История,Альтернативная история,История России,СССР

Хазарский каганат. 3.

Хазарский каганат. 3.

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Здесь будут упомянуты только те из арабских авторов, чьи труды особенно важны для изучения русской истории.

Первым в таком списке должен быть назван

Убайдалла Ибн-Хурдадби, занимавший пост главного почтмейстера Халифата. Его книга о «Путях и Царствах»,

Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех ( перс. ابوالقاسم عُبیدالله بن عبدالله اِبْن خُرْدادْبِه‌ْ (خرداذبه)‎ (произносится какХурдазбих), ок. 820 — ок. 912/ 913, по др. данным 885) — мусульманский географ иранского происхождения. Его « Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») — первый дошедший до нас образец жанра арабской описательной географии. Содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской географии упоминания о русах и славянах.

Выходец из знатного рода Табаристана. Его дед был зороастрийцем, но перешёл на службу халифам и обратился в ислам. Его отец Абдаллах в 816819 являлся правителем Табаристана и прославился как храбрый полководец. Известно, что он был образованным и дал подобающее воспитание сыну.

Благодаря своему знатному происхождению и образованности Ибн Хордадбех занял пост начальника почт (сахиб ал-барид ва-л-хабар) в области ал-Джабал (северо-западный Иран). В его обязанности входил детальный сбор сведений о подопечной области. Вероятно, на этой должности он составил черновой вариант своей работы. Некоторое время жил в Самарре. Дослужился до начальника всего почтового ведомства Халифата, последние годы жизни провёл в Багдаде. Биографию Ибн Хордадбеха приводит библиограф X века Ибн ан-Надим. Кроме дошедшей до нас «Книги путей и стран» он называет ещё семь сочинений Ибн Хордадбеха:

  • «Книга о культуре музыкального восприятия» («Китаб ал-адабу-с-сама’и»);
  • «Книга собрания генеалогий персов и их колоний» («Китаб джамхарат ансаб ал-фурс ва-н-навакил»);
  • «Книга о кулинарии» («Китаб ат-табахи»);
  • «Книга увеселения и удовольствий» («Китаб ал-лахв ва-л-малахи»);
  • «Книга об [искусстве]питья» («Китаб аш-шараб»);
  • «Книга об ориентации по звездам —ал-анва» («Китаб ал-анва»);
  • «Книга о собеседниках и приятелях» («Китаб ан-нудама’и ва-л-джуласа’и»)

Возможно, в этот список следует включить большой исторический труд, о существовании которого известно со слов ал-Масуди. Это сочинение было доведено до конца правления халифа Му’тамида ( 892) и отличалось подробным описанием неарабских народов.

Сам Ибн Хордадбех не путешествовал. Источниками сведений для него были архивы Багдада и сообщения современных информаторов: путешественников, воинов, купцов и дипломатов, побывавших в разных странах. Описание Византии он получил от Муслима ибн Абу Муслима ал-Джарми, который побывал в византийском плену и был освобождён в 845 году. Об экспедиции к стене Гога и Магога ему рассказал её руководитель Саллам ат-Тарджуман.

Ибн Хордадбех стал основоположником нового направления в арабской географии. Произведения, возникшие в рамках этого направления, посвящались описанию торговых магистралей и проживающих вдоль них народов. Самой ценной чертой этих работ было то, что они основывались на современной информации, в противовес предшествующим сочинениям, которые базировались на книжной традиции, восходящей к Птолемею.

котораябыла написана около 846 г., представляет из себя нечто вроде краткого учебника; информация там сжатая, но точная, и книга очень полезная.

Его другой труд«Книга генеалогии персов и их поселений», известная персидскому историку одиннадцатого века Гардизи, – не сохранился.

Ибн-Хордадбэх (по мнению А. Я. Гаркави, следует читать Хордадбе или Хурдадби) Абуль-Касим-Убайдаллах Ибн-Абдаллах — арабский писатель IX в., происхождения персидского, был баридом, т. е. начальником почт в Джибаме (Кугистане, древней Мидии). Арабский областной почтмейстер был вместе с тем политическим агентом и начальником полиции, извещал визиря и даже халифа о настроении умов, о поведении правителя области и чиновников и т. п. ; в его ведомстве состоял целый штат чиновников-корреспондентов, рассеянных по всей области; в случае войны начальник почт составлял карты маршрутов. Таким образом, география входила в число занятий И. -Хордадбэха ex officio, но он писал и о музыке, о генеалогии, метеорологии, о кулинарном искусстве, писал также исторические сочинения.

До нас дошла лишь его географическая "Книга путей и государств", которая до недавнего времени была известна в позднейшем неудачном сокращении неизвестного автора, напеч. Барбье де Мейнаром в "Journal Aziatique" (1865 г. ). Но в конце 1880 годов де Гуе издал вновь открытую в Египте рукопись И-Хордадбэха (хранится в Вене), которая составлена в 847 г. по Р. Х. и по-видимому содержит в себе полное сочинение И. -Хордадбэха. И. -Хордадбэх — древнейший арабский писатель, знавший и писавший о восточных славянах и русских, да при том, по всей вероятности, по личному наблюдению или лично добытым сведениям.

У него единственно находим славянское слово князь, он один говорит о славянском происхождении руссов и ему одному известно о торговом пути купцов-руссов. В тексте, изданном де Гуе, есть указание на существование в Багдаде славянских пленников-евнухов, служивших переводчиками для руссов, приезжавших в столицу халифов с своими товарами с С по Дону, Волге и Каспию. В этом указании Д. А. Хвольсон усматривает подтверждение еще ранее высказанному им положению о том, что имя "Русь" не заимствовано от норманнов, о чем он в 1890 г. читал реферат на VIII археологическом съезде в Москве.

Еще одним важным историческим источником является труд

Ахмада Аль-Баладури«Книга завоевания земель». Для наших целей особо ценным представляется раздел, посвященный Северокавказской кампании арабского военачальника Марвана (737 г.). Баладури был персом по происхождению, но его отец поселился в Египте. Ахмад написал свою книгу незадолго до смерти, которая наступила в 892 г.

Полное имя: Абуль-Хасан Ахмад ибн Йахйа ибн Джабир ибн Дауд аль-Балазури( араб. أبو الحسن أحمد بن يحيى بن جابر البلاذري‎). Родом из Багдада. Прозвище аль-Балазури связано с растением белазур ( Кешью). Сок этого растения, выпитый в большой дозе, стал причиной потери рассудка и смерти историка. Был вхож во дворец абассидских халифов. Был постоянным гостем у халифа аль-Мутаваккиля (годы правления, 847—861), находился в почете у халифа Ахмад аль-Мустаина (годы правления, 862—866), и учителем сына халифа аль-Мутазза (годы правления, 866—869).

Сочинения аль-Балазури

Аль-Балазури автор книги «Футух аль-бульдан» («Завоевание стран»). Она содержит точное описание арабских завоеваний, начиная с походов Мухаммеда и до начала 8 века, а также важные сведения по экономике, общественным отношениям и культуре народов Халифата. Аль-Балазури не только собирал, но и обрабатывал обширные, в том числе документальные, исторические материалы. Книга является частью более масштабного произведения, недоконченного и не дошедшего до нас.

Другая книга аль-Балазури, «Ансаб аль-ашраф» («Родословия знатных»), сохранилась частично, содержит ценные сведения по истории халифата Омейядов, в частности о движении хариджитов.

Третье известное сочинение аль-Балазури «Тщательное исследование генеалогий и историй».

Аль-Балазури также занимался переводом с персидского на арабский язык и сочинял стихи.

Публикация трудов аль-Балазури

Арабский текст «Завоевания стран» издан в Лейдане Михаэлом Ян де Гуе [1], арабский текст «Родословия знатных» издан частично профессором Шломо Довом Гойтейном [2].

Публикации на русском и английском языках

Первый перевод «Завоевание стран» на русский язык осуществлен Н. А. Медниковым [3]. Перевод на английский язык был сделан Филиппом Хитти и опубликован в 1916 году. [4].

АХМАД АЛ-БАЛАЗУРИ - КНИГА ЗАВОЕВАНИЯ СТРАН.

history.wikireading.ru § 9. Завоевания арабов и создание Арабского...


Усман ибн Аффан, став халифом, написал Му'авии, своему наместнику в Сирии, Месопотамии и их пограничных городах, приказывая ему о том, чтобы тот отправил Хабиба ибн Маслама ал-Фихри в Армению. Хабиб оставил хорошее впечатление во время завоевания Сирии и походов румов. Об этом знал Умар, а потом Усман — да будет доволен ими Аллах — и кто правил после Усмана. Говорят также, что Усман написал самому Хабибу, приказывая ему отправиться в поход против Армении. Но первое сообщение более достоверно. Хабиб поднялся против Армении во главе шеститысячного — говорят также восьмитысячного — войска из Сирии и Месопотамии, дошел до Каликала и разбил там лагерь. Жители города выступили против него, он сразился с ними, а потом заставил их отступить в город, и они попросили гарантию безопасности на условиях выселения или уплаты джизьи. Многие из них покинули город и ушли в страну румов. Хабиб с войском стоял в городе несколько месяцев, а потом до него дошла весть о том, что патрикий Арманийакус собрал множество войск против муслимов, и с целью оказания помощи к нему присоединились войска алланов, афхазов и самандр из хазаров. Он написал Усману, прося о помощи. Усман написал Му'авии и просил его, чтобы тот послал к Хабибу из Сирии и Месопотамии тех, кто стремился к джихаду и добыче. Му'авийа послал к нему 2 тыс. человек, которых Хабиб поселил в Каликала, назначив их в конносторожевом гарнизоне и пожаловав им ката'и'. Усман, получив письмо Хабиба, написал Са'иду ибн ал-Аси ибн Са'иду ибн ал-Аси ибн Умаийа, своему наместнику в Куфе, приказывая ему, чтобы тот послал на помощь Хабибу войско под начальством Салмана ибн Раби'а ал-Бахили, прозванного Салман ал-Хайл, человека достойного, щедрого и воинственного. Салман ал-Хайл направился к нему во главе 6 тыс. человек из населения Куфы. Между тем румы и кто был с ними пришли и расположились на берегу Евфрата, а посланные на помощь Хабибу войска запаздывали. Муслимы, предприняв ночную вылазку, уничтожили их и убили их военачальника. Жена Хабиба Умм Абдаллах бинт Йазида из племени халб в тот вечер спросила своего мужа: Где ты мне назначишь место встречи? Хабиб ответил: В палатках тирана или в раю. Когда Хабиб дошел до палаток, он нашел ее уже там. Говорят, потом, после того как муслимы покончили с врагом, прибыл и Салман. Жители Куфы потребовали от войск Хабиба участия вместе с ними в разделе добычи, но те отказались, так что Салман и Хабиб вступили в спор. Некоторые муслимы пригрозили Салману убийством. Сказал поэт: Убьете вы Салмана, убьем мы вашего Хабиба, А если вы отправитесь к Ибн Аффану, отправимся и мы. Об этом было написано Усману, и тот ответил: Добыча принадлежит войскам Сирии. Он написал Салману, приказывая ему выступить в поход против Аррана.

В начале десятого века

Мохаммед Ибн-Руста, житель Исфахана, написал обширную энциклопедию по истории и географии, от которой у нас есть

только часть, посвященная географии.

Ибн Ру́ста [2] (устар. Ибн Даста; Абу-Али Ахмед Ибн-Омар) — восточный учёный-энциклопедист 1-й половины X века. По происхождению перс, уроженец Исфахана. Жил, вероятно, в государстве Саманидов.

Автор энциклопедии «ал-А’лак ан-нафиса» — «Дорогие ценности» (др. вариант перевода «Книга драгоценных ожерелий»). Сохранился её седьмой том, посвящённый астрономии и географии. Профессор Хвольсон, опубликовавший первый перевод на русский язык труда Ибн Руста, датировал его между 903 и 913 гг. Основным аргументом Хвольсона было отсутствие в труде упоминания о походе русов в 913 году на Каспий. Однако востоковед Гаркави отнёс написание труда к 930-м годам, найдя аналогии в описании волжских булгар между Ибн Фадланом (позже 922 года) и Ибн Русте.

Наиболее подробные и оригинальные сведения труда Ибн Руста посвящены Ирану. Описания народов Восточной Европы ( славян, русов, булгар, хазар, алан и др.) восходят ко 2-й пол. IX в. и являются древнейшими в дошедшей до нас арабской географической литературе.

Ибн Руста стал известен в наше время благодаря Рие ( Rieu), нашедшему в Британском музее рукопись с его сочинением, и российскому востоковеду Д. А. Хвольсону, издавшему с русским переводом и научным комментарием извлечения из неё, под названием: «Известия о Хазарах Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Ибн-Дасты» (СПб., 1869). Хвольсон первым в российской науке неправильно прочитал имя автора как Ибн Даста. Ошибка была исправлена только при полной публикации сочинения голландским арабистом Де Гуе в седьмом томе «Библиотеки арабских географов» (BGA) ( 1892).

Возможно, что к общему с Ибн Руста источнику в описании Восточной Европы восходят сочинения более поздних авторов Гардизи и Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази

В 921 г. Абу Сайд Аль-Балхи составил сходный учебник географии под названием «Картины климатов».

Абу Зайд Ахмед ибн Сахл аль-Балхи ( 850 934) — мусульманский учёный-энциклопедист: математик, астроном, врач, наиболее известен как географ. Уроженец окрестностей Балха, Хорасан; учился в Багдаде у ал-Кинди и его учеников.

Основной труд — Ашкал ал-билад («Виды стран»), в котором подробно описан город Булгар, насчитывавший тогда до 10 000 жителей. Книга также содержит описание народов хазар, булгар, буртас, башджар. Труд также известен под другими названиями —Сувар ал-акалим («Карты климатов»), Таквим ал-булдан («Разделение городов»). По общепринятому мнению, книга была написана в 920—921 гг. Однако эта дата вызывает некоторые сомнения. Дело в том, что Ибн Фадлан, лично побывавший в стране булгар в 922 г., не писал о наличии у них каких-либо городов. Аль-Балхи же упоминает о Булгаре, Суваре и Внешнем Булгаре, а также о соборных мечетях. Б. Н. Заходер высказал предположение об Ибн Фадлане как возможном источнике этого сообщения аль-Балхи. Возможно, что ал-Балхи создал своё произведение после 922 г, хотя Ибн Фадлан в своих записках о городах не упоминает, что также говорит о том, что аль-Балхи имел другой источник, в отличие от Ибн Фадлана, который был у волжских булгар летом, когда они выходили из города жить в «войлочных домах».

Этот труд был переработан и расширен

Ибрагимом Аль-Истахри в 953 г.

Абу Исхак аль-Истахри
Род деятельности:

географ

Место рождения:

Истахр, Иран

Страна:

Иран

Дата смерти:

957

Карта аль-Истахри (IX век).

Труд Ибрагима, в свою очередь, был пересмотрен и дополнен

Ибн-Хакалом в 977 г.

Все вышеуказанные учебники энциклопедического характера содержат ценную информацию о причерноморских и прикаспийских странах и народах.

Книга иного характера, но огромной важности, написана

Ахмадом Ибн-Фадланом, который принял участие в дипломатическое миссии, посланной халифом к поволжским булгарам в

qara.info Арабский дипломат Ибн-Фадлан в сообщении 921-922..

921-922 гг. Это не научный трактат, а путевые заметки. Хронологические заметки Фадлана выходят за рамки, установленные для настоящего тома, но замечания Ибн-Фадлана о жизни и обычаях поволжских племен, несмотря ни на что, имеют ценность для нас, поскольку многие обычаи и традиции дошли до его времени с более раннего периода. До недавнего времени труд Ибн-Фадлана был известей только в сокращенной версии из географического словаря Якута, но в 1923 г. в Месхеде обнаружили более полный экземпляр манускрипта, фотокопии которого были посланы иранским

правительством в советскую Академию Наук в 1935 г. Они использованы в новом русском переводе этого труда под редакцией И.Ю. Крачковского (1939 г.).

Мохаммед Ибн-Джарир ат Табари (838 – 923 гг.) традиционно считается «отцом арабской историографии». А.Е. Крымский

Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (839-923) является автором исторической хроники «Тарих ар-Русуль валь Мулюк» («История пророков и царей»), которая во всем мире известна как «История ат-Табари». Но кроме этого он является еще и автором обширного толкования Корана – тафсира, который считается классикой исламского богословия.

Ат-Табари родился в городе Амол недалеко от Каспийского моря, примерно в 200 километрах от Тегерана. Он выучил наизусть Коран в 7 лет и уже в подростковом возрасте считался образованным ученым-богословом. В 12 лет ат-Табари переехал в город Рей, где в течение пяти лет изучал фикх по ханафитскому мазхабу и доисламскую и раннеисламскую истории под руководством Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Хумайда ар-Рази.

называет его арабским «Нестором», имея в виду киевского монаха одиннадцатого века, Нестора-летописца, вероятного автора первой русской летописи. Табари, перс по происхождению, вознамерился написать всеобщую историю мира. Уделив много внимания древнейшим периодам, он, по всей видимости, испугался, что ему не хватит времени завершить работу в тех же масштабах и поэтому попытался сделать повествование более сжатым. Заключительная часть его труда состоит только из кратких записей по годам. Поэтому книга Табари не так важна для изучающего русскую историю, как могла бы быть.

Намного большее значение имеет работа

Али аль-Масуди, написанная в 956 г. Масуди принадлежал к знатной арабской семье; он родился в Багдаде, много

antitopor.com Аль-Масуди. Отрывки, пер. Караулова

Аль-Масуди Абуль-Хасан Али ибн-Хусейн (896–956) – арабский историк, географ и путешественник. Он был первым арабским историком, объединившим исторические и географические наблюдения в крупномасштабную общую работу. Аль-Масуди во время своих путешествий побывал в различных провинциях Персидской Империи, на Кавказе, в регионах, прилегающих к Каспийскому морю, в Сирии, Аравии и Египте. Аль-Масуди также упоминает в своих работах Киевскую Русь и Хазарию. Он побывал также на юге современного Мозамбика и сделал удачное описание муссонов. Аль Масуди принадлежит описание процесса испарения влаги с водной поверхности и ее конденсации в форме облаков.

Основные труды: «Промывальни золота и россыпи драгоценных камней» («Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир»), «Книга предупреждения и пересмотра» («Китаб ат-танбих ва-л-ишраф»).

Рис. . Реконструкция карты мира по Аль-Масуди

путешествовал и умер в Каире. Он написал обширный трактат по истории и географии, сейчас утраченный; до нас дошел лишь конспект, сделанный самим автором.

Другим выдающимся летописцем был

Абдалла аль-Бакри. Его отец жил в

в Кордове в Испании, и сам Абдалла какое-то время был связан с севильским двором.

Абу Убайд аль-Бакри
араб. أبو عبيد البكري
Личная информация
Профессия, род деятельности:

географ, историк, ботаник

Дата рождения:

1014

Место рождения:

Уэльва, Андалусия, Испания

Дата смерти:

1094 [1] [2]

Место смерти:

Кордова, Андалусия, Испания

Страна:

Кордовский халифат
Кордова
Севилья

Научная деятельность
Направление деятельности:

география и история

Работодатель:

Кордова

Аль-Бакри оставил сочинения по филологии, богословию, медицине и географии. Но самую долговечную славу доставили ему две его географические компиляции:

  • «Муджам-маистаджам» — словарь большей частью арабских георграфических имён, встречающихся у поэтов, древних арабских историков и в преданиях. Это, по словам Дози, неоценимое в своем роде сочинение для древнеарабской истории, географии и поэзии. Издание его предпринято Вюстенфельдом;
  • , пользовавшаяся чрезвычайно громкой славой на Западе и Востоке. Целью её было описание путей, соединяющих известные современникам города и страны. Первая страна, специально описываемая, — Аравия, затем Персия, Кирмак, Сирия, Палестина, Египет и т. д. Там, где он говорит о Сирии, Понте, встречаются известия и о славянах и их ближайших соседях, известия, большей частью, заимствованные у других предшествовавших ему арабских писателей: Массуди, Ибн-Дасты и др. Полного издания этого сочинения Аль-Бакри нет. Западные ориенталисты Гаянгос и Шефер издали только некоторые части его; что же касается отрывков, где сообщаются известия о славянах и их соседях, то перевод их имеется и на русском языке в труде Куника и барона Розена: «Известия Аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах» (ч. I, Спб., 1878 г.).

Он умер в 1094 г. Его книга «О путях и странах» – нечто вроде географического путеводителя – была очень популярна в его время. Она содержит очень ценный раздел о причерноморских народах, включая славян и русов. Аль-Бакри частично использовал те же источники, что и Ибн-Руста и аль-Масуди, но также приводил дополнительные свидетельства.

Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/43


Источник: Хазарский каганат. 3.
Автор:
Теги: 1939 book

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства