История,Альтернативная история,История России,СССР

«Идите к нашему священнику, он вам все расскажет»

Жительниц венгерской деревни Надърев называли или отравительницами, или ангелоделами. За период с 1914 по 1929 годы они отправили на тот свет порядка пятидесяти мужчин. По другой версии, их жертвами стали около трехсот представителей сильного пола. Отравительницы не жалели даже собственных отцов и сыновей. А за всеми этими преступлениями стояла знахарка и повитуха Юлия Фазекаш, известная также как Жужа Олах.



Панацея от всех бед

Откуда в деревне появилась знахарка, неизвестно. Остается загадкой и ее прошлое. По документам некая Жужанна Олах приехала в Надърев в 1911 году. Поскольку та венгерская деревушка являлась отсталой и дикой, навыки повитухи и знахарки очень пригодились местным женщинам. Ведь врачей в населенном пункте не было. А «коньком» Фазекаш считалось проведение абортов. Они, к слову, были запрещены в Венгрии, поэтому повитуха занималась этим тайно.

До начала Первой Мировой войны жизнь в деревне шла своим чередом. Олах пользовалась уважением у местных жителей, хотя они практически ничего не знали о ее прошлом. Лишь однажды Фазекаш разоткровенничалась. Она рассказала, что ее насильно выдали замуж за нелюбимого человека и после его исчезновения (или смерти) испытала лишь облегчение. Вообще, к мужчинам Юлия относилась очень плохо, считая, что их всех необходимо отправить на тот свет.

Сейчас нужно сделать небольшое уточнение. По одной версии, у Олах был муж – Юлиус Фазекаш. То ли она вместе с ним перебралась в деревню, то ли уже находясь в Надъреве, вышла за него замуж – доподлинно неизвестно. Вторая версия гласит, что Юлиус – просто однофамилец. Так или иначе, но именно этот мужчина стал первой официальной жертвой Олах. После того, как он пообедал гуляшом, Юлиуса не стало. К этому инциденту вернемся чуть позже.

Началась Первая Мировая война. Местные мужчины ушли на фронт, в деревне остались женщины, дети и старики. Тем временем, возле Надърева был создан лагерь для военнопленных. Соответственно, там было много мужчин-иностранцев. Женщины из деревни все чаще и чаще стали посещать то «заведение». И вскоре навыки Фазекаш оказались чрезвычайно востребованными. То ли о средствах контрацепции венгерские женщины не знали, то ли просто не пользовались ими, но почти все они ждали детей. Но рожать никто не собирался, женщины все чаще стали стучать в дом Олах. Та никому не отказала, ей нравилась ее противозаконная деятельность.

До поры до времени все было тихо. Но затем в деревню начали возвращаться мужчины. Кто в отпуск, кто по состоянию здоровья. Вот тогда-то и начались проблемы. Каким-то образом обманутые мужья узнали об изменах своих жен. Начались разбирательства, побои. Перепуганные женщины обратились за помощью к Фазекаш. Та вновь пошла навстречу. Только на сей раз Юлия как панацею от всех бед предлагала яд. Она приготовляла его из алкалоидов красавки с добавлением мышьяка. Последний ингредиент Фазекаш умудрялась добывать из липкой бумаги, применяемой для ловли мух. Полученное вещество она советовала добавлять в еду или вино. Сначала женщины ей не поверили. И вот тут опять «всплывает» Юлиус Фазекаш. По одной версии она отравила своего мужа, чтобы продемонстрировать смертельное действие яда. По другой – женщина просто призналась, что ее муж не пропал без вести, а был отравлен именно этим снадобьем. Жительницам Надърева понравилось такое решение проблем.

Мужчины в деревне начали умирать, что называется, как мухи. Используя яд Фазекаш, женщины начали травить не только мужей, но и надоевших любовников, отцов и нежеланных сыновей. Одни, таким образом, избавлялись от лишних родственников, чтобы заполучить наследство, другие – скидывали с себя тяжкое бремя кормилицы семьи. Причем ни одна из отравительниц не считала себя преступницей и не раскаивалась в содеянном. По их мнению, в те трудные времена иного выхода у них просто не было.


Местные власти, конечно, были сильно обеспокоены происходящим в Надъреве. А жители соседних деревень прозвали тот населенный пункт «округом убийств». Но причин для начала расследования у полицейских не находилось. Дело в том, что подельник Фазекаш (по другой версии – двоюродный брат) занимался заполнением свидетельств о смерти. И он, чаще всего, указывал вполне правдоподобную для того времени причину – пьянство.

А Фазекаш начала пользоваться все большей популярностью. За ее волшебной панацеей от всех бед стали обращаться женщины из соседних деревень. Но особенно нравилось снадобье ведуньи жительницам Тассакурта.

Расследование

Осенью 1929 года полицейские административного округа Сольнок получили анонимное письмо. В нем было подробно рассказано обо всех странных событиях, происходящих в деревнях Надърев и Тассакурт. Начальник полиции хотя и посчитал, что это послание – всего лишь чья-то неудачная шутка, но решил направить туда двух следователей для проверки. И, как показали дальнейшие события, интуиция его не подвела.

Полицейские Барток и Фриешку тоже посчитали, что имеют дело с глупым розыгрышем, но к делу отнеслись серьезно. Приехав в Надърев, мужчины первым делом решили наведаться в местный трактир, ведь именно там проще всего собрать все слухи. Поскольку время было раннее, в заведении находились лишь четверо посетителей. После знакомства и нескольких стаканов вина полицейские принялись расспрашивать о жизни в деревни, осторожно упомянув о странностях вроде повышенной смертности среди мужского населения. Стоило им только об этом заикнуться, посетители трактира резко стали серьезными, а в их глазах появился страх. Из четверых лишь один согласился честно ответить на вопросы полицейских, а его товарищи поспешно удалились. Но полноценного допроса не получилось. Мужчина вдруг произнес: «Идите к нашему священнику, он вам все расскажет». И после этого тоже покинул заведение. А полицейские получили пищу для размышления. Увеселительная прогулка в Надърев, как они ее себе представляли, неожиданно оказалась серьезным заданием, подтверждающим их опасения.


Найти священника не составило труда. Как и посетители трактира, едва полицейские заговорили об умирающих мужчинах, стал мрачным и испуганным. Он провел Бартока и Фриешку в комнату, закрыл дверь и сказал: «Мы здесь живем в тени смерти. Без видимой причины крепкие здоровые мужчины вдруг умирают. Этой весной, когда умер отец госпожи Сабо, ходили слухи, что они с Жужей Олах его отравили. Я пошел к госпоже Сабо и задал ей ряд вопросов. Она, конечно же, опровергала слухи, но перед тем, как я ушел, угостила меня чашечкой чая. Через час мне стало очень плохо. Друг-медик, пришедший ко мне, уверен, что госпожа Сабо меня отравила».

Затем священник рассказал, что в Надъреве и Тассакурте нет ни врачей, ни полицейских. А свидетельства о смерти подписывает один-единственный фельдшер, который являлся Олах то ли родственником, то ли просто подельником.

После этого священник немного помолчал и продолжил: «В ее лице вы найдете грозного соперника. И если ваш визит покажется ей опасным, вы умрете. Суеверные крестьяне боятся ее и повитуху Юлию Фазекаш. Они считают, что эти женщины обладают сверхъестественными способностями, а так как Фазекаш является акушеркой, а Олах - медсестрой, у них есть доступ практически в каждый дом».



Так полицейские узнали, что за странными событиями, происходящими в деревнях, стоят две женщины – Жужа Олах и Юлия Фазекаш. Первое имя было им знакомо – оно упоминалось в анонимном письме, а второе они услышали впервые. На вопрос: «Зачем они это делают?» святой отец ответил: «Я считаю, что первоначально эти убийства были вызваны нищетой нашего несчастного крестьянства. Инвалиды, престарелые, дети иногда оказывались непосильным бременем для нашей бедноты. Потом настала очередь пьяниц, бивших своих жен. Эти люди постепенно исчезли. В этих местах женщины под руководством Олах и Фазекаш взяли верх. В этих селах женщины полностью доминируют. А мужчины боятся за свою жизнь».

Полицейские пообещали священнику во всем разобраться и покинули церковь. Перед уходом Фриешка бросил: «Раз мы здесь, им нечего бояться», еще не зная, что дело, в которое они, можно сказать, случайно ввязались, гораздо серьезнее, чем мужчины могли себе представить.


В Надъреве царила тишина. Барток и Фриешка медленно и молча шагали по обезлюдевшей деревне, погрузившись в мысли. Неожиданно они услышали хрип и стоны, как будто кто-то задыхается. Выхватив пистолеты, полицейские побежали на звук. Выскочив из-за угла дома, они оказались возле трактира. Вдруг Фриешка споткнулся и упал. Барток замер, глядя на «предмет» об который споткнулся его напарник. Это был тот самый мужчина, который направил их к священнику. Люди, жившие возле трактира, конечно, ничего не видели. Более того, никто из них не слышал хрипов и стонов погибшего. И, несмотря на глухую стену между полицией и жителями деревни, Барток и Фриешка сумели выяснить, что мужчина – родной дядя… госпожи Сабо, о которой рассказывал святой отец. Видимо, женщина каким-то образом узнала, что ее родственник не умеет хранить язык за зубами, и убила его, можно сказать, на глазах у полицейских. Видимо, таким образом она хотела испугать стражей порядка, но Сабо просчиталась. Для мужчин расследование этого дела в одно мгновение стало принципиальным. Они захотели отомстить мужененавистницам - в рамках закона, конечно.

Тело погибшего доставили фельдшеру. Мужчина бегло осмотрел труп и отдал полицейским заключение. В нем черным по белому было написано: «скончался от алкоголизма». Последние сомнения развеялись. И полицейские решили подыграть госпоже Сабо. Они сделали вид, что уезжают, а на самом деле принялись следить за местными жителями. Но толку от этого не было. То ли Сабо каким-то образом узнала о замысле полицейских, то ли просто держала паузу перед новым убийством. И тогда Фриешка решил попробовать «ход конем». Он ворвался в дом женщины (Барток в это время прикрывал напарника с улицы) и, наставив на нее пистолет, обвинил в убийстве дяди. Такого Сабо не ожидала. Застигнутая врасплох, она заплакала и призналась в убийстве, причем не только дяди, но и отца, и брата. Но Фриешка продолжал держать ее на мушке. Тогда женщина сообщила, что яд она купила у Фазекаш. Кроме этого, Сабо назвала несколько женщин, которые тоже избавились от своих мужчин. Среди них была и Олах.

Полицейские арестовали шесть женщин и отвезли их в участок в Сольноке. За время пути Сабо успела прийти в себя, поэтому на допросе держалась спокойно, отказавшись от предыдущих показаний. Начальнику полиции она заявила, что сознаться в убийствах и оклевать других ее силой заставил Фриешка. Остальные дамы вели себя также спокойно и сдержано. На обвинения они реагировали одинаково – округляли глаза и пожимали плечами. Пока шли допросы, полицейские обыскали дома подозреваемых. Но никаких улик не обнаружили. Поэтому женщин отпустили. Исключение сделали лишь для госпожи Сабо. Она осталась под арестом в качестве главного подозреваемого.

Фриешка и Барток, а также еще несколько полицейских вернулись в Надърев поздно ночью и рассредоточились по деревне. Сделали они это специально, чтобы их никто не заметил. И не ошиблись. Удачливее остальных оказался Барток. Он увидел, как из своего дома вышла некая женщина, предположительно Фазекаш или Олах. Увязавшись следом, полицейский стал свидетелем любопытных сцен. Оказалось, что женщина ночью обходила своих клиенток-отравительниц и призывала их не разговаривать с полицейскими. А Барток тем временем записывал номера домов в блокнот. Так у полиции появился список убийц. Тогда же страж порядка решил, что нужно заглянуть на местное кладбище, чтобы провести эксгумацию тел мужчин, которые умерли за последнее время. Если удастся обнаружить следы яда, можно смело отправлять дело в суд.

Точно такая же мысль пришла в голову и Фазекаш (а может быть и Олах, ведь Барток пока сам не знал, за кем он наблюдал). Женщина вместе с подельницами направилась на Надъревское кладбище. Спрятавшись за одно из многочисленных надгробий, полицейский наблюдал, как жительниц деревни взяли лопаты и… Нет, они не стали выкапывать трупы. Женщины решили поступить более хитро. Они начали менять местами надгробные плиты и камни. Если бы их план сработал, эксгумация тел ничего бы не дала, ведь под плитами с именами предположительно убитых лежали умершие естественной смертью мужчины (такие в Надъреве тоже встречались).

Расплата

Барток засвистел в свисток и, выхватив пистолет, выскочил из-за своего укрытия. Женщины, побросав лопаты, замерли, испуганно глядя на стража порядка. Лишь одна попыталась скрыться – Фазекаш. Она отчаянно сопротивлялась, но все же справиться с полицейским не смогла. А вскоре к нему на подмогу прибежали и остальные стражи порядка.


На следующее утро была проведена процедура эксгумации. Эксперты и медики из Сольнока работали в течение нескольких дней, находя все новые и новые тела со следами мышьяка. Среди убитых были не только взрослые мужчины и старики, нашелся даже ребенок. Обнаружили эксперты и тело Юлиана Фазекаша. А Барток и Фриешка чувствовали себя настоящими героями, ведь именно им двоим удалось раскрыть дело Надъревских отравительниц. Тогда же все узнали, что Юлия Фазекаш и Жужа Олах – это один и тот же человек. Она специально пряталась под двумя личинами (есть версия, что женщина переодевалась и гримировалась), чтобы запутать и местных, и своих подельниц, и представителей закона.

Несмотря на успех, дел у полиции и экспертов было еще очень много. Ведь они проверили только кладбище Надърева. Впереди их ждало место захоронения жителей соседней деревушки…

Такой версии произошедшего придерживается американский и венгерский историк Бела Бодо. А есть еще два варианта развития событий. Первый гласит, что госпожа Сабо была схвачена двумя мужчинами, которые сумели выжить после попытки отравления. Они-то и доставили ее к полицейским. В третьей версии главным действующим лицом является студент-медик из соседней деревни. Он случайно наткнулся на несколько выброшенных на берег мужских тел. Сделал анализ и обнаружил в останках мышьяк. Этим заинтересовалась полиция и начала расследование.

Во время следствия полицейские в общей сложности арестовали восемьдесят женщин и двоих мужчин. А перед судом предстали тридцать четыре жительницы Надърева и один житель – тот самый фельдшер. Из них шестнадцать человек были осуждены на различные сроки тюремного заключения, а еще восемь приговорили к смертной казни. Но, в конечном итоге, повесили лишь двоих – Сабо и Палинку. Фазекаш до виселицы не дожила - воспользовавшись оплошностью полицейских, она покончила с собой. Вообще, за все время пока шел следственный процесс, женщина почти ничего не говорила. Она никак не пыталась оправдать себя или объяснить, зачем ей понадобилось подстрекать жительниц деревни на убийства. Поэтому преступницы мотивы остались для полиции неясными. Ее подельницы утверждали, что Фазекаш таким образом мстила своему отцу и первому мужу за унижения и постоянные побои. Говорили, что будто бы она даже продала душу дьяволу, чтобы тот помог ей свести в могилу всех мужчин. Тот согласился и поделился с ней рецептом яда. Но это, конечно, всего лишь домыслы арестованных женщин, которые всеми силами старались всю вину переложить на Фазекаш.


Госпожу Сабо повесили за убийство отца, дяди и брата. На Палинке же была кровь вообще всех ее родственников. За короткий срок она отравила родителей, обоих своих братьев, одну из невесток, а также тетку. Все эти убийства она осуществила ради нового дома и земельного участка.

События, произошедшие в Надъреве легки в основу художественного фильма «Икота», а также документальной картины «Ангелоделы».

Автор: Павел Жуков


Источник: «Идите к нашему священнику, он вам все расскажет»
Автор:
Теги: 1929 аборт алкоголизм анализ быль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства