По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
Среди арабских авторов более позднего поколения стоит упомянуть здесь выдающихся географов
Мохаммеда аль-Идриси (родился в 1099 г., завершил свой труд к 1154 г.) полное имя
Абу́ ‘Абдулла́х Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Идри́си
Памятник аль-Идриси в Сеуте
(
араб.أبو عبد الله محمد بن محمد الإدريسي; 1100,
Сеута — 1165,
Сицилия или
Сеута) — арабский географ, автор географического сочинения, составленного по инициативе короля Сицилии
Рожера II в 1154 году. Известен как аш-Шариф аль-Идриси или просто аль-Идриси (
араб.الإدريسي). В его честь
названы горы аль-Идриси на
Плутоне(название утверждено
МАС 7 сентября 2017 года)[4].
Основное сочинение «Нузхат алm-муштак фи-хтирак алm-афак» (варианты перевода: И. Ю. Крачковский: «Развлечение истомленного в странствии по областям»; И. Г. Коновалова: «Отрада страстно желающего пересечь мир») было завершено в январе 1154 года и известно также под названием «ал-Китаб ар-Руджжари» («Книга Рожера»). В предисловии к нему Идриси говорит об интересе короля Рожера к географии и его приказе составить книгу, обобщающую сведения греческих и арабских географов. Ранее (как сообщает сам Идриси и арабский биограф XIV века ас-Сафади[6]) король приказал отлить из серебра диск с детальной картой мира и составить бумажные карты, вслед за чем и была составлена книга. Также Рожер не только расспрашивал путешественников, но и (согласно ас-Сафади) посылал людей в различные страны для сбора сведений.
В начале сочинения даётся общее описание Земли, она делится на семь климатов (широтных зон), а каждый из них — на 10 зон с запада на восток. Таким образом, 70 секций сочинения связаны с 70 прилагавшимися картами. По подсчётам
К. Миллера, на картах нанесено около 2500 наименований объектов, а в тексте — более 6000[8]. В частности, описание страны ар-Русиййа (
Русь) включено в 5 секцию VI климата и 4 и 5 секции VII климата и содержит названия более 20 городов[9].
В сочинении содержатся сведения обо всех известных арабам странах, от Западной Африки до Скандинавии и от Марокко до Китая. Согласно Крачковскому, с именем Идриси связан третий и последний период арабской картографии, говорящий о некотором регрессе, ибо на картах теряется понимание значения географической широты и долготы.
Шихабуддин Абу Абдуллах Якут ибн Абдуллах аль-Хамави (араб.ياقوت الحموي; род. между 1178 и 1180 годом, Малая Азия — ум.1229 г., Алеппо) — мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ.
По происхождению — малоазийский грек. Будучи ребёнком, был захвачен в плен и продан в
Багдаде сирийскому купцу по имени
Аскар ибн-Ибрахим аль-Хамави, который воспитал его в исламских традициях, обучил и сделал своим приказчиком и торговым агентом. С торговыми караванами и судами Якут объездил
Египет,
Сирию,
Палестину,
Аравию, побережье и острова
Персидского залива.
В 1199 году он получил свободу, после чего посвятил себя книжному делу — переписке книг и книготорговле. Первоначально обосновался на постоянное жительство в
Багдаде. С 1213 года снова начинаются его путешествия, в которых Якут, соединяя торговлю с научными знаниями, знакомился со многими городами и странами. Он едет в
Тебриз, потом в
Сирию (
Дамаск,
Алеппо), потом в
Мосул, наконец, в
Мерв в
Хорасане. Здесь он остаётся 2 года, усиленно занимаясь в богатых местных библиотеках. Именно здесь он начинает собирать материалы для своих главных работ. Среди учёных занятий и путешествий в Хорасане и
Хорезме Якута застигла надвинувшаяся тогда угроза —
Чингисхан. Пришлось бросить все и бежать, сначала в Мосул, а потом в Алеппо к учёному и гостеприимному
визирюИбн-аль-Кифти, автору большого географического словаря учёных. Якут прибыл к нему в 1222 году. Спокойное пребывание в Алеппо в течение двух лет дало ему возможность завершить своё грандиозное дело — составление огромного «
Географического словаря», который он закончил 13 марта 1224 года. Потом он ездил в
Мосул и
Египет и, наконец, в 1228 году опять вернулся в
Алеппо. Здесь он ещё продолжал работать над отделкой своего географического сочинения и умер 20 августа 1229 года.
Придерживался
хариджитских взглядов, в чём сказывалась независимость Якута по отношению к традиции и самостоятельность в суждениях. После неоднократных столкновений с шиитами Якут был вынужден в 1216 году бежать из
Дамаска в
Среднюю Азию.
Сбором научного материала Якут аль-Хамави занимался всю жизнь. К окончательному оформлению сочинений он приступил ещё в Мерве, в 1218 году, а закончил в Алеппо (Халебе).
Якут — автор биографически-энциклопедического «Словаря литераторов» («Иршад аль-ариб иля Марифат аль-адиб»), содержащего около 1100 жизнеописаний арабских литераторов и учёных VII—XIII веков, продолжившего жанровую традицию историко-литературных антологий. Его персоналии — в основном представители художественной культуры, филологи, историки и географы, около 10 % — религиозные деятели. Около 30 % статей — о тех деятелях и событиях, о которых впервые упоминается Якутом в арабских биографических сочинениях. Особый интерес автор проявлял к ересям и еретикам, а также к деятелям
Х столетия.
Написал также
топонимический«Словарь стран» («Муджам аль-булдан», около 16 000 статей), обобщивший арабские географические знания домонгольского периода.
Современником Якута был
Ибн-аль-Атир (умер в 1239 г.), автор «Всемирной истории», которая должна быладополнить хронику Табари.Персидская историографиятоже представляет из себябольшую ценность для нашего исследования.
Иззудди́н Абуль-Ха́сан А́ли ибн Муха́ммад аль-Джазири, известен как Ибн аль-Аси́р (араб.ابن الاثير; 12 мая1160, Джезират-ибн-Омар — 1233 или 1234, Мосул) — один из наиболее известных исламских историков курдского происхождения[5].
у багдадскиххалифов. В доме его сходились лучшие учёные и литераторы того времени; историк Ибн Халликан был его другом.
«История атабеков сирийских» («Ат-тари́х аль-ба́хир фи ад-да́улят аль-атабики́ййа»;араб.التاريخ الباهر في الدولة الاتابكية), издана под названием: «Geschichte der Atabekiden» (Гилдбург,
1793); разобрана де Гинем (Guignes) в «Notices et extraits» (т. I); отрывки перевёл Рено.
«Полный свод всеобщей истории»(«Аль-камиль фи т-тари́х»;
араб.الكامل في التاريخ) — всеобщая история от создания мира до
1230, в ряде глав которой Ибн аль-Асир повествует, в частности, о таком народе, как
русы (
араб.روس)[6]; труд издан
Торнбергом: «Ibn el Atheri Chronicon» (Лейден и Упсала, 1851—1871); отрывки во французском переводе Рено
Карл Иоганн Торнберг
Carl Johan Tornberg
(Reinaud) при «Histoire des croisades»
Мишо (1829) и в «Recueil des historiens des croisades» (изд. академии надписей, 1858, 1887); отрывки в «Hist. de l’Afrique sous la dynastie Aghiabide par Ibn Khaldoun» (Париж, 1841); полные восточные издания: Булак (1872),
Каир (1881).
«Кита́б аль-луба́б» (
араб.اللباب في تهذيب الانساب) — переделка из «Эс-Семани», отрывки изданы
Вюстенфельдом под названием: «Specimen al-Lobabi, sive Genealogiarum» (Геттинген, 1835).
«Львы леса: знание о сподвижниках пророка Мухаммада» («Асад аль-га́бат фи маари́фат ас-саха́ба»;араб.أسد الغابة في معرفة الصحابة) — сведения о 7500 сподвижниках
Мухаммада, издано в Каире (1869).
После завоевания арабами (вторая половина седьмого века)Персия находилась под контролем арабов не только политически, но также и культурно.Персия приняла ислам, иарабский языкстал на какое-то времяязыком персидского высшего класса. Однако, жизнеспособность иранского народа не была исчерпана, ииранская культура стала постепенно
Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.
Причины культурного подъема В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение - бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее. –
Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: "Чернила ученого - большая святыня, чем кровь мученика". Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников. -
Наука и философия
Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки. -
Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.
В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане. -
Медицина
В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их
в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена. Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами - вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными. -
Фараби (Аль-Фараби), Абу Наср Мухаммед ибн-Тархан (875—950) — философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма. Родился в Отраре на территории нынешней Чимкентской области Казахстана.
Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. Прославился как ученый и завоевал известность поэта, музыканта, философа и врача, непревзойденного толкователя трудов Аристотеля, Сократа и Платона. По комментариям Фараби к работам Аристотеля учились все мыслители Востока, в том числе и Ибн Сина. Его называли вторым учителем после Аристотеля («Муаллим-ас-Сани»), «Казахским Аристотелем». Впитав в себя все лучшее в культуре и истории своей Родины, усвоив философские учения арабов, индусов, греков и иудеев, прикоснувшись к творениям мыслителей Китая, он смог создать труды, где не только обобщил знания древних мудрецов, но и заложил основы будущих открытий во всех известных в те времена науках, в том числе и в медицине. Он оставил после себя около 200 трактатов. Философские взгляды Фараби противоречили догмам мусульманской религии и законам Корана. Он считал человека венцом развития природы и подчеркивал, что человек отличается от других представителей животного мира своим психическим складом. Появление человека Фараби считал продолжением общего процесса развития природы и в то же время качественно новым в беспрерывной эволюции мира. Он обнаруживал удивительные для своего времени познания в вопросах строения и функций организма, в лекарственной терапии
Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.
Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.-
На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в
Архитектура Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.
набирать силу в рамках арабской надстройки.Новыйперсидский язык возник из смешения старого персидского и арабского языков.К тому же не замедлило прийти политическое освобождение.Иранская династия, известная какСаманиды, обосновалась в девятом векев южном Туркестанесо столицейв Бухаре. Этот город сталцентром иранского возрождения. Возросинтерес к иранской истории и географии, и в начале десятого века визирьсаманидскогогосударства
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)