Джаз – пример классический.
Самое удивительное, что с точки зрения формальной логики у джаза были все шансы оказаться в СССР музыкой “разрешенной” и даже “рекомендованной”. Тем более что в начале века в самих США эту “музыку черных” любили и понимали далеко не все – прежде всего из-за откровенного расизма.
Однако “пролетарский сокол” Максим Горький умудрился назвать джаз “музыкой толстых” – и пошло-поехало. В январе 1936 года в “Правде” появилась печально знаменитая статья “Сумбур вместо музыки”: “…Музыка крякает, ухает, пыхтит… зачатки музыкальной фразы тонут в грохоте, скрежете и визге…” и т. п. (Музыка по-советски, или Джаз против СССР)
Период правления страной Сталиным – это период массовых репрессий против творческих людей. Из всех музыкальных стилей особенно гоним был джаз. Ситуация изменилось после окончания войны, когда ясно стало, что появился сильный соперник у Советского Союза –это Соединенные Штаты Америки. С тех пор все веяния западной культуры воспринимались как вражеские.
В то время властями положительно оценивалась только та музыка, которая прославляла самого Сталина и партию. Если о вожде нет ни слова – в ближайшую ночь за автором приезжала черная машина и увозила в неизвестном направлении. (Какая музыка была строго запрещена в СССР: список неугодных для вождей композиций)
Известия, № 277, 1938
РИСПИС: запрещенный джаз играют на запрещенных саксофонах
Комментарии (0)