Древний народ этрусков.
История народа. Часть 8.
Искусство и культура этрусков.
Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX — началу VIII веков до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II веку до н. э. Рим находился под её влиянием до I века до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру.

Этрусский из Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим
Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причём исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью.
Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.


Посеребрённая амфора. II век до н. э.
искусство охватывает период IX—II веков до нашей эры.
В отношении этрусского искусства в научных кругах длительное время доминировал формальный подход, отрицавший само его самостоятельное существование. Такое категорическое отношение к великолепному и своеобразному художественному наследию этрусков было обусловлено нерешённостью проблемы происхождения этого народа и неразгаданностью , а также «эллиноцентризмом», господствовавшим в эстетике XVIII—XIX веков.
«Эллиноцентризм» считал эталоном шедевры

Charioteer of Delphi « », ок. , Археологический музей, . Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы
эпохи классики и на основе параллелей между древнегреческими и этрусскими памятниками выводил вторичность этрусских образцов.

. Бронзовая статуя V века до н. э. Археологический музей, Флоренция
Яркая самобытность этрусков и притягательный «дух антиклассики» в их творчестве

Бронзовая статуэтка из . 550-530 гг. до н.э.
получили должную оценку только в XX веке. Живость, спонтанность и свежесть искусства отчётливо прослеживаются несмотря на греко-восточное влияние и значительные территориальные различия, возникшие вследствие широкой автономии . В основе оригинальности искусства этрусков лежит их особое видение мира.

Религиозные и близкие к природе этруски иррационально и символично наделяли каждое произведение искусства магическо-религиозными функциями и поэтому были

Крылатые кони из . II век до н.э.
более чувствительны к искусству ,
| Малая Азия | |
|---|---|

военный корабль (вероятно, построенный финикийцами) с двумя рядами вёсел, рельеф из , ок. 700 г. до н. э.

Крышка финикийского антропоидного женщины, сделанная из мрамора, 350–325 гг. до н. э., из , в настоящее время в .
или , чем к греческому классицизму


Комментарии (0)