Закончив Преображенское училище в
Москве, не смог продолжить образование из-за недостатка средств и в 1837 году поступил на службу в
Оружейную палату канцелярским служителем второго разряда.Знакомство с
П. М. Строевым и
И. М. Снегирёвым пробудило в Забелине интерес к изучению русской старины.
По архивным документам он написал свою первую статью о поездках русских царей на богомолье в
напечатанную в сокращённом варианте в «Московских губернских ведомостях» (№ 17 за 1842 год).Статья, уже переделанная и дополненная, появилась в 1847 году в «Чтении Московского общества истории и древностей», и в то же время Забелин был избран в
члены-соревнователи общества. Прочитанный
Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина — в 1848 году он получил место помощника архивариуса в
Дворцовой конторе, а с 1856 года занимал здесь место архивариуса.
В 1853—1854 годахЗабелин работал преподавателем истории в
Переезд Императорской Археологической комиссии в Старый Эрмитаж
Императорская Археологическая комиссия (ИАК) переезжает в помещения на первом этаже Старого Эрмитажа, ранее занимаемые Государственным Советом и Кабинетом министров. Делается ремонт помещений, мебель предоставляют из Таврического дворца, поскольку археологические находки предстоит представлять на высочайшее воззрение. Библиотека Комиссии перемещается в антресоли. Для входа в ИАК по особому разрешению Кабинета от 24.04.1891 был открыт подъезд бывшего Кабинета министров с Дворцовой набережной, куда был поставлен специальный швейцар. 14 мая 1891 года в распоряжение ИАК передают и подвальный этаж. Информационные сообщения о выставках в собственных помещениях ИАК публикуются в «Правительственном вестнике», изданиях АК и столичных газетах.
В 1884 году
Академия наук избрала Забелина в число
членов-корреспондентов, а в 1892 году — почётным членом. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея (первой публикации) в 1892 году Забелина приветствовал весь русский учёный мир.
Помимо И. М. Снегирёва и Т. Н. Грановского, на научные взгляды Забелина значительное влияние оказали произведения
К. Д. Кавелина, западных, преимущественно немецких, мыслителей (
Л. Фейербаха,
М. Лазаруса), а также журнальные дискуссии середины XIX века о применении в исторической науке методов
позитивизма, концепций
органицизма,
регионализма и
народного духа[2].
Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох
Киевской Руси и становления
Русского государства. Забелина интересовали коренные вопросы особенностей жизни русского народа. Отличающая черта его работ — это вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, «крепкому и здоровому нравственно, народу-сироте, народу-кормильцу». Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражались и в языке Забелина, выразительном и оригинальном, с архаическим, народным оттенком.При всём своём идеализме Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории: принижение роли личности в роду и домостроевской семье и прочее. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает также важное значение экономических отношений в истории политики и культуры.
По мнению ректора Харьковского университета
Д. И. Багалея, Забелин стал основателем «историко-археологического направления» в российской исторической науке[3]. Первые капитальные сочинения Забелина —
им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатавшиеся в «
Московских ведомостях» в 1846-м и в «
Отечественных записках» в 1851—1858 годах. Наряду с обстоятельнейшим исследованием образа жизни царя и царицы здесь были также исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли дворца государя, о положении женщины в древней России, о влиянии
византийской культуры, о
родовой общине. Важное значение имеет и развитая Забелиным теория вотчинного происхождения государства.
Продолжением I главы «Домашнего быта русских царей» является статья «Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве» («Вестник Европы», 1871, № 1 и 2). Изданные в 1876 и 1879 годах два тома «Истории русской жизни с древнейших времён» представляют собой начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы русской жизни и её заимствования у соседей.
Он не был приверженцем норманнской теории. Забелин отступает здесь от своего прежнего взгляда на род как на стихийную силу, угнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что «отец-домодержец, выходя из дома и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом»; «братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство». Помимо этого, Забелиным были изданы:
Список исследований, статей и заметок Забелина был помещён в издание «Общей истории и древностей» (М., 1886).
Очерки по истории Смуты.
Первым поводом для обращения Забелина к событиям
Смуты стала полемика с
Костомаровым, который в своих исторических характеристиках
Минина и
Пожарского использовал данные поздних и недостоверных источников. Забелин в своих полемических очерках убедительно доказал некорректность такого подхода, а затем обратился и к другим спорным вопросам истории Смуты. В последующих очерках он изложил свою точку зрения на суть происходивших в то время событий; показал тенденциозность и недостоверность многих данных знаменитого «Сказания»
Авраамия Палицина;
рассказал о забытом, но по-своему очень интересном герое Смуты — старце Иринархе. Вскоре вся эта серия очерков, появившихся первоначально журнале «
Русский архив» (1872, № 2—6 и 12), была издана отдельной книгой[4], которая пользовалась популярностью и до 1917 года выдержала несколько изданий.
Забелин Иван Егорович. Фото 1900г.
Важнейшие статьи
Из статей 1850-х и 1860-х годов, собранных во 2-м томе «Опытов изучения русских древностей» (1872—1873), выдаются:
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)