – Тур).
Отделившимся от самнитов поколениям: кампанцам и луканцам, то есть обитателям полей и лесов, соответствуют, между славянскими племенами, на западе: лучане (лука [серб.], loka словин.], lauka, lucina [чеш.], laka [польс.] = луг, поляна) и древане (ср. древляне), на востоке: поляне и древляне, названные так, по словам Нестора первые: «занеже в поле седяху», а вторые: «зане седоша в лесех«. (ПСРЛ 1, 3, 12.).
Третьим поколением, отделившимся от самнитов, были бреттии. Если принять происхождение этого племени от одного корня с греч. βρέμω = шумлю, бушую, свирепствую, и серб. врети = кипеть, свирепствовать, то имя бреттиев или вреттиев соответствовало бы названию балтийско-славянского племени лютичей (лютый = свирепый). Лютичи и велеты обыкновенно признаются за разные названия одного и того же племени.
Вещему Марсову дятлу, в честь которого, по словам сабинской легенды, получило своё название поколение пицентов, у славян соответствует вещий вóрон (символ бога солнца, Аполлона, как у греков, так и у римлян); по имени вóрона называется поколение балтийских славян враны или варны (Warnabi, Vamovi), занимавшие Вранью землю (terra Wamowe), в нынешнем герцогстве Мекленбургском (Kühnel. D. Sl. Ortsnam. 155-156).
Имя ворона звучит и в бесчисленных географических названиях славянских местностей. Ворон называется также krkawec (чеш.), kruk (польс.), каркун (Владим. губ).
Вероятно, в связи с этим именем ворона находится название племени корконтов, упоминаемого Птолемеем, от которых Исполиновы горы получили название Крконоше (Эрбен. О сл. мифол. 112, пр. 1)
Наконец, в чешских преданиях, сообщаемых Козьмою Пражским, важную роль играют мудрый народный правитель Кrak или Krok, имя которого, по словам Богухвала, означало вóрона «Krak, qui legitime corvus dicitur» (Эрбен. О сл. мифол. 121). По имени Крака был назван город Краков (С о s m a s. Chron. Bohem. 10).
Крáк (Ворон) напоминает собою Пикуса (Дятла), который в древнеиталийском сказании также является в образе правителя, а именно царя и храброго витязя (Virgil. Aen. VII, 170 и сл. – Ovid. Metam. XIV, 313 и сл.). С тою, впрочем, разницей, что Пикус, бездетный, превращается в дятла, а Крак оставляет своему народу трёх мудрых и вещих дочерей – прорицательниц; последняя черта опять сближает Крака с Пикусом, отличавшимся именно вещей природой своей.
Гирпины, названные в честь Марсова волка, находят себе соответствующее название в имени вильцев (волков). Вильцы – третье название, дававшееся поколению велетов. Вероятно, однако, лютичи, вильцы и велеты были разными ветвями одного поколения. Не сюда ли следует отнести и хорутан? [ср. hert (словин.), хрет (болг.), хрт (серб.), хорт (русс.) = борзая собака; на Украине волки называются хортами или хартами св. Юрия]. Отождествление хорта (собаки) с волком естественно: оба животные суть только разные виды одного рода (canis). Собака и волк отождествляются и в великорусском заклинании, произносимом во время святочного гадания о суженом: «Залай, залай, собаченька! Залай, серенький волчек!«
[Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. II, 44. – Вспомним, что Аресу, близкородственному Марсу, приносились в жертву собаки (Preller. Gr. Myth. I, 257). He произошло ли и название сербов (Serbi, Sirbi, ίρβοι древних писателей): срб, србин от одного корня с сабинским hirpus, hirpinus? В таком случае, имена славянских народов: вильцев, хорутан и сербов были бы синонимами и находились бы, подобно названию италийских гирпинов, в ближайшем соотношении с культом божества солнца, одним из главнейших символов которого, у большинства древних народов, был волк. Вспомним стоявшее во служении Марса древнее товарищество или братство «Волков» (Luperci) в Риме, святилище этих «Волков» находилось на Палатине CLupercal); рядом с ним существовало еще другое товарищество «Волков» (Фабийское), имевшее свое святилище, вероятно, на Квиринале (Momrnsen. Röm. Gesch. I, 50, 53). Достойно внимания, что в Этрурии, при слиянии рек Тибра и Пара, на сабинской границе, стоял город Horta или Horlanum, ныне Orti (Мasselin. Diet. gen. de geogr. I, 628).]
Священная гора сабинов Соракте (др.-ит. Soracte) — храм бога солнца Аполлона Соранского
Название поколения марсов (Марс = светлый, сияющий бог, соответствует славянскому Белбогу или Белину) находит себе аналогию в имени славянского поколения белинов.
Обращаюсь, наконец, к первоначальному имени всего племени: сабины. По объяснению Феста, оно произошло от почитания и славления богов (Sabinia cultura deorum dicti, id est =»άπό τοϋ σέβεσυαι« (Festus. De verb. sign. 342) [севесяи — sevesyai = σέβομαι = уважаю, почитаю] (Севастополь). Понятия честь, почитание, восхваление на разных славянских наречиях обозначаются словами слава, славление, отсюда, следуя объяснению Феста, смысл названий обоих народов: сабинов и славян весьма близок. С другой стороны, название «сабины» совпадает с именем венетов (энетов, антов или вантов [ = вятичей?]). Имя это производят от корня
Такое значение древнего имени славян подтверждается и свидетельствами Иордана и Павла Диакона, которые переводят название энет словом: достохвальный, славный (Enetici namque laudabiles dicuntur, – говорит Павел Диакон) (См. у Гильфердинга. Древ. пер. ист. сл. II, 156, 157, прим. 14 и 15). В связи с таким значением названия энетов находится и производство некоторыми писателями имени их от Ayni = άίνη = хвала, слава, άινετός = достохвальный, славный. Итак, названия: сабины, энеты и
Общинный строй народной жизни самнитов, лишенной централизации, в отличие от латинов, группировавшихся около Рима и сильно тяготевших к этому могучему центру, в свою очередь сближает народы сабинского племени со славянским.
Замечательно также, что, по словам римских учёных, древние латины носили только по одному, личному имени; под влиянием же сабинов, вошло в употребление называться двумя именами: собственным и родовым, из которых второе даже получило более важное значение, чем первое, – черта, хотя и свойственная многим европейским народам, но, во всяком случае, довольно резко отличающая сабинов от латинов. (Mоmmsen. Röm. Gesch. I, 25. – Deecke. Etr. Stud. III, 367.).
В то время как греческий язык дошёл до нас в четырёх главнейших диалектах, замечает Бреаль, «латинский язык задушил своих братьев, так что, не случись некоторых счастливых находок, можно было бы подумать, что это был единственный язык древней Италии».[Bréal. Les tab. Eugub. XXVI.].
Менее всего оставил по себе следов язык сабинский, из которого до нас дошло только несколько слов; о сабинском происхождении этих слов мы узнаем из свидетельств некоторых древних ученых (Варрона, Сервия, феста). Перечень сабинских слов см. у Henop. (De ling. Sab. 52-54; Müller. D. Etrusk. I, 34-35. пр. 97.) Некоторые из сабинских слов представляют сходство со славянскими, или по крайней мере служат для выражения сходных или родственных понятий, таковы, напр., cupencus = sacerdos, жрец – слово, близкородственное древнерус. кобьник, серб. кобник = предрекатель, предсказатель (= волхв, жрец: ср. кобь (древнерус.) = колдовство, волхвование). В герцогстве Мекленбургском, возникшем на месте древних поселений балтийских славян, есть город, под названием Kuppentin, который в актах 13-го столетия называется: Kobandin, Cubbandin, Cobendin и т.д .[Kühnel. D. Sl. Ortsnam. 78] Catus = acutus, острый, – kat (чеш., польс.), кат (великорусс., малорусс.) = палач (ср. Scharfrichter): «щоб тебе кат сиконув…» – бранятся малоруссы. [Hомис. Укр. приказ. 3689.].
Alpus = albus, белый. Гора Mons Albanus, город Alba longa, река Albula (Тибр) – названия, соответствующие многочисленным славянским названиям: Бела гора, Белые горы, Белый камень, Белград, Белгород, Белградчик. Бела, Бела вода, Белый колодезь (ручей) и т.п.[Голевацкий. Геогр. слов. 39-43. – Кн. больш. черт. 61]. Кроме того, река Эльба в старину называлась славянами Лаба (Белая), отсюда полабские славяне; Лаб – река в Сербии; Лаба, Лабань – реки на западном Кавказе; лабуд (серб.), labúd (словин.),labut (чеш.), labedz (польс.) = лебедь (= белая птица). Следует, однако, заметить, что слово «белый» в старину не только служило обозначением белого цвета, но выражало приблизительно то, что ныне означает «красный» то есть красивый, прекрасный. Титмар (Chron. VIII, 3) пишет: «Beleknegini, id est pulehra domina slavonice dicta». В жизнеописании Отгона Бамбергского (S. Crue. ?, 20) читаем: «ad… civitatem, quae a pulehrо loci illius in barbara locutione vocabulum trahens, Belgrod nuncupatur». (См. у Гильфердинга. Ист. балт. слав. I, 233).
Нововведения в Риме, сделанные Нумой Помпилием:
При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами.
Нума учредил ремесленные цеха, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:
«Народ был разделён, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других — римлянами, одних гражданами Тация, других — Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».
Нума Помпилий первый учредил религиозные культы, он ввёл почитание Термина — бога границ и почитание богини мира Фидес (лат. Fides) — древнеримской богини согласия, верности. Обожествление Верности (лат. Fides), и важнейших добродетелей — Чести, Доблести, Благочестия, Согласия, и честного труда.
Нума ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, этрусскому Марсу Квирину, ставшему римским богом.
Нума ввёл
Нума установлены должности государственные должности фециалов, объявляющих о начале и конце войны. Обряд фециалов формально обеспечивал Риму ведение справедливой войны (лат. bellum iustum, bellum pium), и должность верховных жрецов — понтификов.
Нума запретил человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам — лук, обрезание волос в знак траура и т. п.
Нума Помпилий ввёл новый луно-солнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней и разделил дни месяцев на праздничные (фесты) и будни.
Сабинянин второй римский царь Нума построил свой дворец в Вейи, междусабинянским Квириналом и римским Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.
В этрусском городе
подобная греческой богине земли Деметре и римской Церере, богиней урожая и плодородия. Этрусски приносили в храм Веи «вотивные дары», то есть дары по обету, обещанные дары за исцеление от болезней. Богиня Вейя была целительницей.
ЯНВАРЬ
Январь назван в честь римского бога дверей Януса.
В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры.
В отличие от всех последующих римских царей, ведущих бесконечные войны, при правлении Нумы Помпилия ни разу не открывались врата храма Януса, которые обычно открывались при начале вооружённых конфликтов.
Луперкалии. Художник Андреа Камасси, ок. 1635.
ФЕВРАЛЬ.
Февраль исходит от латинского слова februa — фебруа, фебрум — februum — очищение,и сопровождается языческими обрядами очищения, ставшими частью подготовки к наступлению весны в северном полушарии.
Очищение проводили с помощью обряда уборки домов, улиц, храмов, вкушения пищи и соли, жрецы приносили в храм листья, совершали жертвоприношение — ритуальное убийство козла 15 февраля, нарезали полоски козьей кожи и раздавли эти кожаные ремни юношам. Так начинался праздник Луперкалия — Lupercalia — полуобнажённые молодые мужчины, в козьих накидках, бегали вокруг священной границы Рима, «игриво» хлестали женщин окровавленными полосками козьей кожи. Считалось, что этот ритуал очищает город и способствует плодородию полей и рождению детей.
Комментарии (0)