История,Альтернативная история,История России,СССР

Гаремы у славян: как это было

Вопреки общепринятому мнению, многоженство характерно не только для мусульманского мира. Наши предки славяне тоже имели гаремы, иной раз довольно многолюдные. Разумеется, это было еще в языческую эпоху, до принятия христианства.

Сведений о семейном укладе восточнославянских племен до нас дошло не так уж много, но они более чем красноречивы.

Главным источником информации о жизни наших предков в древнейшие времена для нас остаются летописи, и, прежде всего «Повесть временных лет», которую приписывают Нестору. Из нее мы узнаем, например, что князь Владимир Святославич, получивший прозвание Красное Солнышко, имел семь жен и 800 наложниц. Очень понятно замечание летописца по этому поводу «князь же Владимир … был ненасытен в блуде».

Насчет 800 наложниц Нестор, видимо, все же погорячился, или просто хотел, как это было принято в те времена, провести аналогию с Библией и уподобить своего князя мудрому царю Соломону, который тоже, как известно, имел большой гарем. Но как бы там ни было, ясно одно – и жен и наложниц у Владимира Святославича было много.

И он был в этом не одинок. Подобных обычаев придерживались в пору язычества все славяне. Каждый мужчина имел столько женщин, сколько мог прокормить, размеры гарема – это своеобразный показатель статуса.

При этом дети от законных жен и от наложниц, по всей вероятности, не сильно разнились в правах. Сам князь Владимир был сыном Святослава от Малуши – рабыни княгини Ольги. Тем, что он «робичич» его частенько попрекали, что не помешало Владимиру сначала занять княжий престол в Новгороде, а затем и в самом Киеве.

Пишет о больших гаремах древнерусских вождей и арабский путешественник ибн Фадлан, живший в X веке, и оставивший интереснейшие записки о путешествии в наши земли.


Он описывает знатного руса, сидящим на ложе, которое «огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе 40 девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников… И он не имеет никакого другого дела как сочетаться (с девушками), пить и предаваться развлечениям».

Восточные славяне в этом смысле не отличались от своих западных родственников. Из исторических хроник мы узнаем, что князь ляхов Мешко, до того, как принял христианство, имел семь жен, не отстал от него и чешский князь Славник.

Но самые, вероятно, красноречивые сведения по этому поводу «Повесть временных лет» дает о восточнославянских племенах вятичей, радимичей, северян.

Дело в том, что во времена Нестора они жили несколько в стороне «от цивилизации», то есть, от Киева и земель, населенных полянами. Вятичи, например, обитали сильно к востоку, в лесах по берегам Оки. Они и во времена Нестора были крещены, скорее, формально, а уж за сто лет до того, во времена князя Владимира и раньше, и вовсе отличались первобытной простотой нравов.

Нестор с крайним неодобрением пишет о том, что вятичи «жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены…». Обычай «умыкать жен по сговору» очень архаичный, как и обычай полигамии. И можно не сомневаться, что точно так же поступали в свое время и более «цивилизованные» поляне.

Конец этому положило крещение

В летописи есть подробный рассказ о том, как к Владимиру приходят представители разных вер – ислама, иудейской религии, христианства, и рассказывают князю о преимуществах своего обычая. Мусульманство Владимиру Святославичу в некотором смысле даже пришлось по душе, однако он отверг эту религию из-за запрета пить вино, произнеся известную фразу: «Веселие Руси есть питие». Так из-за пристрастия к горячительным напиткам славяне расстались с полигамией.

Но в прошлое обычай иметь много жен и наложниц ушел далеко не сразу. Еще длительное время, вплоть до XII века в церковном уставе сохранялись статьи, предусматривающие наказания за многоженство.

источник


Источник: Гаремы у славян: как это было
Автор:
Теги: Библия брак быль вера вино

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей Васильев 
Опять слишком большое влияние православной церкви, осуждающей многоженство и многомужество! Дык, не парились наши предки по поводу мужей, жен и детей - с кем понравилось, с тем и были. Только в случае настоящей ЛЮБВИ оставались... и рождали ЖИЗНЬ...
Анна Мошковская
Поэтому и демографический бум.у женщин могло быть много детей от разных мужей при этом дети не озадачтвались кем являлся муж.
Николай
Опять переписывание "святых" источников! а где работа на местах? где факты? в предыдущей статье говорит о Владимире-кагане а фреску добавляет автор Ивана Калиты! Авторы не страдайте идиотизмом! Статья как и религия РПЦ - сборище ритуалов вуду и предрассудков!
Инга Прознич
Только христиане не сильно любят вспоминать, но в Ветхом Завете, не отменённом в христианстве, нет ограничения по наличию жен. Более того довольно долго в христианстве было разрешено многоженство, при условии, если мужчина мог достаточно обеспечить двух женщин. Обычно несколько жен имели богатые и знатные мужчины. Запрет на многоженство сформировался под влиянием греко-римской морали и описан именно в Новом Завете, который, к слову, написан на древнегреческом языке. если отбросить раболепие и ПГМ, то получается что древние греки и/или люди под влиянием этой культуре просто внесли свои коррективы по своим соображениям.
Инга Прознич
Ну и в догонку, все известные нам евангелия, послания и другие части этой книги представляют собой копии с копий, оригиналы которых утрачены. Ни один исследователь Нового Завета, будь то богослов, агностик или атеист, не имеет возможности сравнить современный текст Нового Завета с оригинальным авторским. В отсутствие подлинных рукописей невозможно доказать принадлежность этих произведений апостолам Матфею, Луке, Иоанну, Марку и Павлу, авторство которых традиционно отстаивают христианские руководители. Кроме того, каждое из Евангелий было приписано определённому автору в начале второго века, то есть задолго до якобы самого написания их. В то же время все евангельские тексты на самом деле анонимны даже в тех копиях от копий, которыми пользуются богословы. Авторство же имеют только конкретные послания от апостолов, написанные в этих копиях. То есть, мало того, что сам евангельский текст анонимен и мы не знаем автора, так ещё у нас и нет оригинала.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства