Древняя история.
Вдоль восточного берега Средиземного моря,
Map in Spanish of the
там, где возвышаются Ливанские горы,
лежала страна, известная в Библии под названием Ханаан.
Карта древнего Ханаана
Ее населяли два родственных народа:
в северной части — финикийцы,
а в южной — евреи.
Финикия представляла узкую береговую полосу между Средиземным морем и Ливанским хребтом. Северным пределом ее можно считать устье реки Оронт (современное название — Эль-Аси),
а южным гору Кармель, мысом вдающуюся в море.
A beautiful picture of the southwest face of mount Carmel during the sunset. This picture was taken from the entrance of Kibbutz Ma'agan Michael
Эта полоса покрыта отрогами Ливанского хребта, на которых росли прекрасные кедровые леса, а по склонам их зеленели пастбища. Только в устьях горных речек, между возвышенностями, залетали плодоносные долины, хорошо орошаемые и удобные для поселения. Таким образом, с одной стороны, горная природа, препятствуя образованию одного большого государства, способствовала свободному развитию небольших общин, с другой — недостаток широких полей, заливы и бухты, удобные для стоянки судов, и обилие корабельного леса заставляли финикийцев главной своей деятельностью сделать мореплавание. Действительно, они стали первым мореходным и торговым народом древнего мира.
Торговля их началась морским разбоем. Они грабили соседние берега, похищали людей и продавали их в рабство. Потом они оставили разбой и стали мирно обменивать свои товары другим народам на дорогие растения, металлы, ткани и тому подобное.
Из соседних островов финикийцы особенно посещали Кипр; тут они нашли медные руды и основали финикийские города и селения, то есть завели свои колонии. Мало-помалу торговля и колонии финикийцев распространились почти по всем главным островам и по берегам Средиземного моря. В восточной части моря финикийцы встретили потом сильных соперников — греческих колонистов, поэтому они обратились преимущественно к западной части Средиземного моря и завели колонии по берегам Сицилии (Палермо), Северной Африки (Карфаген, Утика) и Испании (Гадес, или Кадис, Малага). В Испании финикийцы нашли богатые серебряные руды; предания говорят, когда они прибыли . сюда в первый раз, то добыли столько серебра, что нагрузили им все свои корабли, сделали из него всю корабельную утварь и даже якоря.
Смелые финикийские купцы не ограничились Средиземным морем, они ходили и в Атлантический океан, за Столпы Геркулесовы. (Так называли в древности Гибралтарский пролив или, собственно, две скалы, возвышающиеся на
противоположных берегах.) По Атлантическому океану они плавали на Британские острова, откуда вывозили олово; думают даже, что они достигали Балтийского моря, откуда с берегов Пруссии привозили янтарь, который древние народы ценили выше золота. Финикийцы ходили также и на юг от Гибраттарско-го пролива вдоль африканских берегов. Есть предположение, что один из египетских фараонов (Нехо), имея на своей службе финикийских моряков, поручил им объехать всю Африку. Они отправились из Египта по Аравийскому заливу. Когда наступало дождливое время года, мореплаватели выходили на берег, строили себе хнжины, сеяли хлеб и дожидапись, пока он созреет, потом собирали его и плыли дальше. Таким образом, на третий год они благополучно достигли Средиземного моря и возвратились в Египет. Финикийские купцы не желали, чтобы другие по их следам ходили за Гибралтарский пролив, и старались путать их рассказами о страшных бурях, о морских чудовищах и других опасностях, которые будто бы ожидали мореплавателей в океане.
Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Финикийские торговцы ездили на север, в Армению, где покупали коней и невольников; с востока, из Вавилонии, они привозили шелк и вино; на юге, в Аравии, доставали золото и благовонную смолу, или ладан, который курился во время жертвоприношений. На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и черного дерева; из шерсти и шелка они изготовляли дорогие ткани. Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из улиток особой породы. Финикийцам приписываются разные открытия и изобретения: например, способ делать стекло, которое сначала ценилось очень дорого и употреблялось для украшения комнат и одежды. Окна у древних народов, живших в теплом климате, были без стекол, с одними занавесками, а сосуды делались из глины или из металлов. Далее, финикийцам приписывали весьма важное изобретение — систему знаков для письма, то есть азбуку, пли алфавит, а также арифметических знаков, или цифр (которые, впрочем, уже были известны древним египтянам и ассирийцам). Между ремесленниками и художниками особенно славились финикийские зодчие и каменщики.
Торговля финикийцев была меновая. Отправляясь к народам диким и полудиким, они привозили свои изделия, которые выменивали на местное сырье. Этим объясняется, что они не имели нужды в изобретении металлической монеты (которая впервые встречается у лидпйцев и греков). Полагают также, что финикийская торговля в особенности способствовала распространению в разных странах орудий так называемого бронзового века. Дикие народы еще не умели обрабатывать металлы и пользовались орудиями из камня {каменный век). Первый металл, который начали обрабатывать для вооружения и домашней утвари, была медь, как наиболее легкий для ковки. Но так как медное оружие оказывалось недостаточно твердо, то стали к меди примешивать олово. Эта смесь называется бронзой {бронзовый век). Финикийцы производили большое количество таких изделий. Затем уже научились более трудному искусству: добывать и ковать железо {железный век).
Религия финикийская состояла главным образом в поклонении светилам небесным. Солнце они называли богом Ваалом, или Молохом,
а луну — богиней Астартой, или Танитой. Молоха они считали богом грозным и мстительным и разумели под
«
ним преимущественно нестерпимый летний зной, поэтому старались умилостивить его большими жертвами, и даже человеческими. В одной финикийской колонии (в Карфагене) стоял медный идол Молоха с протянутыми руками, во время жертвоприношений у ног его разводили огонь, родители приносили своих детей и клали их на раекаленные руки идола; эта жертва считалась для него самой приятной. Кроме того, почти общим почитанием у финикийцев пользовался бог Малькарт,
Мелька́рт, Мелике́рт (от
Согласно Менандру Эфесскому, его храм воздвиг царь Хиром
В западно-семитской мифологии считался сыном
или Тирскип Геркулес, покровитель торговли и мореплавания; ему был воздвигнут великолепный храм в городе Тире, сюда ежегодно присылались из других городов жрецы с дарами для Геркулеса.
Производство изделий и обширная торговля сделали Финикию самой богатой страной древности. Города ее, окруженные красивыми хуторами и деревнями, шли почти непрерывной цепью вдоль морского берега и кипели промышленным народом, в гаванях развевались бесчисленные паруса. Обыкновенно каждый город с своею областью имел царя, власть которого была ограничена жрецами и богатейшими гражданами; некоторые города составляли между собою союзы для защиты от других народов. Главное место в таких союзах в более древнее время занимал Сидон,
Сидон |
а потом знаменитый Тир.
Схема осады финикийского города Тира в 332 г. до н. э. Александром Македонским
(Кроме них замечательны города:
Арвад,
Триполис,
Библос,
Берит.)
Берит
город, впервые упоминается в 14 в. до н. э. под именем Берута (Берути, ныне Бейрут). В эллинистич.период Б. имел свою торговую колонию в Делосе; с 16 в. до н. э. — рим. колония и центр торговли шелком,льняными тканями, вином. В 3 в. в Б. основана рим. школа права. Руины города в наст, время застроены.
Из государей финикийских нам известны только имена некоторых царей города Тира, например: Хирам,
Царь Соломон, Царь Хирам Тирский и Хирам Абиф на строительстве Иерусалимского Храма.
который послал Соломону финикийских зодчих и материалы для построения Иерусалимского храма;
Пигмалион^ брат карфагенской,
Pygmalion and Galatea (Gérôme) back
Дидона
и Этбаал, современник Навуходоносора.
На северном конце Ханаана, в нижнем течении реки Оронт, обитало храброе племя хеттов, которое имело монархическое устройство и владело соседней частью Сирии до Евфрата, с городом Хельбон (Алеппо), но было потом покорено ассирийцами.
Древний Восток около 1220 до н. э., короткая ситуация накануне
Богатства финикийских городов послужили приманкой для сильных воинственных государей Египта и Ассирии. Особенно разрушительным, по сказаниям Библии, было нашествие ассирийского царя Салманасара.
Потом Финикию покорил вавилонский царь Навуходоносор; после чего город Тир стал приходить в упадок. Со времен Кира Финикия находилась в зависимости от персов. Александр Македонский взял город Тир и разрушил его совершенно (332). Тогда торговля финикийцев перешла в другие места, преимущественно в египетскую Александрию; а Финикия мало-помалу обеднела и запустела. Гавани ее заволокло песком, и некогда цветущие города стали грудой мусора
Главным источником знакомства с финикийцами служит древнегреческий географ Страбон.
Geographer Strabo.
Многие известия о них находим также в книгах Ветхого Завета. Говорят, финикийцы имели и собственного летописца
Санхониатона, но сочинения его не дошли до нас, и о нем мы знаем только от греческих писателей. В последнее время источником финикийской истории служат клиновидные надписи Ассирии и иероглифические — Египта.
Южная часть Ханаана, или страна евреев, известна под названием Палестины. Вдоль нее протекает река Иордан,
впадающая в горько-соленое озеро, называемое Мертвым морем, потому что в нем не могут жить ни рыбы, ни растения. В древности холмы и долины Палестины были довольно плодоносны, они изобиловали прекрасными рощами, густою травой и виноградниками, и страна эта по справедливости называлась Обетованною землею. Она делилась на четыре части. На севере лежала Галшся
Галилея, ок.
с горою Фавор,
Колокольня и ворота православного монастыря на вершине Фавора
озером Геннисаретскмм к
городами: Капернаум. Тивериада, Назарет, Кана.
Назарет, изображенный на
В середине находилась Самария с городами Самария и Сихем.
Южную часть Палестины занимала Иудея
с главным городом Иерусаишом,
A collage of Jerusalem
который был построен на четырех крутых холмах;
к востоку от него возвышалась Елеонская, или Масличная, гора,
Елеонская гора (рисунок из «
, отделенная от города долиной Кедрона. Кроме Иерусалима
в Иудее замечательны были города: Кесария, Иерихон, Вифлеем.
Вифлеем. Иллюстрация из «
На востоке от Иордана лежала пустынная область Иерея, населенная отчасти номадами — кочевниками. Источником для истории евреев служат книги Ветхого Завета, которые по содержанию распадаются на исторические, поэтические и пророческие.
О происхождении евреев Библия повествует следующее.
Родоначальником и первым патриархом еврейского народа был Авраам; он покинул родину, Месопотамию, и переселился в Ханаан, где нашел хорошие пастбища для своих стад. Отсюда внук его Иаков, прозванный Израилем, со своими одиннадцатью сыновьями переселился в Египет. Двенадцатый сын его Иосиф прославился необыкновенной судьбою. Он был продан братьями в Египет невольником, но там сделался первым любимцем фараона, призвал к себе отца и братьев и отвел им для поселения прекрасную долину. Здесь потомки их продолжали пастушеский образ жизни; они сильно размножились и по числу сыновей Израиля разделились на двенадцать колен. От жестоких притеснений фараонов евреи ушли из Египта под пред водительством своего пророка Моисея.
Долго кочевали они в аравийских пустынях, пока возвратились опять в Палестину. После упорной войны евреи частью покорили, частью истребили другие племена и разделили землю по числу колен. Колено Левитово не получило особого участка, оно рассеялось между другими и исполняло должность священников. Мало-помалу израильтяне оставили пастушескую, или кочевую, жизнь, занялись земледелием, построили города и селения. Правление вначале было теократическое, то есть верховная власть находилась в руках первосвященников. Но так как евреи постоянно должны были защищать свою землю от соседних кочевых народов (филистимлян, амаликитян и других), то нередко верховная власть переходила в руки военачальников, прославивших себя победами (например, Гедеон, Самсон). Наконец, опасность со стороны соседей и внутреннее неустройство побудили израильтян избрать себе царем храброго Саула, и пророк Самуил помазал его на царство.
Особенно было славно царствование преемника Саула Давида. Этот умный, воинственный царь расширил пределы своего государства и утвердил столицу в Иерусалиме, на Сионском холме. Он известен также своими благочестивыми песнями, или псалмами, в которых воспевал славу и величие Господа. Сын его, Соломон, прославился мудростью и построением великолепного Иерусалимского храма. Этот храм был сооружен на горе Мориа финикийскими зодчими из мрамора и ливанских кедров, а внутренние украшения сделаны были из чистого золота. Сюда со всей Палестины сходился народ для жертвоприношений. Только одни евреи сохранили монотеизм, веру в единого Бога, Творца вселенной (Иегову), и потому они считали себя избранным народом Божиим. Однако пример соседних языческих народов (идолопоклонников) не оставался без последствий для еврейских нравов и религии. Сам Соломон под старость полюбил пышность, обременил народ тяжкими налогами, завел у себя много иноплеменных жен и допустил при своем дворе языческое богослужение.
После смерти Соломона (около 980) наступили смуты, и евреи разделились на два царства: Иудейское — на юге, со столицей Иерусалимом, и Израильское— на севере, с главным городом Самарией. Эти два царства находились во взаимной вражде, а народ все более и более впадал в идолопоклонство. По временам являлись вдохновенные люди, или пророки, которые предвещали народу бедствия и призывали его к покаянию; таковы Илия, Исайя, Иеремия.
Наконец евреи были покорены другими народами. Первым пало Израильское царство, завоеванное ассирийским царем Саргоном II (721). Потом вавилонский царь Навуходоносор покорил Иудейское царство, разрушил Иерусалимский храм, а народ отвел в Вавилон (587). При персидском царе Кире (539) иудеи получили позволение возвратиться в Палестину и возобновили Иерусалим вместе с храмом. Бедствия исправили иудеев: теперь они оставили идолопоклонство и начали строго соблюдать поклонение единому Богу.
Началом Вавилонского пленения традиционно считается прибытие 10 тыс. евреев, переселённых из Иудеи в 597 году до н. э. Они надеялись вскоре вернуться домой, полагая, что на их родине вспыхнет восстание против Навуходоносора, которое принесет им освобождение. Они не стремились основательно укорениться в незнакомом месте, чурались чужаков, жили тесно сплочёнными сообществами и даже ухитрялись тайно вести переговоры с оставшимися жителями Иудеи, настойчиво призывая их бунтовать и восстановить попранную справедливость. Этот процесс продолжался до 586 года до н. э., когда стало известно о падении Иерусалима. Ослеплённого иудейского царя привели в оковах в Вавилон. Тогда стало очевидным, что надежда на быстрое возвращение домой не подтвердилась. Автор diletant.media Мария Молчанова перелистывает трагические страницы истории древней Иудеи.
После покорения Ассирии в 612 году до н. э. вавилоняне завладели обширной территорией своего бывшего соперника, в том числе и Иудеей с ее величественной столицей Иерусалимом, жители которого не хотели подчиняться новым властям. В 605 году до н. э. юный наследник вавилонского престола Навуходоносор успешно сражается с египетским фараоном и одерживает победу — Сирия и Палестина становятся частью вавилонского государства, а Иудея фактически обретает статус государства, находящегося в зоне влияния победителя. Спустя четыре года стремление вернуть утерянную свободу возникает у тогдашнего царя Иудеи Иоакима (Иегоякима), в тот самый момент, когда ему приходит известие о том, что Египет отразил атаку вавилонской армии у своей границы. Заручившись поддержкой прежних колонизаторов, он надеется тем самым освободиться от вавилонян. В 600 году до н. э. Иоаким поднимает мятеж против Вавилона и отказывается выплачивать дань. Однако из-за весьма скоропостижной смерти он так и не смог насладиться плодами своих решений.
Иудея существовала еще около шести столетий, но почти всегда в зависимости от других народов.
Комментарии (0)