В эпосе Древней Индии содержится ряд удивительных свидетельств о таинственной северной стране Гиперборее. В частности Махабхарата часто упоминает священную гору Мера, которая является неизмеримо высокой, «невиданной нигде в мире». Там, по представлениям индусов, жили боги, асуры, киннары, небесные девы апсары и гандхарвы.
Именно в этой земле находился источник всех земных вод «небесная Ганга». А прямо над этой таинственной горой Брахмой была закреплена Полярная звезда Дхрува, вокруг которой совершают свое вращение созвездия Кассиопеи, Большой Медведицы и Волопаса. Сутки здесь продолжаются год, а воды, которые «ниспадают» застывают в прекрасных формах.
Древний текст отмечает, что климат в этой стране мягкий – здесь не жарко и не холодно, а земля вся покрыта буйной растительностью и плодами, стаями птиц и стадами антилоп. Махабхарата описывает, что с вершины этой священной горы открывается панорама на Молочное море, которое сегодня именуют Северным Ледовитым океаном. Далее сказано, что в северной части этого моря расположен остров Шветадвипа, что в переводе означает «Белый остров». Это страна блаженных: они не причастны ни к какому злу, удивительны видом и исполнены жизненной силы. Их кости крепки, подобно алмазу.
Многие смелые люди пытались добраться в священную страну, однако лишь некоторым посчастливилось это сделать. Мудрецы и некоторые герои древности попали туда на крыльях божественной птицы Гаруды. Большинство же не смогло достигнуть заветной цели, став жертвами многочисленных чудовищ, которые обитали на подступах к священной горе.
Приведенные свидетельства со всей очевидностью указывают на таинственную Гиперборею, однако исследователи в недоумении, откуда жители Древней Индии могли знать столь подробно о Северном полюсе. Пока же эта тайна остается неразгаданной, оставляя лишь место предположениям.
В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период,
Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры. Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством. Древнегреческий географ и историк Страбон так описывает их жизнь и быт: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая местности с хорошими пастбищами...».
В меньшей степени сарматы занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали покупать её. В значительной мере сарматы жили за счёт обложения данью окрестных земледельческих племён, а впоследствии - греческих колоний. У древнеримского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов: «Они защищаются от жестоких морозов шкурами животных и сшитыми штанами, и из всего тела только лицо остаётся у них открытым. Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем». Кубанский археолог Н. Е. Берлизов исследовал сарматские погребения. В них часто встречаются бронзовые зеркала, нередко разбитые или наглухо зашитые в специальном футляре. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного - они старались обезопасить себя от её возвращения в мир живых. Кроме того, они верили в очистительную силу огня. Не случайно в сарматских захоронениях встречаются курильницы, дым от которых, по представлениям сарматов, также должен освобождать их от влияния злых сил. Чистоту покойников должны были символизировать кусочки мела или извести. Их обычно помещали на дно могилы. Примечательно, что сарматы для захоронения своих умерших предков использовали курганы эпохи бронзы. Наибольшую известность приобрели сарматские погребения, обнаруженные в курганах по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской до станицы Воронежской. Археологи называют их «Золотым кладбищем». В IV в. до н. э. - I в. н. э. прикубанские степи населяло одно из сарматских племён - сираки. Они переселились сюда из Поволжья. Занимаясь кочевым скотоводством и земледелием, они были хорошими воинами и подчинили своей власти местные меотские племена. В источниках того времени упоминаются «цари» сираков. Однако их власть не была наследственной. Сираки выбирали своих «царей» (военных вождей). Через владения сираков проходил Великий шёлковый путь, что способствовало развитию торговли. Торговали с Боспорским царством, малоазийскими государствами, Римом и с соседними племенами Северного Кавказа. Много сиракских археологических памятников обнаружено на правом берегу
реки Кубани у станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской и др. Изучением археологических памятников, относящихся к племени сираков, активно занимается кубанский археолог И. И. Марченко. Античные историки и географы о народах Прикубанья. Кавказ и народы, населяющие земли Предкавказья и Прикубанья, издавна привлекали внимание древнегреческих и римских авторов - историков и географов, поэтов и философов. Их сочинения являются основой знаний по древней истории Кубани. Однако к свидетельствам древних авторов надо относиться критически. Они изобилуют пересказами мифов; расположение географических пунктов и племён в античных сочинениях порой носит спорный характер. К тому же одни авторы писали на основе собственных наблюдений, а другие - с чьих-то слов. Иногда авторы соединяли в своих произведениях разновременные источники. К наиболее известным античным авторам, писавшим о Предкавказье и Прикубанье, относятся Геродот, Гиппократ, Аристотель, Страбон и другие.
а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.
В целом проблема этногенеза любого народа чрезвычайно сложна. Мы не должны подходить к ней в свете таких упрощенных традиционных схем как теория генеалогического древа языков, которая длительное время рассматривалась как универсальная панацея не только филологами, но и историками.
Данное положение выдвинутое Г.В. Вернадским справедливо и до настоящего времени. Это подтверждается фактом существования двух родственных по ДНК народов, а именно Киргизов и Таджиков, имеющих гаплогруппу R1A1 с равным количеством носителей этой гаплогруппы по 63%, но Киргизы тюркоязычны, а Таджики ираноязычны. Явно, что образование языков этих народов зависело от процессов этногенеза.
В отношении доисторического фона формирования русского народа мы должны в особенности избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» (Ursprache, праязык), который, как предполагается, существовал до разветвления новых славянских языков, или же «изначальная панславянская родина» (Urheimat, прародина), в которой, согласно предположению, предки всех славянских народов начали свою историческую жизнь. Подобные обобщения не оказывая какой-либо помощи историку, скорее, затемняют вопрос.
Благодаря открытиям археогенетиков о формировании русского и любого другого народа можно вести речь только с точки зрения теории этногенеза, хотя для носителей одной и той же гаплогруппы и существует одна прародина, откуда они начали свои миграции, но их языки в ходе движения трансформировались и стали совершенно не похожи на язык своих пращуров и не имеют сходства между собой.
Иордан, который писал в шестом веке нашей эры, уже знал три группы славянских племен: венеты, склавены и анты.
Готский историк
Иордан, повествуя в труде «
О происхождении и деяниях гетов» о племени
венетов, сообщает, что они именуются по-разному, в зависимости от родов и местностей, и преимущественно они называются
склавенами и антами. Также Иордан сообщает, что все племена венетовпроисходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов[2].
Византийский историк
Прокопий Кесарийский, который был лично знаком с представителями склавенских и антских племён, также указывает на их этническое родство:
…У тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали „спорами“, как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища.
В «
Стратегиконе»
Маврикия сообщается о единых у склавенов и антов образе жизни и нравах[9]. Однако об этническом их родстве в «Стратегиконе» ничего не сообщается.
Этногенетические истоки русского этноса восходят к периоду общеславянской общности, в свою очередь, выделившейся из состава индоевропейского единства. Время и место выделения славян дискуссионно.
Предлагаемые лингвистами даты колеблются от III до начала I тыс. до н.э.,а в качестве территории их первоначального проживания называются либо Подунавье, либо Висло-Одерское междуречье (иногда с расширением ее до Среднего Поднепровья и даже Подонья).Впервые под своим именем в письменных источниках славяне появляются только с VI в. н.э., этим временем датируется и первая достоверно славянская археологическая культура Прага-Корчак. Раньше, возможно, славяне были известны под другими названиями – сколоты, ставаны, венеды и др., встречающиеся в сочинениях авторов древности.
В начале I тыс. н.э. начинается процесс распада лингвистического единства славянского мира. "Повесть временны́х лет" описывает славянские группы (возможно, племена) его восточной части – полян, древлян, радимичей, северян, словен и др. С IX в. начинается процесс их консолидации в единую народность с названием "русь", в научной литературе именуемой древнерусской. Происхождение данного этнонима спорно: оно возводится либо к скандинавскому rutsi/motsi ("мореплаватели"), которое появилось явно ошибочно из представлений таких историков России как немцы - Байер, Миллер и Шлёцер, которые толи не имели информации о трудах датского историка 12 века н.э. Саксона Грамматика или же просто игнорировали его труд, как неудобный для их интерпретации сведений о славянах и русах. Так русский историк А.Ф. Вельтман на основе труда Саксона Грамматика "Деяния Данов" пишет: "...Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Русы ([219]). По народным преданиям, древняя Великая Русь ([220]) обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой ([221]). В то же время известна уже была и Русь Холмоградская ([222]), в последствии Белая, и Русь Кыянская или Kиевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее. ..." - здесь Саксон Грамматик говорит о Скандинавии начала первого тысячелетия н.э. - ею владели Русы, а не какие-то "rutsi/motsi". Скандинавия была частью Древней Руси.
Древнерусская государственность, сначала представлявшая собой политическое единство в виде Великой Руси Северской, затем распадается на отдельные самостоятельные образования – земли, каганаты и княжения.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)